I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 7 страница



Шрила Санатана Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами, по указанию Шри Чаитаньи Махапрабху, составили Вайшнавские тантры, чтобы помочь тем, кто занимается бхакти-йогой, достичь совершенства в своей духовной подготовке (садхане)*61. Наследуя их духовную линию, Движение Харе Кришна параллельно следует по обоим путям: и Бхагавад-виддхи (путь Шримад-Бхагаватам, путь чистой любви к Богу, открытый Шри Чаитаньей Махапрабху), и Панчаратрика-виддхи. Бхагавата-виддхи включает в себя процессы шраванам (слушания о Боге) и киртанам (прославления Бога). Панчаратрика-виддхи включает арчанам (поклонение Богу в храме в Его форме арчаны), ванданам (вознесение молитв Богу), дасьям (сокровенное служение Богу), сакхьям (дружбу с Господом) и атма-ниведанам (полное вручение себя Ему)*62.

Как отмечает Праси Вихари Джоши в своей книге Le retuel de la devotion Krishnaite, преуменьшать значение Шри Кришны, Его положения и поклонения Ему в индуизме, значит недооценивать и искажать эту традицию. Шри Кришна повсеместно пронизывает индийскую религиозную традицию, где Ему отводится первоочередное поклонение, основанное на агамах, Панчаратра-самхитах, Пуранах и Тантрах. “Поклонение Кришне видоизменило ведические обряды и ритуалы, наполнив их духовным содержанием, и при этом сохраняя саму Веду. Вайшнавские обряды являются продолжением традиционных ведических. Но они, в отличие от последних, зачастую уводящих с истинного пути, казась средством удовлетворения некой безличной силы, не оставляют нам никакого шанса для сомнений, так как основаны на принципе Единой Личности Бога, и в этом смысле они являют нам сокровенную суть Вед”*63.

 

Примечания:

*20: Это слово также означает “доказательство, подтверждение, свидетельство, то, что исходит из достоверного источника”.

*21: см. Шримад-Бхагаватам, 11.21.36-39.

*22: Взято из комментария Шрилы Прабхупады к Шри Чаитанья-чаритамрите Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами (Ади-лила 8.15) в переводе Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 17 томов, 1974-75 г.г.

*23: Индийские ученые уведомляют нас, что большая часть изначальных самхит существует до сих пор, но с некоторыми небольшими изменениями. Утеряно примерно 6% материала, содержащегося в самхитах.

*24: Сатья Нараяна даса, Таттва Сандарбха, Дживас, Гурукула Кришна Баларамы, Вриндаван, Индия, 1995г.

*25: См. Шримад-Бхагаватам, 11.21.42-43.

*26: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам (1.4.29) Шрилы Вьясадевы, перевод Шрилы Прабхупады, Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 18 томов,1987.

*27: Яджур Веда делится на две части: белая и черная Яджур Веда.

*28: Сурендранатх Дасгупта, “История Индийской Философии”, Мотилал Банарсидасс, Дели, 1975, 5 томов.

*29: Вайу Пурана и Сканда Пурана. Цитата взята из комментария Шрилы Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите Кришнадаса Кавираджа Госвами (Ади-лила 7.106) в переводе Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 17 томов, 1974-75 г.г.

*30: Сравните, комм. Шрилы Прабхупады к Бхагавад-гите, 15. 16-20.

*31: Сравните, комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила, 7.102.

*32: Сравните, комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила, 7. 102.

*33: Комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.5.37.

*34: См. комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила 5.41.

*35: См. комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила 5.41.

*36: См. комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила 5.41.

*37: Комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.3.8.

*38: Смит Х. Даниэл, “Наглядная Библиография опубликованных текстов Панчаратрагамы”, Институт Востоковедения, Барода, 1975.

*39: Комм. Шрилы Прабхупады к Шри Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила, 5.41.

*40: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.4.25.

*41: См. Шримад-Бхагаватам, 11 Песнь, глава 21, “Объяснение Ведического Пути”.

*42: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 7.13.25.

*43: Чарака-самхита, Сар. 8, цитируется в Зиммермэнн Ф., “La jungle et le fumet des viandes”, стр. 199-209, un theme ecologique dans la medecine hindoue, Gallimard et le Seuil, 1982, Париж.

*44: См. Шримад-Бхагаватам, 3.22.33, первый абзац комм. Шрилы Прабхупады.

*45: Существует восемнадцать Дхарма-шастр написанных: Ману, Яджнавалкьей, Атри, Вишну, Харитакой, Шукрой (Ушаной), Ангирой, Ямой, Апаштамбхой, Катьяяной, Брихаспати, Парашарой, Вьясой, Манкхой, Ликхитой, Дакшей и Гаутамой.

*46: Сравните с Махабхаратой, Шанти Парва.

