Основания для психологического анализа рисунков



Представим себе ситуацию, когда психолог уже держит в руках готовые рисунки клиента. Допустим, он выбрал "психологический" подход к интерпретации. И вот он рассматривает рисунки, стараясь найти в них указания на "теневые" и "ресурсные" проявления личности автора. Более того, он их нашел и составил список. Однако его не покидает ощущение, что ему чего-то не хватает. Недостает некой "детали", которая помогла бы связать всю информацию воедино и получить основания для формирования перспективных задач психологической работы с автором рисунков.

Что же это за "деталь"? Попробуем ее найти, и для этого вернемся к "традиционным" тематическим рисункам, стараясь понять основания и правила их интерпретации.

В таблице представлены наиболее известные традиционные тематические тесты-рисунки и основы их интерпретации.

 

 

Название графического теста Авторы Цель применения Основы интерпретации
1 2 3 4
"Рисунок семьи" Хьюлс, Кауфман, Берне, Хоментаускас, Захаров, Романова Выявление особенностей внутрисемейных отношений. Оценка особенностей восприятия и переживания отношений в семье. Оцениваются: степень развития и стадии изобразительной деятельности; особенности эмоционального состояния ребенка во время рисования; особенности внутрисемейных отношений и самочувствие ребенка в семье. Информационные признаки: графическое качество: примитивность изображения, изящество линий, четкость и выразительность образов; наличие сильной штриховки, размер фигур, применение ярких красок; степень выраженности положительных эмоций у членов семьи, степень близости их изображений.
"Автопортрет", субтест "Человек" Берне, Маховер, Е. Романова Выявление когнитивного образа собственных качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Исследование представлений человека о себе, типологических особенностей. Интерпретируются: графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность изображения); формальная структура (динамичность рисунка, расположение на листе); элементы рисунка (части тела, дополнительные образы)
"Несуществующее животное" В российской психологической литературе подробно описан Е. Романовой Исследование особенностей взаимоотношений с окружающим миром, типологических особенностей. Выявление проблемной симптоматики. Интерпретируются общая энергия рисунка, расположение композиции рисунка, отдельные части тела животного, название животного.

Целью интерпретации традиционных тематических рисунков "личностной" серии является выявление индивидуальных типологических особенностей человека. Другими словами, они направлены на то, чтобы узнать, чем данный исследуемый человек отличается от других.

Целью интерпретации традиционных тематических рисунков "семейной" серии является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Другими словами, на основе выполненного изображения исследователь может оценить особенности восприятия и переживаний клиентом отношений в семье. Основаниями для интерпретации являются:

  • оценка степени развития изобразительной культуры,
  • оценка стадии изобразительной деятельности,
  • оценка качества изображения,
  • оценка эмоциональной выразительности.

Например, эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи. Однако здесь возникает серьезный вопрос, сформулированный еще А. Грибоедовым: "А судьи кто?" Ведь оценка всегда носит субъективный характер. Конечно, можно организовать экспертную оценку и передать рисунок группе специалистов. Но это довольно энергоемко.

Безусловно, интерпретация через оценку может осуществляться только опытным специалистом. Что же делать тем, кто только начинает свой путь в практической психологии? Можно опираться на интуицию и трактовать рисунок "в свободном стиле". Но позволителен ли такой подход, корректен ли он по отношению к клиенту?

Можно получить дополнительную информацию, задавая вопросы автору рисунка. В методике "Рисунок семьи", например, предусмотрен ряд вопросов, которые психолог должен задать автору рисунка. Авторы даже подчеркивают необходимость этой процедуры в особых случаях: например, "при стрессе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного...".

Проблема состоит в том, что во многих традиционных тематических тестах-рисунках не приводятся инструкции относительно правил интерпретации полученной информации.

