Используя данный ему ум, человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать в низшие формы жизни. Ум может быть и другом, и врагом обусловленной души.



 

КОММЕНТАРИЙ: Слово атма может означать тело, ум и душу, в зависимости от конБ.Г. Текста. В системе йоги уму и обусловленной душе придается особое значение. Поскольку ум является центром всей деятельности в системе йоги, слово атма, употребленное в этом стихе, относится к уму. Цель йоги обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти своего ума и чувств. На самом деле, чистая душа становится рабом материального мира потому, что ее ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится утвердить своё господство над материальной природой. Поэтому ум необходимо приучить оставаться равнодушным к блеску материального мира, и тогда обусловленная душа сможет освободиться от материального рабства. Живое существо не должно деградировать, опутывая себя привязанностями к объектам чувств. Чем сильнее живое существо привязано к объектам чувств, тем больше оно запутывается в лабиринте материальной жизни. Самый лучший способ освободиться от материальных привязанностей действовать так, чтобы ум всегда оставался в сознании Кришны. Чтобы подчеркнуть это, Кришна говорит хи, это необходимо сделать. Говорится также:

мана эва манушйанам каранам бандха-мокшайох

бандхайа вишайасанго муктйаи нирвишайам манах

"Ум может стать причиной нашего рабства, а может привести нас к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум делает человека рабом материального мира, а отрешенный от объектов чувств, ведет его к свободе" (Амрита-бинду Упанишад 2). Поэтому ум, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, поможет нам достичь высшей формы освобождения.

 

Б.Г. Текст 6;6

 

бандхур атматманас тасйа йенатмаиватмана джитах

анатманас ту шатрутве вартетатмаива шатру-ват

бандхух - другом; атма - ум; атманах - живого существа; тасйа - его; йена - которым; атма - ум; эва - безусловно; атмана - живым существом; джитах - обузданный; анатманах - для того, кому не удалось обуздать свой ум; ту - но; шатрутве - из-за враждебности; вартета - остается; атма ева - тот же самый ум; шатру-ват - врагом.

Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кто не смог сделать этого, ум останется величайшим врагом.

 

КОММЕНТАРИЙ: Цель метода восьмиступенчатой йоги обуздать ум, сделать его своим другом, чтобы он помог нам исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор, пока человек не научится контролировать ум, (показные) занятия йогой (напоказ) будут для него лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может контролировать ум, держит подле себя своего величайшего врага, и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув ее цели. В соответствии со своим изначальным положением, живое существо должно исполнять указания вышестоящих авторитетов. Пока ум необуздан, человек вынужден оставаться слугой вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т.д. Когда же ему удастся подчинить себе ум, он сам согласиться исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого живого существа как Параматма. Истинная йога дает человеку возможность ощутить в своем сердце присутствие Параматмы и следовать указаниям Господа. Тот, кто следует непосредственно методу сознания Кришны, автоматически предается Господу и неукоснительно исполняет все Его указания.

 

Б.Г. Текст 6;7

 

джитатманах прашантасйа параматма самахитах

шитошна-сукха-духкхешу татха манапаманайох

джита-атманах - того, кто обуздал ум; прашантасйа - кто, держа под контролем свой ум, достиг умиротворения; парама-атма - Сверхдуши; самахитах - достиг; шита - в холод; ушна - жару; сукха - счастье; духкхешу - и горе; татха - также; мана - в почете; апаманайох - и бесчестье.

Тот, кто обуздал ум, уже достиг Сверхдуши, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.

 

КОММЕНТАРИЙ: В действительности, живое существо, в соответствии со своим предназначением, должно следовать указаниям Верховного Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа как Параматма. Когда ум живого существа сбит с толку внешней, иллюзорной энергией, оно запутывается в сетях материальной деятельности. Поэтому когда человек, занимаясь йогой, достигает уровня, на котором он становится способным контролировать свой ум, считается, что он уже достиг цели йоги. Живое существо должно следовать указаниям авторитетов. Когда ум живого существа находится под влиянием высшей природы, у него нет другого выбора, кроме того, как следовать указаниям Всевышнего. Ум должен подчиниться воле свыше и и во всем следовать ей. Тот, кто обуздал ум, естественным образом следует указаниям Параматмы, или Сверхдуши. Человек, развивший в себе сознание Кришны, немедленно достигает этого трансцендентного уровня и потому преданный Господа выше двойственности материального бытия: счастья и несчастья, жары и холода и т.д. Это подлинное самадхи, или погружение во Всевышнего.

