Даже если ты - самый неисправимый грешник, стоит тебе взойти на корабль трансцендентного знания, и ты сможешь пересечь океан страданий.



 

КОММЕНТАРИЙ: Осознание своего положения во взаимоотношениях с Кришной столь замечательно, что, обладая им, человек сразу же перестает вести борьбу за существование, которая ни на минуту не прекращается в океане неведения. Материальный мир иногда называют океаном неведения, а иногда лесом, в котором бушует пожар. Оказавшись в океане, даже самый искусный пловец, вынужден приложить немало усилий, чтобы остаться в живых. И тот, кто протянет ему руку помощи и вытащит его из воды, станет для него величайшим благодетелем. Совершенное знание, полученное от Верховной Личности Бога - это путь, ведущий к освобождению. Корабль сознания Кришны очень простой и в то же самое время необыкновенно возвышенный.

 

 

Б.Г. Текст 4;37

 

йатхаидхамси самиддхо 'гнир бхасма-сат куруте 'рджуна

джнанагних сарва-кармани бхасма-сат куруте татха

йатха - подобно тому как; эдхамси - дрова; самиддхах - пылающий; агних - огонь; бхасма-сат - в пепел; куруте - превращает; арджуна - о Арджуна; джнанаагних - огонь знания; сарва-кармани - все последствия материальной деятельности; бхасма-сат - в пепел; куруте - превращает; татха - точно также.

 

Подобно тому, как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, огонь знания сжигает до тла все последствия материальной деятельности.

 

КОММЕНТАРИЙ: Совершенное знание о душе, Сверхдуше и их взаимоотношениях сравнивают здесь с пламенем огня. Этот огонь не только сжигает до тла все последствия греховной деятельности живого существа, но и превращает в пепел все последствия его благочестивой деятельности. Есть несколько типов греховных реакций: действующие, созревающие, уже полученные и те, которые предстоит получить. Однако знание, открывающее живому существу его изначальное положение, превращает все эти реакции в пепел. Когда человек обладает полным знанием, все реакции, как уже полученные так и ждущие своей очереди, оказываются уничтоженными. В Ведах (Брихад-араньяка Упанишад 4;4;22) говорится: "убхе ухаиваиша эте таратй амритах садхв-асадхуни - Человек избавляется от последствий и греховной, и благочестивой деятельности".

 

Б.Г. Текст 4;38

 

на хи джнанена садришам павитрам иха видйате

тат свайам йога-самсиддхах каленатмани виндати

на - ничего; хи - безусловно; джнанена - с этим знанием; садришам - в сравнении; павитрам - освященного; иха - в этом мире; видйате - не существует; тат - это; свайам - сам; йога - в преданном служении; самсиддхах - достигший зрелости; калена - в должный срок; атмани - в себе; виндати - насладится.

 

В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Это знание - спелый плод всего мистицизма. И тот, кто достигнет высшей ступени преданного служения, в должный срок насладится им в своем сердце.

 

КОММЕНТАРИЙ: Говоря о трансцендентном знании, мы имеем в виду результат духовного самоосознания. Вот почему в этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Невежество делает нас рабами в материальном мире, а знание открывает перед нами путь к освобождению. Это знание - спелый плод с древа преданного служения, и тому, кто обрел его, ни к чему искать мир и покой где-либо еще, ибо он находит умиротворение в самом себе. Иначе говоря, знание и умиротворение приводят человека на уровень сознания Кришны.

 

Б.Г. Текст 4;39

 

шраддхавал лабхате джнанам тат-парах самйатендрийах

джнанам лабдхва парам шантим ачиренадхигаччхати

шраддха-ван - человек, обладающий верой; лабхате - обретает; джнанам - знание; тат-парах - изо всех сил стремящийся обрести его; самйата - обуздавший; индрийах - чувства; джнанам - знание; лабдхва - получив; парам - трансцендентного; шантим - умиротворения; ачирена - очень скоро; адхигаччхати - достигает.

