ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 47 страница



П ластика

ПЕСНЯ — жанр музыкального иск-ва, основывающийся на реализации выразительных возможностей человече­ского голоса, вокальной интонации, «мелодизированной речи». Огромна роль П. в зарождении и развитии всех видов музыки, в т. ч. и инстру­ментальной, к-рая возникла как резуль­тат «инструмен-гализации напева». В сфере народного искусства, фолькло­ра П. является основополагающим жанром, формой выражения самосоз­нания народа, «летописью его жизни», непосредственным воплощением его духовных ценностей, обычаев и тра­диций, творческой активности. У мн. народов пение изначально выступает в синкретическом единстве с танцем, музыкальным исполнительством, игро­вым действием («лицедейством»), а также др. зрелищными, изобразитель­ными элементами. Большинство фоль­клорных .песенных образцов обладает яркой национальной самобытностью, опирается на характерные для дан­ного региона типы мелоса, лада и рит­мики, исполнительские традиции. Ав­торство фольклорной П., как правило, остается анонимным, а сохранение н распространение песенных произв. происходит через устную их передачу от поколения к поколению: при этом П. закономерно подвергаются вариа-тивным изменениям. Наряду с коллек­тивным народно-песенным иск-вом еще в древности сложились разнообразные типы авторской П., создатели к-рой были одновременно композиторами, поэтами и исполнителями произв. (древнегреч. аэды и рапсоды, средне­вековые барды, гистрионы, менестрели, трубадуры, труверы, миннезингеры и мейстерзингеры, скоморохи, странст­вующие народные певцы-сказители). П. заняла важное место и в профес­сиональном композиторском творчест­ве. Разнообразны жанровые модифи­кации П.: они различаются по своим социально-практическим функциям и жизненному предназначению (обря­довые, трудовые, плясовые, застольные, религиозно-культовые и т.д.), по об­ращенности к определенным классам, социальным и возрастным группам,

по тематике (напр., лирические, шуточ-. ные, патриотические, политические, революционные и т. д.), по особен­ностям бытования и распространения (домашние, концертные, эстрадные), по характеру исполнения (сольные. ансамблевые, хоровые). Песенные текс­ты — особый род поэзии; эмоциональ­но-образный строй, структурные, фоне­тические и интонационные качества этих текстов максимально приспособле­ны для пения. Органической связью со словесным текстом обусловлено и своеобразие песенных форм (соотноше­ние частей, запева и .припева, строф, тяготение к импровизационности или композиционной законченности) и жанров. В нек-рых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобла­данию декламационности, поэтического слова над музыкально-выразитель­ными средствами (шансон, П. совр. бардов), в др.—к усилению моторно-ритмического начала (песня-марш, танцевальная П., шлягер). В совр. эпоху П. стала самым массовым и демократичным музыкальным жанром, возросла ее идейно-воспитательная и общественно-политическая роль, укре­пилась связь с прогрессивными со­циальными движениями (П. протеста, национально-освободительной и анти­военной борьбы, политические и рево­люционные П.): В то же время в капиталистических странах широко развита коммерческая песенная индуст­рия, подчиненная интересам и идеоло­гическим установкам господствующего класса.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—68)—рус. революционный де­мократ, публицист, литературный кри­тик, философ-материалист. В 1859 г., когда началась литературная дея­тельность П., он стоял на идеалистиче­ских позициях в эстетике, считая, что худож. творчество нейтрально и не дол­жно «вмешиваться в жизнь». С 1860 г. происходит «крутой поворот» П. к ма­териализму в философии и эстетике, переход к «реализму» («реалистической критике», «мыслящему реализму»). Гл. в реализме, как его понимал П.,— ориентация на опытное знание: люби-

