Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и неустойчивый по природе, йог должен неизменно возвращать его назад, под контроль своего я.



 

КОММЕНТАРИЙ: Ум по природе своей изменчив и неустойчив. Но йог, осознавший свою истинную сущность, должен обуздать свой ум, а не позволять уму обуздать себя. Того, кто усмирил ум (а следовательно и чувства) именуют госвами, или свами, а того, кто подчиняется диктату своего ума, называют го-даса, слугой чувств. Госвами знает, что приносит истинное наслаждение чувствам. В состоянии трансцендентного блаженства чувства заняты в служении Хришикеше, верховному повелителю чувств, которым является Кришна. Тот, кто, очистив свои чувства, использует их в служении Кришне, действует в сознании Кришны. Только так можно стать хозяином своих чувств и достичь высшего совершенства йоги.

 

Б.Г. Текст 6;27

 

прашанта-манасам хй энам йогинам сукхам уттамам

упаити шанта-раджасам брахма-бхутам акалмашам

прашанта - умиротворенный, сосредоточенный на лотосных стопах Кришны; манасам - чей ум; хи - безусловно; энам - это; йогинам - йог; сукхам - блаженства; уттамам - высшего; упаити - достигает; шанта-раджасам -выйдя из-под влияния гуны страсти; брахма-бхутам - освобождение через отождествление себя с Абсолютом; акалмашам - освободившись от всех последствий своих греховных поступков.

 

Йог, который сосредоточил на Мне свой ум, действительно достигает высшей ступени трансцендентного блаженства. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознает свое качественное тождество со Всевышним и таким образом освобождается от всех последствий своих прошлых греховных поступков.

 

КОММЕНТАРИЙ: Брахма-бхута это уровень, достигнув которого, человек очищается от материальной скверны и начинает заниматься трансцендентным служением Господу. Мад-бхактим лабхате парам (Бг. 18;54). Тот, чей ум не сосредоточен на лотосных стопах Господах, не может осознать свое качественное тождество с Брахманом, Абсолютом. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Если человек постоянно занимается трансцендентным любовным служением Господу, то есть всегда остается в сознании Кришны, значит он действительно вышел из-под влияния гуны страсти и очистился от всей материальной скверны.

 

Б.Г. Текст 6;28

 

йунджанн эвам садатманам йоги вигата-калмашах

сукхена брахма-самспаршам атйантам сукхам ашнуте

йунджан - занимаясь йогой; эвам - таким образом; сада - всегда; атманам - душа; йоги - тот, кто связан с Высшей Сущностью; вигата - очистившись; калмашах - от всей материальной скверны; сукхена - в состоянии трансцендентного блаженства; брахма-самспаршам - находясь в постоянном соприкосновении со Всевышним; атйантам - высшее; сукхам - блаженство; ашнуте - обретает.

Так йог, обуздавший ум и чувства и постоянно занимающийся йогой, очищается от всей материальной скверны и обретает высшее блаженство в трансцендентном любовном служении Господу.

 

КОММЕНТАРИЙ: Достичь духовного самоосознания значит осознать свое изначальное положение во взаимоотношениях со Всевышним. Индивидуальная душа неотъемлемая частица Верховного Господа и ее предназначение заключается в том, чтобы заниматься трансцендентным служением Господу. Такую трансцендентную связь со Всевышним называют брахма-самспарша.

 

Б.Г. Текст 6;29

 

сарва-бхута-стхам атманам сарва-бхутани чатмани

икшате йога-йуктатма сарватра сама-даршанах

сарва-бхута-стхам - пребывающим во всех живых существах; атманам - Сверхдушу; сарва - всех; бхутани - живых существ; ча - также; атмани - в себе; икшате - видит; йога-йукта-атма - тот, кто обладает сознанием Кришны; сарватра - повсюду; сама-даршанах - видит одинаково.

 

Истинный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ пребывающими во Мне. Воистину, человек, осознавший свою истинную сущность, видит Меня, неизменного Верховного Господа, повсюду.

 

КОММЕНТАРИЙ: Йог, находящийся в сознании Кришны, обладает совершенным видением, ибо видит, что Кришна, Верховный Господь, пребывает в сердце каждого живого существа как Сверхдуша (Параматма). Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати. Господь в аспекте Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана. Совершенный йог знает, что Господь вечно остается трансцендентным, и не испытывает на Себе влияния материальной энергии, когда находится в теле собаки или брахмана. Так Господь демонстрирует Свой высший нейтралитет. Индивидуальная душа также находится в сердце индивидуального живого существа, но не присутствует в сердце каждого из них. Таково различие между индивидуальной душой и Сверхдушой. Тот, кто не занимается йогой по-настоящему, не видит этого достаточно ясно. Человек, сознающий Кришну, видит Его и в сердце верующего, и в сердце атеиста. В смрити это подтверждается следующим образом: ататаватвач ча матритвач ча атма хи парамо харих.

  Будучи источником всех живых существ, Господь, словно мать, заботится об их нуждах. Как мать одинаково относится ко всем своим детям, так и верховный отец (или мать) одинаково заботится обо всех живых существах. Поэтому Сверхдуша всегда пребывает в сердце каждого из них.

  С внешней стороны, каждое живое существо находится в энергии Верховного Господа. Как мы узнаем из седьмой главы, Господь обладает двумя основными энергиями: духовной (или высшей) и материальной (или низшей). Живое существо, будучи частицей высшей энергии, тем не менее обусловлено низшей энергией Господа; таким образом, живое существо всегда находится в одной из Его энергий. Каждое живое существо всегда пребывает в Господе.

  Йог обладает одинаковым видением, поскольку осознает, что все живые существа, занимающие в соответствии с результатами своей прошлой деятельности разное положение, тем не менее всегда остаются слугами Господа. Находясь во власти материальной энергии, живое существо служит материальным чувствам, а пребывая в духовной энергии, занимается служением непосредственно Верховному Господу. И в том, и в другом случае оно остается слугой Бога. У человека, обладающего сознанием Кришны, это видение равенства всех живых существ, становится совершенным.

 

Б.Г. Текст 6;30

 

йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати

тасйахам на пранашйами са ча ме на пранашйати

йах - кто бы то ни было; мам - Меня; пашйати - видит; сарватра - всюду; сарвам - все; ча - и; майи - во Мне; пашйати - видит; тасйа - для него; ахам - Я; на - не; пранашйами - потерян; сах - он; ча - также; ме - для Меня; на - не; пранашйати - потерян.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!