ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 42 страница



имеют общую идейно-эстетическую ос­нову. На соотношение Н. и и. в совр. иск-ве оказывает влияние развитие средств массовой коммуникации (Ис­кусство и массовая коммуникация), к-рое в известной мере нивелирует национальные особенности худож. куль­туры. Однако в буржуазном и социа­листическом об-вах это проявляется не­одинаково. Так, в массовой культуре совр. Запада особенно активно про­исходит процесс экспансии стан­дартизированных образцов поп-куль­туры, что ведет к стиранию Н. свое­образия иск-ва, его унификации. В луч­ших же образцах социалистического иск-ва, ориентированного на диалог национальных культур, их гуманиза­цию, диалектика Н. и и. проявляется во взаимодействии развития Н. своеоб­разия и И. единства. И. целостность со­циалистического иск-ва определяется прежде всего единством идейно-эстети­ческих принципов, лежащих в его осно­ве, осознанной партийностью, гумани­стической направленностью. Социали­стическому иск-ву чуждо стремление из­бавиться от специфически националь­ных черт, поскольку Н. своеобра­зие присуще самой социалистиче­ской действительности. Расцвет на­циональных худож. культур (сегодня это творчество Р. Гамзатова, В. Быко­ва, Н. Думбадзе, Ч. Айтматова, И. Дру-цэ, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, Д. Ба­ниониса, В. Артмане, А. Хачатуряна, К. Караева, С. Красаускаса, Т. Сала-хова и др.) уже есть, по Ленину, путь к «разрешению единой интернациональ­ной задачи...» (т. 41, с. 77). Осн. тен­денция диалектики Н. и и. в социалисти­ческом иск-ве — движение к единому общечеловеческому иск-ву через рас­цвет Н. иск-ва и интенсивные интерна­циональные контакты, взаимообмен худож. ценностями, освоение мировых худож. достижений. НЕГРО-АФРИКАНСКАЯ ЭСТЕТИ­КА.— Как специфическое проявление ценностного отношения к действитель­ности Н.-а. э. наиболее концентрирован­но выражена в разнообразных формах худож. деятельности народов Тропиче­ской Африки, а также тех народов Ла- Негро африканская эстетика Негро африканская эстетика тинскои Америки и Кариб1кого бдссей на чьи кучы-уры содержат в своеи ос нове африканский субстрат Особый а<. пект И d j представчен афро амер худож 1\Ґ1ьт\рой Как фиюсофия искуссгва Н а д начинает формиро ваться с момента открьпия и признания в Европе африканского иск ва ^^у^ь^l\u танца фо гьклора традиционной ску гь iiTi/ры В странах Африки пробчемы л гетики акт\а шзир^ются и осмысчи вa^o^cя в сьязи со обновлением незани имых государств и национа 1ьны\ ку.ть т)р Осн внимание при этом сосредо точено на вопросах непосредственно касающихся совр чмож практики (специфика африканскою исква его (,ти1я 01 ношение к рою пчеменным 'ра^ициям и т 1) ра1вития \рбани <.тичесп1\\\тож форм скта^ывающих ся с начата 50 х гг вчияния африкан ского исква на формирование новей ших европ и мировых х^тож течений Европ восприятие разчичных аспектов Н а -> цретерпечо в \\ в пубокие изменения Гще в середине XIX в ста вичся нот, сомнение сам факт ovine ствования «настоящего иск ва» \ наро дов Тропической Африки а хуюж деятетьность африканцев рассматри ватась нреиммлественно в -«тнографи ческом аспекте Но )же к коиц^ \1Х в октапываетоя нрс^тавюнае о х^дож комплексе ро го п теменных об в опреде тяемое понятием примитивное иск во» Постепенно этот термин утрачивает свое первоначатьное хничижитетьное значение а само яв [ение им обо^нача емое обретает в сознании европейцев статус потпинного исква При ^гом хутож к\тьт\ра африканцев восприни мается как некое геюе L развитием потевых исстстовании (с конца 40 х [г ) предмсто'1 ш\чсния становятся х\ дож к\ 1ьт\ры оттстьных африканских нароаностеи (их насчитывается нс скотько сот) с оз 1аюших свои специфи ческие дтемешы х)до/к стрхкт^ры Но общие худо/к черты позвотяющие го ворить о Н а д в истом объясняются не сто1ько рковт нти гео1рафической общносгью народов паю [яющих ^фри ку сколько общнос1ью их к\чьт\рно исторического развитияя Отсутогвие iSfui 4 a a «ис-к во>' и взаимозаменяемость понятий красоты и добра характерны дтя эстетического сознания ботьшин ства родо племенных африканских об в 0б_1цеи для них особенностью яв тяется также синкретизм — слияние в одно целое всех элементов материв ть пои и духовной культуры Эсте1ическо1? тем самым не оказывается (.