мый его девиз: «слова и иллюзии гиб­нут — факты остаются». Эта ориента­ция представлялась П. особенно пло­дотворной для литературно-худож. кри­тики, представителям к-рой требуются качества ученых и историков. Но по­скольку «красота чувствуется, а не меряется аршином», критику и худож­нику важно установить творческий кон­такт с публикой, основанный на сопе­реживании, «сочувствии», но при сохра­нении самостоятельности обеих сто­рон, не допускающей копирования чужих мнений. В эстетическом наследии П. наиболее основательно разработан вопрос об общественной роли иск-ва. Достижения выдающихся художников («титанов воображения»), считает П., сравнимы с открытиями великих ученых («титанов мысли») и с деятельностью руководителей народных движений («титанов любви»). Конечная цель иск-ва — быть полезным для «общей пользы или общечеловеческой солидарности». Высокие образцы художественности создаются талантом, искренностью, неравнодушием, к-рые противостоят рассудочности, бесстрастности. Процесс создания худож. образа сходен, со­гласно П., с образованием мечты' и не похож на работу «фотографического станка». В то же время П. выступает против отвлекающей от жизни «нарко­тической мечты». Замечания П. о роли мечты в познании были высоко оценены Лениным (т. 29, с. 330). Справед­ливо критикуя идеалистическую эсте­тику «одряхлевших догматов», П. в то же время допускал ошибки в оценке нек-рых видов искусства, творчества ряда художников, особенно Пушкина. Вместе с тем это не было огульным и беспорядочным отрицанием иск-ва ради самого отрицания (как утверж­дают нек-рые поверхностные критики эстетики П.), а своеобразная, хотя и внутренне противоречивая позиция, за­нятая им в сложной идейно-философ­ской и социально-политической борьбе 60-х гг. «Эстетики», по терминологии П.,— это лишь противники реализма (философы-идеалисты, клерикалы, всевозможные обскуранты, консервато­ры, защитники салонного иск-ва),

поддерживающие, каждый по-своему. негативные стороны жизни эксплуата­торского об-ва. Не учитывая своеобра­зия этой его терминологии, нельзя правильно понять и оценить саму его эстетическую позицию, сделав ошибоч­ные суждения о нем как об отрицателе иск-ва и эстетики вообще. Считая вы­мыслом идеалистические концепции «абсолютной красоты», «бессознатель­ного творчества» и т. п., П. полагал, ччо понятие красоты заключено в личности ценителя, а не в самом предмете. Это явилось отступлением от эстетики его учителя Чернышевского в сторону на­турализма н утилитаризма. Соч. П., в к-рых получили отражение его эстетические взгляды: «Схоластика XIX века» (1861), «Реалисты» (1864), «Разрушение эстетики» (1865), «Пуш­кин и Белинский» (1865), «Мыслящий пролетариат» (1865), «Генрих Гейне» (1866).

ПЛАСТИКА (греч. plastike—леп­ка) — строение материального тела (природного, в т. ч. человеческого, или искусственного), непосредственно до­ступное живому созерцанию. П. обра­щена к эстетическому чувству и эстети­ческой оценке, поскольку выявляет в форме предмета его содержательные ка­чества (скажем, мощь дуба в массивно­сти его ствола, динамичность лани в ее конфигурации и движениях, воплоще­ние функций вещи, созданной челове­ком, в ее зримом облике — глиняного кувшина, платья, автомобиля, здания). Поскольку же иск-во предполагает впе­чатляющее выражение содержания в форме произв., постольку П. приобре­тает худож. значение в тех его областях, в к-рых худож. произв. имеют телесный, вещественный характер и обращены к созерцанию. Так, живопись, скульптуру, архитектуру, прикладные иск-ва неред­ко объединяют обобщающим понятием «пластические искусства», а в актерском иск-ве и в танце П. является важней­шим выразительным средством. В иск-ве П. выступает на двух уровнях — как изображение П. реального предмета (в скульптуре, живописи, актерском движении) и как П. формы самого произв. (и в изобразительных искус-

