Йог неизмеримо более велик любого аскета, философа-эмпирика и того, кто занимается кармической деятельностью. Поэтому, о Арджуна, не взирая ни на что, стань йогом.



 

КОММЕНТАРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем виду процесс соединения нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Разные категории людей по разному называют этот процесс, в зависимости от выбранного ими метода духовного самоосознания. Когда процесс воссоединения со Всевышним основан на кармической деятельности, его называют карма-йогой, когда он связан в основном с философскими изысканиями, он носит название гьяна-йоги, а когда в основе процесса лежит деятельность в преданном служении Верховному Господу, его именуют бхакти-йогой. Бхакти-йога, или метод сознания Кришны, как будет сказано в следующем стихе, является высшей ступенью йогической лестницы. В данном стихе Господь подтвердил превосходство мистической йоги, но не сказал, что она выше бхакти-йоги. Бхакти-йога дает человеку полное духовное знание, и потому является непревзойденным методом духовного самоосознания. Аскезы, которые не приводят человека к осознанию своей истинной сущности, являются несовершенными. Философские изыскания, которые не побуждают человека предаться Верховному Господу, также остаются несовершенными. А кармическая деятельность, лишенная сознания Кришны это пустая трата времени. Поэтому самым лучшим из всех перечисленных здесь методов йоги является бхакти-йоги, более подробно об этом будет рассказано в последующем стихе.

 

Б.Г. Текст 6;47

 

йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана

шраддхаван бхаджате йо мам са ме йуктатамо матах

йогинам - среди йогов; апи - также; сарвешам - всех видов; мат-гатена - следуя Моим указаниям, всегда думая обо Мне; антах-атмана - в глубине своего сердца; шраддха-ван - обладая непоколебимой верой; бхаджате - занимается трансцендентным любовным служением; йах - тот, кто; мам - Мне (Верховному Господу); сах - его; ме - Я; йукта-тамах - величайшим йогом; матах - считаю.

 

И из всех йогов, тот, кто, обладая непоколебимой верой, всегда выполняет Мои указания, думает обо Мне в глубине своего сердца и служит Мне с любовью и преданностью, самым тесным образом связан со Мной в йоге и превосходит всех прочих трансценденталистов. Таково Мое мнение".

 

КОММЕНТАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово бхаджате. Бхаджате производное от слова бхадж, которое употребляется, чтобы указать на необходимость в служении. Русское слово поклонение не совпадает по смыслу со словом бхадж. Поклоняться значит чтить того, кто достоин поклонения, преклоняться перед ним. Но служить с любовью и преданностью должно только Верховной Личности Бога. Человек может пренебречь поклонением какому-нибудь высокопоставленному лицу или полубогу и прослыть невежей, но на том, кто отказался служить Верховному Господу, лежит печать проклятия. Каждое живое существо неотъемлемая частица Верховной Личности Бога и в соответствии со своей природой изначально предназначено для того, чтобы служить Верховному Господу. Не делая этого, оно деградирует. Бхагаватам (11;5;3) дает этому следующее подтверждение:

йа эшам пурушам сакшад атма-прабхавам ишварам

на бхаджантй аваджананти стханад бхраштах патантй адхах

"Тот, кто отказывается служить предвечному Господу, являющемуся источником всех живых существ, и не исполняет своего долга перед Ним, неизбежно падет, утратив свое изначальное положение".

  В этом стихе также употреблено слово бхаджанти. Таким образом бхаджанти применимо только к Верховному Господу, тогда как слово поклонение можно употреблять и по отношению к полубогам или обыкновенным живым существам. Слово аваджананти, употребленное в данном стихе, встречается также в Бхагавад-гите. Аваджананти мам мудхах: Только глупцы и негодяи насмехаются над Верховной Личностью Бога, Господом Кришной. Такие глупцы берутся писать собственные комментарии к Бхагавад-гите, хотя отвергают служение Господу. В результате, они не могут должным образом разграничить понятия, обозначенные словами бхаджанти и поклонение.

