Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго все эти восемь элементов являются Моими отделенными материальными энергиями.



 

КОММЕНТАРИЙ: Наука Бога рассматривает вечную природу Всевышнего и Его разнообразных энергий. Материальную природу называют пракрити, это энергия, которой Господь обладает в Его различных пуруша-воплощениях (экспансиях). Как сказано в Сватвата-тантре:

вишнос ту трини рупани пурушакхйанй атхо видух

экам ту махатах сраштри двитийам тв анда-самстхитам

тритийам сарва-бхута-стхам тани джнатва вимучйате

"Чтобы сотворить материальный мир, полная часть Господа Кришны принимает формы трех Вишну. Первый из Них, Маха-Вишну, создает совокупность материальной энергии, называемой махат-таттва. Второй, Гарбходакашайи Вишну, входит в каждую из материальных вселенных, чтобы создать там все многообразие жизни. Третья форма Вишну, Кширодакашайи Вишну, как вездесущая Сверхдуша пронизывает Собой все вселенные и носит имя Параматмы. Он находится даже внутри атомов. Каждый, кто постиг этих трех Вишну, получает возможность освободиться из материального плена".

  Материальный мир является временным проявлением одной из энергий Верховного Господа. Всеми процессами, происходящими в материальном мире, управляют три Вишну, экспансии Господа Кришны. Этих пуруш называют воплощениями Господа. Как правило, те, кто не сведущ в науке Бога (Кришны), считают, что материальный мир это место, где живые существа могут наслаждаться, и что живые существа являются пурушами, источниками материальной энергии, ее хозяевами и наслаждающимися ею. Согласно Бхагавад-гите такого рода атеистическое заключение является ложным. В обсуждаемом нами стихе говорится, что Кришна первопричина всего материального проявления. Это подтверждает также Шримад-Бхагаватам. Различные элементы материального мира являются отделенными энергиями Господа. Даже брахмаджьоти, которое имперсоналисты считают высшей целью, не что иное как духовная энергия, проявленная в духовном небе. В брахмаджьоти нет того духовного разнообразия, которое царит на планетах Ваикунтхи, но для имперсоналистов брахмаджьоти является высшей и вечной целью. Параматма это тоже временный всепронизывающий аспект Кширодакашайи Вишну. Параматма не является вечным атрибутом духовного мира. Поэтому высшим аспектом Абсолютной Истины является Верховная Личность Бога, Кришна. Он личность, являющаяся источником всех энергий, и обладателем самых разнообразных отделенных и внутренних энергий.

  Материальная энергия, как уже говорилось состоит из восьми основных элементов. Первые пять из них, а именно земля, вода, огонь, воздух и эфир, называют пятью грубыми материальными элементами, в которых заключены пять объектов чувств: материальный звук, тактильное ощущение, форма, вкус и запах. Материальная наука ограничивается изучением лишь этих десяти элементов, оставляя в стороне другие три элемента: ум, разум и ложное эго. Ученые, изучающие различные психические процессы, также не обладают совершенным знанием, ибо им неизвестен первоисточник всего сущего, Кришна. Ложное эго, сконцентрированное в понятиях я и мое, которые составляют основной принцип материальной жизни, включает в себя десять органов чувств, участвующих в материальной деятельности. Разум относится к совокупности элементов материального творения, называемой махат-таттвой. Таким образом из восьми отделенных энергий Господа возникают двадцать четыре элемента, составляющие материальный мир и являющиеся предметом изучения в атеистической философии Санкхьи; изначально это производные энергий Кришны, отделенные от Него, но последователи атеистической философии Санкхьи не знают о том, что Кришна является причиной всех причин. Философия Санкхьи ограничивается лишь изучением различных проявлений внешней энергии Кришны, описанных в Бхагавад-гите.

 

Б.Г. Текст 7;5

 

апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам

джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат

апара - низшей; ийам - этой; итах - кроме; ту - но; анйам - другая; пракритим - энергия; виддхи - знай же; ме - Моя; парам - высшая; джива-бхутам - состоящая из живых существ; маха-бахо - о сильнорукий; йайа - которые; идам - этот; дхарйате - используют или эксплуатируют; джагат - материальный мир.

 

Кроме этих восьми элементов, о сильнорукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые эксплуатируют ресурсы материальной, или низшей природы.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что живые существа относятся к высшей природе (или энергии) Верховного Господа. Его низшая, материальная энергия состоит из различных элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго. Оба вида материальных элементов, грубые (земля и т.д.) и тонкие (ум и т.д.) являются порождением низшей энергии Господа. Живые существа, использующие эти различные виды низшей энергии для достижения различных целей, составляют высшую энергию Верховного Господа, и именно благодаря этой энергии функционирует весь материальный мир. Материальный космос лишен возможности действовать до тех пор, пока не будет приведен в движение высшей энергией, живым существом. Энергиями всегда управляет их источник, поэтому живые существа всегда находятся под контролем Верховного Господа и не обладают полной независимостью. Он никогда не станут столь же могущественными, вопреки мнению неразумных людей. Разница между живыми существами и Верховным Господом определена в Шримад-Бхагаватам (10;87;30) следующим образом:

апаримита дхрувас тану-бхрито йади сарва-гатас

тархи на шасйатети нийамо дхрува нетаратха

аджани ча йан-майам тад авимучйа нийантри бхавет

самам ануджанатам йад аматам мата-душтатайа

"О Верховное Вечное Живое Существо! Если бы воплощенные живые существа были вечными и вездесущими, подобно Тебе, они бы не находились в Твоей власти. Если же живые существа являются частицами Твоих энергий, о Господь, они незамедлительно оказываются подвластными Тебе. Поэтому чтобы достичь подлинного освобождения, живые существа должны покориться Твоей власти, и, предавшись Тебе, они станут счастливыми. Только тогда они смогут вернуться к своей вечной природе и занять положение контролирующих. Поэтому люди с весьма ограниченным запасом знаний, отстаивающие монистическую концепцию о том, что Бог и живые существа во всех отношениях тождественны друг другу, в действительности придерживаются неверных и порочных представлений".

  Верховный Господь, Кришна единственный властелин, а все остальные живые существа Его подвластные. Живые существа являются высшей энергией Господа, поскольку качественно они не отличны от Всевышнего, хотя и не тождественны Ему в количественном отношении. Эксплуатируя грубые и тонкие элементы низшей (материальной) энергии Господа, живые существа (Его высшая энергия) утрачивают свой истинный духовный ум и разум. Причиной этого является воздействие материальной природы на живое существо. Когда же живое существо выходит из-под влияния иллюзорной, материальной энергии, оно достигает ступени мукти, или освобождения. Ложное эго, находящееся во власти материальной иллюзии, заставляет живое существо думать, что оно неотлично от материи и что все его материальные достояния являются его собственностью. Живое существо может осознать свою истинную природу только освободившись от материальных представлений, в том числе и представления о том, что оно может стать абсолютно тождественным Богу. Отсюда следует, что Гита подтверждает, что живое существо является лишь одной из бесчисленного множества энергий Кришны, и когда эта энергия очистится от материальной скверны, она полностью разовьет в себе сознание Кришны, иначе говоря, достигнет освобождения.

 

Б.Г. Текст 7;6

 

этад-йонини бхутани сарванитй упадхарайа

ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха

этат - эти две природы; йонини - источником возникновения которых; бхутани - всего сотворенного; сарвани - всех; ити - это; упадхарайа - знай же; ахам - Я; критснасйа - включающий в себя все; джагатах - мира; прабхавах - источник возникновения; пралайах - разрушения; татха - а также.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!