*47: Отличается от Кама-сутры Ватсаяны, представляющую собой сокращенную популяризацию одного из разделов Кама-сутры, посвященный половой жизни.

*48: См. главу, описывающую гарбхадхана-самскару.

*49: Эти шесть школ называются астика-мата (мата: мнение, видение), или ортодоксальными школами. Все вместе они известы как шад-даршана (шесть философских систем). Все эти школы признают Веды. Слово астика является антонимом слова настика, относящегося к тем школам, которые не признают Веды, а именно, Буддизм, Джайнизм и школа Чарваки.

*50: Цитируется в комментарии Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите (Ади-лила 7.10). См. Падма Пурану 25.7, и 62.31.

*51: Это известный всем нам Буддха, а именно, Шакья Муни, родившийся в 563 году до нашей эры в Капилаватсу (современном Непале) как сын Царицы Майи деви. Он отличается от аватара-Буддхи, сына Аджны, появившегося в провинции Гайа (Бихар) и описанного в Шримад Бхагавтам (1.3.24) как учитель изначального Буддизма. К сожалению, в наше время Буддхой считается именно Шакья Симха Буддха, хотя он был всего лишь философом, получившим внутреннее откровение и позже распространившим атеизм и нигилизм.

 Шанкарачарья просто повторял основную доктрину Шакья Симхи Муни, изменив терминологию, адаптировав ее в соответствии с Ведами. Так он заставил людей поверить в то, что его учение отличается от доктрины Буддизма. Он сделал это для того, чтобы искоренить Буддизм и возобновить интерес к Ведическим писаниям. Его философия Маявады обязана своим существованием Мадхьятмика Буддизму (шуньяваде), одной из четырех буддистских доктрин (Вайбхашика, Саутрантика, Йогачара, Мадхьятмика).

*52: Существует огромная разница между Брахманом, объясняющимся в изначальной Веданта-сутре, и бескачественным, несуществующим Брахманом Майавады, постулированным Шанкарачарьей.

*53: Ачинтья-бхедабхеда

*54: Вайшнавизм учит, что мы можем установить разные виды взаимоотношений с Богом.

*55:   нитйо нитьянам четанаш четананам

           эко бахунам йо видадхати каман

*56: См. Шри Чайтанья-чаритамриту (Ади-лила, 3.17-18) и “Нектар Преданности”, написанный Шрилой Прабхупадой.

*57: шримад-бхагаватам праманам амалам према пум-артхо маха. Цитируется в комментарии к Шримад-Бхагаватам Шринатхи Чакраварти, ученика Адвайты Ачарьи.

*58: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.12.13.

*59: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.5.38.

*60: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.4.25.

*61: Димок, профессор Чикагского Университета, насчитал 219 книг по науке бхакти-йоги, вышедших из под пера шести Госвами Вриндавана, учеников Шри Чаитаньи Махапрабху.

*62: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 4.27.24.

*63: Праси Вихари Джоши, “Le rietuel la devotion Krishnaite”, Institut Francais d’Indologie,(Французский Институт Индологии), Prondicherry, стр. 7, 1959 г.

 

                                   ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

           III. САМСКАРЫ: ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ

 III.1. Определение

Душе, заключенной в теле, необходимы чувства, ум и разум - тонкие элементы, позволяющие ей воспринимать окружающий мир; и каждый полученный ей опыт накладывает определенный отпечаток на ее мировосприятие. Скажем, зрение использует глаза, чтобы передать в ум определенный “отпечаток”*64, называющийся вритти. В уме это вритти подвергается анализу и синтезу, после чего интелект, или разум, модифицируется, чтобы определить форму воспринимаемого объекта. Разум, управляемый гуной добродетели, может передать эту форму вритти душе. И тогда сознание души озарит модифицировавшийся разум, сделав возможным восприятие данного объекта. Точно так же, как для освещения объекта используются зеркала, отражающие свет лампы, таким же образом и разум, определяет воспринимаемый объект, отражая сознание души. По природе своей разум не обладает сознанием, но посредством гуны благости он может воспринимать образы, отражаемые сознанием. Но решающим фактором в этом процессе является Сверхдуша, которая наблюдает за происходящим, санкционирует результат, а также хранит все воспоминания живого существа (Бг 13.23; 15.15).

Когда ум снова и снова улавливает и отмечает одно и то же вритти, происходит самскара. Вот очень простой пример: если мы постоянно размышляем о своем возлюбленном, его образ в конце концов будет самопроизвольно проявляется в нашем уме. Именно поэтому трансценденталисты довольно осмотрительны в выборе образов, звуков, мыслей и других объектов, наполняющих жизнь, поскольку они боятся создать вритти, идущий вразрез с их медитацией. Даже самые глубоко затаенные вритти в один прекрасный день могут всплыть на поверхность сознания. Поэтому трансценденталисты выбирают для себя путь сведения к минимуму всех материальных впечатлений (нивритти-марга). И некоторые решают вообще отказаться от всякой деятельности.

