Для того, кто видит Меня пребывающим всюду и все пребывающим во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня.



 

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, безусловно, видит, что Господь Кришна пребывает всюду, и все сущее пребывает в Кришне. Такой человек видит различные предметы и явления материального мира, существующими отдельно друг от друга, но все время находясь в сознании Кришны, он понимает, что все сущее является проявлением энергии Господа. Нет ничего, что существовало бы отдельно от Кришны, и Кришна является Властелином всего сущего таков основополагающий принцип сознания Кришны. Метод сознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Кришне и таким образом занять положение трансцендентное даже по отношению к освобождению из материального плена. На этом этапе развития сознания Кришны, следующим за этапом духовного самоосознания, преданный достигает тождества с Кришной в том смысле, что Кришна становится для него всем и он наполняется чувством любви к Кришне. Затем между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. На этом этапе живое существо побеждает смерть и уже никогда не теряет из виду Верховную Личность Бога. Слиться с Кришной - значит совершить духовное самоубийство. Преданный никогда не пойдет на такой риск. В Брахма-самхите (5;38) говорится:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хридайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

"Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, который всегда открыт взору преданного, чьи глаза умащены бальзамом любви. Он видит Господа в Его вечной форме Шьямасундары, пребывающим в сердце преданного".

  Господь Кришна никогда не скрывается от взора такого преданного, и преданный никогда не теряет Господа из виду. То же самое касается йога, который видит Господа в аспекте Параматмы у себя в сердце. Такой йог становится преданным Господа и не может прожить ни мгновения, не видя Его перед собою.

 

 

Б.Г. Текст 6;31

 

сарва-бхута-стхитам йо мам бхаджатй экатвам астхитах

сарватха вартамано 'пи са йоги майи вартате

сарва-бхута-стхитам - пребывающему в сердце каждого живого существа; йах - тот, кто; мам - Мне; бхаджати - поклоняется в преданном служении; экатвам - к единстве; астхитах - находится; сарватха - во всех отношениях; варта-манах - оставаясь; апи - несмотря на; сах - он; йоги - трансценденталист; майи - во Мне; вартате - пребывает.

 

Йог, который поклоняется и служит Сверхдуше, зная о том, что Сверхдуша - это Я, всегда, при любых обстоятельствах остается во Мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: Йог, медитирующий на Сверхдушу, видит в своем сердце полную часть Кришны, Господа Вишну с четырьмя руками, в которых Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Йогу должно быть известно, что Господь Вишну неотличен от Кришны. Кришна в форме Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа. Более того, все бесчисленные Параматмы, пребывающие в сердцах бесчисленных живых существ, неотличны друг от друга. Точно также, нет никакой разницы между человеком, обладающим сознанием Кришны и всегда занятым трансцендентным любовным служением Кришне, и йогом, достигшим совершенства, который медитирует на форму Сверхдуши. Хотя йог в сознании Кришны, находясь в материальном мире, занимается разнообразной деятельностью, он всегда пребывает в Кришне. Это подтверждает Шрила Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху (1;2;187): никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате. Преданный Господа, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, автоматически достигает освобождения. Нарада-панчаратра подтверждает это в следующем стихе:

дик-каладй-анаваччхинне кришне чето видхайа ча

тан-майо бхавати кшипрам дживо брахмани йоджайет

"Сосредоточив свое внимание на трансцендентной форме Кришны, который является вездусущим и находится вне времени и пространства, человек погружается в мысли о Кришне и обретает счастье в трансцендентном общении с Господом".

  Сознание Кришны высшая форма йогического транса. Осознание того, что Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, само по себе делает йога безгрешным. В Ведах (Гопалатапани Упанишад 1;21) об этом непостижимом могуществе Господа сказано следующее: эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати. Хотя Господь один, Он пребывает в сердцах бесчисленных живых существ. В Смрити-шастре также сказано:

эка эва паро вишнух сарва-вйапи на самшайах

аишварйад рупам экам ча сурйа-ват бахудхейате

"Вишну один, и все же Он, безусловно, является вездесущим. Оставаясь единым, Он с помощью Своей непостижимой энергии пребывает всюду, подобно солнцу, которое появляется сразу во множестве мест".

