I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 17 страница



Сила брахмана - в его знании, сила царя - в его армии, сила вайшйи - в его богатстве, сила шудры - в его умонастроении служения.

Выдай свою дочь замуж в хорошую семью, займи сына ученьем, следи, чтобы твой враг пребывал в унынии, а друзей своих займи в исполнени дхармы (в сознании Кришны).

Даже если люди наделены красотой и юностью, и родились в благородной семье, - без образования, они подобны цветам палаши, лишенным сладостного благоухания.

Красота кукушки - в ее пении, красота женщины - в ее безраздельной преданности мужу, красота урода - в его учености, а красота аскета - в способности прощать.

Откажись от одного из членов семьи во имя спасения всей семьи, откажись от семьи - ради спасения деревни, откажись от деревни во благо страны, а от страны откажись, чтобы спастись самому.

Как весь лес благоухает от хотя бы одного дерева с душистыми цветами, так и семья становится знаменитой благодаря рождению добродетельного сына.

Как одно засохшее дерево, загоревшись, вызывает пожар во всем лесу, так и мошенник-сын разрушает всю семью.

Как ночь выглядит привлекательной, когда светит луна, так и семья радуется даже единственному ученому и добродетельному сыну.

Что толку иметь много сыновей, если они приносят лишь печаль и досаду? Лучше иметь всего одного сына, от которого вся семья сможет получить поддержку и умиротворение.

Балуйте сына до пяти лет, а следующие десять лет будьте с ним крайне строги, но когда ему исполнится шестнадцать, относитесь к нему, как к другу.

Лакшми, Богиня удачи, Сама приходит туда, где не в почете глупцы, где есть хорошие запасы зерна, и где муж и жена не вздорят.

Продолжительность жизни человека, вид его деятельности, его богатство, ученость и время смерти - все это предопределено, еще когда он находится во чреве своей матери.

Дети, друзья и родственники отворачиваются от преданного Господа; и все же, те, кто идут за таким преданным, своей преданностью Богу приносят благо своим семьям.

Один сын, наделенный хорошими качествами, гораздо лучше сотни, лишенных их. Ибо всего одна луна разгоняет тьму, которую не могут рассеять бесчисленные звезды.

Сын, умерший, едва родившись, гораздо лучше глупого сына, наделенного долгой жизнью. Первый приносит горе лишь на мгновение, тогда как последний, подобно пылающему огню, - ввергает своих родителей в печаль на всю жизнь.

Что хорошего в корове, не дающей ни молока, ни телят? Точно также, чего стоит рождение сына, если он не становится ни ученым, ни преданным Господа?

Когда человек охвачен печалями жизни, три вещи приносят ему утешение: дети, жена и общество преданных Господа.

Цари и ученые люди говорят один раз, и дочь выходит замуж лишь раз в жизни.

Настоящая жена чистоплотна, искусна, целомудренна, правдива и умеет удовлетворить мужа.

Человека безбожного и лишенного милосердия, следует отвергнуть. Также следует отвергнуть гуру, лишенного духовного знания. Следует отвергнуть жену с неприятным лицом, и родственников, не имеющих любви.

Как золото проверяется четырьмя способами: трением, разрезанием, нагреванием и ударом, так и человека нужно проверять четырьмя вещами: отреченностью, поведением, качествами и поступками.

Ученость - твой друг в пути, жена - у тебя дома, лекарство - во время болезни, но единственным твоим другом после смерти будет полученное тобой при жизни духовное благо.

Вот пятеро твоих отцов: тот, кто дал тебе рождение, тот, кто дал тебе священный шнур, тот, кто учит тебя, тот, кто кормит тебя, и тот, кто охраняет тебя от опасности.

Следующие семеро должны считаться твоими матерями: жена царя, жена наставника, жена друга, мать твоей жены, и твоя собственная мать, земля и корова.

Отец - хронический должник, распутная мать, красивая жена и неученый сын - это враги в собственном доме.

Лучше не иметь царства, чем править над малым, лучше не иметь друга, чем дружить с мошенником, лучше не иметь учеников, чем иметь глупого, и лучше не иметь жены, чем иметь плохую.

