I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 5 страница



Для чтения Веданта-сутры и Говинда-бхашьи человеку необходимо обладать особыми знаниями культуры Ведической традиции, какой она была в самой глубокой древности. Различные школы претендуют на то, что корни их философии находятся в Веданта-сутре, аргументируя это одним лишь своим собственным пониманием этого писания. На западе к Ведантистам бесцеремонно причисляют последователи Шанкарачарьи, тем самым, отводя им роль единственных носителей философии Веданты. Конечно же, многие из них считают комментарии Шанкарачарьи на Веданту наиболее привлекательными для себя. Но Веданта открывает человеку сущность ведической мудрости; не справедливо сводить ее к Шарирака-бхашье Шанкары, излагающей лишь кеваладвайту, философию исключительного монизма. Существуют и другие комментарии, такие как Говинда-бхашья Баладевы Видьябхушаны, основанная на доктрине дуализма.

Последователи философии кеваладвайта (обычно известной как Маявада), не единственные, кто основывается в своих взглядах на Веданта-сутре. Философия Веданты является основой всей деятельности Вайшнавов, и она растолковывается ими через философии шуддхадвайты (чистого монизма), шуддха-двайты (чистого дуализма), двайтадвайты (монизма и дуализма) и ачинтья-бхедабхеда (непостижимого единства и различия). Чтобы считаться ачарьей среди индийских трансценденталистов, следующих ведическим принципам, необходимо быть глубоко сведующим знатаком философии Веданты.

Когда Шри Вишнусвами, один из четырех ачарий-Вайшнавов, представил свою философию шуддхадвайта-вады, последователи Шанкарачарьи воспользовались этим для того, чтобы выдвинуть свою доктрину кеваладвайты или адвайта-вады. Чтобы опровергнуть их, Шри Рамануджачарья, представил свою философию вишишта-вады, а Шри Мадхвачарья - философию таттва-вады. После этого, Шри Чаитанья Махапрабху заключил это Своей философией ачинтья-бхедабхеда-таттвы, непосредственно вытекающей из Веданты и примиряющей все противоречия между дуализмом и монизмом. Баладева Видьябхушана объяснил Веданта-сутру на основе вайшнавской философии.

Бхакти становится подлинной и твердой, когда она развивается на основе философии Веданты*30. В противном случае, все может превратиться в сентиментализм, который станет лишь помехой для общества, как подтверждается Шрилой Рупой Госвами*31. “Все научное знание о Трансцендентном должно находить свое подтверждение в шрути, смрити и прочном логическом обосновании”*32. Такая логика называется ньяя. И Веданта-сутра также известна как ньяя-прастхана (прастхана значит “источник знания”), поскольку она излагает ведическое знание на основе логики и логических рассуждений.

 

I.2.7.     

 Очень древнее учение Панчаратры сопровождает гимн Риг-Веды, называющийся Пуруша-сукта, и представляющий собой доказательство Вайшнавской философии Вед. В Шатапаха Брахмане (13.6.1), написано, что Нараяна открыл вид жертвоприношения, именуемого панчаратра, и совершил его. Это писание является частью Ведических Брахман, описывающих обряды и церемонии. Ритуальные методики Панчаратры не могут быть выдуманы или открыты кем-то, только Бог может дать наставления, содержащиеся в Панчаратрах. Более того, обряды Панчаратрики основываются на ведических текстах.

 Панчаратра объясняет, что “Нараяна является изначальной причиной всех экспансий Бога, таких, как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Васудева и Санкаршана располагаются посередине: слева и справа, Прадьюмна - справа от Санкаршаны, а Анируддха - слева от Васудевы. Таков порядок расположения этих четырех Божеств. Они известны как личные адьютанты Кришны”*33. Шанкарачарья яростно боролся с теми, кто придерживался Панчаратры, поскольку работы, подобные ей, сильно подрывают основы монизма, атеизма и нигилизма, что неоднократно демонстрируется в Чайтанья-чаритамрите.