 

Б.Г. Текст 6;32

 

атмаупамйена сарватра самам пашйати йо 'рджуна

сукхам ва йади ва духкхам са йоги парамо матах

атма - со своей сущностью; аупамйена - сравнивая; сарватра - всюду; самам - одинаково; пашйати - видит; йах - тот, кто; арджуна - о Арджуна; сукхам - счастье; ва - или; йади - если; ва - или; духкхам - горе; сах - такого; йоги - трансценденталиста; парамах - достигшим совершенства; матах - считают.

Тот является совершенным йогом, о Арджуна, кто, основываясь на собственном опыте, видит истинное равенство всех живых существ, независимо от того, счастливы они или несчастны".

 

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, является совершенным йогом; основываясь на собственном опыте, он сопереживает счастью и страданиям каждого живого существа. Причиной страданий живого существа является забвение им своих взаимоотношений с Богом. А источник счастья заключен в знании того, что Кришна является верховным наслаждающимся плодами всех наших действий, владетелем всех земель и планет и самым искренним другом всех живых существ. Совершенный йог знает, что живое существо, обусловленное гунами материальной природы, забыв о своих взаимоотношениях с Кришной, становится жертвой тройственных материальных страданий. И поскольку, обретая сознание Кришны, человек становится счастливым, он стремится принести знание о Кришне в каждый уголок земли. Поскольку совершенный йог говорит людям о необходимости развить в себе сознание Кришны, он является самым лучшим филантропом в мире и самым дорогим слугой Господа. На ча тасман манушйешу кашчин ме прийакриттамах (Бг. 18;69). Иными словами, преданный Господа неустанно заботится о благе всех живых существ и потому является истинным другом каждого из них. Он лучший из всех йогов, ибо стремится к совершенству не для собственного блага, но для блага других. Он не завидует своим собратьям и не враждует с ними. Такова разница между чистым преданным Господа и йогом, заинтересованном лишь в собственном совершенствовании. Йог, который удалился в уединенное место, ища идеальных условий для медитации, может быть не столь совершенным, как преданный, старающийся из всех сил привлечь каждого человека к сознанию Кришны.

 

Б.Г. Текст 6;33

 

арджуна увача

йо 'йам йогас твайа проктах самйена мадхусудана

этасйахам на пашйами чанчалатват стхитим стхирам

арджунах увача - Арджуна сказал; йах айам - этот метод; йогах - мистической йоги; твайа - Тобой; проктах - описанный; самйена - в общих чертах; мадху-судана - о покоритель демона Мадху; этасйа - этого; ахам - я; на - не; пашйами - вижу; чанчалатват - будучи беспокойным; стхитим - состояние; стхирам - устойчивое.

Арджуна сказал: "О Мадхусудана, метод йоги, о котором Ты мне вкратце рассказал, кажется мне непосильным, ибо ум мой беспокоен и неустойчив.

 

 КОММЕНТАРИЙ: Метод мистической йоги, о котором Господь Кришна рассказал Арджуне, начиная со слов шучау деше и до йоги парамах, Арджуна отвергает в этом стихе, считая его непосильным. В век Кали обыкновенный человек не может уйти из дома и отправиться в уединенное место где-нибудь в горах или в джунглях, чтобы там заниматься йогой. Всю свои такую короткую жизнь люди этого века проводят тяжелой борьбе за существование. Они не принимают всерьез даже простых и посильных для них методов духовного самоосознания, не говоря уже о более сложной системе йоги, которая предписывает человеку определенный образ жизни, определенное положение тела во время медитации, которой следует заниматься в строго определенном месте, освободив ум от всякой материальной деятельности. Как человек практичный, Арджуна понимал, что этот метод йоги ему не по силам, хотя он обладал множеством различных достоинств. Он принадлежал к царскому роду, был великим воином, обладал большой продолжительностью жизни, и самое главное, был самым близким другом Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Пять тысяч лет назад Арджуна обладал неизмеримо большими возможностями нежели те, которые есть у нас, и все же он отверг метод мистической йоги. На самом деле, мы нигде не найдем упоминания о том, чтобы он когда-либо занимался ею. Поэтому данную систему йоги следует считать неприемлемой для века Кали. Безусловно, некоторые, очень немногие люди могут заниматься ею, но для большинства она просто не по силам. Если так обстояло дело пять тысяч лет назад, что же говорить о сегодняшнем дне? Те, кто пытаются имитировать эту систему йоги, посещая различные так называемые школы и общества йоги и довольствуясь этим, тем не менее лишь напрасно теряют время. Они пребывают в полном неведении относительно истинной цели йоги.