пециачизи рованной обтасгью а составтяет неоть ем1емое качество всех аспектов родо II 1еменной кутьтуры выступая как первичное ценностное (эмоционачьное) отношение к явлениям окружающею мира Оно управтяет поведением уно рядочивает и направ1яет четовсческую MLicib Не яв]яясь самоцелью эстсти ческое существует тотько как средство причем как средство универсатьное Осуществтяя nocpeiciBOM ^стетическо го мн социатьные (религиозные hico тошчсские образоватетьные и i,p) функции иск во те(пеи1пим обрато1 связано с материатьными и 1\ховными нуж пми общины растворено в повеет невцои жизни проявляясь наиоолее яр ю в ра1нообра<ных обрядах и рит)а ia\ Синкретизм традиционной афри канскои к) п.туры проявляется и в том чго тица выпо1няющие функции ху дожников музыкантов и т д не яв тяются выразитетями индивидуатьных ити этитарных тенденции их творче ство воптощает коттективные ценности ipaiHUHOHHbie представтения чанной эт ническои группы Х\дож акт всегда 11рес1едуег конкрС[ную цеть поэтому очно из требований к нем) — эффек гивность залогом к рои служит эмоци е^натьная, эстетическая насыщенность Ститно^гь утилитарною и эстетическо 10 составчяет сущность не тотько тра тиционного синкретического комплекса но и кажюго отдстьного его элеме'нга (и^обра^гетьного музыка 1ьного тан цсва1ьно10 поэтического) Татуировка (скарификация) в виде ге^ометрическчх рисунков сте^жне^йшие прически раз 1ичные изменения естественных фопм (почли швание зубов ууин(ние чсре пов расгягивание мочек уцки и т д) являются эстетическиу] актоу1 и в то же время указывают на этническую при на нежность социатьный статье ог раждают от колдовства краска лица и теча придание им б 1еска с помощью пальмового масла и нату ральных красителей, практикуемые во вреу1Я працников и совершения обря дов преследуют нс только декоратив ные цели В сознании африканцев они способствуют эффективности данного обряда плодородию полей исцелению больных утверждению акта перевопло щения (обряды похорон посвящения мотодежи^ ~В каждом случае^особую роль играет символика цвета красный чаще всего означает жизнь, здоровье радость белый часто символизирует смерть, но также и чистоту Mai иче ское (охранительное) и эстетическое (декоративное) значение имеют разно образные геометрические знаки рисун ки, орнаментальные композиции па сте нах жилищ, бытовых предметах тканях Так спираль у догонов и др африкан ских народностей символизирует разви тие динамику жизни, «змейка» (сину соида) у бамум бамилеке и др -сим 801 плодорочия и т п Особенности эс тетического отношения к форме во птощены в конструкции жилищ и раз личных предметов обихода кресел подголовников сосудов, корзин му зыкальных инструментов Как правило формы эти просты геометрически пра вильны и функциональны при этом по верхность нредмега может быть сплошь покрыта резьбой гравировкой, инкрус тациеи и т п Примером токатьнои этической специфики явлиеюя пред почтение сдаваемое тем или иным элемснтау] декора таким напр как шевроны (ненде) каннелюры (сонге) и т ч Во мн случаях эстетическое восприятие формы тесно связано е ее симво1ическим значением Особенности эстетического восприятия формы осо бснпо ярко выражены в традиционной ску 1ыттуре ритуальных статуях и мае ках При большом разнообразии стилей африканской традиционной пластики ей присущи нек рые общие особенности прсоб 1аданис антропоморфных и зооан трономорфных сюжетов строгая сим метрия к.оипозчцич геоуютрическая простота форм уравновешенная архи тектоника внешняя статичность и внут ренний динамизм отсутствие чувствен ности сентиментальности и огромная эмоциональность внешняя лапидар ность и внутренняя эк.спре(.