“Великие ачарьи прошлого признают Панчаратра-шастры подлинными ведическими писаниями. Такие писания не являются порождением гун страсти и невежества. И потому сведущий ученые и брахманы всегда ссылаются на сатвата-самхиты. Изначальным рассказчиком этих писаний является Сам Нараяна, Верховная Личность Бога. Подтверждение этому приводится в Мокша-дхарме (349.68), являющейся частью Шанти-парвы Махабхараты. Мудрецы, достигшие освобождения, такие, как Нарада и Вьяса, свободные от четырех недостатков обусловленных душ, занимаются распространением этих писаний... Нет никого отвратительнее недобросовестных комментаторов и так называемых учителей, умышленно извращающих смысл Панчаратра-сутр, дабы опровергнуть представленные в ней ограничения”34.

В комментарии к Чаитанья-чаритамрите Шрила Прабхупада объясняет, как описание чатур-вьюхи, приведенное в Панчаратре, является камнем приткновения для монистов. Там же Шрила Прабхупада представляет и опровергает, один за другим, доводы, противопоставленные Шанкарачарьей. В своем комментарии на Веданта-сутру, известном как Шри-бхашья, Шрипада Рамануджачарья также показывает несостоятельнось утверждений Шанкары. Шри Рамануджачарья объясняет, что он приравнивает Панчаратру к философии атеиста Капилы, пытаясь доказать, что и та и другая противоречат ведическим догмам.          Сатвата-панчаратры являются дополнением к Ведам, и также, как и Веды, исходят из дыхания Бога, Нараяны. И Панчаратра и Веданта-сутра выражают одни и те же идеи. Поэтому Шри Чаитанья Махапрабху подтверждает, что между ними не существует разногласия*36.

Панчаратры признаны Рамануджачарьей, Мадхвачарьей и Чаитаньей Махапрабху. Описание экспансий Вишну, содержащееся в них, устанавливает Его верховное положение. В Панчаратрах также объясняются вайшнавская дикша и этикет, и даются предписания по сооружению храма, установлению арча-виграхи Господа, поклонения Ему и т. д.

Тот факт, что в Панчаратрах рекомендованы другие обряды и церемонии, в дополнение к тем, что упомянуты в Ведах, никоим образом не доказывает того, что они не-ведические. Некоторые (в том числе и смарта-брахманы) пытались посеять сомнения в подлинности и действенности Панчаратр, аргументируя это тем, что сам Вьясадева в своей Веданта-сутре якобы осуждал их. Эти доводы - ни что иное, как бесстыдная ложь, поскольку и Махабхарата и Шримад-Бхагаватам (непосредственный комментарий на Веданта-сутру), также написанные Вьясадевой часто адрессуют нас к Панчаратрам. Назначение Вед не сводится к тому, чтобы просто провести разграничения между тем, что должно и что не должно. Веды также учат тому, что Абсолютная Истина является личностью. Отвергающие Панчаратру оправдываются тем, что она осуждается в некоторых Пуранах, забывая о тех из них, которые рекоммендуют Панчаратру, то есть, о саттвика Пуранах,- шести Пуранам в гуне добродетели, относящимся к наиболее важным.

    

Нарада стал автором Нарада-панчаратры - толкования Вед с точки зрения преданного служения Господу. Эта Нарада-панчаратра способна освободить от пут кармы даже тех, для кого кармическая деятельность представляет единственный интерес в жизни. Нарада дает руководство людям мира, каким образом они, через свою деятельность, могут выйти на путь духовного восхождения. В этом, как объясняет Шрила Прабхупада и заключается метод Панчаратры: “Для того, чтобы излечиться от несварения желудка, вызванного злоупотреблением молочными блюдами, врач прописывает больному принимать простоквашу, которая является ни чем иным, как видоизмененным молоком...”*37

 

I.2.8. Агамы и Тантры

Слово агама означает “традиция”, и относится к текстам определнной ведической школы. Это трактаты, описывающие технологию проведения обрядов. В них мы найдем разные мантры, мудры, руководства по изображению янтр и мандал, - все то, что совсем не затрагивается в ведических описаниях обрядов. Не все агамы, являются, как часто полагают, шиваитским. Некоторые из них вайшнавского толка и очень схожи с Панчаратрой. Подобно этому, существует Шива-самхита, хотя Самхиты и относят к Вайшнавской традиции.

