Человек никогда не станет йогом, о Арджуна, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало.



 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Кришна рекомендует йогам отрегулировать свое питание и сон. Есть слишком много значит есть больше чем необходимо для того, чтобы поддержать душу в теле. Человеку нет необходимости питаться мясом животных, ибо у него вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока. Это незатейливая пища, согласно Бхагавад-гите, является пищей в гуне благости. Мясо животных предназначено для людей, находящихся в гуне невежества. Поэтому те, кто ест мясо, пьет вино, курит и ест пищу, не предложенную Кришне, будут страдать, пожиная плоды своих греховных действий, так как они питаются оскверненной пищей. Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат. Тот, кто ест ради удовлетворения собственных чувств, кто готовит пищу для себя, не предлагая ее Кришне, ест один грех. Человек, поедающий грех и неумеренный в еде, не может должным образом заниматься йогой. Лучше всего питаться только остатками пищи, предложенной Кришне. Человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет есть того, что не было предложено Господу. Поэтому только он сможет достичь совершенства йоги. Йогой не сможет заниматься и тот, кто искусственно воздерживается от еды, изобретая собственные формы голодания и поста. Человек, сознающий Кришну, держит пост в дни, указанные в шастрах. Он не голодает и не переедает и потому вполне способен заниматься йогой. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и потому спит больше, чем необходимо. Спать следует не более шести часов в сутки. Тот, кто спит больше шести часов в сутки, несомненно находится под влиянием гуны невежества. Такой человек ленив и любит много спать. Он не сможет должным образом заниматься йогой.

 

 

Б.Г. Текст 6;17

 

йуктахара-вихарасйа йукта-чештасйа кармасу

йукта-свапнавабодхасйа його бхавати духкха-ха

йукта - упорядоченный; ахара - прием пищи; вихарасйа - отдых; йукта - упорядоченный; чештасйа - того, кто работает, чтобы прокормить себя; кармасу - выполняя обязанности; йукта - упорядоченные; свапна-авабодхасйа - сон и бодрствование; йогах - занятия йогой; бхавати - становится; духкха-ха - облагчая страдания.

Тот, кто ест, спит, отдыхает и работает в соответствии с правилами и предписаниями шастр, может, занимаясь йогой, избавиться от всех страданий.

 

КОММЕНТАРИЙ: Излишества в том, что касается еды, сна, обороны и совокупления, одним словом излишества в удовлетворении насущных потребностей тела, могут стать препятствием на пути того, кто занимается йогой. Что касается приема пищи, отрегулировать его можно только принимая прасадам, освященную пищу. Согласно Бхагавад-гите (9;26) Господу Кришне можно предлагать овощи, цветы, фрукты, зерно, молоко и некоторые другие продукты. Таким образом, человек, занятый деятельностью в сознании Кришны, автоматически приучается не есть того, что не предназначено в пищу человеку, или не относится к гуне благости. Что касается сна, человек, обладающий сознанием Кришны, всегда стремится исполнять свои обязанности в сознании Кришны, поэтому время, потраченное без нужды на сон, является для него величайшей потерей. Авйартхакалатвам: человек, обладающий сознанием Кришны, не теряя даром драгоценного времени, стремится к тому, чтобы каждое мгновение его жизни было отдано служению Господу. Поэтому время его сна сведено к минимуму. В этом смысле идеалом для него является Шрила Рупа Госвами, который был постоянно занят служением Кришне и спал не более чем два часа в сутки, а иногда и того меньше. Тхакура Харидаса не садился принимать прасадам и ни на мгновение не смыкал глаз, не повторив трехсот тысяч имен Господа (своей ежедневной нормы). Что касается деятельности, то человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет делать того, что не связано с интересами Кришны; таким образом его деятельность всегда носит упорядоченный характер и не осквернена желанием удовлетворить собственные чувства. Поскольку он не ищет чувственных удовольствий, он никогда не занимается материальной деятельностью, даже в час досуга. И поскольку все его действия, его речь, сон, бодрствование и прочие виды телесной деятельности упорядочены в соответствии с предписаниями шастр, он никогда не испытывает материальных страданий.

 

Б.Г. Текст 6;18

 

йада винийатам читтам атманй эваватиштхате

нисприхах сарва-камебхйо йукта итй учйате тада

йада - когда; винийатам - обузданы; читтам - ум и его деятельность; атмани - на трансцендентный уровень; эва - безусловно; аватиштхате - поднимается; нисприхах - не желая; сарва - никаких; камебхйах - материальных удовольствий; йуктах - достигает цели йоги; ити - так; учйате - говорится; тада - тогда.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!