I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 3 страница



В своей книге Шрила Гопала Бхатта Госвами, основаясь на доводах священных писаний, утверждает поклонение только одному Вишну, и упразняет поклонение полубогам. Во время исполнения самскар было принято по обычаю поклоняться таким полубогам как Ганеша, или шакти-таттве (Дурге и другим), а также господствующим божествам различных планет. Но Шрила Гопала Бхатта Госвами заменил подобное поклонение поклонением Господу Вишну, приносящим поклоняющемуся освобождение, чего нельзя сказать о поклонении полубогам, результаты которого материальны и потому преходящи: “Те, кто поклоняются полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняются предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняются привидениям и духам, родятся среди этих существ; а те, кто поклоняются Мне, будут жить со Мной”. (Бхагавад-гита 9.25.)*11

Как объясняется в Бхагавад-гите (2.42-23): “Люди, обладающие скудными знаниями, прельщаются цветистыми словами “Вед”, предлагающих заниматься различными видами кармической деятельности и в награду сулят вознесение на райские планеты, рождение в знатной семье, могущество и многое другое. Стремясь к чувственному удовлетворению и богатой жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого”. В отличие от вайшнавов, такие люди в своей деятельности ищут лишь материальной выгоды, и совершая самскары они руководствуются теми же соображениями, тогда как первые делают это только для того, чтобы приблизиться к Кришне.

 Хотя поклонение полубогам обычно приносит лишь материальное благосостояние, и в редких случаях - освобождение, не следует проявлять непочтение к ним. Даже если Вайшнавы не и занимаются поклонением полубогам, они все равно должны выражать почтение по отношению к ним:

харир эва садарадхйах сарва-девешварешварах

итаре брахма-рудрадйа наваджнейах кадачана

“Кришна, Хари, - владыка всех полубогов, и потому Он всегда является объектом поклонения. Но это не означает, что не следует оказывает почтения полубогам”. *11 *12 (Падма Пурана)

По традиции, исполнение самскар проводится в соответствии с 

той из Вед, которой следует семья. Но, в любом случае, процесс в основе своей один и тот же во всех Ведах. Отличаются только мантры. В Шад-крия-сара-дипике используются мантры из Гобхила-грихья-сутры, сутры, относящейся к Сама Веде.

Цель самскар в том, чтобы освятить каждый важный этап в жизни человека. Поэтому они проводятся в строго определенное время. И хотя их можно считать менне важными по сравнению с вечной деятельностью души (према-бхакти, кришна-сева и т. д.) это не преуменьшает их значения, так как эти обряды очищают и тело и душу, подготавливая их для преданного служения Богу.

Для практики преданного служения достаточно одной лишь веры. Тем не менее, прохождение самскар предоставляет возможность положить хорошее начало своей духовной практике и приобрести все необходимые качества для того, чтобы играть достойную роль в обществе. Именно поэтому, ачарьи (духовные учителя) подчеркивали важность самскар, закладывающих фундамент для общества, основанного на принципах гармоничного сосуществования.

Существует два типа обрядов - нитья и наймиттика. Первый тип - это повседневные ритуалы, исполняемые в таком же виде незапамятных времен, такие как, джапа, поклонения Божеству и т. д. Ко второму типу относятся все остальные ритуалы, включая установление Божества, открытие храма, и семейные обряды (грихья) 14*. К обрядам наймиттика относят обряды, именуемые сраута, принятые в традиции конкретной местности или в духовной ученической преемственности.

Такие обряды, исполняемые на благо всех членов семьи, обычно проводятся главой семьи (грихастхой), если тот является брахманом, за исключение трех случаев: свадебного обряда (вивахи), инициации (упанаяна) и погребальной церемонии (аньешти). Для проведения этих самскар (так же как и для других обрядов, которые сам домохозяин провести не в состоянии), приглашается испоняющий богослужение брахман (ритвик).

Шрила Гопала Бхатта Госвами в своей Шат-крия-сара-дипике приводит перечень самскар, начинающийся с обряда бракосочетания, без которого, по сути дела, не может быть и всех последующих. Поскольку с этого торжественного принятия обетов зарождается семья, можно сказать, что это первый очистительный обряд.

Некоторые считают, что человек становится индивидуальностью только в момент рождения. В таком случае, пока он находится в утробе своей матери, его, практически говоря, не существует, так как, у него нет никакого статуса: ни социального, ни какого-бы то ни было еще. Другие полагают, что жизнь человека начинается с того, как сформировывается эмбрион, третьии думают, что жизнь ребенка начинается с зачатия. Но Вайшнавы, как и остальные последователи идей Веданты, считают, что индивидуальность существует еще за долго до зачатия. И потому нам необходимо правильно подготовиться к принятию и очищению жизни существа, которое должно будет родится у нас.