В Паушкара-самхите говорится: “Писания, рекомендующие брахманам поклоняться четверичной форме Верховной Личности Бога, называются агамами”*39.

Слово тантра означает “веревка”, “плетение” и ”строение ткани”, то есть, Тантры как бы сплетают, собирают знание воедино. Тантры разъясняют традиционную доктрину. Как агамы, они представляют собой практическое руководство по поклонению, призывающее нас вместо пустых размышлений испытать все на собственном опыте. Они предназначены для практического применения. Разница между значениями слов агама и тантра небольшая. Оба они более или менее обозначают один и тот же вид деятельности, но слово тантра в данном случае просто заменяет слово агама. Таким образом, Панчаратра представляет собой тантрическую форму Вишнуизма, и духовные наследники шести Госвами Вриндавана следуют параллельно обоими путями: и Бхагавад-виддхи, и Панчаратрика-виддхи (путь поклонения).

 

То, что общепринято считается Тантризмом, фактически, является просто религиозной доктриной, содержащейся в определных Тантрах. Она основана на принятии двух начал: мужского начала (представленного Шивой), и женского начала (представленного Шакти), -считающихся комплементарными. Тантрики стремятся к единению, считая себя Шивой и Шакти. Они ищут божественного единения, подражая Богу. Именно так считают и сахаджии, (за исключением того, что вместо Шивы и Шакти они выдают себя за Радху и Кришну). Тантрики были выходцами из Бенгальской школы Буддизма, существовавшей примерно с восьмого по двенадцатый век. Из этой же школы вышли баулы.

 

Таким образом, тантризм - это нововведенный термин. Он, так же, как термин “йога”, используемый в наши дни, обычно подразумевает хатха-йогу, несмотря на то, что существует много других систем йоги.

 

I.2.9. Пураны и Итихасы

Веды были написаны на Вайдика Санскрите, языке, расшифровывать который очень трудно. Кроме того, перед изучением Вед, необходимо также изучить Веданги: шикша (произношение); калпа (процедуру жертвоприношения); вьякарана (правила грамматики); нирукти (этимологию); джьотиша (астрономию и астрологию); и чханды (метрики и ритмический строй). На изучение всего этого требуется много времени. Существует также способ изучения Вед, позволяющий усвоить и запомнить их, но в наши дни он уже более не применим из-за отсутствия нужного для этого процесса обучения, основанного на сильной памяти. Мы не можем и мечтать о такой силе памяти, какая была у студентов, изучавших Веды в былые времена, и в настоящий момент мы можем лишь восхищаться ей. Оказывается, память наших современников невероятно ослабла. Кроме того, физическая и психическая обстановка, окружающая нас, далеко не способствует изучению Вед.

 

Поэтому в наше время понять Веды необыкновенно трудно (Тайттирья Упанишад, Араньяка 2.9). Так что нам лучше изучать Пураны и Итихасы, исходящие из того же совершенного источника (Брихад-араньяка Упанишад, 2.4.10). К тому же, последние были написаны в повествовательной форме на Лаукика Санскрите (более достуном для понимания современного человека языке). И тогда как изучение Вед было доступно только тем, кто получил посвящение, на Пураны и Итихасы, называемые так же панчама-ведой, пятой Ведой, подобные строгости не распространяются (Каутхумия-чхандогья Упанишад, 7.12). И в Ведах ли, в Рамаяне ли, в Пуранах ли, или же в Махабхарате - везде прославляется все тот же Господь Хари (Сканда Пурана 4.95.12).

 

Те брахманы, чьи родители не проводили обряда гарбхадхана, не могут считаться по-настоящему дваждырожденными, даже если впоследствии они и получили священный шнур. Первым рождением является гарбхадхана-самскара, а вторым - момент инициации. Такие дети брахманов, именуемые двиджа-бандху, классифицируются как шудры, поскольку они, как и те, лишены брахманических качеств, необходимых для того, чтобы понять Веды. Однако в Кали-югу практически каждый является шудрой, и потому неспособен непосредственно усвоить Веды. И для таких людей были составленны такие писания, как Махабхарата. Назначение Махабхараты то же, что и назначение Вед; поэтому, в этом произведении содержится обобщение всей Веды в форме Бхагавад-гиты. Чхандогья Упанишад (7.1.4) утверждает, что Пураны и Махабхарата называются пятой Ведой. Усвоив все это, духовный аспирант может приступить к изучению Веданты*40.