  Занятия йогой достигают своей кульминации на уровне бхакти-йоги. Все остальные методы йоги не более чем ступени, ведущие к бхакти в бхакти-йоге. Строго говоря, йога значит бхакти-йога; все остальные виды йоги ступени, позволяющие достичь уровня бхакти-йоги. Начиная со ступени карма-йоги и заканчивая уровнем бхакти-йоги, живое существо проходит долгий путь духовного самоосознания. Началом этого пути является карма-йога, лишенная стремления к плодам своего труда. Когда, человек, занимающийся карма-йогой, обретает знание и способность к самоотречению, он поднимается на уровень гьяна-йоги. Когда занятия гьяна-йогой приводят его к медитации на Сверхдушу, посредством различных физических методов, и он сосредотачивает на Ней свой ум, то достигает стадии аштанга-йоги. Поднявшись еще выше и осознав Верховную Личность Бога, Кришну, человек достигает уровня бхакти-йоги, кульминации. Бхакти-йога является высшей целью занятий йогой, но чтобы вникнуть в суть этого метода, человек должен понять содержание всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся достичь высшей цели, находится на верном пути, который приведет его к вечному счастью. А тех, кто достигнув определенной ступени йоги, останавливается на ней и не движется дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.д.. Если человеку посчастливится подняться на уровень бхакти-йоги, он поднимется и над всеми остальными методами йоги. Поэтому развить в себе сознание Кришны значит достичь высшей ступени йоги. Так, говоря о Гималаях, мы имеем в виду самые высокие горы в мире, и высочайшей горной вершиной на земле является Эверест, который находится в Гималаях.

  Только тот, кому очень посчастливится, может обрести сознание Кришны, следуя путем бхакти-йоги и выполняя предписания Вед. Идеальный йог сосредотачивает свой ум на Кришне, которого называют Шьямасундара. Цвет Его прекрасного тела напоминает цвет грозового облака, Его лотосоподобный лик сияет, словно солнце, одежды усыпаны драгоценными камнями, а грудь украшена гирляндами из цветов. Сияние, исходящее от Его тела, освещает все стороны света и называется брахмаджьоти. Он приходит в материальных мир в различных воплощениях, таких как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике человека Он становится сыном матери Яшоды и известен под именами Кришна, Говинда и Васудева. Он самый совершенный сын, муж, друг и господин, Он исполнен всех достояний и трансцендентных качеств. Того, кто полностью осознал эти черты и качества Господа, называют совершенным йогом.

  Достичь высшей ступени совершенства можно только занимаясь бхакти-йогой. Это подтверждается в Ведах:

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

"Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается смысл ведического знания" (Шветашватара Упанишад 6;23).

  Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенамушмин манах-калпанам, этад эва наишкармйам. "Бхакти это преданное служение Господу, не оскверненное желанием материальной выгоды в этой жизни или в следующей. Освободившись от подобных устремлений, йог должен сосредоточить свой ум на Всевышнем. Такова цель наишкармйа" (Гопала-тапани Упанишад 1;15).

  Существуют определенные методы, в соответствии с которыми следует заниматься бхакти-йогой и развивать в себе сознание Кришны, которое является высшим совершенством йоги.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к шестой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Дхйана-йога".

 

 

ГЛАВА 7 Знание Абсолюта

 

 

Б.Г. Текст 7;1

 

шри-бхагаван увача

майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах

асамшайам самаграм мам йатха джнасйаси тач чхрину

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; майи - на Мне; асакта-манах - сосредоточив ум; партха - о сын Притхи; йогам - духовного самоосознания; йунджан - идя по пути; мат-ашрайах - сознавая Меня; асамшайам - освободившись от сомнений; самаграм - полностью; мам - Меня; йатха - как; джнасйаси - ты сможешь постичь; тат - об этом; шрину - слушай же.

 

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: "Сейчас, о сын Притхи, ты услышишь о том, как занимаясь йогой в полном сознании Кришны и сосредоточив на Мне свой ум, ты сможешь постичь Меня, освободившись от всех сомнений".