 

Б.Г. Текст 6;34

 

чанчалам хи манах кришна праматхи балавад дридхам

тасйахам ниграхам манйе вайор ива су-душкарам

чанчалам - беспокойный; хи - безусловно; манах - ум; кришна - о Кришна; праматхи - неистовый; бала-ват - сильный; дридхам - упрямый; тасйа - его; ахам - я; ниграхам - укротить; манйе - думаю; вайох - ветер; ива - как; судушкарам - трудно.

Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и я думаю, что укратить его труднее, чем сдержать ветер".

 

КОММЕНТАРИЙ: Ум настолько силен и упрям, что порой берет верх над разумом, хотя должен находится у него в подчинении. Человеку, живущему в миру, которому постоянно приходится преодолевать множество препятствий, несомненно, очень трудно держать ум под контролем. Он может установить искусственное равновесие ума по отношению к друзьям и врагам, но в конечном счете таким людям это не под силу, ибо обуздать ум труднее, чем сдержать ураган. В Ведах (Катха Упанишад 1;3;3-4) сказано:

атманам ратхинам виддхи шарирам ратхам эва ча

буддхим ту саратхим виддхи манах праграхам эва ча

индрийани хайан ахур вишайамс тешу го-чаран

атмендрийа-мано-йуктам бхоктетй ахур манишинах

"Индивидуальная душа едет на колеснице материального тела, которой правит возница-разум. Ум - это поводья, а чувства кони. Взаимодействуя с умом и чувствами живое существо то наслаждается, то страдает. Так утверждают великие мудрецы". Разум должен руководить умом, но ум столь силен и упрям, что порою может даже взять над разумом верх, подобно тому как какое-нибудь инфекционное заболевание может оказаться сильнее самых эффективных лекарств. Обуздать ум можно только занимаясь йогой, но для Арджуны, который был светским человеком, этот метод оказался непосильным. Что же тогда говорить о современных людях? Арджуна использует здесь замечательное сравнение: Ни один человек не в силах остановить разбушевавшийся ветер. Еще труднее усмирить необузданный ум. Самый легкий метод, позволяющий контролировать ум, дал людям Господь Чайтанья, который велел им в состоянии полного смирения повторять Харе Кришна-мантру, великую песнь освобождения ума. Предписанный Им метод заключается в следующем: са ваи манах кришна-падаравиндайох. Человек должен думать только о Кришне, лишив свой ум возможности заниматься какой-либо другой деятельностью.

 

Б.Г. Текст 6;35

 

шри-бхагаван увача

асамшайам маха-бахо мано дурниграхам чалам

абхйасена ту каунтейа ваирагйена ча грихйате

шри-бхагаван увача - Господь, Личность Бога, сказал; асамшайам - безусловно; маха-бахо - о сильнорукий; манах - ум; дурниграхам - трудно обуздать; чалам - беспокойный; абхйасена - занимаясь; ту - но; каунтейа - о сын Кунти; ваирагйена - через отречение; ча - также; грихйате - можно контролировать.

Господь Шри Кришна сказал: "О сильнорукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, безусловно, чрезвычайно трудно, но вполне по силам тому, кто занимается соответствующей практикой, отказавшись от материальной деятельности.

 

