I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 10 страница



Будущие супруги должны отдавать должное всем этим правилам, и перед Кришной принять на себя брачные обязательства, которые могут быть расторгнуты только в случае смерти (или санньясы, принятой с согласия жены). Если они исполнят их, то это позволит каждому в отдельности вступить в другой союз, тот, к которому они вместе готовились всю свою жизнь, в чисто божественный союз, теперь уже за пределами материального мира, - союз в возобновленных любовных взаимоотношениях между душой и Кришной, Верховной Личностью Бога.

Поэтому, необходимо с особой серьезностью отнестись ведическим предписаниям, предохраняющим брак от распада. Развод или разрыв семейных отношений, вызванные взаимным недопониманием, презрением и ненавистью, порожденными низшими гунами природы, недопустимы, даже несмотря на то, что наше время из-за пагубного воздействия Кали-юги, такое часто случается. Поскольку в наше время люди неосмотрительны в своем отношении к браку, разводы стали распространенным явлением. В прежние же времена люди вступали в брак на всю жизнь, и любовь между супругами была так сильна, что жена, когда ее муж умирал, была готова даже добровольно расстаться с жизнью или же остаться на всю жизнь верной ему вдовой. В наше время брачные обязательства представляют собой всего лишь взаимное соглашение. А когда нет строгого соблюдения ведической системы, брак чаще всего заканчивается разводом. (См. комм. Шрилы Прабхупады к Бхаг. 9.18.23).

И все-таки, в умах некоторых наших читателей, или западных приверженцев бхакти-йоги, даже если те и стремятся следовать божественным принципам Вайшнавизма, вполне могут возникнуть возражения. Вот два самых основных из них:

+ Придерживаться ведических предписаний для брака не имеет смысла, поскольку они рассчитаны на религиозную и социальную среду, воссоздание которой в настоящий момент неосуществимо для вайшнавов западных стран. Преданные Движения Сознания Кришны, представляющие подлинную традицию Вайшнавизма, еще не смогли установить, как того хотел Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, систему варнашрама-дхармы, призванную воплотить в реальность эту религиозную и социальную атмосферу, и сделать возможным исчерпывающее исполнение всевозможных самскар (в особенности, виваха-самскары) и, кроме всего прочего, обращение к астрологии за подтверждение принадлежности к той или иной варне.

+ Второе возражение является продолжением первого: если преданные решают вступить в брак, то он, по определению, не может не быть успешным, так как преданные свободны от всякого материального влияния. Преданным не за чем обращаться к астрологии, поскольку они вышли из под власти своей кармы. Им нужно просто повторять маха-мантру, заниматься, по крайней мере, взаимодополняющими видами служения Кришне, и им обеспечен успех. Их союз будет идеальным, совершенно не омраченным никаким раджасом или тамасом. Чего ради беспокоитья об ограничении себя второстепенными правилами? Их можно принять во внимание только в недолгосрочном, мнимом смысле, как часть проповеди.

 

Очевидно, что эти возражения несостоятельны.

 

* Первое, основанное на отказе от следования якобы неориентированным на современный мир обычаям, само по себе неопределенно и нелогично, поскольку преданные должны тщательно придерживаться практики самскар (особенно виваха-самскары) строго и систематически, прибегая к помощи астрологии, ибо это, как ни что другое, поможет заложить основу варнашрама-дхармы, и желанной социальной и религиозной среды. И в то же самое время, безусловно, нужно учитывать обстановку, существующую в современном западном обществе; и мы можем позаботиться о том, чтобы некоторые по необходимости внесенные поправки отражались лишь на внешней форме, а не на сущности процесса.

* Второе возражение, часто звучащее, выражает, в первую очередь, недостаток оценки и адекватного восприятия фактов. Если большинство преданных, вступающих в брак, действительно находятся на трансцендентном уровне, то почему тогда в ИСККОН всего за несколько последних лет произошло так много разводов? Более того, подобное возражение являет недостаток знания о положении преданного, как и знаний об астрологии. Нельзя сказать, что преданные уже абсолютно освободились ото всей своей кармы. Особенно те, кто только встал на этот путь. Несомненно, процесс их очищения протекает быстро и интенсивно, но, все-таки, требуется некоторое время для полного сгорания всего багажа их, зачастую, тяжелого прошлого. Накопившаяся карма (санчита-карма) находится в процессе уничтожения, и когда она сгорит полностью, останется то, что называется прарабдха-кармой. Те, кто внимательно изучают шастры, хорошо знают, о чем идет речь. Кроме того, астрология, хотя и считается наукой о карме, она не ограничивается только кармой, подтверждением чему служит то, что она позволяет предсказывать явление Кришны и предоставляет нам Его гороскоп со всеми божественными знаками Его происхождения, Его личности и Его будущих качеств. Нам следует понять, что астрология, в более общем смысле, представляет собой язык, или же систему, знаков, через которые Кришна позволяет нам выяснить суть всего происходящего во времени и пространстве, доступным восприятию наших грубых и тонких чувств, и даже за их пределами...