сия Един ство этих качеств составтяет основу африканского эстетического восприятия формы При этом руководящим началом всех худож явлений выступает рати пронизывающий все — от скульптуры и архитектуры до танца и музыки По стоянная потребность в коллективных вокально музыкально танцевальных импровизациях — характерная черта Н а э Реалистичность «природность» музыкального ритма - продукт кол лективного творчества естественного создания и исполнения африканской музыки О глубинных основах худож культуры свидетельствует всеохваты вающая заразительность негро афри канских ритмов, нетолько музыкальных и танцевальных подчинивших себе на десятилетия музыкальную и хореогра фическую жизнь Европы, но и изобрази тельных оказавших значительное влия ние на художников европ авангарда (Авангардизм.) Динамической проек цией специфических негро африканских ритмов являются традиционные тан цы — одив из важнейших аспектов Н а э/О древности африканских тради ционных танцев свидетельствуют не олитические памятники наскальной жи вописи Сахары в частности изображе ния танцовщиц (Тассилин Аджер Хоггар) запечатленных в позах типич пых для танцев, исполняющихся в Аф рике по сей день JaugiL- как правилу), обрядовый коллективный сопровож дает все собыгия в жизни африканской общины праздники плодородия свадь бы, похороны обряды посвящения мо лодежи Единственный вид индиви дуального обрядового танца танец ритуальной маски ощцетворяющейду ха мифического персонажа Больший ство обрядов сопровождается также хоровыу1 пением и ритмизованным чте пнем ритуальных текстов Негро афри канская поэзия слагается по законам тех же специфических ритмов особой расстановкой пауз и акцентов тональ ноетью алтитерациями и повторами Распевное чтение стихов нередко испол Незавершенности теория Неоплатонизма эстетика няется под аккомпанемент на музы­кальных инструментах, выражая словом тот же смысл, к-рый по-своему переда­ется др. элементами обряда, усиливая его общую семантическую (смысловую) насыщенность. Ритмы музыкальные, танцевальные, цветовые, пластические, графические (вплоть до определенного узора, образуемого на земле ногами танцоров) — все находится в тесней­шем взаимодействии, создает сложный эстетический контрапункт. Общими чертами его ритмической структуры, к-рая служит формообразующей осно­вой всего худож. комплекса, являются четко выраженная архитектоника, ла­пидарность (максимум выразительно­сти при минимуме средств), интенсив­ность ритмических построений. Массо­вое возбуждение, многократно усилен­ное воздействием разнообразных рит­мов, при этом не является само­целью. Цель обрядовых действий— увеличение жизненной силы, обеспе­чение удачной охоты, урожая, изгнание злых духов и т. п. Направленность на достижение внеэстетического эффек­та — одна из особенностей Н.-а. э. Если обычное представление о красоте сопря­гается с пропорциональностЯо, гармо­нией и т. д., то для африканцев краси­вая вещь — это прежде всего вещь ис­тинная, настоящая, причем, как отме­чают исследователи, эти критерии не противостоят друг другу: в большинст­ве случаев африканские изделия, краси­вые с т. зр. европ. эстетики, оказывают­ся «истинными, настоящими» с т. зр. африканской концепции прекрасного. Долгое время изучение специфики Н.-а. э. проводилось преимущественно амер. и европ. исследователями. Ныне значительная роль в разработке ее философских аспектов принадлежит африканским мыслителям, и прежде всего создателю теории негритюда фи­лософу, поэту и эссеисту из Сенегала Леопольду Седару Сенгору (р. 1906). Осн. его работы по проблемам эстетики и худож. культуры: «Дух цивилизации и законы африканской культуры» (1956), «Негритюд и германизм» (1965), «Негро-африканская эстетика» (1964). Отдельные вопросы Н.-а. э. ос- вещаются в работах таких африканских ученых, как Жозефо Кн-Зербо (Бурки-на-Фасо), Энгельберт-Мвенга (Каме­рун), ОДа Балагун и Экпо Эйо (Ниге­рия). НЕЗАВЕРШЕННОСТИ ТЕОРИЯ (от итал. non-finito — незаконченное) — концепция худож. творчества, возникшая в западноевроп. эстетике в 50—60-х гг. XX в. (И. Гантнер, П. Михелис и др.) и активно обсуждавшаяся на меж­дународных симпозиумах и конгрессах по эстетике. Суть ее сводится к тому, что художник далеко не всегда доводит свое произв. до полной логической за­вершенности (как правило, в области формы), а оставляет его в стадии опре­деленной «недосказанности», «откры­тости» для субъекта восприятия (напр., статуя Бальзака О. Родена и нек-рые др. его работы). Этим активизируется психика последнего, возбуждается его фантазия, повышается уровень сотвор­чества в акте эстетического восприя­тия. Теоретики