Материалы и оборудование для педагога



- компьютер, проектор;

- конспект урока;

 

Материалы и оборудование для учащихся

- карандаш

- ластик

- бумага А3

- акварель

- баночка для воды

- палитра

План урока:

  1. Организационный момент ______________________________1 мин.
  2. Мотивация___________________________________________ 2 мин.
  3. Вводная беседа________________________________________7 мин.
  4. Практическая работа над натюрмортом __________________33 мин.
  5. Подведение итогов_____________________________________2 мин.

                                                                                                               

                                                                                                                  45 мин.

 

Этапы урока Содержание Наглядные пособия
  1.Организационный момент (1 мин) Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.  
  2.Мотивация + вводная беседа (9 мин.)     Тема нашего урока «Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой». Драпировка контрастная по цвету и светлоте по отношению к вазе. Задача нашей постановки – это выявление формы. Вам нужно вылепить форму вазы с помощью цвета и светотени. И конечно показать пространство в данном натюрморте: передний план, средний план и дальний план. Обратите внимание на светлотный контраст и цветовые контрасты нашего натюрморта, гипсовая ваза помещена в теплую среду, которая контрастна с ней еще и по тону, т е драпировка намного темнее вазы. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается «цветового контраста». - Итак, ребята, мы с вами знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы: 1. Хроматическую. -Что называется хроматическими цветами? - Все цвета солнечного спектра. 2. Ахроматическую (не цветную). - Что называют ахроматическими цветами? - Это цвета черный, белый и все оттенки серого. - Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение «контрастные цвета» и назовите группы контрастных сочетаний. - «Контрастные цвета» - это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный- зеленый, желтый- фиолетовый, синий оранжевый. - Явление «цветового контраста» заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например, красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки. - Различаются два вида цветового контраста – светлотный и хроматический. Показываю примеры: светлотный - Яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на черном фоне светлеет, а на белом темнеет. Пример на хроматический: - Хроматический контраст называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на другом хроматическом цвете. Если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки дополнительного цвета. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет. Показываю примеры. То же самое происходит с гипсовой вазой, на теплой драпировке она холоднеет, а на холодной теплеет. Это нужно учитывать при написании натюрморта.          
  3. Практическая работа над натюрмортом (33 мин)     А теперь начнем работу в цвете. Рисовать нужно уверенно, делать мазки энергично. Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д. В первую очередь нанесем рефлексы на вазу , пока они подсыхают мы начинаем прописывать драпировку. Спрашиваю: -Что такое локальный цвет? - Локальный цвет –это собственный цвет предмета. - Цвет драпировки красный, но на драпировке мы видим несколько оттенков, почему? - Потому что на нее падает свет. - Правильно, от этого почти на каждой складке есть свет, полутень, тень, рефлекс и падающая тень. Нужно отметить , что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с освещенной частью предыдущего , чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет. Сначала мы пропишем свет, добавляя в локальный цвет драпировки теплых оттенков, потом полутень, добавляя темных и холодных оттенков и прописываем тень, тень имеет самый темный тон. В рефлекс добавляем те оттенки, которые влияют на драпировку со стороны. Возвращаемся к вазе, рефлексы подсохли, теперь мы можем наметить полутени, для этого мы используем холодные оттенки, чтобы они не были такими откровенно холодными успокоим их охрой, но добавлять стоит немного иначе холодный оттенок станет теплым. Прокладываем полутени. Пока полутени подсыхают, на драпировке прописываем падающие тени, особенно усиливаем их на переднем плане, это делаем для усиления пространства в натюрморте и где нужно подправляем полутени. Заканчиваем тени на вазе. Чтобы усилить пространство в натюрморте усиливаем ближние линии вазы, если нужно усиливаем рефлексы.    
  Подведение итогов (2 мин) Выставка и обсуждение работ учащихся. -Ребята, посмотрим ваши работы, как вы считаете удалось вам передать пространство? Объем? В какой работе это особенно заметно? Выявляем ошибки и удачные работы. - У всех получились хорошие работы, в целом все справились с заданием. Урок окончен. Всем спасибо.  

