I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 16 страница



 

3. 2. О чем говорится в комментарии к стиху йе ятха мам прападьянте (Бг. 4. 11)?

 

3. 3. В чем заключается высшая цель жизни?

 

3. 4. Какие качества присущи личностным формам Кришны и Вишну?

 

3. 5. Расскажите все, что вам известно о любых десяти воплощениях Бога.

 

3. 6. Расскажите о личностях Панча-таттвы. Какова роль каждого из них в Кришна-лиле?

 

3. 7. По каким признакам можно узнать истинное воплощение Господа и как разоблачить самозванца, объявляющего себя таковым? Какое доказательство следует потребовать от него?

 

4. ОБ УЧЕНИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

 

4. 1. Что такое ученическая преемственность и каково ее назначение? Как называются наша и остальные вайшнавские сампрадайи? Если возможно, назовите имена ачарий, возглавляющих каждую сампрадаю.

 

4. 2. Перечислите ачарий нашей сампрадайи, начиная от Шрилы Джаганнатхи Даса Бабаджи, если возможно, назовите всех ачарий в ученической преемственности от Чаитаньи Махапрабху. Как передавалось знание от Кришны до Мадхвачарьи?

 

4. 3. О чем говорится в комментарии к стиху тад-виддхи пранипатена (Бг. 4. 34)?

 

4. 4. Что значит дикша-гуру, шикша-гуру и вартма-прадаршака-гуру?

 

4. 5. В чем особенность титула “ачарья -основатель”?

 

4. 6. Расскажите о том, как Шрила Прабхупада приехал на Запад и положил начало Движению Сознания Кришны.

 

5. О ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

5. 1. Перечислите четыре регулирующих принципа. К чему приводит их нарушение?

 

5. 2. Расскажите о важности ежедневного повторения шестнадцати кругов маха-мантры и о том, что происходит в результате пренебрежения этим принципом.

 

5. 3. О чем следует вспомнить до и после принятия прасада?

 

5. 4. В каких случаях человек считается оскверненным и должен совершить омовение?

 

5. 5. Каков стандарт чистоты для живущих в храме?

 

5. 6. Какими должны быть отношения между мужчинами и женщинами, живущими в храме? Ответ должен касаться отношений в процессе преданного служения и отношений, не связанных со служением.

 

5. 7. Каково значение санкиртаны?

 

5. 8. Объясните, почему наше Движение называется движением санкиртаны. Какова в этой связи роль храма?

 

5. 9. Расскажите о том, кто такие Божества и каковы важные аспекты в процессе поклонения Им?

 

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

6. 1. Опишите процессы карма-йоги, джнана-йоги, мистической йоги и бхакти.

 

6. 2. Что такое имперсонализм? В чем состоит несовершенство данной философии и кто является ее основателем?

 

6. 3. В чем заключается философия пустоты? Почему она является ложной, и кто ее основоположник?

 

6. 4. Объясните причину неудовлетворенности Вьясадевы. Что помогло ему воспрянуть духом?

 

6. 5. Проанализируйте обстоятельства, при которых была поведана Бхагавад-гита.

 

6. 6. Напишите как можно больше стихов на Санскрите ( но не менее 15-ти) с переводом на ваш родной язык или английский язык.

 

XIX.7. Ученическая Преемственность:

1. Кришна

2. Брахма

3. Нарада

4. Вьяса

5. Мадхва

6. Падманабха

7. Нарайана

8. Мадхава

9. Акшобхйа

10. Джайатиртха

11. Джнанасиндху

12. Дайанидхи

13. Видйанидхи

14. Раджендра

15. Джайадхарма

16. Пурушоттама

17. Брахманйа Тиртха

18. Вйаса Тиртха

19. Лакшмипати

20. Махавендра Пури

21.Ишвара Пури

(Нитьянанда,

Адвайта)
22. Шри Чайтанья Махапрабху

23. Рупа (Сварупа, Санатана)