Вот перечень основных вайшнавских самскар:

* виваха (бракосочетание)

* гарбхадхана (ритуал зачатия)

 *пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового           ребенка или ребенка мужского пола)

* симантонаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к благоприятным космическим энергиям)

* сошьянти (обряд для облегчения родов)

* джата-карма (рождение)

*нишкармана (первое появление ребенка перед окружающим миром)

 * нама-карана (наречение именем)

* паушти-карма (обряд, совершаемый ради здоровья ребенка)

* мундана (обрезание первых волос)

* анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть, злаков).

* карна-ведха (прокалывание ушей)

* чуда-карана (первое подстрижение волос)

* видьярамбха (начало учебы)

* упанаяна (инициация)

* антьешти-крия (погребальные ритуалы). 15*

 Мы можем осознавать присутствие Кришны, живя здесь, на Земле. Но большинству людей, вставших на путь бхакти, но живущих в обществе, где дхарма, артха, кама и мокша являются текущими темами, для духовного благоденствия требуется прочная духовная основа и вайшнавская культура. Им необходимо понять, для чего нужен тот или иной обряд, и какую помощь он окажет им в их духовном развитии. Иначе говоря, пока человек не стал чистым преданным, ему следует проявлять как осторожность, так и терпение. “До тех пор, пока человек не отказался от кармичекой деятельности и пока в нем, благодаря слушанию и повторению, не пробудился вкус к преданному служению Вишну, ему надлежит следовать принципам, предписанным Ведами”. (Шримад-Бхагаватам 11.20.9.)

 Шрила Бхактивинода Тхакур, в своей книге "Шри Бхактьялока” объясняет то, как живое существо, находящееся в этой вселенной, может подняться с самого низшего положения до самого возвышеного. Между двумя этими уровнями существует множество ступеней, соответствующих разным стадиям развития, и нельзя не считаться с особыми правилами и предписаниями, существующими для каждой из них. Если достигнув какой-то высокой ступени человек хочет остаться на ней, он должен следовать всем правилам и ограничениям, соответствующей этому уровню. И это предоставляет ему возможность для дальнейшего развития. В противном случае, он опять скатится до низжей ступени. Добросовестно следуя правилам, подобающим его положению и, утвердившись в оном, человек может выполнять то, что называется “предписанными обязанностями”. В этом заключается сама основа благочестия.

 

Эти правила не обязательно одинаковы для всех; фактически, они различаются по уровням развития на три основных категории: карма, джнана и бхакти. Правила первой категории призывают нас принять систему варнашрамы, следовать самскарам и возносить молитвы, и очистить свою жизнь от дурных привычек и греховных поступков. Вторая категория предписывает отречение, непривязанность и обсуждение тем о духе и материи, тогда как деятельность, совершаемая ради какой-либо выгоды и привязанность к чувствственным наслаждениям, на этой стадии должны избегаться. К третьей категории относятся безразличие к материальным объектам, деятельность, благоприятсвующая преданному служению, а также и следование правилам, соответствующим уровню гьяны и способствующим дальнейшему развитию в преданном служении. При этом следует избегать того, что препятствует духовному росту, то есть, сухого умственного знания, ни на чем не основанного отречения и привязанности к чувственным наслажденям.

 Тот, кто поднялся до уровня карма-канды, должен строго следовать принципам варнашрама-дхармы и развивать в себе стремление подняться до уровня джнаны. Таковы обязанности человека на этой стадии. До тех пор, пока у него остается хоть какая-то привязанность к материальной деятельности, ему следует действовать строго в рамках варнашрамы. Его обязанности вынуждают его одновременно и считаться с отличием духа от материи, и анализировать природу ложного самоотждествления. И как только человек таким образом разовьет в себе безразличие к материальной деятельности, он сразу должен оставить приязанность к правилам и предписаниям, которыми руководствовался на уровне карма-канды, иначе он не будет развиваться дальше.

Достигнув уровня джнана-канды, человек обязан всегда оставаться в знании. Он должен следовать правилам, подобающим его ступени развития до тех пор, пока на приобретет вкуса к преданному служению. И тогда он должен оставить привязанность к джнана-канде, в противном случае он станет ниямаграхой*16 и не сможет совершать дальнейшего продвижения. Достигнув более высокой стадии, человек не должен более держаться за правила и предписания для предыдущей ступени.

Как грихастхи, так и ведущие жизнь в отречении, в итоге достигнут одной и той же цели, если будут следовать принципам, предписанным для своего статуса, несмотря на то, что принципы эти могут отличаться. Лучше исполнять свой долг, пусть даже несовершенно, чем пытаться всовершенстве выполнять чужие обязанности (Бхагавад-гита 3.35). Человеку не следует пытаться подражать другим.