 

 

 

 

Технологическая карта

Тема, класс Иллюстрации
Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой, 8 класс Цель: Развить представление о контрасте, пространственной среде, сочетании цвета.   Задачи:  1. Образовательные: - научить изображать натюрморты с натуры, передавая светотеневые отношения; - научить передавать форму с помощью цвета; - осваивать проработку складок на переднем плане;   2. Развивающие: - развивать зрительные представления и впечатления от натюрмортов, видеть пропорции, соразмерность; - формировать умение выбирать подходящую цветовую гамму, передавать контраст; - развивать колористическое видение;   3. Воспитательные: - воспитывать эстетическую восприимчивость; - воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта; - воспитывать способность видеть и понимать прекрасное;     Литература: Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Изобразительное искусство. Учебник 8класс в 2-х частях. – Дрофа, 2018.   Ход урока: 1.Организационный момент _____________________________1 мин. 2.Мотивация__________________________________________2 мин. 3.Вводная беседа______________________________________7 мин. 4.Практическая работа над натюрмортом _________________33 мин. 5.Подведение итогов___________________________________2 мин. ________________________________________________________                                                                                                45 мин.   Итоговые работы учащихся    

 

2.3. Анализы уроков учителей.

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Учитель изобразительного искусства Кармазина М. В.

Школа № 109

8 класс.

15.04.2019

Тема урока: «Иллюстрация в стиле Оп-арт».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Способствовать становлению, знаний, умений, навыков по теме урока. Пробуждение познавательного интереса к предмету виды учебной деятельности: сообщение новых знаний, практикум;

На уроке сочеталась фронтальная, индивидуальная, работа на уроке;

Урок был распланирован поминутно, плотность использованного времени была максимальной;

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Определение направления деятельности, формулирование учащимися цели и задач.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Составление учащимися плана работы (учитель консультирует и направляет). Метод критического мышления. Регулятивные, коммуникативные УУД. Материал урока, был научно обоснован, а также обоснован на основе рабочих программ. Материал соответствовал возрастным особенностям учащихся.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели, учитель консультирует и направляет. Регулятивные, планирования УУД.

4. Практическая работа:

4.1. Реализация замысла учителя. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует по ходу работы). Связь теории с практикой прослеживалось во время выполнения практической работы, когда ребята, прослушав объяснение материала, приступили к практическому выполнению работы.

4.2. Учащиеся сами дают оценку своей деятельности и её результатам. Метод "защиты" работы над проектом (учитель направляет наводящими вопросами). Роль самостоятельной работы на уроке имела огромное значение, так как ребята проявляли себя как творчески мыслящие люди, имеющие активную познавательную и творческую активность. Педагогический рисунок использовался активно и помогал детям на протяжение всей работы над иллюстрацией.

5. Итог урока. Рефлексия:

Учитель выставляет оценки по очереди каждому ученику. Вопросы по теме урока на закрепление материала.

Вывод:

Четкое следование конспекту урока, помогло провести достаточно продуктивный и интересный урок, урок соответствовал плану. Задание было довольно сложным, пара учеников справилась с заданием с ошибками, но в конце урока учитель произвел корректировку, объяснил подробно каждый шаг.

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Учитель изобразительного искусства Кармазина М. В.

Школа № 109

6 класс.

16.05.2019

Тема урока: «Выполнение пейзажа по представлению».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Способствовать становлению, знаний, умений, навыков по теме урока. Пробуждение познавательного интереса к предмету виды учебной деятельности: сообщение новых знаний, практикум;

На уроке сочеталась фронтальная, индивидуальная, работа на уроке;

Урок был распланирован поминутно, плотность использованного времени была максимальной;

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Определение направления деятельности, формулирование учащимися цели и задач.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Составление учащимися плана работы (учитель консультирует и направляет). Метод критического мышления. Регулятивные, коммуникативные УУД. Материал урока, был научно обоснован, а также обоснован на основе рабочих программ. Материал соответствовал возрастным особенностям учащихся.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели, учитель консультирует и направляет. Регулятивные, планирования УУД.

4. Практическая работа:

4.1. Реализация замысла учителя. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует по ходу работы). Связь теории с практикой прослеживалось во время выполнения практической работы, когда ребята, прослушав и пронаблюдав объяснение материала посредством педагогического рисунка, выполняли практическую работу.

4.2. Активно применялся педагогический рисунок на протяжении всех этапов самостоятельной работы. Способствовал активации творческой деятельности учащихся, эффективности и качеству выполнения пейзажа.