 Поэтому мы не должны пренебрежительно относиться к обращению за помощью астрологии или же к науке самскар, особенно в том, что касается брака. Ведические предписания являются частью изначальной и вечной Традиции, всегда обнаруживающей свою бесценность, независимо ни от времени, ни от обстоятельств, ни даже от мрачной аудитории Кали-юги.

Такие ведические предписания образуют своего рода рычаг, позволяющий человеку подняться, по крайней мере, до гуны добродетели и до пуньи (благочестия), благоприятствующих достижению шуддха-саттвы и вимукти (истинного освобождения).

Нам необходимо усвоить, что совершение виваха-самскары и остальных самскар, также как и обращение к астрологии, - все это имеет лишь одно назначение: способствовать духовному возвышению человека, пока у него все еще осталась привязанность к материальному телу.

    

 IV.10 Подготовка к Церемонии

+К церемонии ведической свадьбы следует начать готовиться заблаговременно. Перед любой свадьбой необходимо заранее выполнить определенные административные обязанности. Положение новобрачных должно быть во всех отношениях законным.

 + Предже всего, рекомендуется, чтобы новобрачные заранее соглосовали дату своей свадьбы с опытным астрологом и с исполняющим обряд священослужителем.

+ Во Франции, когда какая-то пара хочет засвидетельствовать свой брак пред Богом, им необходимо предварительно зарегистрировать его в загсе. Это обстоятельство должно обязательно учитываться при назначении даты обряда. Чтобы оформить свой брак в загсе, необходимо пройти определенные формальности, собрать разные справки (например, о том, что человек не состоит в другом браке), официально объявить о предстоящем браке, пройти необходимые предворительные анализы (чтобы, скажем, избежать несовместимости групп крови или других неприятностей)... Если вы зарегистрировали свой брак заграницей, стоит быть в курсе законов данной страны.

 + Если будущие новобрачные обратились к астрологу, не ставя в известность жреца, собирающегося проводить обряд, им следует сообщить ему о заключении астролога относительно правильного времени для проведения церемонии, так, чтобы жрец приготовил все к ягье и выразил свое согласие или несогласие в связи с намеченной датой. Если помолвленные запланируют все заблаговременно и проконсультируются о предстоящей церемонии с действующим священослужителем, они оградят себя от возможных неприятных неожиданностей.

 + В качестве формального подтверждением тому, что проходящие обряд действительно зарегестрировали свой брак, священнослужитель спросит у них свидетельство о браке из загса. Когда священнослужителю будут предъявлены необходимые документы, он сможет убедиться в порядочности и нравственной ответственности новобрачных.

 

IV.10.1.

Подходящее Время

 +Для проведения церемонии бракосочетания есть много благоприятных периодов времени:

* Время, когда солнце движется на север, то есть период между зимним и летним солнцестоянием (с 21 декабря по 21 июня).

* Период растущей луны.

* Весной, например, во время васанта-панчами (фестиваля пяти светлых дней, приходящегося на середину месяца Магх)*89.

* Дни явления Вишну-таттв (но лучше воздерживаться от бракосочетания на Джанмаштами, Радхаштами и другие праздники, приходящиеся на время, когда солнце идет на юг).

* Время, когда луна находится в созвездии Мригашира, Хаста, Мула, Уттара-пхалгуни, Уттарабхадрапада, Уттарашадха, Анурадха и Свати.

* Месяц Магха (длящийся примерно с середины января до середины февраля).

 + Свадебная церемония должна проводиться во второй половине дня, ближе к вечеру, и новобрачным при этом надлежит поститься весь день.

 IV.10.2. Неблагоприятное Время

+При выборе времени для проведения свадебного обряда необходимо избегать следующих неблагоприятных периодов:         

 # В Индии ни одна свадьба не проводится в то время, пока солнце движется на юг (то есть, с 21 июня по 21 декабря).

* Период Чатурмасьи *90;

* Понедельник, если Пратипат титхи попадает на этот день;

* Воскресенье, если Саптами титхи выпадает на этот день;

* Последние пять дней лунного месяца, непосредственно  предшествующие новолунию;

* Четвертый, восьмой и четырнадцатый день лунного месяца;

 * Вторник (исключения могут составлять только случаи, согласованные с астрологом и жрецом, проводящим обряд);           

 * Суббота (исключения могут составлять только случаи, согласованные с астрологом и жрецом, проводящим обряд);           

* Время звездных соединений (йог), таких как Вьятипата, Вайдхрити и Паригха.

* Периоды раху-кал (перечисленные ранее).