Наш опыт показывает, что психологам (особенно молодым специалистам) приходится сталкиваться с тем, что, выполнив все рекомендации по тесту и получив массу информации, они не знают, что с ней делать. По большому счету, использование тестов-рисунков нередко сводится лишь к тому, что специалист делает выводы о наличии тревоги, агрессии и заниженной самооценки. На самом деле тесты-рисунки несут в себе намного больше информации. К сожалению, применение проективных графических тестов в проблемно ориентированном русле лишило специалистов возможности познать через рисунки целого человека. Цель выявить лишь недостатки, патологию, отклонения не может быть ведущей в психологическом консультировании. Особенно она неприемлема в сказкотерапевтическом подходе. Мы предлагаем взглянуть на рисунок как на целостную картину мира клиента, обратить внимание не только на "оценку стадии изобразительной культуры", но и отметить ресурсные стороны картины.

Итак, понятно, что, сделав основаниями для интерпретации отдельные детали рисунка, как это предлагается во многих традиционных тематических тестах-рисунках, мы получаем столько личностных изъянов, сколько деталей имеется в рисунке. В итоге человек, обратившийся за помощью, легко представляется либо шизофреником, либо, в лучшем случае, невротиком. Любой рисунок можно трактовать, исходя из наиболее известных "клинических" оснований, как патологический.

В связи с этим возникает необходимость формирования иных оснований для психологического анализа рисунков, выполненных здоровыми людьми, имеющими "сохранный психический статус", но попавшими в жизненные затруднительные ситуации. Для этого необходимо отталкиваться не от проблемно ориентированных позиций и в основу анализа положить не клинические проявления. Но где найти такую теорию, ключевой идеей которой было бы представление о человеке как о саморазвивающейся системе?

Подобное представление о человеке распространено в современных естественных и точных науках, а в психологии наиболее ярко представлено теорией личности, созданной Абрахамом Маслоу.

Итак, мы предлагаем в качестве концептуальных оснований для психологического анализа рисунков использовать теорию личности и иерархию потребностей А. Маслоу. Ключевой идеей для психологического анализа в этом случае становится идея самоактуализации. Под само актуализацией понимается стремление человека к наиболее полному использованию своих талантов, способностей, возможностей в процессе социальной самореализации.

На этом основании рисунки могут быть рассмотрены как "фотографии" внутренней динамики самоактуализирующегося человека. По фотографиям внешнего облика, если выстроить их на "временной прямой", можно увидеть внешние возрастные изменения человека. А каким образом меняется внутренний мир в процессе самоактуализации? Именно об этом нам могут рассказать рисунки человека.

Поговорим о самоактуализации подробнее.

Что же представляет собой самоактуализированный человек? По этому поводу А. Маслоу пишет: "Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализированным человеком, так это на его поразительную способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши, неискренности. Оценки этих людей удивительно точные". У самоактуализированных людей, согласно А. Маслоу, более высокое качество взаимодействия с реальностью, он легко отличает оригинальное от банального, конкретное от абстрактного. Самоактуализированные люди предпочитают жить в реальном мире, им не по нраву искусственно создаваемые миры абстракций, выхолощенных понятий, умозрительных представлений и стереотипов; миры, в которых пожизненно поселяется большинство наших современников. Самоактуализированному человеку явно больше по душе иметь дело с тем, что у него под рукой, с реальными событиями и явлениями, а не со своими собственными желаниями, надеждами и страхами, не с предубеждениями и предрассудками окружающих. Здоровых самоактуализированных людей не страшит неизвестность, неопределенность, не пугает их так, как пугает среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видя в ней угрозы или опасности для себя.

Неизвестность не пугает этих людей, и поэтому они не цепенеют перед черной кошкой, не плюют через плечо, не скрещивают пальцы - словом, их не тянет на действия, которые предпринимают обычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей.