24. Рагхунатха, Джива

25. Кришнадаса

26. Нароттама

27. Вишванатха

28. (Баладева), Джаганнатха

29. Бхактивинода

30. Гауракишора

31. Бхактисиддханта Сарасвати

32. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

    

XX. Антьешти-крийа: Погребальная Церемония

хари-намакшайа-йуктам бхале гопи-мрданкитам

туласи-маликоракшам спршейур на йамодбхатах

 

“К тем, чьи тела украшены знаками тилаки или гопи-чанданы, и расписаны Святыми Именами Господа, и чью шею и грудь украшает туласи-мала, никогда не приблизятся Ямадуты”.  (Сканда Пурана)                                         

 

XX.1. Предисловие

Это последняя самскара, которая в последний раз очистит человека через его тело.  

Этот обряд проводят для того, чтобы душа отрешилась от своего тела и не приняла форму приведения (преты), а также для того, чтобы подготовить лучшее назначение для отошедшей души.

Наша вселенная по-другому называется царством смерти. И все же люди по глупости своей надеются обрести здесь бессмертие, одолев непобедимую материальную природу (см. Махабхарату, Вана-парва 3.13.16). Но из Шветашватара Упанишад (3.8.) мы узнаем, что те, кому известна Абсолютная Истина, могут выйти за пределы мира рождения и смерти.

Так что для Вайшнавов, поклоняющихся Господу с сердцем, исполненным любви, постоянно повторяющих Его Святые Имена, вне всяких сомнений, уготована духовная деятельность в служении Господу, либо в этом мире, либо - в царстве Бога (Вайкунтхе). Поэтому члены их семей и друзья не особо привязаны к исполнению всевозможных ритуалов антйешти-крийи. В действительности, этот обряд вообще не приводится в Шат-крийа-сара-дипики, и лишь краткое упоминание о нем можно обнаружить в самскара-дикпике, в связи с погребением санньяси.

В Шримад-Бхагаватам рассказывается, как Махараджа Парикшит перед своей смертью спрашивает Шукадеву Госвами: “Не мог бы ты рассказать мне о том, в чем состоит первостепенный долг каждого, и особенно того, кто находится в преддверии смерти?” (Бхаг. 1.19.24). И Шукадева Госвами отвечает: “Высшее совершенство человеческой жизни состоит в том, чтобы в момент смерти помнить Верховную Личность Бога”. И все самскары, через которые проходит человек в своей жизни, предназначены помочь ему очиститься и помнить о своем первостепенном долге: вернуться в свой изначальный дом (в высшую обитель, Голоку Вриндавану). Самскары помогают нам направить всю свою жизнь так, чтобы помнить о Господе на каждом шагу.

Чанакйа Пандит говорит, что если мы ищем освобождения, то должны помнить о том, что смерть всегда идет у нас по пятам, готовая схватить нас в любое мгновение. Но тому, кто ищет чувственных наслаждений, лучше думать, что он никогда не умрет. Что же касается тех, кто сможет помнить Кришну в момент смерти, то они отправятся к Кришне и будут вечно жить вместе с Ним. (Б.г. 8. 5,6.) Как обещает Шри Кришна, для них не будет больше ни рождений, ни смертей, и они больше не вернутся в этот материальный мир (Б.г. 8.15-16). Таков вывод Веданта-сутры, выраженной в последнем ее тексте ...*138

 

XX.2. Процедура

 

В письме Реватинандане от 14 ноября 1973 года Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: “Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна несомненно выделит ему хорошее место для следующего рождения... Но, мы также выражаем свою скорбь по поводу утраты такого Вайшнава... Через три дня после его кончины нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок”. (См. Шри Чайтанья-чаритамриту, Антйа-лила, главу об уходе Харидаса Тхакура).

Обряды примерно одинаковые, в зависимости от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра). В разделе, посвященном описанию проведения обрядов, мы расскажем о том, как эта процедура проходит в Индии.