 Приверженцы пути правритти (карми), без конца наполняют свои умы всевозможными материальными вритти. Тогда как гьяни и йоги стремятся уничтожить все вритти, следуя нивритти-марге. Для них йога является средством освобождения ото всех вритти. Вайшнавы же идут другим путем, представляющим собой синтез деятельности и бездействия*66. Они создают духовные самскары, следуя бхакти-марге, пути бхакти, заключающемуся в задействовании всего в служении Господу. Они “записывают” новые самскары (впечатления), таким образом стирая старые. Это можно проиллюстрировать следующей ананлогией: самскары подобны файлам, записанным на диск компьютера. Даже если мы дадим команду уничтожить их, они не обязательно сотрутся. По сути, мы просто заархивируем их. Они уже больше не будут состоять в перечне файлов, хотя все еще сохранятся на диске, откуда при необходимости мы снова сможем их извлечь. (Также и вритти может снова проявиться в сознании). Но если мы запишем на старый файл новый, то первый исчезнет навсегда...

 Каждый раз, когда, входя в храм, Вайшнав предлагает поклон Господу, он укрепляет в себе самскару своего почтения к Богу. Еще одно назначение церемоний, именуемых самскарами, в том, чтобы дать проходящему их пережить благоприятный религиозный опыт, тем самым постепенно меняя его характер в лучшую сторону. Характер человека и его вкусы формируются с помощью различных самскар, накопленных им в течение многих жизней. Любой объект и любой пережитый опыт, любая информация воспринимается и анализируется человеком на основе этих прошлых самскар*67.

 Такие ритуалы имеют устойчивое воздействие на ум человека. Помимо этого они обладают очищающей силой, освобождающей человека от материального осквернения. С самого момента его зачатия, живое существо постоянно подвержено всевозможным оскверняющим воздействиям. Поэтому необходимо совершение гарбхадхана-самскары, исполнение предписанных Ведами ритуалов само по себе уже дарует желаемый результат.

Самскары используют как для очищения, так и для защиты тела и ума. Во время цермонии самскары призываются благотворные энергии. Таким образом, самскары играют не только чисто психологическую роль, хотя это и является их важным аспектом. Они также ограждают человека от неблагоприятного влияния на грубом и тонком уровне. В Гаутама-дхарма-сутре (8.14.26) говорится, что самскары способствуют формированию и развитию личности на физическом, психическом и духовном уровнях. Кроме того, они защищают от наследственных болезней. “Обстоятельства, при обычных условиях считавшимися бы мирскими, одуховторяются, и, в то же самое время, человек получает защиту и безопасность”68.

Поэтому грихья-сутры предписывают жрецу, совершающему обряд призвать с помощью подношений и жертвенных даров благословения богов. Самскары, представленые в грихья-сутрах, “очень во многом схожи с тем, что описывает Атхарва-веда”*69, изобилующая магическими фомулами и заклинаниями.

Руководства по проведению самскар обычно пишут для тех, кто в своих поступках всегда ищет выгоды, то есть для тех, кто хочет получить хорошую карму. Такие люди пытаются увеличить свое материальное богатсво, поклоняясь полубогам и предкам.

Шрила Гопала Бхатта Госвами специально написал свою Шат-крия-сара-дипику, практическое руководство по исполнению самскар, таким образом, чтобы домохозяева-Вайшнавы смогли понять, как эти ритуалы могут помочь им и их родственникам в духовной жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, великий ачарья в ученической преемственности, идущей от Чаитаньи Махапрабху, считал Шат-крия-сара-дипику Шрилы Гопалы Бхатты Госвами единственным действенным руководством по самскарам для грядущих поколений Вайшнавов.

 

IV. ВИВАХА-САМСКАРА: Обряд Бракосочетания

                       яд этад хридаям тава тад асту хридаям мама

           яд идам хридаям мама тад асту хридаям тава                             “Пусть твое сердце станет моим, а мое - твоим”.

                                  (Мантра-брахмана 1.3.9.)                      

 

IV.1. Введение

Слово “виваха” означает “поддерживать, взращивать” (дхарму). Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять цель и назначение брака, предназначенного для того, чтобы позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества и ложного отождествления души с телом. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере.

По ведической традиции брак является священнодействием, религиозным обязательством, а ни в коем случае не каким-то формальным соглашением. Союз мужчины и женщины должен быть не только физическим, но и нравственным и духовным. Он символизирует начало ответвенной жизни. Взаимоотношения семейной пары должны строиться на взаимном чувстве доверия и преданности, направленных также и на Бога. Мужа или жену принимают только раз и навсегда.