Для того, чтобы обрести милость Господа, вайшнав-грихастха, у которого еще остались какие-то материальные привязанности, должен принять естественный для себя уклад жизни в системе варнашрамы и вместе со своей женой следовать принципам дхармы, артхи, камы и мокши, чтобы поддерживать свое существование. Таким образом он сможет трансформировать свою привязанность к материи.

Что же до преданного, достигшего очень высокого уровня в преданном служении, то ему нет необходимости следовать принципам кармы или джнаны, хотя он и может делать это по своей доброй воле. Подобно тому как джнани с готовностью подчиняется принципам варнашрама-дхармы, которым надлежит следовать карми, так и достигшие высот преданные добровольно следует правила кармы и джнаны. Иначе говоря, хотя им не обязательно придерживаться правил и ограничений, они все равно делают это по собственной воле. Но не нужно забывать, что это относится к преданным, находящимся на высоком уровне духовного развития; тогда как садхаке надлежит следовать по пути, указанному шестью Госвами Вринавана.

Эти шесть Госвами объяснили, каким образом мы можем очистить свою деятельность: связав ее со служением Богу. Человек должен действовать с разумом, с пониманием высшего сознания и в согласии с ним. Поступать мудро поистине трудно. То, что вполне возможно в каком-то месте, может быть совершенно неосуществимо в другом. В своем комментарии к 105 стиху 23 главы Мадхья-лилы Чайтанья Чаритамриты Шрила Прабхупада объясняет, что человеку “нужно научиться тому, как практиковать отречение, учитывая место время и самого человека. Ему следует избегать нийамаграхи, то есть, он не должен браться за то, что для него не по силам”. Практическое понимание принципа истинного отречения (юкта-вайрагьи) может отличаться в некоторой степени в зависимости от страны или местности. “Ниямаграхой называется также и то, когда человек пренебрегает регулирующими принципами и живет в излишистве. Мы не должны следовать регулирующим принципам не понимая их назначения, так же как и не должны пренебрегать ими. Просто в зависимости от места, времени и самого человека существуют различные способы их выполнения”.

Самскары позволяют человеку жить полноценной жизнью, не только социально-культурной, но и духовной. Те, кого привлекает семейная жизнь, дружба, развлечения и общественно-профессиональная деятельность, смогут достичь успеха, изучая послания Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, воспевая Харе Кришна маха-мантру, прославляя Бога и участвуя в религиозных праздниках либо у себя дома, либо в храме. Все это в сочетании с самскарами поможет человеку удовлетворить свое естественное влечение к обрядам и празднествам, и одновременно с этим прогрессировать духовно.

В прежние времена на различные религиозные обряды и церемонии, приглашали деватов, риши и великих брахманов, произнося для этого надлежащие мантры. И присутствие этих личностей привносило в атмосферу благоприятное влияние. Некоторые брахманы обладали таким могуществом и такой преданностью, что могли призвать на арену жевтвоприношения Самого Господа Вишну 18*. Но шастры свидетельствуют о том, что в наши дни, в нашу эпоху, деваты более уже не посещают Землю. Тем не менее, санкиртана-яджна Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, самого милостивого Господа, - это источник всех благословений. Во время обрядов, иполняемых в сознании Кришны, как это заведено со времен Господа Чайтаньи, вайшнавы, совершая санкиртану, приглашают Самого Господа и Его спутников.

Перед тем, как исполнять какую-либо церемонию, преданные собираются и под звуки барабанов, цимбал и гармоники прославляют  духовных учителей гуру-парампары, а затем Шри Нитьянанду и Шри Чаитанью, чтобы призвать на церемонию Их Самих, Их милость и благословения. После этого приглашают Радху и Кришну, вознося молитвы во славу Им. В Бенгалии и в Маяпуре все церемонии обычно проводятся именно так. Это наполняет атмосферу трансцендентной энергии, благодаря тому, что на церемонии присутствуют Божества, призванные туда из сердец всех собравшихся. Святые Имена Господа (нама) неотличны от Него Самого (нами). Такие празднества дают каждому шанс принять участие в жертвоприношении, рекомендованном для этого века Кали, в Хари-нама-санкиртана-яджне.

Отличительно чертой повторения Святых Имен является то, что они придают совершенство любой церемонии, подтверждение чему приводится в Шримад-Бхагаватам (8.23.16):

      мантратас тантратащ чхидрам

           деща-калартха-вастутах

           сарвам кароти нищчхидрам

           анусанкиртанам тава

 “Даже если человек совершает ошибки в произнесении ведических мантр или в следовании регулирующих принципов, или в выборе надлежащего времени, места, личности или атрибутов, если при этом воспевается Святое Имя Твоей Светлости, то все становится безукоризненным и совершенным”.