Платон

Плеханов

ствах, и в архитектуре, прикладных иск-вах, дизайне, в хореографии, и в эстрадно-цирковом творчестве). Тем са­мым П. становится не только способом выявления эстетических качеств пред­метов реального мира, но и языком, на к-ром художник передает людям свои чувства, поэтические представления, оценки (сравним, напр., пластические характеристики Дон Кихота и Санчо Пансы, гоголевских Собакевича и Ма-нилова; храмов Василия Блаженного и Покрова на Нерли; пластический ри­сунок образа князя Мышкина в испол­нении И. Смоктуновского и образа Ро­гожина в исполнении Е. Лебедева в спектакле «Идиот», поставленном в БДТ в Ленинграде). Вместе с тем зна­чение пластической выразительности столь велико, что иск-во использует ее и в лит-ре, образы к-рой обращены не к осязающему созерцанию, а к вообра­жению, к мысленному представлению: и прозаик, и поэт стремятся вызвать во внутреннем взоре читателя ощущение пластических качеств описываемого предмета или человека. И в природе, и в мире вещей, и в иск-ве качество П. про­является двояко: в предметах статич­ных — П. горы, сосуда, изваяния, зда­ния — и динамичных — П. движения животного, человека, куклы, изобра­жения в мультипликационных филь­мах. Это связано с тем, что простран­ственные характеристики бытия (и его худож. отражения) могут сопрягаться с его существованием и изменениями во времени, а могут быть устойчиво-неизменными, вневременными; отсю­да — два типа пластического ритма — в неорганической и в органической природе, в архитектуре и в танце. Т. обр., теоретический анализ и практи­ческое использование П. требуют учета диалектики ее общих черт и многооб­разия ее конкретных проявлений.

ПЛАТОН (Platon) (428/27—348/47 до н. э.) — древнегреч. философ, осно­воположник объективного идеализма, один из создателей античной эстетики. Осн. звено эстетических воззрений П.— его учение об идеях как вечных умопостигаемых сущностях, выступаю­щих в качестве образцов, принципов

порождения, конструирования вещей. Это как бы наиболее совершенное выра­жение вещей, их предельное смысловое развитие. Платоновский мир идей со­вершенно безличен, у него нет ни имени, ни истории, он воплощает в себе законы, по к-рым движется мировая космиче­ская жизнь. Входящая в этот мир идея красоты, выражающая сущность прек­расного как такового, безусловно прек­расного, есть образец, принцип созда­ния прекрасных, чувственно восприни­маемых вещей. Все существующее пре­красно, с т. зр. П., в той степени, в какой в нем воплощается (присутствует) идея красоты. Если созерцание этой идеи (равно как и др. идей) доступно фило­софии, то средствами ее воплощения служат природа и иск-во. Самое совер­шенное произв., по П.,— это космос, в к-ром максимально осуществились идеальные принципы бытия. Все же соз­данное человеком — это слабая его ко­пия, подражание (Подражания тео­рия) ему, а через него — осуществлен­ным в нем вечным идеям. Иск-во в соб­ственном смысле слова П., по существу, не отличает от ремесла. Для него это то же ремесло, но только доведенное до максимальной точности и совершенства, а потому прекрасное. Красивой же он считает лишь такую вещь, к-рая являет­ся одновременно и предметом любова­ния, и предметом вполне утилитарным. Будучи сторонником рабовладельческой аристократии, П. выступал против афинской демократии и созданной в рамках ее худож. культуры. В своем утопическом идеальном государстве, •этой, по мнению К. Маркса, афинской идеализации египетского кастового строя (т. 23, с. 379), к-рым правят созер­цающие идеи философы, к-рое охра­няют воины и материально обеспечи­вают земледельцы и ремесленники, П. оставляет только те иск-ва, к-рые иг­рают воспитательную и сугубо служеб­ную роль. При этом он дает односторон­нюю оценку существующему иск-ву, считая, напр., недопустимым для поэтов такие сюжеты, к-рые разрушают бод­рость духа у граждан, заставляя их вес­ти себя так же, как гомеровские герои с их постоянными неумеренными пере-

живаниями. Равным образом осуждает он авторов трагедий, вызывающих вся­кого рода страхи у зрителей, ослабляю­щих их волю, а также приучающих к праздному безделью и бесплодным наслаждениям. Придавая большое зна­чение в учении об иск-ве принципу под­ражания (создавая ложе, говорит он, художник не создает идею ложа, а лишь подражает ей, повторяя то, что уже су­ществует как идея), П. вместе с тем от­мечает и творческую сторону этого про­цесса, связанную с понятием эроса, или эрота (демона любви). Эрос—страст­ное любовное стремление — в своей раз­витой форме выступает у П. сущностью эстетического переживания. В диалоге «Пир» он рисует ступени восхождения эроса как путь к постижению истинной красоты. Любовь к прекрасным телам сменяется в нас из-за их изменчивости и смертности предпочтением духовной красоты, но и прекрасные души неус­тойчивы и капризны, поэтому следую­щая ступень восхождения эроса — вос­питывающие их науки и иск-ва. Послед­ние также в конечном счете обнаружи­вают свою ущербность, и лишь вечная, невозникающая и негибнущая идея кра­соты, прекрасное в себе соответствует подлинному духу человеческой любви, т. к. никогда не обманет и не разоча­рует нас. При этом всякий истинный эрос, считает П., должен быть созидаю­щим, ибо мало обладать прекрасным и созерцать его. Подлинный эрос неот­делим от творчества прекрасного. Эти воззрения П. получили развитие в исто­рии эстетической мысли в учении о ху­дожнике как демиурге (творце), соз­дающем прекрасные предметы, исходя из идей (идеалов), выступающих в ка­честве образцов. П. принадлежит также идея поэтического вдохновения, одер­жимости, неистовства. При этом вдох­новение противопоставляется им зна­нию, разуму, отсюда поэты как бы одер­жимы безумием (диалоги «Федр», «Ион») . Вместе с тем он отличал худож­ников (как и ремесленников) от людей, занимающихся волшебством, колдов­ством, магией. В своем творчестве П. выступил не только как мыслитель, но и как художник. Его знаменитые фило-