#На западе мы не сможем подражать Индии, поскольку должны подчиняться существующим тут порядкам и законам: необходимо, прежде всего, как можно скорее известить гражданские службы о кончине вайшнава (чтобы была вовремя установлена причина смерти), затем тело нужно омыть, одеть в одежду вайшнава, украсить тилакой и цветочной гирляной (маха) с арча-виграхи Господа, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Если есть возможность достать священную воду (Ганги, Ямуны, Радха-кунды и т.п), тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, отвезите его в крематорий. Тем временем кому-то нужно позаботиться о выполнении необходимых формальностей, так, чтобы кремация тела произошла как можно быстрее. В Джайакха-самхите говорится, что мальчика до пяти лет или девочку до семи лет нужно не кремировать, а хоронить. В этом случае обряды тарпаны совершать необязательно.

+Не следует проводить кремацию в Экадаши или в Маха-двадаши, (при необходимости, отложите ее на следующий день). Кремация должна проходить в дневные часы, пока светло.

+В день кремации члены семьи должны весь день поститься, и в течение трех последующих дней питаться легкой пищей (салатами, фруктами и т.д.). Рекомендуется даже не есть дома и избегать приготовления пищи, поскольку сознание готовящего проникает в пищу. Траур подразумевает определенную скромность, сдержанность в поведении, почтительность, исполненную достоинства и серьезности. И речи быть не может в таком случае о каких-либо развлечениях (телевидении, кино, кафе, ресторанах, парках развлечений и т.п.); лучше всего посвятить это время чтению священных писаний. В день кремации нужно провести заключительную церемонию в помещении морга, во время которой читаются писания для членов семьи ушедшего и друзей. В то время, когда тело вносят в печь, должен исполняться негромкий киртан, и брахман должен читать молитвы.

+Заберите прах из морга, и не позже чем через год после смерти преданного, как вам посоветуют местные вайшнавы*139, отвезите этот пепел в Индию и бросьте в священную реку, такую как Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада или Кавери. Большинство вайшнавов берут пепел с собой, когда едут в Майапур, или во Вриндаван, чтобы там у Кеши-гхата бросить его в Ямуну. Перед этим необходимо смешать прах покойного с панча-гавйей и землей с берега священной реки, так, чтобы сформировать равномерный шар.

+На третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир арча-виграхе Господа. Этот прасад нужно затем раздать вайшнавам и членам семьи покойного.

+ Если покойный жил не в храме, то брахмана, принимавший участие в погребальной церемонии, должен проводить членов семьи покойного до их дома. Первыми в дом должны войти дети вместе с этим брахманом. Затем помещение очищается: поджигают сухой коровий навоз с гхи, и брахман в это время читает благоприятные мантры. Некоторые обычаи рекомендуют членам семьи покойного для “перемены обстановки” ночевать где-нибудь еще, например, у друзей.

+На одиннадцатый день после смерти преданного в его честь должна быть устроена программа*140. В его доме нужно установить алтарь и провести пуджу, а также предложить прасад. Как рекомендуется в Падма Пуране, в этом случае можно также поклоняться шалаграма-шиле, поскольку это очень благоприятно. Можно провести огненное жертвоприношение (авахана-хому), предложив пламени костра халаву, а затем - всем собравшимся. Маха-прасад сначала нужно поднести фотографии покойного.

+Если ушедший был мужского пола, то первым прасад должен принять жрец, проводящий обряд, а если это была женщина, то хозяева должны первой накормить брахмани или Вайшнави.

 

XX.3. Ашауча или Период Осквернения

+После смерти родственника семья считается оскверненной в течении определенного периода времени, срок которого зависит от ее статуса. В это время нельзя изучать священные писания, выполнять служение, или поклоняться Божеству (можно только совершать манаса-пуджу), или же принимать гостей. Тем не менее, если человек дал обет ежедневно поклоняться Божествам, изучать писания и т.д., он не должен нарушать его. Периодом осквернения можно воспользоваться, чтобы уладить все формальности, связанные со смертью родственника. Период ашауча длится 10 дней для брахманов, 12 дней - для кшатрий, 15 дней - для вайшй, и 30 дней для шудр.