 

Б.Г. Текст 6;8

 

джнана-виджнана-триптатма кута-стхо виджитендрийах

йукта итй учйате йоги сама-лоштрашма-канчанах

джнана - благодаря обретенному знанию; виджнана - и реализованному знанию; трипта - удовлетворенное; атма - живое существо; кута-стхах - достигшее духовного самоосознания; виджита-индрийах - обуздавшее чувства; йуктах - готовое к тому, чтобы осознать свою истинную сущность; ити - таким образом; учйате - говорится; йоги - мистик; сама - находящийся в состоянии равновесия; лоштра - галька; ашма - камень; канчанах - золото.

 

Того, кто, получив знание и реализовав его на практике, обрел полное удовлетворение, считают достигшим самоосознания и называют йогом [мистиком]. Такой человек находится на трансценеднтном уровне и является хозяином своих чувств. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.

 

КОММЕНТАРИЙ: Знание, почерпнутое из книг, но не дополненное осознанием Высшей Истины, является бесполезным. Говорится, что:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

"Тому, чьи чувства осквернены влиянием материальной энергии, никогда не постичь трансцендентной природы имени, формы, качеств и игр Шри Кришны. Трансцендентное имя, форма, качества и игры Господа откроются ему лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства в процессе трансцендентного служения Господу" (Бхакти-расамрита-синдху 1;2;234).

   Наука сознания Кришны изложена в Бхагавад-гите. Академическое образование само по себе не поможет никому из нас обрести сознание Кришны. Мы должны быть достаточно удачливыми, чтобы встретить на своем пути человека, обладающего чистым сознанием, и вступить в общение с ним. Человек, обладающий сознанием Кришны, по милости Кришны реализовал полученное им знание, ибо нашел удовлетворение в чистом преданном служении Господу. Реализовав знание, человек достигает совершенства. Трансцендентное знание помогает человеку оставаться непоколебимым в своих убеждениях, того же, кто обладает лишь академическим знанием, легко сбить с толку и смутить кажущимися противоречиями. Только человек, реализовавший духовное знание на практике, является истинным хозяином своих чувств, ибо он предался Кришне. Чуждый мирского знания, он всегда остается на трансцендентном уровне. Мирское знание и досужие измышления, которые другие ценят на вес золота, для него не более ценны, чем галька или камни.

 

Б.Г. Текст 6;9

 

сухрин-митрарй-удасина- мадхйастха-двешйа-бандхушу

садхушв апи ча папешу сама-буддхир вишишйате

су-хрит - к тем, кто по природе своей желает другим добра; митра - любящим благодетелям; ари - врагам; удасина - непричастным; мадхйа-стха - равнодушным; двешйа - завистникам; бандхушу - и родственникам или доброжелателям; садхушу - к праведникам; апи - также как; ча - и; папешу - к грешникам; сама-буддхих - чей разум находится в состоянии равновесия; вишишйате - достигший более высокой ступени.

 

Еще выше стоит тот, кто одинаково относится ко всем людям, будь то честные доброжелатели, любящие благодетели, непричастные, равнодушные, завистники, друзья или враги, праведники или грешники.

 

Б.Г. Текст 6;10

 

йоги йунджита сататам атманам рахаси стхитах

экаки йата-читтатма нирашир апариграхах

йоги - трансценденталист; йунджита - должен занимать деятельностью в сознании Кришны; сататам - постоянно; атманам - себя (своей тело, ум и душу); рахаси - в уединенном месте; стхитах - находясь; экаки - в одиночестве; йата-читта-атма - всегда держать ум под контролем; нираших - не позволяя ему увлечься чем-либо другим; апариграхах - освободившись от чувства собственности.

 

Трансценденталист должен всегда занимать свое тело, ум и душу деятельностью, направленной на удовлетворение Всевышнего; находясь в уединенном месте, он должен всегда держать ум под контролем, а также освободиться от желаний и чувства собственности.