Н. т. считают, что пол­ное «завершение» произв. иск-ва осу­ществляется только в процессе его вос­приятия. По их мнению, мн. художники XX в. сознательно используют в своем творчестве эффект «незавершенности». Кроме того, факты бессознательного его применения они усматривают и в исто­рии иск-ва (напр., в иск-ведревн. наро­дов, у Микеланджело). Подметив в эф­фекте «недосказанности» одн\' из важ­ных закономерностей худож. творчест­ва. отдельные сторонники теории «нон-финито» абсолютизируют ее, возводя едва ли не в единственный и гл. принцип иск-ва XX в., что объективно откры­вает путь формалистическому произво- НЕОКАНТИАНСТВА ЭСТЕТИКА — направление эстетической мысли, раз­вивающееся в рамках неокантианской философии, к-рая основывается на идеалистических сторонах учения Кан­та. Возникнув в Германии в середине XIX в., Н. с самого начала предстает как «философия культуры». Будучи реак­цией на гегелевский панлогизм и свя­занное с ним логизированное представ­ление о человеке, на неправомерную экспансию науки во все сферы действи- тельности, не принимая, однако, и пан-эстетизма романтиков, Н. э. заняла своего рода промежуточную позицию как попытка рационального объяснения «нерациональных сфер», в т. ч. и иск-ва. Неокантианцы стремились утвердить за ним равное с наукой право на существо­вание, в частности, поднять его до уров­ня науки в отношении общезначимо­сти. Но поскольку иск-во имеет дело с единичным, неповторимым, его обще­значимость становится трудной проб­лемой. Пытаясь решить ее, Н. э. исходит из принятого уже в нем. классической философии представления о различии между индивидом (обычным, эмпириче­ским субъектом) и личностью (т. наз. трансцендентальным субъектом, обла­дающим способностью создавать обще­значимое, объективное). Именно с по­следней и связывает Н. э. иск-во (в отличие от Канта, к-рый относил его к сфере индивидуального, где царят не­постоянство, каприз, произвол), что отражено в таком понятии, как «цен­ность». В трактовке этого понятия су­ществует различие между двумя школа­ми Н. э. Баденская школа (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, И. Кон и др.) стремит­ся отграничить с его помощью иск-во от науки, понять его специфику. Мар-бургская школа (Г. Коген, П. Наторп. Э. Кассирер и др.) пытается объединить их. Наукам о природе и наукам о куль­туре (истории) у баденцев соответ­ствуют разные, генерализирующий и индивидуализирующий методы. Свой­ственная последнему «индивидуация» (обоснование того, каким образом еди­ничное, неповторимое может обладать характером не эмпирическим, но обще­значимым) имеет отношение и к иск-ву. Созданное художником неповторимое произв. иск-ва обладает «ценностью». Ценности, связанные со сферою прак­тического разума (в ее кантовском по­нимании — сферою свободной, целепо-лагающей деятельности человека), стоят по ту сторону мира теоретическо­го разума (познания). Они не могут до конца осуществиться в данном мире и придают ему смысл. Этот их «регуля­тивный» характер отражен в тезисе Рик-керта: «ценности не существуют, но зна- чат». В книге ученика Риккерта И. Кона «Общая эстетика» последняя опреде­ляется как «критическая наука о цен­ностях». В учении представителя Мар-бургской школы — Кассирера («Фило­софия символических форм», т. 1—3, 1923—29 и др. соч.) различие между сферами практического и теоретическо­го разума устраняется. По его мнению, существует только один мир, включаю­щий в себя высшие, вечные ценности. Они носят уже не «регулятивный», а «конститутивный» (созидающий) мир культуры характер, поскольку обла­дают символическими функциями, пред­ставляя высшее, вечное, говоря слова­ми Канта, «божественное» в человеке и помогая упорядочить окружающий его хаос. «Окрашенное благородным сиянием вечности» и есть для Кассире­ра символ. Иск-во тоже наделено симво­лическим характером и благодаря этому участвует в создании внутреннего мира человека. Извлекая из своих ду­ховных созданий — языка, мифа, рели­гии и иск-ва — объективные нормы, он оценивает себя как «независимый кос­мос» с присущими ему структурными законами. Именно иск-во, содействуя человеку в поисках самого себя, откры­ло, согласно Кассиреру, «специфиче­скую