Когда Святое Имя произносится без оскорблений, все наши привязанности и последствия греховных поступков мгновенно исчезают (анартха-нивритти). Преданный должен сделать все возможное, что поможет научиться повторять Святое Имя без осокрблений. В этом смысле очищающее воздействие самскар представляется хорошим средством для этого. Хари нама позволяет человеку заново открыть в себе свою внутреннюю природу вечного слуги Кришны и помогает достичь чистой любви к Богу, Кришне (ништха, рати, асакти, бхава, према).

“Исполнение религиозных обрядов предназначено для того, чтобы очистить ум живого существа, находящегося в материальном мире, и особой чертой этого века Кали является то, что человек может с легкостью очитстить ум от освернения повторяя Святые Имена Бога: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе” (Комментарий Шрилы Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите, Ади 6.15). Такие духовные таинства устанавливают дайви-варнашрама-дхарму (вайшнава-дхарму, кришна-дхарму), от которой Шрила Прабхупада ожидал именно такого очищающего эффекта. И тогда грихастхашрама станет источником воодушевления и трансцендентного счастья.

В своей книге Шрила Гопала Бхатта Госвами объясняет, что брак или зачатие ребенка не может считаться чистым преданным служением. Хотя самскары и не являеются чистым преданным служением, они играют существенную роль в любом обществею

И поэтому следует исполнять их и жить как можно более чистой жизнью. К чистому преданному служению относяться только девять ниже перечисленных занятий: шравана (слушание о Боге), киртана (прославление Бога), смарана (памятование о Боге), пада-севана (служение Богу), арчана (поклонение Богу в храме к Его форме Божества), вандана (вознесение молитв Богу), дасья (близкое служение Богу), сакхья (наслаждение общением с Господом в дружеских отношениях), атма-ниведана (полное вручение себя и всего, что у нас есть, Господу, - поскольку только эти девять видов деятельности могут даровать человеку чистую любовь к Богу. (Ш.Б. 7.5.23)

Церемонии, сопровождающие проведение самскар, обычно бывают настолько торжественными, что естественным образом привлекают внимание. Самскары, такие, как свадебный обряд, -

это настоящие торжества, и они позволяют всем членам семьи, родственникам и друзьям, собравшимся на праздник, ощутить общую радость. Эти церемонии закладывают взаимопроникновение культур, при этом они вполне обоснованы в общественном отношении, и благодаря этому упрочняют социальные и семейные узы, являющиеся существенной составляющей вайшнавской культуры. По традиции обязанности семьянина выходят за рамки его семьи, распространяясь на все его селение, всю общину, нацию, человечество в целом и, в конечном счете, всю вселенную. Веды гласят: васудхайва кутумбакам, “Моя семья -это вся Земля”. Традиционное образование в Индии прививало людям такое понимание всеобщей социальной ответственности, которого так недостает в современном обществе, где, похоже, оно почти совсем вытесненно чрезмерной разобщенностью и индивидуализмом.

Самскары не только придают упорядоченность семейной жизни, поскольку такие ритуалы, как авахана-хома (призвание благоприятного влияния), гриха- правеша (освещение нового дома) и церемония шраддха и без того широко распространены, но особая черта самскар в том, что они всегда располагают нас искать благословений Всевышнего Господа.

Самскары и входящие в них священные церемонии должны вывести человека на уровень юкта-вайрагьи и подготовить его к пробуждению своей чистой и ничем не обусловленной преданности Господу, совершенно свободной корыстных побуждений.

Према Раса Даса

Сандипани Муни Даса

 

Примечания:

7* Ваидхи-бхакти - это бхакти, преданное служение, исполняемое в соответствии с предписаниями священных писаний и различными обрядами, стимулирующими развитие нашей любви к Богу. Существует два вида таких предписаний или принципов: те, что рождают в нас склонность к бхакти, и те, что, укрепляют и сохраняют эту слонность.

8* Это название можно перевести как “Факел, Освещающий Сущность Дховных Обрядов”.

9* Вероятно также, что эта работа могла быть составлена по рукописям Гопалы Бхатты Госвами одним из его учеников, в виде записок о том, как Шрила Гопала Бхатта Госвами помогал Дживе Госвами в составлении Шат-сандарбх.

10* Например, принадлежащих к Гаудия-матху или к ИСККОН.

11* Шрила Гопала Бхатта рекомендует вместо Ганеши поклоняться Вишваксене, от которого происходит Гаруда; так так же называют слона, носящего Шри Вишну. У него четыре руки, и в них он держит атрибуты Вишну. Точно так же, когда вайшнавы поклоняются Сарасвати, это поклонение, в действительности, адресовано изначальной Сарасвати, Ади-сарасвати.

12* Эта цитата приводится Шрилой Прабхупадой в Нектаре Преданности, издания Бхактиведанта Бук Траст, Лос Анджелес, 1982г.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!