Человек должен довольствоваться следующими тремя: своим богатством, добытым честным трудом, своей женой и пищей, посланной Провидением. Но никогда не следует удовлетворяться на достигнутом в учении, воспевании святого имени Господа (джапе), и милосердии.

Как в цветке ты ищешь аромат, и масло - в семенах сезама, огонь - в дереве, гхи - в молоке, сладость - в тростниковом сахаре, так же, посредством своей способности различать, ищи душу свою, заключенную в теле.

Лампа “съедает” тьму, и потому она черна от копоти, так же и мы, в зависимости от характера нашей пищи (в саттве, раджасе или тамасе), порождаем потомство соответстующей природы.

Вода - это лекарство для пищеварения; если съеденная пища хорошо переварилась, то вода, принятая в это время, придает силы организму; когда воду пьют во время еды, она подобна нектару, а после еды - подобна яду.

Знание пропадет без применения на практике, человек пропадет из-за своего невежества, армия пропадет без командира, а женщина - без мужа.

Чиста вода, просочившаяся через землю, чиста преданная жена, чист царь, заботящийся о благе своего народа, и чист брахман, если он удовлетворен.

 Нет хуже врага, чем жертвоприношение, на котором не раздается прасад в широких масштабах, ибо оно способно погубить царство; оно способно погубить жреца, если он неправильно повторяет мантры, и способно погубить ответственного за него, когда в завершении не раздаются дары.

Мудрые люди проводят утро, обсуждая Махабхарату, день - Рамайану, а вечер - Шримад Бхагаватам.

Бедность украшается силой духа, поношеные одежды - содержанием их в чистоте, плохая пища - подогреванием, а уродство - хорошим поведением.

Зачем мне заботиться о собственном поддержании, когда я погружен в прославление Господа Вишну - того, кто поддерживает все сущее? Без милости Господа Хари, как может молоко течь из груди матери для кормления ребенка? Постоянно думая таким образом, о Господь Яду, супруг Лашкми, все свое время я провожу в служении Твоим лотосным стопам.

Тот, кто погряз в семейной жизни, никогда не обретет знание; не может быть милости для мясоеда; жадный не будет правдивым, и не найти чистоты в охотнике за женщинами.

Лишь тот является истинным брахманом (двиджа или “дваждырожденным”), кто удовлетворен, питаясь всего раз в день, кто прошел шесть самскар (очистительных ритуалов), и кто сходится со своей женой всего один раз в месяц в благоприятный день, после ее менструаций.

Тот грихастха (домохозяин) благословен, в чьем доме царит атмосфера блаженства, чьи сыновья талантливы, чья жена говорит приятно, кому достаточно богатства, чтобы удовлетворить свои желания, кто находит удовольствие в общении со своей женой, чьи слуги послушны, в чьем доме выказывают гостеприимство, ежедневно поклоняются Всеблагому Всевышнему Господу и готовится вкусная пища и питье, и тот, кто находит радость в обществе преданных.

“Позор тому, кто не имеет преданности лотосным стопам Шри Кришны, сына матери Яшоды, кто не имеет привязанности к описанию славы Шримати Радхарани, чьи уши не стремились слушать истории о лилах Господа!” - так восклицает мриданга во время киртана.

Порочный человек может развить качества святого, общаясь с преданными, но преданный не становится безбожником в обществе порочного человека.

Видеть преданного - это истинное благословение, поскольку преданный способен мгновенно очистить любого, тогда как священная тиртха очищает человека лишь после длительного соприкосновения.

Дом, где не омывались лотосные стопы брахманов, где не пелись громко ведические мантры, и где не проходили священные обряды жертвенных подношений Всевышнему Господу и предкам, подобен крематорию.

(Говорится, что садху, когда его спрашивают о его семье, отвечает так:) “Истина - моя мать, а отец мой - духовное знание, праведное поведение - мой брат, а милость -друг, внутреннее умиротворение - моя жена, а всепрощение - мой сын, - таковы шесть моих родственников.