саманджанту вишве девах самапо хридаяни нау

   самматаришва сандхата самудештри дадхату нау

“Да будет божественным силам известно, что мы оба вступаем в брак с чувством огромного счастья в душе, и что сердца наши теперь не разлить водой. Да будет же союз наш храним Принцем Любви (Матаришваном), богом взаимоотношений (Дхатой) и богом тайн (Дештри)”(Риг Веда 10.8.47).

Узы брака обычно неприкосновенны. Поэтому человеку, вместо того, чтобы разрывать их при первом же появлении разногласий, нужно постараться приспособиться к характеру, вкусам, взглядам и интересам своего партнера. Брак - это жертвоприношение, аскеза, призванная помочь нам развить терпимость и терпение. Святость брака символизируется огненным обрядом и священными мантрами.

Если в гороскопе сопоставимости партнеров есть что-то неблагоприятное, оно нейтрализуется силой исполнения виваха-самскары.

Особое значение писания придают тому, чтобы между супругами была верность, взаимное уважение и мягкость в обращении. В общесте, основанном по ведическому типу, пользуются поддержкой крепкие семьи, в отличие от того, что можно видеть в наше время, когда никто особо не ценит женщин, создательнец домашнего очага, и не уважает традиционных ролей в семье, или многочисленной семье. Семейной паре возможно придется пересмотреть свои ожидания. Многие трудности в семейной жизни возникают из-за неоправданных ожиданий. Если ломается вайшнавская семья, то обычно это происходит в следствии недостатка зрелости, и тамо-гуна и раджа-гуна берут верх над саттва-гуной, когда взаимоотношения фактически основаны только на физическом влечении, а самой личности, живому существу, не придается никакого значения. “О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых, стремлений и неподдающийся контролю страстных желаний.” (Бг 14.12).

 Муж должен отдавать себе отчет в том, что, чаще всего, женщина часто ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются*71. Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки - это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни.

Брак должен помочь нам упорядочить свою потребность в сексе. Для большинства людей отказаться от секса довольно трудно. Тем не менее, писания утверждают, что зачастую секс является камнем приткновения в духовном развитии. Именно поэтому они и призывают тех, кто не в состоянии отказаться от половой жизни, удовлетворять свои желания таким образом, чтобы постепенно выйти на путь освобождения, иначе говоря, следуя принципам, установленным шастрами. Являясь частью ведических предписаний, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в законном браке не являются адхармой, и не должны считаться таковой, если они строятся в соответствии регулирующими принципами. Брак не является поблажкой для половой жизни. Брак предназначен для урегулирования половой жизни, так, чтобы семейные люди смогли очиститься и постепенно подняться до чистого преданного служения Богу.

 

IV. 2. Образование

В прежние времена, когда общество строилось в соответствии с ведической культурой, дети с ранних дней обучались выполнению своих будующих обязанностей. И к свадьбе они были уже в совершенстве готовы взяться за них.

Мальчики ходили в гурукулу, где они изучали писания, учились честности, самообладанию и другим качествам, полезным для общества. Девочки же в основном воспитывались дома родителями и старшими членами семьи, прививавшими им такие женские достоинства, как целомудрие, доверие, любовь и преданность. Они обучались обязанностям будующей хозяйки. Получив подобное образование, мужчины и женщины образовывали крепкие и гармоничные семейные пары, обеспечивающие мир в обществе. И они уже в свою очередь передавали свой опыт последующим поколениям. В этом заключался их долг как старших.

 В шестидесятые годы нашего века западный мир пережил то, что получило название “сексуального раскрепощения”, сопровождавшего движение хиппи. Как раз в то время Движение Сознания Кришны достигло западных стран. Его члены преимущественно были выходцами из “обывателького” круга, культура которого была диаметрально противоположна традиционной индийской культуре. За короткий срок Шриле Прабхупаде, основателю Движения Сознания Кришны, удалось воспитать этих людей в традициях Вайшнавизма. Он хотел превратить их в сознательных граждан, показывающих пример всему обществу.

Обучение в первую очередь подразумевает жизнь в общине. Но времена меняются, и все меняется. Члены Движения это уже больше не хиппи, втянутые в общинную жизнь. В начале около 95% всех преданных, получавших инициацию, жили в храмах, тогда как в наши дни 95% преданных женаты и живут дома, не получив полного образования или даже все еще сохраняя пару безответственных привычек.

До наших дней образование преданных остается проблематичным. Храмы стали центрами обучения, поклонения (что, собственно и является их назначением), сосредоточием культуры, но уже больше не местом для жизни. Как отмечает Шрила Прабхупада в письме, датированном 20 сентября 1972 года, “Нет разници между преданнымии, живущими в храме и вне его. Главное - это помнить о Кришне”.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!