#На жреца, проводящего погребальный обряд по ушедшему период осквернения (ашауча) не распространяется.

XX.4. Шраддха-крия: Ритуал для Благополучия Ушедших Предков

+Для того, чтобы покойный благополучно воплотился в новом теле, предоставляющем ему возможность наслаждаться жизнью на планете Питри (предков), а не скитался в форме приведения в эфирном или тонком теле, необходимо предложить ему и другим Питри определенные подношения. Во время периода осквернения ушедшему ежедневно предлагается вода. На одиннадцатый день, (для семьи брахмана), дом убирается и очищается, готовится прасад и предлагается ушедшему и раздается одиннадцати брахманам.

+Начиная с этого дня и на протяжении всего последующего года каждый месяц необходимо проводить церемонию шраддха. На шестой и двенадцатый месяц к обычной шраддхе следует добавить особые церемонии. Последняя шраддха совершается через год в день смерти покойного.

# В разделе карма-канды проведение шраддхи рекомендуется для тех, кто прошел антйешти-крийа-самскару. Это позволяет скитающимся духам получить материальную “поддержку”. Согласно Пиндопанишад, душа, лишившаяся после смерти материального тела (стхула-шарира), но скитающаяся в тонком теле (линга-шарира) размером с большой палец, не в состоянии ни есть, ни пить. Таких тонких сущностей называют претами.

#Отошедшая душа в течение трех дней находится в воде, последующих трех дней - в огне, потом еще три дня она пребывает в пространстве (эфире), затем, десятый день, ее носит по ветру. На одиннадцатый день начинают церемония пинда, состоящая из подношения пищи - небольшого шарика из риса, сваренного в молоке с черным сезамом, гхи и меда, предлагаемого ушедшему и его предкам. Этот обряд проводится старшим сыном и повторяется каждый месяц одиннадцать месяцев подряд, кроме этого в течение года проводится еще две особые шраддхи. Церемония пинда завершается на двенадцатый месяц последним подношением, известным как сапиндади-карана, позволяющим прете обрести тело Питри, чтобы попасть на райскую Питрилоку, планету, где правит Ямараджа.

#Разумеется, такие обряды не освобождают душу от кармы, наработанной ей в течение ее прошлых жизней.

В Гаруда Пуране (11.34.44) объясняется, что подношение пинды преобразует временное тело преты, обретенное ушедшим, в тело, похожее на то, в каком эта душа жила среди нас. Вот как, по описаниям Гаруда Пураны, строится это тело:

* из первого подношения проявляется голова;

* из второго - глаза, уши и нос;

* из третьего - щеки, рот и шея;

* из четвертого - сердце, бока, желудок и половые               органы;

 * из пятого - талия, спина и анус;

 * из шестого - бедра;

* из седьмого - лодыжки;

* из восьмого - икры;

* из девятого - ступни;

* из десятого - голод и жажда;

+Церемония шраддха может также проводиться двенадцать дней после смерти ушедшего, по одному подношению в день.

#Так, со временем, живое существо присоединяется к своим предкам на планете Питри, чтобы благословить членов своей семьи, регулярно исполнявших положенные ритуалы, и защитить их потомков. Рождение сына в такой семье указывает на удачное исполнение обряда, обеспечивающее счастье предкам.

 

XX.5. Вайшнавы и Церемония Шраддха

Согласно вайшнавским писаниям, церемония шраддха может проводиться и для вайшнавов, но только жрецом-вайшнавом и в качестве подношений должен предлагаться вишну-прасад.