Многие характеристики, отличающие самоактуализированных людей, не что иное, как разные формы проявления одной основополагающей, фундаментальной установки, а именно - отсутствие самодовлеющего чувства вины и стыда. Самоактуализированный человек принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми присущими ей изъянами и недостатками, при этом ему не свойственно самодовольство и самолюбование. А. Маслоу говорит о том, что самоактуализированная личность умеет сосуществовать со своими слабостями, принимает свою греховность и порочность, умеет относиться к ним так же просто, как мы относимся к природе. Он смело смотрит на то, что представляется его взгляду, он не прищуривается и не надевает очки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажает и не раскрашивает реальность в те или иные цвета. С наибольшей очевидностью эта способность к полному принятию обнаруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так называемом животном уровне. Самоактуализированного человека можно назвать крепким, здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытывать стыда по поводу своих позывов. У него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса и других физиологических влечений. Его принятие распространяется не только на эти, низшие потребности, но и на потребности других уровней - на потребности в безопасности, любви, принадлежности и самоуважении. Он не хочет казаться лучше, чем есть, ему это несложно уже потому, что он умеет мириться со своими недостатками, а по мере самоактуализации, и особенно на склоне жизненного пути, привыкает относиться к ним уже не как к недостаткам, а как к вполне нейтральным личностным характеристикам.

Однако все вышесказанное еще не означает, что самоактуализированным людям незнакомы чувство стыда, печаль, тревога или самозащитные тенденции. Речь идет лишь о вредной, ненужной, невротической вине и о таком же стыде.

Итак, Абрахам Маслоу ввел понятие самоактуализации, понимая под этим полное использование талантов, способностей, возможностей и пр. Самоактуализированный человек - это человек, у которого не что-то добавлено, а ничего не отнято.

Абрахам Маслоу призывал перенести акцент на изучение психически здоровых, талантливых людей. "Давайте изучать не "калек", т. е. невротиков, а здоровых, творческих людей", - предлагал коллегам А. Маслоу.

Абрахам Маслоу выделил показатели психической "нормы", или признаки самоактуализированных людей. Среди прочих важными являются:

  • более эффективное восприятие реальности, более комфортабельные взаимоотношения с ней;
  • принятие себя, других, природы;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • центрированность на задаче, а не на своих проблемах;
  • некоторая отъединенность и потребность в уединении;
  • автономность, независимость от культуры и среды;
  • постоянная свежесть оценки;
  • мистичность, опыт переживания высших состояний;
  • чувство сопричастности, единения с другими;
  • более глубокие межличностные отношения;
  • демократическая структура характера;
  • различение средств и целей, Добра и Зла;
  • философское, невраждебное чувство юмора;
  • творчество;
  • устойчивость к влиянию культуры, трансцендентность по отношению к любой культуре.

Абрахам Маслоу выделил "Восемь шагов к самоактуализации":

Шаг Содержание шага
Переживание - полное, живое, беззаветное Глубокое чувствование действительности, в отличие от поверхностного взгляда на нее.
Выбор в пользу роста Выбирать рост - это значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном. Самоактуализация - выбор не между новым и старым, а открытие себя, прислушивание к себе.
Сонастроенность с внутренней природой Важно научить себя сонастраиваться со своей внутренней природой, слышать, что мне нравится, а что нет. Независимо от точки зрения других.
Честность и принятие ответственности за свои действия Важно искать ответы внутри себя, а не позировать или стараться выглядеть порядочным и правильным.
Обнаружение защит и работа с ними Есть нечто стереотипное, препятствующее росту. Важно это вовремя обнаружить и проработать.
Развитие потенциала Самоактуализация - постоянный процесс развития своих потенциальностей. Именно не единое переживание, а процесс.
Мистические пик-переживания Моменты, когда человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг. Являются главной причиной важных жизненных перемен самоактуализирующегося человека.
Стремление к лучшему, к совершенствованию Вера в свои способности и действие в соответствии с ними и человеческими ценностями.

Абрахам Маслоу создал концепцию мотивации как иерархии потребностей, согласно которой все потребности являются врожденными и могут быть расположены в порядке их очередности:

  • физиологические потребности;
  • потребности безопасности и защиты;
  • потребности принадлежности и любви;
  • потребности самоуважения;
  • потребности в знаниях;
  • эстетические потребности;
  • потребности самоактуализации, личностного совершенствования.

Благодаря идеям А. Маслоу мы имеем серьезную концептуальную основу для анализа рисунков. Предположим, что "уровень самоактуализации" можно установить, поняв, в какой степени у человека удовлетворены его потребности. В этом случае в основу анализа рисунков можно положить иерархию потребностей и выделить соответствующие показатели.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!