5. Итог урока. Рефлексия:

Учитель выставляет оценки по очереди каждому ученику. Вопросы по теме урока на закрепление материала.

Вывод:

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому выстроен грамотно. Тепу урока активный, время использовалось эффективно. Учитель продемонстрировал умение взаимосвязано использовать различные методы и приёмы, в том числе применение педагогического рисунка и ИКТ технологий. Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

 

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Учитель изобразительного искусства Кармазин О. В.

Школа №109

29.03.19.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование сказки «Федорино горе».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учитель определяет границы знаний учащихся, направляет и формулируют направление проблемы. Познавательные, общеучебные и коммуникативные УУД. Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей.

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Определение направления деятельности, формулирование учащимися цели и задач. Технология деятельностного типа. Регулятивные, целеполагания и коммуникативные УУД. Наличие обратной связи между учеником и учителем.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Составление учащимися плана работы (учитель консультирует и направляет). Метод критического мышления. Регулятивные, коммуникативные УУД.

Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся и их программе.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели, учитель консультирует и направляет (наводящие вопросы). Регулятивные, планирования УУД.

4. Практическая работа:

4.1. Реализация замысла учащимися. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует и направляет по ходу работы). Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

4.2. Учащиеся сами дают оценку своей деятельности и её результатам. Метод "защиты" работы над проектом (учитель направляет наводящими вопросами). Регулятивные, оценивания и самооценивания, коммуникативные УУД.

5. Итог урока. Рефлексия:

Учащиеся обобщают работу над рисунками. Учитель расширяет поле изучения темы на будущее. Использование ЭОН. Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные УУД.

6. Домашнее задание:

Сделать иллюстрацию по книге по программе литературы. Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

Познавательные, регулятивные УУД.

Вывод:

Предложенные технологии и виды учебной деятельности, формы и методы обучения способствуют достижению высоких образовательных результатов. Развивают у учащихся эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии, а также формируют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, мотивов личных достижений и творческого самовыражения личности. На уроке активно используется ИКТ, осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. За счёт наглядного материала, занимательности, смены заданий, доступности преподнесения нового материала на уроке была высокая работоспособность детей. Все учащиеся справились с заданиями на «хорошо» и «отлично».

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Учитель изобразительного искусства Кармазина М. В.

Школа № 109

8 класс.

06.05.2019

Тема урока: «Выполнение творческого натюрморта».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Способствовать становлению, знаний, умений, навыков по теме урока. Пробуждение познавательного интереса к предмету виды учебной деятельности: сообщение новых знаний, практикум;

На уроке сочеталась фронтальная, индивидуальная, работа на уроке;

Урок был распланирован поминутно, плотность использованного времени была максимальной;

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Определение направления деятельности, формулирование учащимися цели и задач.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Составление учащимися плана работы (учитель консультирует и направляет). Метод критического мышления. Регулятивные, коммуникативные УУД. Материал урока, был научно обоснован, а также обоснован на основе рабочих программ. Материал соответствовал возрастным особенностям учащихся.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели, учитель консультирует и направляет. Регулятивные, планирования УУД.

4. Практическая работа:

4.1. Реализация замысла учителя. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует по ходу работы). Связь теории с практикой прослеживалось во время выполнения практической работы, когда ребята, прослушав и пронаблюдав объяснение материала, выполняли практическую работу.

4.2. В ходе выполнения самостоятельной работы учитель уделяет внимание каждому ученику, контролирует выполнение эскизов к будущей композиции натюрморта.

5. Итог урока. Рефлексия:

Учитель определяет качество выполнение эскизов для продолжения работы над натюрмортом на следующем уроке.

Вывод:

Речь учителя грамотная, образная и эмоциональная. Темп речи соответствует особенностям восприятия учащихся. Устанавливает зрительный контакт с учащимися класса в целом (понимает, насколько полно донесена информация, оценивает, есть ли необходимость повторения). Опора на жизненный опыт и знания учащихся. Учитель использует различные приемы актуализации знаний учащихся. Организована рефлексия учащихся по цели урока, способам действия, возникшим трудностям, дальнейшим задачам.

 

2.4. Анализы уроков студентов-практикантов.

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Студент-практикант Ониськов Г.В.

Школа № 109

5 класс.