 

КОММЕНТАРИЙ: Седьмая глава Бхагавад-гиты рассказывает о природе сознания Кришны. Кришна исполнен всех достояний и в этой главе рассказывается о том, как Он проявляет Свои достояния. Здесь также идет речь о четырех типах удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и о четырех типах несчастных людей, которые никогда не придут к Кришне.

  В первых шести главах Бхагавад-гиты рассказывалось о том, как живое существо, которое является нематериальной духовной душой может достичь самоосознания с помощью различных методов йоги. В конце шестой главы Кришна со всей ясностью заявил, что тот, чей ум сосредоточен на Кришне, иначе говоря, тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, находится на высшей ступени йоги. Только сосредоточив ум на Кришне, мы сможем полностью постичь Абсолютную Истину. Осознание безличного брахмаджьоти или локализованной Параматмы является неполным, но лишь частичным осознанием Абсолютной Истины. Полностью осознать Абсолютную Истину значит овладеть наукой Кришны, и человеку, обладающему сознанием Кришны открывается все. Полностью развив в себе сознание Кришны, человек понимает, что Кришна, вне всяких сомнений, является высшей ступенью познания. Различные методы йоги не более чем этапы пути, ведущего к сознанию Кришны. Тот, кто занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны, автоматически получает полное знание о брахмаджьоти и Параматме. Метод сознания Кришны дает человеку возможность познать все: Абсолютную Истину, живых существ, материальную природу и все, что с ними связано.

  Поэтому человек должен начать заниматься йогой так, как предписано в последнем стихе шестой главы. Сосредоточить ум на Кришне, Верховном Господе, можно занимаясь девятью видами деятельности в преданном служении, первым и самым важным из которых является шраванам. Поэтому Господь говорит Арджуне: "тач чхрину, - слушай Меня. Нет авторитета более великого, чем Кришна, поэтому тот, кто слушает Его, получает редчайшую возможность полностью развить в себе сознание Кришны. Поэтому духовное знание должно быть получено непосредственно от Кришны или от Его чистого преданного, а не от выскочки-атеиста, который кичится своей образованностью.

  Процесс постижения Кришны, Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины, описан во второй главе Первой песни Шримад-Бхагаватам:

шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах

хридй антах-стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа

бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе

чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати

эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах

бхагават-таттва-виджнанам мукта-сангасйа джайате

бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах

кшийанте часйа кармани дришта эватманишваре

"Слушать повествования о Кришне, изложенные в ведических писаниях, или слушать слова Самого Кришны, увековеченные в Бхагавад-гите значит заниматься благочестивой деятельностью. Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого живого существа как его лучший друг, очищает сердце преданного, который неустанно слушает о повествования Нем, от материальной скверны. Таким образом в преданном естественным образом пробуждается трансцендентное знание. Слушая повествования о Кришне, изложенные в Шримад-Бхагаватам, слушая рассказы преданных о Кришне, человек начинает заниматься преданным служением Господу. Занимаясь преданным служением, он выходит из-под влияния гун страсти и невежества и таким образом постепенно освобождается от вожделения и жадности. Очистившись от этой скверны, кандидат в преданные достигает уровня чистой благости, и, вдохновленный преданным служением, постигает науку Бога во всех ее аспектах. Так бхакти-йога разрубает тугой узел материальных привязанностей в сердце человека, который сразу же поднимается на уровень асамшайам самаграм и постигает Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога." (Бхаг. 1;2;17-21).

  Таким образом, постичь науку Кришны можно только слушая Кришну или Его преданных, обладающих сознанием Кришны.

 

Б.Г. Текст 7;2

 

джнанам те 'хам са-виджнанам идам вакшйамй ашешатах

йадж джнатва неха бхуйо 'нйадж джнатавйам авашишйате

джнанам - знание о материальном мире; те - тебе; ахам - Я; са - вместе с; виджнанам - трансцендентным знанием; идам - это; вакшйами - изложу; ашешатах - полностью; йат - которым; джнатва - овладев; на - не; иха - в этом мире; бхуйах - более; анйат - ничего; джнатавйам - что необходимо познать; авашишйате - не останется.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!