софские диалоги принадлежат к луч­шим созданиям древнегреч. худож. прозы и оказали большое влияние на дальнейшее развитие лит-ры. Диалог как жанр был доведен им до высокого совершенства: он представляет собой не просто драматическое противоборство идей, но и отличается образностью, использованием метафор, иносказаний, символов. Эстетические идеи пронизы­вают все творчество П., но наибольшее выражение они получили в таких, напр., его произв., как «Гиппий Больший», «Федр», «Федон», «Филеб», «Пир», «Со­фист». «Государство».

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856—1918)--один из первых рус. марксистов, философ, социолог, эстетик и литературный критик. Обращаясь к худож.-эстетическим явлениям, П. по­следовательно распространил на эту об­ласть идеи и принципы исторического материализма. В деятельности П:-эсте­тика в наименьшей степени сказались его политические заблуждения и миро­воззренческие противоречия. Подчас именно эстетический анализ явлений социальной действительности «выво­дил» П. к верным теоретическим выво­дам и обобщениям, историческим прог­нозам. Так, осмысление худож.-публи­цистического творчества Г. И. Успенско­го помогло П. укрепиться в убеждении об утопизме, иллюзорности романтиче­ской народнической доктрины и перейти (с 1882—83 гг.) на позиции марксизма. Эстетика, по П., призвана помогать со­циологии в познании тех тенденций общественно-исторической жизни, к-рые не являются непосредственным отра­жением и выражением ни экономиче­ских устоев об-ва, ни его политических форм. Для строго научного объяснения роли и места эстетического в обществен­ной жизни он выдвигает т. наз. «пяти­членную» формулу, выражающую, по его мнению, причинную связь между различными «членами ряда»: «Данная степень развития производительных сил, взаимоотношения людей в процессе общественного производства, опреде­ляемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и

Плотин

Плюрализм в эстетике

нравов, соответствующее этой форме общества: религия, философия, литера­тура, искусство, соответствующие спо­собностям, направлениям вкуса и склон­ностям, порождаемым этим состоя­нием...» Введение П. категории обще­ственной психологии как опосредствую­щего звена между материальным выражением общественного бытия и ху-дож.-эстетическим творчеством пред­ставителей определенной исторической эпохи явилось важным открытием ма­териалистической эстетики. «Писатель является не только выразителем выдви­нувшей его общественной среды, но и продуктом ее»; «он вносит с собой в ли­тературу ее симпатии и антипатии, ее миросозерцание, привычки, мысли и даже язык»,— писал П., подчеркивая социальный детерминизм в сфере эсте­тического и объективный характер науч­ной эстетики, к-рая не должна давать иск-ву никаких предписаний относи­тельно правил и приемов, а призвана наблюдать за тем, как возникают раз­личные правила и приемы, господствую­щие в различные исторические эпохи. Она, по мнению П., не провозглашает вечных законов иск-ва, а старается изу­чить те законы, действием к-рых обус­ловливается его историческое развитие. Конкретный историзм эстетического анализа — второе важное приобретение материалистической эстетики, привне­сенное в нее П. Исследуя историю пер­вобытного иск-ва, П. приходит к заклю­чению, что «труд старше искусства» и что вообще человек (как в онтогенезе, так и в филогенезе) «сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии ста­новится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения». Исследуя функционирование иск-ва в классовом об-ве, П. замечает, что в худож. про-изв. и эстетических вкусах, а также теориях выражается определенная, ис­торически закономерная общественная психология, а в психологии об-па — отношение классов. При этом в те исто­рические периоды, когда ск"адывается ситуация «безнадежного разлада» между художниками (шире— людьми, интересующимися худож. творчеством)