Тот, кто относится к чужой жене как к своей матери, к богатству, которое не принадлежит ему - как к комку грязи, и к наслаждению и боли всех остальных живых существ - как к своим собственным, тот действительно видит вещи в истинном свете, и он - настоящий пандит.

Бездумный транжира, бездомный мальчишка, бранящийся торговец и тот, кто пренебрегает своей женой и беспечен в своих поступках - все они неминуемо идут к гибели.

Как теленок следует за своей матерью среди тысячи коров, так и дела человека (хорошие и плохие), всюду идут за ним.

Как человек, копающий землю, с помощью своей лопаты добирается до подземных вод, так и ученик обретает знание от своего наставника через служение ему.

Бедность, болезнь, печаль, тюремное заключение и другие беды - это плоды, рожденные на древе собственных грехов.

Человек может знать четыре Веды и Дхарма-шастры, но если он не осознал свое духовное “я”, то можно сказать, что он подобен половнику, переносящему все виды пищи, но не отведавшему вкуса ни одного из них.

У женщины сердце не едино, оно раздроблено: разговаривая с одним мужчиной, она смотрит на другого, и при этом в сердце своем с вожделением думает о третьем.

Человек достигает величия своими достоинствами, а не просто занимая высокое сиденье. Можем ли мы назвать ворону орлом, просто потому, что она сидит на крыше высокого здания?

Все, кто не нашли удовлетворения, наслаждаясь богатством, пищей и женщинами, уши в небытие; и сейчас уходят другие, тоже так и не нашедшие удовлетворения в этом; и в будущем другие будут уходить, чувствуя себя неудовлетворенными.

Женщина мгновенно лишает мужчину его силы, тогда как молоко мгновенно восстанавливает ее.

Примечания:

*123: Шримад-Бхагаватам, 10.11.18

*124: В Аюр-веде объясняется, что волосы - это ни что иное, как естественные отбросы, вырабатываемые телом, такие же, как ногти, пот, моча, фекалии и слизь.

*125: См. Диг-даршини-тику Санатаны Госвами.

*126: Падма-пурана, 4 том, CCLI.49.52. Anandasharma Sanskrit series, №131, Poona.

*127: См. Руководство для Джи Би Си (от 22 мартра 1989г.), Гуру Ашрая или Сохранение Прибежища Гуру Парампары.

*128: См. Чайтанья-чаритамриту.

*129: Во время такого посвящения жертвенный огонь не разжигается.

*130: См. историю получения посвящения Рамануджйачарьей.

*131: Он дает обет не есть мясо, рыбу и яйца, не принимать одурманивающих средств, включая алкоголь, наркотики, табак или какие-либо стимуляторы, не заниматься азартными играми и не иметь недозволенных половых отношений.

*132: См. историю Валмики Муни, автора знаменитой Рамаяны.

*133: См. Диг-даршини-тику Санатаны Госвами и эссе Шрилы Бхактивиноды Тхакура по Падма Пуране, стих, объясняющий панча-самскару:

тапах пундрам татха нама мантро йагаш ча панчамах

амни хи панча-самскарах парамайкатни-хетавах

“Тапа, пундра, нама, мантра и йага составляют панча самскару, рождающую преданность Господу Хари”.

*134: Вишну-йамала (цитируется в Хари-бхакти-виласе 5.5.)

*135: Священный шнур нельзя менять по собственной прихоти.

*136: Бхаг. 2.23.56, цитируется в “Луче Вишну”, Рупа Виласы Даса, Нью Джаяпур Пресс, 1988г.

*137: Брахманическая инициация - это второе посвящение, по другому называемое Вайшнава мантра-дикша. Вайшнавы обретают положение брахмана, даже если они и занимаются деятельностью, обычно предназначенной для кшатриев, вайшй и шудр.

*138: “Оттуда нет возврата, ибо так говорит Бог, оттуда нет возврата, ибо так говорит Бог”. (В.С. 4.4.22).

*139: По мнению некоторых знающих людей, пепел нужно собирать на четвертый день.

*140: Все виды шраддхи.