 

IV.10.3. Подходящее Место   

Большинство свадебных обрядов проходит дома у отца невесты (только дхрити и чатруртхи хомы проводятся в доме мужа). Необходимо также принять во внимание следующее постановление Джи Би Си:

* (13) [Постановление от 25 декабря 1992 года] “Только получившие посвящение преданные Кришны, строго придерживающиеся данных во время посвящения обетов, могут сочетаться браком перед арча-виграхой Господа во время вайшнавского обряда (в храмах ИСККОН)”.

* Жрец ИСККОН может, в конце концов, также проводить свадебные обряды со священным огнем и для неинециированных преданных, но не перед Божествами, при условии, что нет сомнений в том, что новобрачные строго и постоянно придерживаются четырех регулирующих принципов. Лучше, чтобы такие церемонии проводились по возможности не в храме. Преданные ИСККОН, с соответствии с законами государства, регулирующими религиозные церемонии, могут брать на себя ответственность за проведение обрядов бракосочетания для других инициированных преданных”.

    

IV.11. Приготовления

IV.11.1. Украшение Невесты

 + Невесту можно украсить, следуя ритуалу, включающему шестнадцать форм украшения. Этот ритуал можно назвать “ритуалом украшения”, который проходит невеста перед свадебной церемонией:

* Ей нужно принять омовение;

* Воспользоваться эфирными маслами и кремом для лица;

* Подушить волосы ароматическими маслами;

* Накрасить глаза, щеки и т.д., используя разные оттенки и цветные краски;      

* Накрасить ногти и нанести на руки благоприятные узоры и линии;           

* Украсить свои стопы;

* Воспользоваться тушью для ресниц, а также ?collyrium, kajjal;

* Искусно уложить волосы на прямой прабор;

* Освежить свое дыхание;

* Накрасить губы красной или бесцветной помадой;

* Украсить волосы цветами;

 * Украсить себя драгоценностями (браслетами, ножными колокольчиками и т.п.);

* Ароматизировать свое тело духами или ароматическими маслами;

* Невеста должна посмотреться в зеркало, и убедиться, все ли ей нравится;

* Во время свадебного обряда невеста должна получить синдуру;

* Во время церемонии муж должен покрыть голову невесте сари,

   

IV.11.2. Украшение Помещения

+ Помещение, где будет проходить обряд, можно украсить следующими атрибутами:

* бумажными гирляндами;

* считающимися благоприятными, листьями манго, символизирующими плодородность;

* вазами с душистыми и красивыми цветами;

 * высаженными в горшки банановыми деревьями, символизирующими процветание;

* высаженными кокосовыми пальмами;

* кокосами;

* зелеными растениями;

* цветными флагами;

* пандалом или йаджна-шалой (свадебным шатром);

* благовониями и постоянно горящими лампадками с гхи,;

IV.11.3. Одежда

+ Новобрачные должны быть одеты в новые одежды, которые никогда прежде не одевались и даже не стирались, а были очищены солнцем, ветром, мантрами или панчаратрой.

# На невесте должно быть предпочтительнее всего красное, золотое или блестящее сари. Жених должен быть одет во все белое.

IV.11.4. Приготовление Угощения       

          

По случаю такого события приготовьте большой пир. Если вы не хотите ничем рисковать, то дайте брахману-вайшнаву первому зажечь огонь, на котором будет готовиться свадебное угощение.

 

IV.11.5. Подготовление Необходимых Компонентов       

 + Заблаговременно обсудите со жрецом, что необходимо для проведения церемонии.

* Приготовьте побольше цветочных лепестков, чтобы ими можно было обсыпать новобрачных;

* Подготовьте цветочные гирлянды: две для новобрачных, одну для жреца, другую, поменьше, - для канйа-даны, и еще несколько для родителей, свидетелей и т.д.;

* Подготовьте синдуру, кункуму, сандаловую пасту, обручальные кольца и т.п.;

* Приготовьте асаны.           

 

IV.11.6. Чье Присутствие На Церемонии Особенно                                           Желательно                                             

  

* Родителей жениха и невесты;

 * Братьев и сестер жениха и невесты (вспомните свадьбу Деваки и Васудевы, когда Камса вез свою сестру);

 * Других родственников, друзей и т.д.;

 * Можно также пригласить музыкантов и т.п;

 

 IV.12. Предварение Свадебной Церемонии

 

+ В Индии церемонии отличаются в своих деталях в разных религиях или разных Вайшнавских религиозных школах. Но свадебный обряд, подобно театральной постановке, - это заранее разработанная процедура, где каждому отведена строго определенная роль и свой текст. Большая часть свадебных церемоний в Индии до сих пор проходят по традиции, хотя продолжительность обрядов зачастую сокращается. Раньше свадьбы могли длиться вплоть до четырех дней, но в наше время, на все может хватить и одного дня, в зависимости от того, где она проходит. В разделе, непосредственно описывающем проведение ритуалов, мы включили дополнительные хомы для индийской общины.