 

Тот, кто, обладая верой и стремясь обрести трансцендентное знание, обуздал свои чувства, становится достойным получить это знание, и, получив его, тотчас же достигает высшего духовного умиротворения.

 

КОММЕНТАРИЙ: Такое знание в сознании Кришны может получить только человек, который обладает верой и не сомневается в существовании Кришны. Обладать верой значит быть убежденным в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства. Чтобы обрести эту веру, нужно заниматься преданным служением и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая очистит наше сердце от всей материальной скверны. Кроме того, необходимо также подчинить себе деятельность чувств. Человек, обладающий верой в Кришну и обуздавший чувства, может легко и быстро обрести совершенное знание и подняться на уровень сознания Кришны.

 

Б.Г. Текст 4;40

 

аджнаш чашраддадханаш ча самшайатма винашйати

найам локо 'сти на паро на сукхам самшайатманах

аджнах - глупцы, не знающие священных писаний; ча - и; ашраддадханах - не верящие слову шастр; ча - также; самшайа - сомневающийся; атма - человек; винашйати - деградирует; на - никогда; айам - в этом; локах - мире; асти - не будет; на - ни; парах - в следующей жизни; на - не; сукхам - счастья; самшайа - сомневающегося; атманах - человека.

 

Те же, кто погряз в невежестве и лишен веры, кто сомневается в авторитетности богооткровенных писаний, никогда не обретут сознания Бога, но падут еще ниже. Тому, чье сердце грызет червь сомнения, не найти счастья ни в этой жизни, ни в следующей.

 

КОММЕНТАРИЙ: Из множества общепризнанных и авторитетных священных писаний самым лучшим является Бхагавад-гита. Люди, мало чем отличающиеся от животных, не знают богооткровенных писаний и не верят в них. А другие, даже зная содержание священных писаний и цитируя их, тем не менее не верят тому, что написано в них. А среди тех, кто верят в слова таких писаний как Бхагавад-гита, немало людей, которые не верят в существование Верховной Личности Бога, Шри Кришны и не поклоняются Ему. Такие люди не останутся долго в сознании Кришны и в конце концов неизбежно падут. Из всех перечисленных выше категорий людей, скептики, лишенные веры, ни продвинутся ни на шаг по пути к духовному самоосознанию. Люди, не верящие в Бога и Его слово, не найдут блага ни в этой жизни, ни в следующей. Путь к счастью для них закрыт навсегда. Поэтому, обладая верой, мы должны следовать предписаниям шастр и таким образом обрести духовное знание. Только оно даст нам возможность подняться на трансцендентный уровень и достичь духовного самоосознания. Иными словами, скептики лишают себя возможности духовного совершенствования. Поэтому мы должны следовать по стопам великих ачарьев, принадлежащих к цепи ученической преемственности, и таким образом достичь совершенства.

 

Б.Г. Текст 4;41

 

йога-саннйаста-карманам джнана-санчхинна-самшайам

атмавантам на кармани нибадхнанти дхананджайа

йога - занимаясь преданным служением на уровне карма-йоги; саннйаста - тот, кто отказывается; карманам - от плодов своего труда; джнана - знанием; санчхинна - разрубает; самшайам - узел сомнений; атма-вантам - достигший самоосознания; на - никогда; кармани - действия; нибадхнанти - не связывают; дхананджайа - о завоеватель богатств.

 

Тот, кто занимается преданным служением, не испытывая привязанности к плодам своего труда, чьи сомнения полностью разрушены силой трансцендентного знания, действительно осознал свою истинную сущность. Поэтому он не запутывается в сетях действий и их последствий, о завоеватель богатств.

 

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто следует указаниям, которые Господь, Личность Бога, Сам изложил в Бхагавад-гите, обретает трансцендентное знание, которое освобождает его от всех сомнений. Будучи неотъемлемой частицей Господа и полностью развив в себе сознание Кришны, он постигает свою истинную сущность и освобождается из плена материальной деятельности.