 

КОММЕНТАРИЙ: Кришну постигают в разных аспектах: как Брахмана, Параматму и как Верховную Личность Бога. Обладать сознанием Кришны значит, коротко говоря, быть постоянно занятым трансцендентным любовным служением Господу. Однако те, кто стремится к осознанию безличного Брахмана или локализованной Параматмы, в некоторой степени также обладают сознанием Кришны, поскольку безличный Брахман это духовное сияние Кришны, а Сверхдуша Его вездесущая частичная экспансия. Поэтому имперсоналисты и йоги-мистики также, хотя и косвенным образом, обладают сознанием Кришны. Человек, занятый непосредственно деятельностью в сознании Кришны, является трансценденталистом высшего класса, ибо такой преданный знает истинное положение Брахмана и Параматмы. Его знание Абсолютной Истины является полным и совершенным, тогда как имперсоналисты и йоги, занимающиеся медитацией, обладают сознанием Кришны лишь частично.

Тем не менее каждого из них Кришна призывает здесь неуклонно стремится к избранной цели, ибо таким образом они рано или поздно достигнут высшей ступени совершенства. Для трансценденталиста самым важным является постоянно держать свой ум сосредоточенным на Кришне. Он должен всегда помнить о Кришне и не забывать о Нем даже на мгновение. Тот, кто сосредоточил свой ум на Верховном Господе, находится в состоянии самадхи, или транса. Чтобы держать свой ум в таком состоянии, человек должен всегда оставаться в уединенном месте и избегать беспокойств, вызванных соприкосновением с внешним миром. Он должен принимать только то, что благоприятно для его духовного развития, отвергая все неблагоприятное. И он должен решительно избавиться от желания обладать материальными вещами, в которых нет необходимости и которые лишь обременяют его собственническими чувствами.

   Достичь этих совершенств и избежать всего неблагоприятного может лишь тот, кто занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны, ибо такая деятельность означает самоотречение, практически не оставляющее места для материальных собственнических чувств. Шрила Рупа Госвами характеризует сознание Кришны следующим образом:

анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах

нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате

прапанчикатайа буддхйа хари-самбандхи-вастунах

мумукшубхих паритйаго ваирагйам пхалгу катхйате

"Тот, кто, не испытывая никаких привязанностей, вместе с тем принимает все в его связи с Кришной, находится выше собственнических устремлений. С другой стороны, если человек отвергает все подряд, не обладая знанием о связи всего сущего с Кришной, его отречение нельзя считать совершенным" (Бхакти-расамрита-синдху 2;255-256).

   Человек, обладающий сознанием Кришны, прекрасно знает, что все сущее принадлежит Кришне и потому не когда не ощущает себя собственником чего бы то ни было. Поэтому он ничего не желает для себя лично. Он умеет принимать то, что благоприятно для сознания Кришны и отвергать все неблагоприятное для него. Постоянно находясь на трансцендентном уровне, он отрешен от всего материального и всегда остается один, не желая общаться с теми, кто не обладает сознанием Кришны. Поэтому человек, сознающий Кришну, является совершенным йогом.

 

Б.Г. Тексты 6;11 6;12

 

шучау деше пратиштхапйа стхирам асанам атманах

натй-уччхритам нати-ничам чаиладжина-кушоттарам

татраикаграм манах критва йата-читтендрийа-крийах

упавишйасане йунджйад йогам атма-вишуддхайе

шучау - в освященном; деше - месте; пратиштхапйа - усевшись; стхирам - как следует; асанам - сиденье; атманах - его собственное; на - не; ати - слишком; уччхритам - высокое; на - не; ати - слишком; ничам - низкое; чаила-аджина - мягкой тканью и оленьей шкурой; куша - а также травой куша; уттарам - покрыв; татра - затем; эка-аграм - сосредоточив; манах - ум; критва - сделав; йатачитта - контролируя ум; индрийа - чувства; крийах - и деятельность; упавишйа - сидя; асане - на сиденье; йунджйат - должен заниматься; йогам - йогой; атма - сердце; вишуддхайе - чтобы очистить.

Чтобы заниматься йогой, необходимо удалиться в уединенное место, постелить на землю траву куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть ни слишком высоким и ни слишком низким и должно находиться в освященном месте. Как следует усевшись на него, йог должен приступить к занятиям йогой, чтобы, обуздав ум, чувства и контролируя свою деятельность, сосредоточить ум на одной точке и таким образом очистить свое сердце от материальной скверны.