В Матсья Пуране (53.9.11) написано, что восемнадцать Пуран, содержащие 400 000 стихов, подразделяются на три категории, в соответствии с тремя гунами материальной природы:

* Пураны, относящиеся к гуне добродетели (саттвика-пураны): Вишну, Нарада, Гаруда, Падма, Вараха и Бхагавата Пураны;

* Пураны, относящиеся к гуне страсти (раджасика-пураны):

Брахма, Брахма-вайварта, Брахманда, Маркандея, Бхавишья и Вамана Пураны;

* Пураны в гуне невежества (тамасика-пураны): Матсья, Курма, Шива, Линга, Сканда и Агни Пураны.

+Саттвика-пураны прославляют Господа Вишну; раджасика-пураны - Господа Брахму; тамасика-пураны - Шиву, Дургу и Агни.

Саттвика-пураны стоят выше остальных, поскольку в них повсеместно описывается цель жизни в согласии с самбандхой (связью со Всевышним), абхидеей (процессом или способом обретения этой связи) и прайоджаной (необходимостью, целью). Из всех саттвика-пуран, Бхагавата Пурана является естественным комментарием на Веданта-сутру. Матсья Пурана (53.20.22) подтверждает то, что Бхагавата Пурана в своих 18 000 стихах описывает высшие принципы религии.

Первый стих Бхагавата Пураны включает Гаятри мантру. Эта книга является естественным комментарием на Веданта-сутру, написанным тем же самым автором, Шрилой Вьясадевой, дабы уберечь ее от неавторитетных толкований.

Падма Пурана (Уттара-кханда) подтверждает, что из всех Пуран, Бхагавата - наилучшая, ибо каждая ее строка прославляет Господа Кришну. В Сканда Пуране (Вишну-кханда 5.16.40-42) задается вопрос: “Что толку от библиотеки, если в ней нет Бхагавата Пураны?” Даже Шанкарачарья прославляет Кришну Говинду в своей Говиндаштакам, основываясь на Бхагавата Пуране.

 

I.2.10. О Том, Как Лучше Всего Использовать Термин “Ведический”

 Становится очевидным, что Веда изначально в большей степени обозначала богооткровенное знание вобщем, нежели как таковой текст. Таким образом, термин “ведический” использовался для определения любого текста, вытекающего из Вед. В индийской традиции слово “ведический” применяется по отношению к любому тексту, даже если он был написан позже, если он просто и без искажений передает или объясняет знание изначальной Веды. И именно в этом смысле сейчас употребляются термины “ведический” или “Веды”. Поэтому, осуждать авторов, называющих Ведами тексты, не являющиеся частью четырех Вед было бы несправедливо. В этой книге слова “Веды” и “ведический” относятся не только к текстам четырех изначальных Вед, но, по индийскому обычаю, также и к смрити, или Традиции.

 

 II. Самскары в Непосредственном Контексте

 

II.1. Варнашрама-дхарма

 

II.1.1. Пурушартхи: Четыре Цели

Ведическая Традиция учит нас, как вести жизнь одновременно успешную и приятную*41. Для тех, кто ищет чувственных наслаждений, но не хочет порабощаться ими, шрути и смрити рекомендуют стремится к достижению четырех целей, четыре пурушартх (целей человечества): дхармы (благочестия); артхи (экономического развития); камы (чувственных наслаждений); и мокши (освобождения из круговорота рождений и смертей) (Бхаг. 8.16.5). Безусловно, достичь мокши можно, только если человек уже достиг трех предыдущих целей следуя предписаниям шастр, или же полностью игнорируя эти цели и целиком посвятив себя поискам освобождения. Тем не менее, мокша представляет конечную цель этого пути, называющегося ваидика-дхарма, тогда как дхарма, артха, и кама - всего лишь долгая подготовка перед обретением мокши. Дхарма (благочестие или праведность) влечет за собой артху (экономическое процветание). Обретя артху, живое существо принимается за каму (наслаждения), и когда оно пресыщается такими пустыми удовольствиями и развлечениями, оно начинает стремиться к мокше, осовобождению. Все религиозные школы и философии Индии рекоммендуют нам достичь этого освобождения, прибегнув к изучению писаний и логике. Это освобождение представляет собой конечную цель, поскольку оно кладет конец всем материальным страданиям.