 

Б.Г. Текст 4;42

 

тасмад аджнана-самбхутам хрит-стхам джнанасинатманах

чхиттваинам самшайам йогам атиштхоттиштха бхарата

тасмат - поэтому; аджнана-самбхутам - порожденное неведением; хрит-стхам - находящееся в сердце; джнана - знания; асина - мечом; атманах - души; чхиттва - разруби; энам - это; самшайам - сомнение; йогам - йогой; атиштха - вооружившись; уттиштха - встань и сражайся; бхарата - о потомок Бхараты.

 

Поэтому, взяв в руки меч знания, разруби узел сомнений, затянувшийся в твоем сердце, которое заполонило невежество! Вооружившись йогой, о Бхарата, встань и сражайся!"

 

КОММЕНТАРИЙ: Систему йоги, изложенную в данной главе, называют санатана-йогой, или вечной деятельностью каждого живого существа. Эта йога предусматривает совершение двух видов жертвоприношений: принесение в жертву материальной собственности и обретение знания о душе, что является абсолютно духовной деятельностью. Если принесение в жертву материальной собственности не связано с процессом духовного самоосознания, такие жертвоприношения становятся материальной деятельностью. Однако тот, кто жертвует материальной собственностью для того, чтобы достичь духовного совершенства, то есть подняться на уровень преданного служения, приносит истинную жертву. Духовная деятельность также может быть разделена на два вида: осознание своей собственной сущности и постижение Верховной Личности Бога. Тот, кто следует путем, указанным в Бхагавад-гите как она есть, легко овладевает этими двумя главными разделами духовного знания. Он без труда осознает, что душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа. Это знание приносит ему огромное благо, ибо позволяет без особых усилий постичь трансцендентные деяния Господа. В начале этой главы Верховный Господь Сам рассказывал о Своих трансцендентных деяниях. Человек, который не понимает смысла наставлений Гиты, является безбожником, злоупотребляющим частичной независимостью, которой наделил его Верховный Господь. А тот, кто выслушав эти наставления, так и не сумел постичь истинной природы Господа, вечной, исполненной блаженства и всеведущей Личности Бога, попросту безнадежный глупец. Освободиться из плена неведения можно постепенно принимая принципы сознания Кришны. Пробуждению сознания Кришны способствуют различные виды жертвоприношений полубогам и Верховному Брахману, жертвоприношения, совершаемые теми, кто хранит обет безбрачия и теми, кто ведет семейную жизнь, жертвоприношения, связанные с обузданием чувств, занятиями мистической йогой и совершением аскез, а также принесение в жертву материальной собственности, изучение Вед и деятельность в рамках социальной системы варнашрама-дхарма. Все эти виды деятельности относятся к категории жертвоприношений и регулируются предписаниями шастр. Но во всех этих видах деятельности главным фактором является достижение духовного самоосознания. Тот, кто стремится к этой цели, действительно следует указаниям Бхагавад-гиты, а тот, кто сомневается в авторитете Кришны, падает и возвращается к материальной деятельности. Поэтому Господь рекомендует нам изучать Бхагавад-гиту или любое другое священное писание под руководством истинного духовного учителя, став его покорным слугой. Истинный духовный учитель является вечным звеном в цепи ученической преемственности и ни на шаг не отступает от указаний Верховного Господа. Много миллионов лет назад Господь передал наставления Бхагавад-гиты богу солнца, от которого они пришли на землю. Поэтому каждый из нас должен следовать по пути, указанному в Бхагавад-гите и остерегаться тех, кто, стремясь к самовозвеличиванию, уводит людей и истинного пути. Господь, вне всякого сомнения, является верховной личностью, и Его деяния обладают трансцендентной природой. Тот, кто постиг эту истину, становится освобожденной личностью, даже если он только приступил к изучению Бхагавад-Гиты.ю

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четвертой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Трансцендентное знание".

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!