 

КОММЕНТАРИЙ: Священными называют места паломничества. В Индии йоги, трансценденталисты или преданные как правило уходят из дома и поселяются в святых местах, таких как Прайаг, Матхура, Вриндаван, Хришикеш и Хардвар, где текут священные реки Ганга и Ямуна, и в уединении занимаются йогой. Но часто это оказывается невозможным, особенно для жителей западных стран. Так называемые общества йоги, расплодившиеся в больших городах, могут приносить доходы их владельцам, но не дают людям возможности действительно заниматься йогой. Тот, кто не способен контролировать свои чувства и ум, не может заниматься медитацией. Поэтому в Брихан-нарадийа-пуране сказано, что в Кали-югу (нынешнюю югу или эпоху), когда люди в большинстве своем живут мало, медленно продвигаются по пути духовного развития и всегда испытывают множество тревог и беспокойств, самым лучшим методом духовного самоосознания является повторение святого имени Господа:

харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

"В этот век вражды и лицемерия единственным путем, ведущим к освобождению, является повторение святого имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути".

 

Б.Г. Тексты 6;13 6;14

 

самам кайа-широ-гривам дхарайанн ачалам стхирах

сампрекшйа насикаграм свам дишаш чанавалокайан

прашантатма вигата-бхир брахмачари-врате стхитах

манах самйамйа мач-читто йукта асита мат-парах

самам - прямо; кайа - корпус; ширах - голову; гривам - и шею; дхарайан - держа; ачалам - неподвижно; стхирах - устремленным; сампрекшйа - глядя; насика - носа; аграм - на кончик; свам - своего; дишах - со всех сторон; ча - также; анавалокайан - не глядя; прашанта - спокойный; атма - ум; вигата-бхих - лишенный страха; брахмачари-врате - обет воздержания; стхитах - храня; манах - ум; самйамйа - обуздав; мат - на Мне (Кришне); читтах - сосредоточив ум; йуктах - истинный йог; асита - должен сидеть; мат - Меня; парах - высшей целью.

 

Держа корпус, шею и голову прямо, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха, полностью отказавшись от половой жизни, он должен медитировать на форму Господа в сердце, сделав Меня высшей целью своей жизни.

 

КОММЕНТАРИЙ: Цель жизни заключается в том, чтобы постичь Кришну, который пребывает в сердце каждого живого существа как Параматма, форма четырехрукого Вишну. Йогой занимаются для того, чтобы обнаружить и увидеть локализованную форму Господа Вишну, а не ради какой-либо другой цели. Локализованная Вишну-мурти это полная часть Кришны, пребывающая в сердце каждого живого существа. Тому, кто не стремится осознать Вишну-мурти, лишь зря теряет время в лишенных смысла занятиях так называемой йогой. Высшей целью жизни является Кришна, а цель йоги заключается в том, чтобы постичь Вишну-мурти, находящуюся в сердце. Для этого необходимо полностью отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой как описано выше. Человек не может каждый день предаваться плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и, посещая занятия так называемого общества йоги, стать настоящим йогом. Йог должен учиться контролировать свой ум, избегая всех видов чувственных наслаждений, из которых главным является сексуальное. В правилах, регулирующих жизни в воздержании, которые изложил великий мудрец Ягьявалкья, говорится:

кармана манаса вача сарвавастхасу сарвада

сарватра маитхуна-тйаго брахмачарйам прачакшате

"Цель обета брахмачарьи помочь человеку полностью отказаться от половой жизни в действии, в речи и в уме, храня этот обет всегда, всюду, в любых обстоятельствах".

Половая жизнь и истинная йога вещи несовместимые. Поэтому брахмачарье учат с самого детства, ребенок еще не знает, что такое половая жизнь. Мальчиков, достигших пятилетнего возраста, посылают в гуру-кулу, школу духовного учителя, который воспитывает их в строгой дисциплине и готовит из них брахмачарьев. Без такой подготовки человек не сможет достичь успеха ни в одном из методов йоги, будь то дхьяна-, гьяна- или бхакти-йога. Следует отметить, что грихастху, который следует правилам и предписаниям, регулирующим семейную жизнь, и вступает в интимные отношения только со своей женой (и только с целью зачатия детей), также называют брахмачарием. Такой домохозяин-брахмачари может заниматься бхакти-йогой. Однако методы гьяна- и дхьяна-йоги не допускают к занятиям йогой даже домохозяев-брахмачариев, требуя полного воздержания от половой жизни и не допуская никаких компромиссов. Метод бхакти-йоги позволяет домохозяину-брахмачарию вести ограниченную половую жизнь, поскольку бхакти-йога столь могущественна, что, занимаясь ею, человек автоматически избавляется от полового влечения, участвуя в деятельности высшего порядка, какой является служение Господу. В Бхагавад-гите (2;59) говорится:

вишайа винивартанте нирахарасйа дехинах

раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате

"В то время как другие вынуждены насильно воздерживаться от чувственных удовольствий, преданный Господа естественным образом отказывается от них, развив в себе высший вкус. Этот вкус неведом никому, кроме преданных Господа".