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь согласился с Арджуной в том, что усмирить упрямый ум чрезвычайно трудно. Вместе с тем Он сказал, что это можно сделать с помощью соответствующего метода и отказа от материальной деятельности. В чем же заключается этот метод? Люди нынешнего века не способны выполнять строгих правил и предписаний, живя в освященном месте, медитируя на Сверхдушу, ограничивая деятельность ума и чувств, соблюдая обет воздержания, оставаясь в уединении и т.д. Однако тот, кто следуют методу сознания Кришны, занимаются преданным служением Господу, которое складывается из девяти видов деятельности. Первым и самым главным из них является слушание повествований о Кришне. Это очень могущественный трансцендентный метод, позволяющий очистить ум от всякой материальной скверны. Чем больше человек слышит о Кришне, тем больше он получает знаний и тем быстрее отказывается от всего, что отвлекает его ум от Кришны. Не позволяя уму заниматься деятельностью, не связанной со служением Господу, преданный быстро овладевает наукой отречения, называемой ваирагья. Следуя принципу ваирагьи, человек отказывается от материальной деятельности и занимается ум духовной деятельностью. Духовного отречения, к которому стремятся имперсоналисты, достичь гораздо труднее, чем занять ум деятельностью в сознании Кришны. Этот метод вполне осуществим, потому что когда человек слушает повествования о Кришне, в нем естественным образом развивается привязанность к Высшему Духу. Такую привязанность называют парешанубхава, духовным удовлетворением. Оно подобно чувству удовлетворения, которое испытывает голодный человек, утоляя свой голод. С каждым кусочком съеденной пищи это удовлетворение возрастает и человек ощущает новый прилив сил. Точно также, занимаясь преданным служением Господу, человек испытывает трансцендентное удовлетворение и его ум постепенно отстраняется от объектов чувств. Этот процесс напоминает процесс выздоровления больного, который получает квалифицированную медицинскую помощь и соблюдает соответствующую диету. Слушание повествований о Господе Кришне эффективное средство лечения пораженного болезнью ума, а вкушение пищи, предложенной Кришне диета, необходимая страждущему пациенту. Таков процесс лечения с помощью метода сознания Кришны.

 

Б.Г. Текст 6;36

 

асамйататмана його душпрапа ити ме матих

вашйатмана ту йатата шакйо 'ваптум упайатах

асамйата - необузданный; атмана - ум; йогах - самоосознания; душпрапах - трудно достичь; ити - таково; ме - Мое; матих - мнение; вашйа - находящийся под контролем; атмана - ум; ту - но; йатата - стремясь; шакйах - на практике; аваптум - достичь; упайатах - соответствующими средствами.

 

Тому, чей ум необуздан, трудно осознать свою истинную сущность. Однако тот, кто, став хозяином своего ума, идет к цели верным путем, непременно добьется успеха. Таково Мое мнение".

 

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога заявляет, что тот, кто не следует авторитетному методу лечения, который поможет ему оградить свой ум от материальной деятельности, вряд ли достигнет цели процесса духовного самоосознания. Занимаясь йогой и стараясь одновременно с этим удовлетворить потребности ума в материальных удовольствиях, человек становится похож на того, кто пытается разжечь костер, поливая дрова водой. Для того, чей ум необуздан, занятия йогой становятся пустой тратой времени. Такое подобие йоги может быть выгодным с материальной точки зрения, но для того, кто стремится к духовному самоосознанию оно совершенно бесполезно. Последний должен подчинить себе ум, постоянно занимаясь трансцендентным любовным служением Господу. Пока человек не будет заниматься деятельностью в сознании Кришны, он не сможет все время держать свой ум под контролем. Человек, обладающий сознанием Кришны, без труда достигает результатов занятий йогой, не прилагая к этому особых усилий, однако йог никогда не добьется успеха, не развив в себе сознание Кришны.

 

Б.Г. Текст 6;37

 

арджуна увача

айатих шраддхайопето йогач чалита-манасах

апрапйа йога-самсиддхим кам гатим кришна гаччхати

арджунах увача - Арджуна сказал; айатих - незадачливый трансценденталист; шраддхайа - обладая верой; упетах - занимался; йогат - занятия йогой; чалита - оставил; манасах - побуждаемый умом; апрапйа - не сумев достичь; йога-самсиддхим - совершенства йоги; кам - какая; гатим - судьба; кришна - о Кришна; гаччхати - его ожидает.

 

Арджуна сказал: "О Кришна, какова судьба незадачливого трансценденталиста, который, обладая верой, встал на путь духовного самоосознания, но затем оставил его, привлеченный материальной деятельностью, и не достиг совершенства йоги?