Человеческая форма жизнь - это шанс либо возвыситься (сваргапаварга), либо деградировать (тирашча пунар асья ча). Она предоставляет нам возможность обрести знание, которое освободит нас от процесса постепенной эволюции в круговороте рождений и смертей, позволяя нам восстановиться в своем изначальном духовном положении. Это и называется освобождением (апаварга). “Материальная жизнь называется паваргой, поскольку она подвергает нас пяти различным видам страданий, представленными в этом слове (паварга) буквами па, пха, ба, бха и ма. Па расшифровывается как паришрама, “тяжкий труд”. Пха относится к слову “пхена” - пена изо рта. У лошади, например, после тяжкой работы изо рта начинает идти пена. Ба занчит бхаяртха - разочарование. Несмотря на столь тяжкий труд, в конце приходит разочарование. Бха - это сокращение слова бхая, “страх”. В материальном мире каждый все время испытывает жгучий, как огонь, страх, ибо не знает, что случится в следующее мгновение. И наконец, ма расшифровывается как мритью, “смерть”. Когда человек стремится превзойти эти пять разных состояний существования - па, пха, ба, бха и ма - он достигает апаварги, осовбождения от возмездия материальной жизни”*42.

Однако эта система, обеспечивающая духовное развитие человеческого общества, основывается на варнашрама-дхарме, и может быть эффективной лишь при наличии варнашрама-дхармы. Варнашрама-дхарма, или санатана-дхарма, - это ведическая социальная система, в которой общество подразделяется на четыре варны (четыре сословия, в соответствии с естественными функциями его членов) и четыре ашрама (в данном случае имеются ввиду стадии духовной жизни, позволяющие проходящим через них поностью осознать свою духовную сущность еще до оставления материального тела).

Ниже перечисляются естественные социальные сословия общества (варны):

 * брахманы (священослужители, учителя)

 * кшатрии (военные, администраторы, дворяне)

 * вайшьи (торговое сословие, зажиточные люди, фермеры)

 * шудры (рабочие, художники, врачи, за исключением докторов, причисляющихся к брахманам).

Четыре же стадии духовной жизни (ашрамы) таковы:

 * брахмачарья (жизнь целомудренного ученика, находящегося под присмотром опытного духовного учителя)

 * грихастха-ашрама (общественная жизнь в семье в соответствии с предписаниями шастр)

 * ванапрастха (отход от активной жизни; в это время человек странствует по святым местам, чтобы развить отречение от семьи и общества, и подготовиться к принятию отречения от мира, санньясы)

* санньяса (жизнь повижника, полностью отрекшегося от общественной и семейной жизни).

Людям надлежит следовать тридцати основным принципам, без которых, по ведической традиции, они не имеют права называться людьми. Систему варнашрамы можно ввести только там, где люди обладают этими, качествами. Вот они: правдивость, милосердие, аскетичность (соблюдение постов в определенные дни месяца), омовение дважды в день, терпение, умение отличать дурное от хорошего, владение умом, владение чувствами, ненасилие, целомудрие, щедрость, изучение священных писаний, простота, удовлетворенность, служение святым людям, постепенное отречение от излишней запутанности в материальной деятельности, понимание тщетности бессмысленной деятельности человеческого общества, молчаливость и воздержание от бесполезных разговоров, принятие во внимание положения души и тела, беспристрастная раздача пищи всем живым существам (как людям, так и животным), отношение ко всем душам (особенно к тем, что находятся в человеческих телах) как неотъемлемым частицам Всевышнего, слушание повествований о деяниях Верховной Личности Бога и наставлений данных Им, Прибежищем всех святых личностей, прославление этих деяний и наставлений, постоянное памятование этих деяний и наставлений, стремление выполнять служение, поклоняться, предлагать поклоны Господу, стать Его слугой, другом и отдать Ему самого себя. (Бхаг.7.11.8-12)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!