Нет необходимости волноваться о назначении вайшнава, всю жизнь должным образом поклонявшегося Богу, Шри Кришне. И для такой личности не требуется проведения шраддхи. Вайшнав, родители которого не поклонялись Шри Кришне, может молиться о спасении их душ.

 Как сказано в Сканда Пуране, человеку, получившему посвящение в повторение вишну-мантры, не следует ни стремится к плодам кармической деятельности, ни заниматься благотворительностью ради материального вознаграждения, ни поклоняться предкам. Также и в Хари-бхакти-виласе (9.308), написано, что тому, кто ради удовлетворения своих предков каждый день поклоняется Господу Хари, нет необходимости раздавать милостыню или совершать церемонии шраддха с подношение пинда-даны.

“Том, кто оставил все мирские обязанности и принял прибежище у лотосных стоп Мукунды, дарующего кров всему сущему, уже больше ничего не должен ни полубогам, ни великим мудрецам, ни обычным живым существам, ни родственникам, ни друзьям, ни людям вообще, ни даже своим ушедшим предкам. Поскольку все эти разновидности живых существ являются неотъемлемыми частицами Всевышнего, человеку, отдавшему себя служению Господу, нет необходимости служить каждому из них отдельно”. (Бхаг.11.5.41)

 

XX.6. Практическое Осуществление Обряда Шраддха

+Вайшнавы могут задействовать церемонию шраддха в служении Господу, и тогда ушедший родственник пожнет благие результаты этого. Для удовольствия Кришны, от имени покойного можно посадить одно или нескольких плодовых деревьев. Плоды с этих деревьев с каждым урожаем можно предлагать Шри Кришне. То же самое можно сделать с деревьями, дающими красивые цветы, или же можно предложить для удовлетворения Господа корову с теленком, поскольку она дает молоко.

+Можно также раздать прасад или распространить книги, такие как Бхагавад-гита, от имени своего ушедшего родственника в годовщину его ухода, или же, от его имени, предложить пожертвования на пуджу Божеству или на любой проект, связанный с удовлетворением Шри Кришны.

 

XXI. Избранные Выдержки из Шри Чанакья-нити-шастры

В тяжелые времена нужно спасать свои деньги, при утрате богатств - спасать жену, и в любой ситуации необходимо спасать свою душу, даже пожертвовав женой и богатством.

Проверяй слугу во время исполнения обязанностей, родственника - в трудностях, друга - в беде, а жену - в несчастье.

Женщины в два раза голоднее, в четыре раза пугливее, в шесть раз нахальнее и в восемь раз похотливее, чем мужчины.

Иметь способность есть, когда под рукой готовые кушанья, иметь здоровье и мужскую силу находясь в обществе своей законной жены в освященном браке, и быть готовым раздавать милостыню, обладая богатством - все это - плоды необыкновенного аскетизма.

Тот, чей сын послушен, а жена ведет себя согласно его желаниям, и кто довольствуется своими богатствами - тот уже в раю, даже будучи еще здесь, на земле.

Настоящие сыновья лишь те, что преданны своему отцу. Настоящий отец, лишь тот, кто может подержать своего сына. Друг лишь тот, на кого можно положиться, а настоящая жена лишь та, в обществе которой муж чувствует себя довольным и спокойным.

Мудрым людям следует прививать своим детям принципы нравственности, ибо дети, сведущие в нити-шастре и благовоспитанные, прославлять свою семью.

Родители, не дающие образования своим детям - это их враги, поскольку необразованные дети в глазах общества выглядят белыми воронами.

Многие дурные привычки приходят от распущенности, а хорошие - от своевременного наказания, так что, наказывай своего сына или ученика, и никогда не потакай им. (“Пощадишь кнут - испортишь ребенка”).

Разрыв с женой, немилость собственного народа, враг, спасшийся в битве, служение безнравственному царю, бедность и неуправляемая толпа - эти шесть врагов, напав на человека, сожгут его без огня.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!