 

КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самоосознания или йоги описан в Бхагавад-гите. Основополагающим принципом духовного самоосознания является знание о том, что живое существо отлично от материального тела и может обрести счастье там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства. Это трансцендентный уровень, находящийся выше уровней тела и ума. Достичь духовного самоосознания можно совершенствуясь в знании и занимаясь восьмиступенчатой йогой или же бхакти-йогой. И йог-мистик, и преданный должны осознать изначальное положение живого существа, его взаимоотношения с Богом, а также то, каким образом оно может восстановить свою связь со Всевышним и достичь высшей ступени совершенства в сознании Кришны. Следуя одному из трех описанных выше методов, человек рано или поздно, непременно достигнет высшей цели жизни. Господь заявил об этом во второй главе Бхагавад-гиты: даже незначительное продвижение по трансцендентному пути вселяет в человека великую надежду на освобождение. Из трех методов йоги метод бхакти-йоги предназначен именно для века Кали, поскольку является самым легким и прямым методом духовного самоосознания. Чтобы еще раз удостовериться в этом, Арджуна просит Господа Кришну подтвердить сказанное Им ранее. Человек может быть искренен в своем стремлении достичь духовного самоосознания, но процесс философских изысканий и метод восьмиступенчатой йоги практически невыполнимы для людей нынешнего века. Поэтому, даже приложив великое множество усилий, они могут не достичь успеха по целому ряду причин. Прежде всего, они могут недостаточно серьезно следовать избранному методу. Встать на путь духовного самоосознания практически означает объявить войну иллюзорной энергии. Поэтому, всякий раз когда человек пытается вырваться из когтей иллюзорной энергии, она старается помешать ему, прибегая ко всевозможным соблазнам. Обусловленная душа уже очарована гунами материальной природы, и всегда может снова стать жертвой ее чар, даже если она занимается трансцендентной деятельностью. Вот что значит йогач чалита-манасах, оставить путь духовного развития. Арджуна желает знать, что ожидает того, кто сошел с этого пути.

 

Б.Г. Текст 6;38

 

каччин нобхайа-вибхрашташ чхиннабхрам ива нашйати

апратиштхо маха-бахо вимудхо брахманах патхи

каччит - разве; на - не; убхайа - оба; вибхраштах - сойдя с; чхинна - разорванное; абхрам - облако; ива - как; нашйати - исчезает; апратиштхах - не найдя прибежища; маха-бахо - о сильнорукий Кришна; вимудхах - сбитый с толку; брахманах - трансцендентного; патхи - на пути.

 

О сильнорукий Кришна, верно ли, что человек, который оставил путь трансцендентного, лишается всех материальных и духовный приобретений и исчезает как разорванное облако, нигде не найдя прибежища.

 

КОММЕНТАРИЙ: Есть два вида прогресса. Материалистов не привлекают трансцендентные предметы; их больше интересует материальный прогресс, являющийся следствием экономического развития, или же достижение высших планет как результат соответствующей деятельности. Тот, кто встает на путь духовного развития, должен прекратить всякую материальную деятельность и отказаться от попыток достичь так называемого материального счастья во всех его формах и видах. Если начинающий трансценденталист сходит с избранного пути, он как будто бы терпит поражение и на духовном, и на материальном поприще. Иначе говоря, он лишается возможности обрести материальное счастье с одной стороны и достичь духовного самоосознания с другой. Он, подобно разорванному облаку, нигде не может найти прибежища. Иногда от маленького облака, плывущего по небу, отделяется кусочек, который затем пытается присоединиться к облаку побольше. И если ему это не удается, то, унесенное ветром, оно исчезает в безбрежных небесных просторах. Брахманах патхи называют путь духовного самоосознания, следуя по которому, человек осознает себя духовной сущностью, неотъемлемой частицей Верховного Господа, который существует в трех аспектах: как Брахман, Параматма и Бхагаван. Господь Шри Кришна является самым полным проявлением Высшей Абсолютной Истины, поэтому, предавшись Верховной Личности Бога, трансценденталист достигает духовного совершенства. Чтобы достичь той же цели, идя путем осознания Брахмана и Параматмы, потребуется немало жизней (бахунам джанманам анте). Поэтому самый лучший метод духовного самоосознания это бхакти-йога, или метод сознания Кришны, прямой путь постижения Абсолютной Истины.