 

XXII. Адхикара: Критерии Квалифицированного Жреца

XXII.1. Предисловие

Проводить йаджну или самскару может далеко не каждый! Чтобы быть способным на это, необходимо отвечать определенным требованиям:

*нужно принять покровительство истинного духовного учителя;

*получить оба посвящения (харинама-грахане и Вайшнава-мантра-дикшу);

*получить дозволение своего духовного учителя на проведение подобных обрядов;

*изучить процедуру исполнения таких обрядов под руководством компетентного вайшнава;

*вести себя примерно;

*проявлять энтузиазм в служении гуру, Шри Гауранге и вайшнавам;

*быть здоровым;

*пребывать в хорошем расположении духа;

*носить шикху (согласно писаниям, это является существенным требованием: даже майавади, совершающие йаджны, должны иметь шикху);

*соблюдать регулирующие принципы;

Жрец, проводящий жертвоприношение, дожен быть безукоризненным в своей духовной практике, поскольку, как говорится в Ведах, если ему приходится совершать церемонии, связанные с карма-кандой, он “берет на себя определенную карму”. И способ избавиться от этой кармы заключается в неуклонном повторении Святых Имен в форме джапы и в постоянном занятии духовной практикой.

Для исполнения самскар лучше всего подобрать женатого человека. Только упанайана самскара (обряд посвящения) может проводиться санньяси или брахмачари. Выбранный для проведения самскары жрец должен обладать хорошей способностью действовать согласно обстоятельствам, также как и проницательным, гибким умом. Он должен быть готовым быстро сориентироваться в любой непредвиденной ситуации, которая может возникнуть в ходе проведения церемонии. Он не должен переоценивать своих возможностей, или же устанавливать собственные стандарты или способы проведения обрядов, а должен постоянно опираться на наставления шастр, садху и гуру. Он должен быть скромным и не должен искать возможностей злоупотребить своим положением или гордиться им. Руководствуясь принципами добродетели, он должен быть в состоянии понять сам и при необходимости объяснить другим зачем и почему от делает то или иное действие, совершая ритуал.

XXII.2. Подготовка Жреца

Чистота и чистоплотность очень важны для жреца. В Хари-бхакти-виласе эти понятия подразделяются на несколько подпунктов*141:

* стхана-шуддхи: чистота места

Место, где проводится обряд, должно быть предварительно очищено, либо с помощью мантр, либо с помощью специально освященной для обряда воды, либо с помощью коровьего навоза и т.п. После этого оно должно быть нарядно украшено.

* дравйа-шуддхи: чистота используемых параферналий

Все параферналии, используемые в жертвоприношении, так же должны быть очищены мантрами, священной водой, мудрами, горячей водой, коровьим навозом или травой куша и т.п. Все эти параферналии ни при каких обстоятельствах не должны использоваться для чего-либо еще, помимо проведения жертвоприношений.

* атма-шуддхи: чистота тела

Перед совершением обряда жрец должен встать рано по- утру (до наступления брахма-мухурты), принять омовение, одеться в чистую одежду, как положено жрецу*142, на нем должны быть также отличительные атрибуты вайшннава, такие, как тилака, туласи-мала, йаджнопавита (священный шнур). Ему следует также очиститься, сделав ачаман, нйасы и прочитав специально предназначенные для этого мантры. Ему также необходимо позаботиться о том, чтобы съеденная им пища успела полностью перевариться до того, как он приступит к совершению йаджны.

* читта-шуддхи: чистота ума

Состояние ума жреца является одним из наиболее важных факторов. Нечистый ум может свести на нет все очистительные процедуры, совершенные им. Фактически, назначение последних - способствовать очищению ума. Садхана также играет очень важную роль: утреннее омовение, слушание Святых Имен, даршан арча-виграхи Господа, слушание священных писаний, общение с мудрецами, медитация на форму и качества Господа, служение Ему и выполнение наставлений духовного учителя - существует так много необходимых и действенных способов для очищения ума.

