Схема показателей и критериев для анализа рисунков



Группа потребностей Показатели проявления потребности "Проблемный" критерий Показатели проявления потребности "Ресурсный" критерий
1 2 3
Психофизиологические потребности Сексуальные желания: Чрезмерный акцент на области гениталий, неоправданное изображение обнаженных фигур и пр. Ощущение безопасности: Тревожная штриховка, сюжеты и символы, свидетельствующие о проявлении тревоги, страха. Символы, свидетельствующие о проявлении агрессии. Сексуальные желания: Наличие символов "здоровой сексуальности": рыба, грибы, цветы и пр. Ощущение безопасности: Спокойная штриховка, сюжеты и символы, свидетельствующие об ощущении безопасности.
Потребности безопасности и защиты Способность сопротивляться жизненным трудностям, неблагоприятным факторам внешней среды: Демонстрация в сюжете рисунка, в характере изображения бессилия и незащищенности. Наличие символов конструктивной психологической защиты: При наличии в рисунке агрессивной или неблагоприятной среды наблюдается отсутствие символов защищенности. Способность сопротивляться жизненным трудностям, неблагоприятным факторам внешней среды: В сюжете, характере изображения отображается способность противостоять неблагоприятным воздействиям. Наличие символов конструктивной психологической защиты: При наличии в рисунке агрессивной или неблагоприятной среды автор изображает символы адекватной защиты (например, в рисунке "Человек под дождем" - зонт).
Потребность в принадлежности и любви Ощущение общности с группой (семьей): Отсутствие или недостаточность общности. Фигуры на рисунке ничего не объединяет. Ощущение близости, персональные предпочтения: Отсутствие близости, индивидуализм, изоляция (по цвету, выбору животного, героя). Ощущение общности с группой (семьей): Наличие общности фигуры на рисунке держатся за руки, расположены близко друг к другу и пр. Ощущение близости, персональные предпочтения: Идентификации: раскрашивание себя одним цветом с кем-то из членов семьи, близость образов и пр.
Потребность самоуважения Ощущение принятия и положительной оценки со сторо ны окружающих: В сюжете рисунка наблюдается явное отвержение или агрессия по отношению к фигуре автора со стороны других фигур. Ощущение уверенности в своих силах и способностях. Автор изображает себя в виде ущербных образов. Ощущение принятия и положительной оценки со сторо ны окружающих: В сюжете рисунка на блюдается принятие уважение по отношению к фигуре автора рисунка со стороны других фигур. Ощущение уверенности в своих силах и способностях: Автор изображает себя в виде образов, обладающих силой, знаниями, навыками, способностями, талантом.
Потребности в знаниях Наличие образов, символизирующих стремление к новым знаниям, обучению: Отсутствие изображения символов познания (книги, тетради, блокноты и пр.). Наличие действий, указывающих на стремление к приобретению новых знаний, обучению: Отсутствие изображения действий, сопряженных с обучением, приобретением новых знаний и опыта. Наличие образов, символизирующих стремление к новым знаниям, обучению: Изображение символов познания. Наличие действий, указывающих на стремление к приобретению новых знаний, обучению: Изображение действий, сопряженных с обучением или приобретением новых знаний (читает книгу, сидит за партой, оказывается на распутье и пр.).
Эстетические потребности Гармоничность рисунка: Фигуры несоразмерны листу, расположе-ны в хаотической последовательности, рисунок несимметричен, композиция дисгармонична. Эстетичность рисунка: Рисунок выполнен неаккуратно, небрежно, формально. Гармоничность рисунка: Фигуры соразмерны листу, композиция рисунка гармонична, уравновешенна. Эстетичность рисунка: Рисунок выполнен старательно и аккуратно, неформально, с любовью, прорисованы детали, автор стремится к тому, чтобы рисунок был красивым.
Потребности самоактуализации и личностного совершенствования Идеальный образ себя и другого: При рисовании сказочных образов выбираются ущербные герои, нуждающиеся в помощи. Проявление творчества: Изображение стандартно, обычно. Идеальный образ себя и другого: При рисовании сказочных образов выбираются созидательные герои, обладающие большим потенциалом. Проявление творчества: Рисунок необычен, неординарен, имеются необычные детали, ощущается полет фантазии автора.

Безусловно, не все потребности могут найти отражение в одном рисунке. Но, анализируя рисунки на основании данной схемы, мы можем установить, какая потребность проявлена, "проблемно" акцентирована, а какие потребности гармонизированы. Если в рисунке проявились преимущественно "проблемные" критерии по большинству групп потребностей, мы можем говорить о низком "уровне самоактуализации". Что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости психологической работы. Если в рисунке проявились преимущественно "ресурсные" критерии по большинству групп потребностей, можно говорить о достаточном "уровне самоактуализации". Такой человек не нуждается в коррекционном воздействии, но профилактическая и развивающая работа ему будет на пользу.

Чаще всего "проблемные" и "ресурсные" критерии находятся в определенном соотношении. В этом случае можно выделить наиболее "проблемную" и наиболее "гармоничную" группы потребностей. Знание "проблемной" группы потребностей позволит психологу сформировать задачи психологической коррекции, а знание "гармоничных" групп потребностей даст психологу информацию об источниках силы, ресурсах для психологической работы.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!