26.04.19

Тема урока: «Цветоведение. Дополнительные цвета».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Познавательные, общеучебные и коммуникативные УУД.

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Определение направления деятельности (проект), формулирование учащимися цели и задач. Технология деятельностного типа. Регулятивные, целеполагания и коммуникативные УУД. Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовосприятия, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей.

Структура речи студента-практиканта поставлена. Объяснения понятны и доходчивы.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Метод аналитического мышления. Регулятивные, коммуникативные УУД.

3.2. Студент практикант использует наводящие вопросы. Регулятивные, планирования УУД. Применение ИКТ: грамотно составленная презентация по теме урока. Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся и их программе.

Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

4. Практическая работа:

4.1. Реализация замысла учащимися. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует по ходу работы). Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. Использование диалога в качестве формы общения. Наличие обратной связи между учеником и учителем.

5. Итог урока. Рефлексия:

Студент-практикант задает вопросы, что нового сегодня дети узнали. Сообщает детям, что они будут изучать в дальнейшем. Использование ЭОН. Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные УУД.

6. Домашнее задание:

Подготовиться к тесту. Закрепляющие, регулятивные УУД.

Вывод: Учителем выполнен план урока, достигнуты поставленные цели. Учитель продемонстрировал умение взаимосвязано использовать различные методы и приёмы, применение ИКТ – технологии способствовало повышению эффективности и качества обучения на данном уроке. Урок уложен в запланированное время. Учителем создана благоприятная рабочая атмосфера на уроке.

 

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Студент-практикант Зайцева А.А.

8 класс.

Школа № 109

Тема урока: «Рисование многопланового пейзажа акварелью».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Пробуждение познавательного интереса к предмету. Практикант привлекла школьников к определению цели урока. На уроке целесообразно использовалась наглядность, технические средства обучения, в том числе электронные, слайды. Это способствует формированию у школьников соответствующих образов и представлений.

2.2. В образовательном процессе практикант использует личностно- ориентированные, проектные, ИКТ-технологии. Она грамотно организовывает учебно-познавательную деятельность учащихся. 3. Изучение нового материала:

3.1. Программа соответствует возрастным возможностям учащихся.

Учащиеся демонстрируют интерес к учебной деятельности, к работе над пейзажем.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели. Содержание урока соответствует требования программы и календарно-тематическому планированию. Практикант правильно отобрала учебный материал и дидактически его обработала.

4. Практическая работа:

4.1. Учащиеся выполняют пейзаж самостоятельно, по ходу консультируясь с практикантом.

4.2. Учащиеся слушают свои оценки за работу. Регулятивные, оценивания и коммуникативные УУД.

5. Итог урока. Рефлексия:

Учащиеся слушают комментарии практиканта по поводу своих работ. Разбор работы над ошибками. Пожелания в дальнейшей деятельности.

Вывод:

Урок прошел очень интересно и эмоционально. Поставленные задачи выполнены. Важную роль в изучении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке сыграло применение компьютерных технологий. Учитель использовал собственную мультимедиа- презентацию, чтобы привлечь внимание учеников и акцентировать его на наиболее значимых моментах изучаемой темы. Урок показал хороший уровень культуры речи педагога. У Зайцевой А.А. правильная дикция, речь грамотна. Во время самостоятельной работы практикантка уделяла внимание ученикам, подходит к ним и оказывает необходимую помощь для выполнения пейзажа. Психологический климат на уроке благоприятный, можно было наблюдать взаимопонимание учителя и учеников, учитель поддерживал и активизировал внимание учащихся на всех этапах урока. Зайцева А.А. умеет методически грамотно строить урок, используя различные формы и методы, помогающие эффективно выполнять задачи урока. При проведении урока Зайцева А.А. была спокойна и доброжелательно настроена; старалась максимально использовать время урока и различные методики для активизации деятельности учащихся, воспитывая чувство ответственности и взаимопомощи.

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Студент-практикант Першина О. К.

5 класс.

Школа № 109

Тема урока: «Дополнительные цвета».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учитель определяет границы знаний учащихся, направляет и формулируют направление проблемы. Познавательные, общеучебные и коммуникативные УУД. Ориентированность на стандарты нового поколения.

Развитие УУД (универсальных учебных действий).