* мантра-шуддхи: чистота мантр

Чтобы иметь силу и должное действие, мантры, произносимые жрецом, должны быть получены от истинного духовного учителя. Это и называется упанайаной: получение от духовного учителя священного шнура и мантры Гайатри. Благодаря тому, что жрец получил посвящение в повторение этих мантр, они проявляют содержащуюся в них силу. С другой стороны, если мы совершаем оскорбления, то тем самым мы уменьшаем свою брахманическую силу и, следовательно, свою способность вызывать к действию силу мантр. Жрец должен произносить мантры должным образом, и для этого ему необходима хорошая подготовка.

Чтобы приготовиться к проведению йаджны, к повторению мантр, исполнению самскар и т.д. жрецу необходимо учесть все пункты, перечисленные выше. Ему нужно самому подобрать себе помощников и сделать все необходимое для успешного проведения обряда. Чтобы помочь ему выбрать наиболее подходящие для церемонии день, время санкалпы и т.п., в ИСККОН выпускается очень хороший календарь, где приводятся названия всех титх, накшатр, пакш, мас и т.д., для каждого региона планеты. В Калькутте можно также найти более полный, называющийся Панчака, бенгальский календарь, или индийский - в Дели.

XXII.3. Ведические Жрецы и Ведические Обряды

По четырем углам йаджна-кунды, приготовленной для свадебного обряда или для обряда посвящения, обычно ставят четыре сосуда с кокосами на верху. Это не просто украшение - они представляют четыре Веды, установленные там жрецом.

* Риг Веда располагается на востоке, при этом сосуд должен быть красного цвета;

* Сама Веда располагается на юге, а сосуд должен быть белым;

* Яджур Веда находится на западе, а сосуд должен быть желтым;

* Атхарва Веда находится на севере, и сосуд, соответствующий ей - голубого цвета.

+Эти сосуды можно также отметить, покрыв их сверху тканью соответствующих цветов.

+Вместо четырех Вед, в этих сосудах можно также установить чатур-вйуху.

Раньше, во время великих ведических жертвоприношений или на церемонию открытия храма, или установления Божеств и т.п, приглашались четыре жреца, каждый из которых представлял по одной Веде. Их обязанности распределялись соответствующим образом. Так что, можно либо установить по углам жертвенной арены четыре Веды, либо посадить там четырех брахманов, декламирующих гимны из этих Вед. Так или иначе, но Веды должны присутствовать на церемонии.

* Адхварйу, жрец, представляющий Яджур Веду, устанавливает, йаджна-кунду, (и ему, стало быть, следует знать, как правильно расположить ее), и окружающую ее жертвенную арену. Он же освящает параферналии для жертвоприношения.

* Удгата, жрец, представляющий Сама Веду, декламирует гимны из этой Веды во время проведения жертвоприношения, чтобы оно стало благоприятным.

* Хота, жрец, представляющий Риг Веду, украшает алтарь, приглашает деват, льет гхи в жертвенный огонь и декламирует мантры из Риг Веды.

* Брахмана, жрец, представляющий Атхарва Веду, играет роль арбитра и координатора церемонии, исправляющего ошибки, возможные при проведении жертвоприношения.

Для проведения некоторых йаджн рекомендуется, чтобы брахманы сидели по четырем углам йаджна-стхалы и декламировали мантры из Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты. В комментарии к Шримад-Бхагаватам (8.4.15) Шрила Прабхупада отмечает: “Каждый стих в ведических произведениях, особенно в Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гите, неотличен от гимнов Вед”. Из этого объяснения становится очевидно, что декламируя стихи из достоверной версии Шримад-Бхагаватам или Бхагавад-гиты во время проведения йаджны, мы следуем авторитетному методу. В Индии, в гурукулах во Вриндаване и Майапуре, детей учат декламации мантр, используемых во время проведения важных церемоний.

Более того, декламирование выдержек из Шримад-Бхагаватам во время проведения обрядов считается очень благоприятным. Давайте приведем в качестве примера в данной связи последних стих двадцать третьей главы Восьмой Песни Шримад-Бхагаватам и объяснение Шрилы Прабхупады:


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!