 

Б.Г. Текст 6;39

 

этан ме самшайам кришна чхеттум архасй ашешатах

твад-анйах самшайасйасйа чхетта на хй упападйате

этат - это; ме - мое; самшайам - сомнение; кришна - о Кришна; чхеттум - развеять; архаси - прошу Тебя; ашешатах - полностью; тват - кроме Тебя; анйах - другой; самшайасйа - сомнения; асйа - этого; чхетта - тот, кто может избавить от; на - никогда; хи - безусловно; упападйате - не найти.

 

Это сомнение мучит меня, о Кришна, поэтому я прошу Тебя развеять его. Только ты можешь избавить меня от подобных сомнений".

 

КОММЕНТАРИЙ: Кришне известно все, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и случится в будущем. В начале Бхагавад-гиты Господь говорил, что все живые существа были индивидуальностями в прошлом, являются таковыми в настоящем и сохранят свое индивидуальное существование в будущем, даже после того, как освободятся из материального плена. Таким образом он уже ответил на вопрос о будущем индивидуального живого существа. Теперь Арджуна хочет знать, какая участь ожидает незадачливого трансценденталиста. Ни одно живое существо не может сравняться с Кришной или превзойти Его, и уж конечно же это не по силам так называемым великим мудрецам и философам, зависящим от милостей материальной природы. Поэтому решение Кришны является полным и окончательным ответом, рассеивающим все сомнения, ибо Он знает прошлое, настоящее и будущее, Его же не знает никто. Только Кришне и Его преданным известно истинное положение вещей.

 

Б.Г. Текст 6;40

 

шри-бхагаван увача

партха наивеха намутра винашас тасйа видйате

на хи калйана-крит кашчид дургатим тата гаччхати

шри-бхагаван увача - Господь, Верховная Личность Бога, сказал; партха - о сын Притхи; на эва - никогда ни будет такого; иха - в материальном мире; на - никогда; амутра - в следующей жизни; винашах - гибели; тасйа - для него; видйате - не существует; на - никогда; хи - безусловно; калйана-крит - тот, кто занят благой деятельностью; кашчит - каждый; дургатим - деградации; тата - Мой друг; гаччхати - подвергается.

 

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: "О сын Притхи, трансценденталисту, занятому благой деятельностью, не грозит гибель ни в материальном, ни в духовном мире. О друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.

 

КОММЕНТАРИЙ: В Шримад-Бхагаватам (1;5;17) Шри Нарада Муни дает Вьясадеве следующее наставление:

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер

бхаджанн апакво 'тха патет тато йади

йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким

ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах

"Если оставив все материальные устремления, человек полностью предастся Верховной Личности Бога, он никогда не узнает потерь и поражений. С другой стороны, непреданный, неукоснительно исполняющий все предписанные ему обязанности, часто не достигает ничего". Существует много различных видов деятельности, оговоренных в священных писаниях и не упомянутых в них, которые ведут людей к материальному процветанию. Трансценденталист должен отказаться от всех видов материальной деятельности ради достижения духовного совершенства, то есть ради того, чтобы обрести сознание Кришны. Нам могут возразить: высшего совершенства может достичь лишь тот, кто полностью развил в себе сознание Кришны, в противном случае человек ничего не достигнет ни в материальной, ни в духовной сфере. В писаниях сказано, что тот, кто не исполняет предписанных ему обязанностей, в результате оказывается вынужденным страдать, и такая же участь ожидает того, кто не сумел должным образом исполнить свои трансцендентные обязанности. Бхагаватам заверяет незадачливого трансценденталиста в том, что у него нет причин для беспокойства. Даже если ему придется страдать в наказание за то, что он не исполнил должным образом свой долг, он все равно ничего не теряет, потому что благая деятельность, совершенная им в сознании Кришны, никогда не будет забыта, и человек сможет продолжать заниматься ею, даже если в следующей жизни станет низкорожденным. С другой стороны, тот, кто только исполняет предписанные ему обязанности, не всегда достигает благоприятных результатов, поскольку не обладает сознанием Кришны.