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. Определение направления деятельности, формулирование учащимися цели и задач. Технология деятельностного типа. Регулятивные, целеполагания и коммуникативные УУД.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Составление учащимися плана работы (учитель консультирует и направляет). Регулятивные, коммуникативные УУД.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели, учитель консультирует и направляет.

3.3 Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

4. Практическая работа:

4.1. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует по ходу работы). Деятельность учащихся в сравнении с деятельностью практиканта преобладает.

4.2. Практикант дает оценку работ учащихся.

5. Итог урока. Рефлексия:

Обсуждение работ, Практикант расширяет поле изучения темы на будущее. Использование ЭОН. Регулятивные, коммуникативные УУД.

6. Домашнее задание:

Подготовка к тесту по теме «Цветоведение».

Вывод:

Содержание урока придерживалось и точки зрения обще-дидактических принципов: научность, доступность, наглядность, последовательность, прочность знаний. Урок грамотно структурирован.

Поставленные задачи и цели урока были достигнуты. Каждый этап урока являлся полноправной, логически обоснованной и завершенной частью схемы урока. Урок прошел в хорошем темпе. Во время урока удалось выполнить весь запланированный объем работы.

Учащиеся поняли тему урока, усвоили преподнесённый с помощью ИКТ-технологий материал, который сыграл важную роль в изучении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся. Першина О. К. умеет методически грамотно строить урок, используя различные формы и методы, помогающие эффективно выполнять задачи урока. При проведении урока О.К. Першина была спокойна и доброжелательно настроена. Были грамотно применены методы по поддержанию дисциплины на уроке.

 

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС:

Студент-практикант Зайцева А.А.

5 класс.

Школа № 109

Тема урока: «Тест по теме: Цветоведение».

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Коммуникативные УУД.

2. Постановка целей и задач урока:

2.1. Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учитель определяет границы знаний учащихся, направляет и формулируют направление проблемы. Познавательные, общеучебные и коммуникативные УУД. Ориентированность на стандарты нового поколения.

Развитие УУД (универсальных учебных действий).

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. Определение направления деятельности, формулирование учащимися цели и задач. Технология системно-деятельностного типа. Регулятивные, целеполагания и коммуникативные УУД.

3. Изучение нового материала:

3.1. Систематизация знаний учащихся, соотнесение известного с новым. Составление учащимися плана работы (учитель консультирует и направляет). Регулятивные, коммуникативные УУД.

3.2. Планирование учащимися способов достижения цели, учитель консультирует и направляет.

3.3 Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

4. Практическая работа:

4.1. Осуществление контроля и коррекции затруднений учащимися (учитель консультирует по ходу работы). Деятельность учащихся в сравнении с деятельностью практиканта преобладает.

4.2. Практикант дает оценку работ учащихся.

5. Итог урока. Рефлексия:

Обсуждение работ, Практикант расширяет поле изучения темы на будущее. Использование ЭОН. Регулятивные, коммуникативные УУД.

Вывод:

Урок грамотно структурирован. Поставленные задачи и цели урока были достигнуты. Каждый этап урока являлся полноправной, логически обоснованной и завершенной частью схемы урока. Урок прошел в хорошем темпе. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках цветоведения ранее. Во время урока удалось выполнить весь запланированный объем работы. На этапе закрепления материала проведение фронтальной беседы сконцентрировало внимание детей и одновременно поддержало их интерес к изученной теме. Использование ИКТ позволяет более

эффективно работать с учебным материалом, способствует лучшему усвоению. Зайцева А.А. умеет методически грамотно строить урок, используя различные формы и методы, помогающие эффективно выполнять задачи урока. При проведении урока Зайцева А.А. была спокойна и доброжелательно настроена.  

 

3. Мероприятия

1.На завершающем занятии у 5 «ж» класса, после того как они прослушали весь материал по цветоведению, мы устроили тест (под руководством М. В. Кармазиной) на проверку их знаний. Все ребята справились с тестом. Дополнительным заданием к тесту было «Разработать дизайн костюма с использованием контрастных цветов». Таким образом, мы еще раз выявляли знания о цветоведении, а также развивали творческие способности учащихся. Ребята создали интересные костюмы, правильно подобрав цвета. После этого мы устроили выставку/итоговый просмотр работ, чтобы каждый смог разглядеть, что сделали его одноклассники. Дети оценивали и анализировали работы друг друга. Им очень понравилось задание. Несколько девочек выразило желание стать дизайнерами одежды. Мы желаем им удачи и творческих успехов.