Вигата-бхих. Избавиться от страха можно лишь полностью развив в себе сознание Кришны. Обусловленная душа живет в состоянии страха, потеряв память и забыв о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. В Бхагаватам (11;2;37) сказано: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо 'смритих. Обрести бесстрашие можно только с помощью метода сознания Кришны. Поэтому совершенства может достичь лишь человек, обладающий сознанием Кришны. И поскольку конечная цель занятий йогой заключается в том, чтобы увидеть Господа, пребывающего в нашем сердце, человек, сознающий Кришну, является самым лучшим из всех йогов. Метод йоги, описанный в данном стихе, отличается от того, который популяризируют ныне так называемые общества йоги.

 

Б.Г. Текст 6;15

 

йунджанн эвам садатманам йоги нийата-манасах

шантим нирвана-парамам мат-самстхам адхигаччхати

йунджан - занимаясь; эвам - как описано выше; сада - постоянно; атманам - тело, ум и душу; йоги - мистик-трансценденталист; нийата-манасах - обуздав ум; шантим - состояние покоя; нирвана-парамам - прекращение материальной жизни; мат-самстхам - духовного неба (царства Бога); адхигаччхати - достигает.

 

Так, постоянно контролируя свое тело, ум и действия, мистик-трансценденталист, обуздавший ум, достигает царства Бога [обители Кришны], навсегда покончив с материальным существованием.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована конечная цель занятий йогой. Йога предназначена не для развития в себе тех или иных материальных способностей, но призвана помочь человеку раз и навсегда покончить с материальным существованием. Согласно Бхагавад-гите, тот, кто видит в йоге средство поправить свое здоровье или достичь тех или иных материальных совершенств, не является йогом. Кроме того, прекратить материальное существование вовсе не означает погрузиться в мифическую пустоту. В творении Господа нет пустот. Напротив, вырвавшись из материального плена, живое существо достигает духовного мира, обители Господа. Обитель Господа также описана в Бхагавад-гите как место, где не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно солнцу в материальном мире. Царство Бога простирается всюду, но духовное небо и духовные планеты называют парам дхама, высшей обителью.

  Тот, кто достиг совершенства йоги и постиг Господа Кришну, как Господь Сам говорит в этом стихе (мат-читтах, мат-парах, мат-стханам), обретает истинное умиротворение и в конце жизни отправляется в Его высшую обитель, на планету Кришналока, которую называют Голокой Вриндавана. В Брахма-самхите (5;37) ясно сказано: голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. Господь, который никогда не покидает Своей обители, Голоки, является также вездесущим Брахманом и локализованной Параматмой посредством Своих высших, духовных энергий. Ни одно живое существо не сможет достичь духовного неба (Ваикунтхи) и войти в вечную обитель Господа (Голоку Вриндавану), не постигнув Кришну и Его полную экспансию Вишну. Вот почему человек, занятых деятельностью в сознании Кришны, является совершенным йогом, ибо его ум всегда погружен в деяния Кришны (са ваи манах кришна-падаравиндайох). Из Вед (Шветашватара Упанишад 3;8) мы также узнаем о том, что там эва видитвати мритйум эти: "вырваться из круговорота рождения и смерти можно лишь постигнув Верховную Личность Бога, Кришну". Таким образом совершенство йоги заключается в том, чтобы освободиться из плена материальной жизни, а не обрести способность произносить какие-то магические заклинания или выполнять гимнастические трюки, дабы ввести в заблуждение неискушенную публику.

 

Б.Г. Текст 6;16

 

натй-ашнатас ту його 'сти на чаикантам анашнатах

на чати-свапна-шиласйа джаграто наива чарджуна

на - никогда; ати - слишком много; ашнатах - тот, кто ест; ту - но; йогах - воссоединения со Всевышним; асти - произойдет; на - не; ча - также; экантам - слишком; анашнатах - воздерживаясь от еды; на - не; ча - также; ати - слишком много; свапна-шиласйа - тот, кто спит; джагратах - или бодрствует по ночам; на - не; эва - когда-либо; ча - и; арджуна - о Арджуна.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!