  Смысл этого состоит в следующем. Есть два класса людей: те, кто живут в соответствии с предписаниями священных писаний, и те, кто нарушает их. Первые неукоснительно исполняют предписанные им обязанности, в соответствии с принципами, изложенными в шастрах, а к числу последних относятся люди, которые, подобно животным, заняты исключительно удовлетворением собственных чувств и не знают ни о том, что ожидает их в следующей жизни, ни о том, как освободиться из материального плена. Такими людьми, будь они цивилизованные или дикари, образованные или неграмотные, сильные или слабые, движут исключительно животные инстинкты. Их деятельность никогда не приносит им блага, потому что, удовлетворяя свои животные потребности в еде, сне, обороне и сексе, они остаются в плену материальной жизни, которая всегда исполнена страданий. Те же, кто следует указаниям шастр и постепенно развивают в себе сознание Кришны, несомненно продвигаются вперед по пути, ведущему к совершенству.

  Людей, идущих по благому пути, можно разделить на три категории: 1) те, кто следуя правилам и предписаниям Вед, стремятся к материальному процветанию; 2) те, кто пытается освободиться из плена материальной жизни; и 3) люди, которые занимаются преданным служением в сознании Кришны. Тех, кто следует правилам и предписаниям шастр, желая обрести материальное счастье, можно в свою очередь разделить на две группы: те, кто трудится ради плодов своего труда и те, кто не стремится использовать результаты своего труда для удовлетворения собственных чувств. Те, кто занимается кармической деятельностью, чтобы удовлетворять свои чувства, могут достичь более высокого уровня жизни и даже подняться на райские планеты, но поскольку они продолжают оставаться в плену материальной природы, путь, по которому они следуют, нельзя назвать благотворным. Единственной благотворной деятельностью является та, что ведет к освобождению. Любая деятельность, которая в конечном счете не направлена на достижение духовного самоосознания или освобождения от материальной концепции жизни, не является благотворной. Деятельность в сознании Кришны единственная благотворная деятельность, и того, кто добровольно терпит неудобства и лишения, чтобы развить в себе сознание Кришны, можно назвать совершенным трансценденталистом, совершающим суровые аскезы. И поскольку система восьмиступенчатой йоги направлена на то, чтобы в конечном счете обрести сознание Кришны, тот, кто занимается ею, также получает благо и ему не нужно бояться деградации.

 

Б.Г. Текст 6;41

 

прапйа пунйа-критам локан ушитва шашватих самах

шучинам шриматам гехе йога-бхрашто 'бхиджайате

прапйа - достигнув; пунйа-критам - тех, кто занимался благочестивой деятельностью; локан - планет; ушитва - проведя; шашватих - множество; самах - лет; шучинам - праведников; шри-матам - богатых людей; гехе - в доме; йогабхраштах - тот, кто сошел с пути духовного самоосознания; абхиджайате - рождается.

 

Проведя великое множество жизней в наслаждениях на планетах, где живут благочестивые живые существа, неудачливый йог рождается в семье праведников или богатых аристократов.

 

КОММЕНТАРИЙ: Есть две категории неудачливых йогов: те, кто оставил занятия йогой, едва начав их, и тот, кто сошел с этого пути, пройдя значительную его часть. Первые отправляются на планеты, где живут благочестивые живые существа. Проведя там очень много лет, они вновь попадают на эту планету и появляются на свет в семье благочестивых брахманов-ваишнавов или богатых аристократов.

  Истинная цель занятий йогой - достичь высшей ступени совершенства в сознании Кришны, как сказано в последнем стихе этой главы. Но тем, кто не достиг этой цели, поддавшись материальным соблазнам, по милости Господа дается шанс полностью реализовать свои материальные устремления. Затем им предоставляется возможность появиться на свет в семьях праведников или богатых аристократов. Родившиеся в таких семьях могут использовать имеющиеся там возможности для того, чтобы полностью развить в себе сознание Кришны.

 

Б.Г. Текст 6;42

 

атха ва йогинам эва куле бхавати дхиматам

этад дхи дурлабхатарам локе джанма йад идришам

атха ва - или; йогинам - ученых трансценденталистов; эва - безусловно; куле - в семье; бхавати - рождается; дхи-матам - тех, кто наделен великой мудростью; этат - это; хи - безусловно; дурлабха-тарам - очень редкое; локе - в этом мире; джанма - рождение; йат - то, которое; идришам - подобно этому.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!