и окружающей их общественной средой, наблюдается склонность к «искусству для искусства», преобладанию формы над содержанием, уход от обществен­ных интересов и борьбы. Если же воз­никает «взаимное сочувствие» между значительной частью об-ва и представи­телями худож. культуры, где прояв­ляется «живой и деятельный интерес» к известному общественному порядку или общественному идеалу,— в эти ис­торические периоды «публицистика не­удержимо врывается в область худо­жественного творчества», содержание превалирует над формой, интересы об­щественной борьбы почти целиком по­глощают художника и господствуют в его произв. Считая важной задачей эстетики перевод идеи худож. произв. «с языка искусства на язык социоло­гии», П. вычленил два последователь­ных взаимодополняющих «акта» мате­риалистической критики и эстетики: первый — определение социологичес­кого эквивалента разбираемых худож. явлений; второй — оценка их эстетиче­ских достоинств. Это было третьим значительным открытием П.-эстетика. Будучи непосредственным преемником рус. революционно-демократической эс­тетики (Белинского, Герцена, Черны­шевского, Добролюбова. Писарева), П. развил ее принципы и идеи, поставив их на методологическую основу истори­ке-матери ал ист ичес кой диалектики, подготовил ленинский этап в развитии марксистской эстетики и оказал боль­шое влияние на становление советской эстетики 20—30-х гг. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды П.: «Письма без адреса» (1899—1900), «Французская драматическая литера­тура и французская живопись XVIII ве­ка с точки зрения социологии» (1905), «Пролетарское движение и буржуаз­ное искусство» (1905), «Искусство и общественная жизнь» (1912—13), а также цикл статей по истории эстети­ческой мысли в России - «Судьбы рус­ской критики» (1897)и «История рус­ской общественной мысли» (т 1—3 1914-17).

ПЛОТИН (Plotinos) (204/05 -269/70) -- греч. философ, основатель

последней значительной философской школы в античности — неоплатонизма. Характерное для античной философии учение о чувственно-материальном кос­мосе как об абсолюте присуще и фило­софским взглядам П., но в неоплатониз­ме это учение усложняется и углубляет­ся весьма изысканной диалектикой еди­ного и мн., оформленного и бесформен­ного, живого и неживого, идеального и реального. На основе сложной диа­лектики строится у П. и эстетическая концепция красоты—телесной (косми­ческой), душевной, ноуменальной (ум­ственной) и абсолютно-единичной. Вся­кая красота, по П., представляет собой нечто такое, в чем все эти категории отражаются: тело прекрасно благодаря душе, душа прекрасна благодаря уму, а ум прекрасен благодаря абсолютно­му первоединству. Т. обр., красота об­разует собой иерархическую лестницу, в к-рой каждая отдельная ступень в той или иной мере отражает в себе все про­чие ступени; и чем выше такая ступень, чем объемнее она отражает др. ступени, тем она прекраснее. П. значительно расширил и углубил представления ан­тичности об иск-ве. В отличие от Плато­на он считал, что иск-ва не просто под­ражают видимым предметам, но «про­никают в принципы», к-рые заключают в себе источник природы. Кроме того, иск-ва мн. созидают сами: «если где-нибудь имеется недостаток, то они его восполняют, ибо сами содержат в себе прекрасное». В впражении и созидании прекрасного видел П. одну из гл. задач иск-ва. Он разработал программу прин­ципов для изобразительного искусст­ва, в соответствии с к-рой предметы следует изображать такими, какими они выглядят вблизи, при ярком освещении, используя локальные цвета, во всех под­робностях и без к.-л. перспективных искажений, избегая теней и изображе­ния глубины. С т. зр. П., только таким способом могут быть выявлены и доне­сены до зрителя сущностные черты ве­щи. Через несколько столетий эта про­грамма П. была реализована в визан­тийской живописи, а его эстетические идеи использовались как визан­тийской так и средневековой эстетикой.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!