Ниже представлены примеры некоторых работ учащихся. Все работы учащихся присутствуют на диске, приложенном к отчету.

 

 

2.На завершающем занятии в 5 «г» классе мы так же утроили выставку/просмотр работ учащихся. Ребята выполняли итоговый пейзаж после нескольких теоретических и практических занятий. Все учащиеся успешно справились с заданием. Работы были вывешены на стены и стенды. Ребята смотрели и анализировали свои работы. После просмотра ребята дружно пошли пробовать приготовленный их родителями заранее торт. Выставка прошла успешно.

Ниже представлены примеры некоторых работ учащихся. Все работы учащихся присутствуют на диске, приложенном к отчету.

 

4.    Вывод к главе 1

В данной работе рассматривалось значение натюрморта в развитии колористического видения школьников.

Проводились изучение и анализ литературы по теме натюрморта в общеобразовательной школе; восприятия цвета и развития колористических навыков школьников. Были рассмотрены особенности натюрморта, как самостоятельного жанра, выявлены вопросы, связанные с проведением урока по теме натюрморта в общеобразовательной школе. Выявлялась тема колорита в натюрморте и, главным образом, роль выполнения натюрморта в развитии колористического видения учащихся начальных классов.

Проведенная работа, позволила сделать следующие выводы:

· В процессе выполнения натюрморта у детей вырабатывается способность чувствовать красоту как окружающей среды, так и произведений искусства, понимание того, как цвет отражает настроение; формируется умение эмоционально выражать свое отношение к цвету.

· Грамотно составленная постановка с учебным натюрмортом может решать колористические задачи и развивать колористическое видение. При живописном изображении натюрмортов учащиеся применяют активную работу с цветом и колоритом. Основные понятия о закономерностях цветовой гармонии и о построении колорита учащиеся могут получить непосредственно в процессе работы над решением натюрморта.

· Активная познавательная деятельность, чувствительность к цвету, способствует развитию колористических навыков школьников. Выполнение натюрморта в цвете может сопровождаться упражнениями и задачами, позволяющими развить колористические способности.

· Значительную роль в понимании учащимися колористических принципов и цветового восприятия играет деятельность учителя. С должной подготовкой, колористические навыки могут достичь заметного уровня развития.

Натюрморт можно назвать лучшим средством познания закономерностей формы, освещенности и цвета. Натюрмортная живопись - важный компонент процесса активизации творческого развития и способностей учащихся. При изучении данной темы детьми повышается качество образовательного процесса в художественной сфере деятельности, у учащихся проявляется более профессиональный и осмысленный подход к творчеству, также они учатся грамотно использовать художественные материалы.

Но овладение живописным мастерством не предоставляется возможным без изучения колорита, как наиболее выразительного и эмоционального средства живописи, активно участвующего в построении художественного образа, и, в том числе, в развитии колористических навыков.

Колористическое видение формируются и развиваются только в процессе обучения живописной грамоте через законы цветоведения.

На настоящий момент, в общеобразовательных школах не всегда уделяется достаточное внимание вопросам колорита и развития колористического видения. На мой взгляд, по данному вопросу следует полнее использовать высокую чувствительность и потенциал возможности разностороннего развития школьников.

В заключение хочется отметить, что изобразительная деятельность ребенка на этапе освоения основных приемов и методов изобразительного искусства нуждается в квалификационном руководстве учителя. Отсутствие колористических навыков и навыков работы с цветом, неумение пользоваться законами цветоведения приводит к ограничению познавательной способности детей и способности к изобразительной деятельности, к невозможности полноценного становления художественно-образованной личности. Поэтому формирование колористических навыков у детей является актуальной проблемой в обучении. Реализация данного вопроса, по моему мнению, будет способствовать оптимизации учебного процесса и улучшению качества школьного образования на уроках изобразительного искусства.

 

 

5.Заключение

Во время прохождения практики в ГБОУ Школы №109 города Москвы мною были проведены уроки живописи и цветоведения в рамках учебного плана школы. На практики были достигнуты следующие цели:

-проведен анализ учебников «Искусство. Изобразительное искусство» (учебники для общеобразовательных учреждений С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева, М.В. Кармазиной для 5 и 8 классов);

-составлены и использованы конспекты по живописи и цветоведению;

-составлены анализы уроков профессионалов, а также студентов-практикантов.