 + Яджур Веда содержит изысканные стихи, прославляющие качества мужчин и женщин, стихи, предназначенные специально для тех, кто собирается вступить в брак. Они могут послужить воодушевлением для новобрачных, особенно, если это индийцы. Можно также почитать о свадьбе Лакшми и Нараяны, что будет источником волнующего и оживляющего вдохновения для жреца, для новобрачных и для гостей.

# Милани: Приветствие Жениха

 + Семья невесты торжественно принимает ее будущего мужа*92, предлагая ему цветочную гирлянду и мадхупарку*93. Мадхупарка - это своего рода священный и очень благоприятный эликсир, предварительно предложенный с молитвами Кришне и тем самым еще более освященный.

#Гуру-парампара

 + Будущий муж выражает свое почтение А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, или другим духовным учителям, в зависимости от того, чей он ученик, после чего идет и садится на освященной жертвенной арене (виваха-мандапе), где будет проходить сам обряд.

# Даршана

 + Под трубные звуки раковин, сопровождаемая своими подругами, входит невеста, и садится рядом с будущим мужем, который теперь может отдать должное ее красоте.

 # Свагата

 + Приветственное обращение и вступление перед церемонией. Это обращение по традиции предназначено также и для того, чтобы еще раз указать новобрачным на важность духовной жизни.

# Ачамана: Ритуал Очищения

 + Жрец и новобрачные совершают ритуал очищения водой из разных священных рек Индии, произнося ритуальные заклинания.

 

# Мангала шанти

 + Произносятся специальные мантры (ритуальные заклинания, священные гимны), чтобы оградить церемонию от всевозможных помех и затруднений.

 # Стути

 +Специальные мантры предлагаются Богу, чтобы Он пролил на будущую чету Свои благословения. Эти гимны восхваляют необыкновенную щедрость Господа, Его верховенство, Его благие качества, Его различные божественные имена и игры, - все, что описывается в древних ведических писаниях, таких как Брахма-самхита, Нараяна- и Лакшми-суктам...

# Санкалпа: Торжественное Объявление

 + Торжественно объявляется официальное начало свадебной церемонии.

 # Канья-дана

 + Отец невесты соединяет руки своей дочери и своего будущего зятя. Он берет правую руку невесты и кладет ее на правую руку жениха, после чего кладет сверху свою руку, тем самым провозглашая, что отдает ее в жены, а в это время член семьи жениха помещает свою руку снизу, в знак радушного приема невесты, приглашая ее войти в ее новую семью.

 + Жрец окропляет все эти руки священной водой.

# Пани-граханам

+ Подруга обоих новобрачных увенчивает их соединенные руки цветочной гирляндой, символизирующей их союз. После чего новобрачные поизносят свои последние обеты.

 # Мангалья-дхарана

 + Новобрачные обмениваются обручальными кольцами. Потом встают и меняются местами и одетыми на них цветочными гирляндами. После чего девушка семь раз обходит своего мужа. Затем муж ставит ей на лоб красную точку из порошка киновари, что говорит о том, что теперь она замужем*94. Потом он покрывает ее голову сари. Конец одежды мужа привязывают к концу сари невесты. Этот узел должен сохраняться в течение семи дней, символизируя неразрывность их союза.

 #Агни-стхапана

+Хотя Шри Кришна, Бог, и всемогущ, Он являет Себя далеко не каждому. Эта церемони предназначена для того, чтобы попросить Его проявится в форме огня, самого тонкого материального элемента, из тех, что мы можем видеть. Так Он сможет принять наши подношения, предлагаемые пламени священного огня. Эти подношения состоят из доброкачественного зерна и очищенного топленого масла. Возлияние масла и подношение зерна сопровождается пением ведических гимнов, дарующим благие плоды. Такие гимны или мантры оканчиваются словом сваха (“Я свидетельствую”). Господь свидетельствует этому союзу, теперь освященному Им.

 # Прадакшина

+ В знак почтения, новобрачные обходят вокруг божественного огня семь раз, в то время, как члены их семей осыпают их лепестками цветов и рисом. Новобрачные торжественно объявляются мужем и женой, связанными брачными узами, и затем подводятся к старшим вайшнавам за благословениями.

 # Дакшина

+ Новобрачные предлагают жрецу подарки. По сути дела, их новый статус обязывает их раздавать пожервтования и милостыню. Жрец в ответ дарит им свои наилучшие пожелания.

 # Прасадам

+ Церемония завершается большим пиром, состоящим из всевозможных изысканных вегетарианских блюд, вначале предложенных Верховному Господу, Шри Кришне.

 

IV.13. Гандхарва-виваха: Свадьба по Обычаю Гандхарвов


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!