По живописи и цветоведению мною были разработаны и применены на уроках презентации, созданные при помощи ИКТ-технологий. Я применила знания и навыки из курса обучения и пройденной на 4-ом курсе практики по составлению плана и конспекта урока при планировании занятий, а также расширила свои знания и практические умения в этой области под руководством руководителя практики.

Преподаватель указывала на ошибки при ведении уроков, которые впоследствии я старалась исправить.

Данная практика способствовала расширению педагогического опыта, дала возможность наблюдения за работой профессионалов в сфере изобразительного искусства. Был получен опыт работы с классами, обучающимися по художественно-графическому профилю, а также с общеобразовательными. Таким образом, были выявлены особенности проведения уроков для детей с разной степенью развития художественных навыков. Расширены знания в области организации учебной и творческой деятельности в средней школе на уроках изобразительного искусства, коммуникативные навыки, умение выстраивать урок.

 

6. Список литературы:

  1. Алексеев С.С. «О колорите», «Изобразительное искусство», М., 1974.- с. 123.
  2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1984.
  3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. — Москва: Просвещение, 1993.
  4. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
  5. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит / Г.В.Беда. — Геленджик: Краснодарское книж. изд-во, 1967. 182 с.
  6. Блохина Н.В. Развитие колористического видения учащихся детской школы искусств в процессе выполнения натюрморта: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курский государственный университет, Курск, 2015.
  7. Блохина Н.В. Формирование колористического видения у учащихся детской художественной школы // Преподаватель XXI век – 2011– №2 – с. 130-135.
  8. Виноградова Н.В. Методы развития художественно-образного цветовосприятия детей в процессе изображения натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.129-131.
  9. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Курский государственный университет, Курск, 2009.
  10. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – Искусство, 1985.
  11. Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов ХГФ на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: Диссертация
  12. Гегель Г.-В.-Ф. «Эстетика», т. 3.
  13. Головачева Н.П. Скрипникова Е.В. Некоторые методические аспекты изображения натюрморта в живописи // Омский научный вестник – 2014 – № 3 – с. 180-183.
  14. Гусевская О.В. Основы цветоведения: Учебное пособие для студентов вузов / О.В. Гусевская. – Иркутск: Изд-во ООО «Типография Иркут», 2017. –107 c.
  15. Зайцев А. «Наука о цвете и живопись», издательство «Искусство», 1986
  16. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии.-1965.-№5.-С.54-55,57.
  17. Игнатьев С.Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.- 208 с.
  18. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е. И. Игнатьев. М. : Учпедгиз, 1961. - 224 с.
  19. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М., Высшая школа, 2005. 272 с.
  20. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» практическое пособие, «Высшая школа», М., 1992.- с. 269.
  21. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. — Москва: Столетие, 1998.
  22. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — Москва: Просвещение, 1977.
  23. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Изобразительное искусство. Учебник 5 класс в 2-х частях. – Дрофа, 2018.
  24. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Изобразительное искусство. Учебник 8 класс в 2-х частях. – Дрофа, 2019.
  25. Методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников //Вестник Томского государственного педагогического университета–2016 – № 8 – с.69-72.
  26. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 — 9 классы./ Научный руководитель Б.М.Неменский. — Москва: Просвещение, 1994.
  27. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 — 9 классы./ Научный руководитель В.С.Кузин. — Москва: просвещение, 1994.
  28. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Агар, 1998.
  29. Рощин С.П. Кондратьева А.С. Натюрморт как средство формирования творческой индивидуальности у младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции –2018 –№ 2 – 157 с.
  30. Сизова А.В. Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. - Дисс. канд.пед.наук.-М.,2001. –217 с
  31. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. завед. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.
  32.  Унковский А.А. Цвет в живописи. — М.: Просвещение, 1983.- 64 е.: ил.
  33. Формирование колористических навыков у младших школьников на занятиях изобразительного искусства с использованием живописных приемов импрессионистов: дипломная работа https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00100599_0.html
  34. Ческидова И.Б. Педагогика XIX-XX вв. о роли цвета в развитии ребенка // Символ науки – 2015 – №10 – с.198-201.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!