идею человека как такового», сущность к-рого в том, чтобы созда­вать символы. Эстетические установки Баденской школы оказали влияние на М. Дворжака, а идеи Кассирера — на Панофского и Лангер. НЕОПЛАТОНИЗМА ЭСТЕТИКА— эстетические воззрения, сложившиеся в рамках одного из осн. направлений позднеантичной философии (III—V вв.), объединившего на основе платониз­ма гл. движения греко-римской мыс­ли. Осн. идеи Н. э. были наиболее полно сформулированы Плотинам ч до­полнены Проклом. В соответствии со своей онтологией и гносеологией Н. да­ет законченную иерархическую систему уровней прекрасного от сверхпрекрасно­го Единого (Блага) через духовную кра-["07-1/, присущую Уму, и красоту Души к чувственно воспринимаемой красоте материального мира и иск-ва. Эмана­ция (от лат. emanatio—истечение), Неореализм Неофрейдистские эстетические теории божественное проявление красоты в духовно-материальном универсуме осу­ществляется через посредство эйдосов. Сущность искусства усматривается в предельно возможном выражении эйдоса вещи, т. е. в выражении красоты. У Прокла красота локализована в осн. на уровне Ума и выступает связующим началом между уровнями божествен­ного Блага и универсальной справед­ливости, присущей Душе («В началах вещей Благо возвышается над красо­той, а красота превосходит справедли­вость»). Эта иерархичность предстает в эстетической концепции Прокла диа­лектичной: хоти благо, красота и спра­ведливость различаются некими сло­весно не выражаемыми моментами, он­тологически они объединяются в нерас­членимую целостность на основе красо­ты. Проистекая из божественного Блага и пронизывая духовно-материальное бытие, красота свидетельствует о един­стве универсума. Н. э. оказала сильное влияние на эстетические идеи патри­стики, особенно на Василия Великого, Августина, Псевдо-Дионисия Ареопаги-то.-, на византийскую и западноевроп. средневековую эстетику, на эстетиче­ские концепции мусульманского Восто­ка и европ. Возрождения (Возрождения эстетика). НЕОРЕАЛИЗМ (от греч. neos — но­вый и позднелат. realis — веществен­ный, действительный) — направление в итал. кино и лит-ре 40—50-х гг. XX в., возникшее на волне антифашистского Сопротивления, борьбы за демократи­ческое национальное иск-во. Большую роль в создании Н., ставшего как бы модификацией критического реализма и нацеленного на показ жизни естест­венной, «разгримированной», сыграли кинорежиссеры и сценаристы, объеди­нившиеся вокруг журнала «Бьянко э неро» (Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани, М. Антониони и др.). Свое­образным худож. манифестом Н. стал фильм «Рим — открытый город» Р. Рос-селлини (1945), повествующий о бор­цах антифашистского Сопротивления. Расцвет Н. знаменовался выпуском на экран фильмов «Похитители велоси­педов», «Шуша», «Умберто Д.», «Кры- ша» Де Сика, «Рим, II часов» и «Нет мира под оливами» Дж. Де Сантиса, «Земля дрожит» и «Рокко и его братья» Л. Висконти, «Под небом Сицилии» и «Машинист» П. Джерми, «Два гроша надежды» Р. Кастеллани, пронизанных гуманистическим пафосом борьбы за со­циальную справедливость, за достоин­ство простого человека. С сочувствен­ным вниманием всматриваясь в лица измученных жизнью полуголодных лю­дей, в недетские глаза их ребятишек, показывая жизнь, озлобляющую лю­дей, кинокамера мастеров Н. тем не ме­нее утверждала их доброту, их отзывчи­вость, гуманистические начала челове­ческих отношений. Достоверность кино­изображений, точность деталей, при­влечение непрофессиональных исполни­телей, использование простонародного языка, включая местные диалекты, сближали игровые фильмы Н. с доку­ментальными. Утверждению правды на экране служила сдержанность, суро­вость киноизображения, выбор натуры (нищие деревни, грязные городские окраины, выжженные солнцем дороги или унылые пустыри). Н. в киноиск-ве имел свои пределы развития. Но его опыт и традиции оказали заметное влияние на мировой кинематографиче­ский процесс и получили как бы но­вую жизнь в прогрессивном зарубеж­ном «политическом кино» 60—70-х гг. В лит-ре гл. представителями Н. были В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппе. Эстетические принципы Н. изложены в книге писателя и сценариста Ч. Дза-ваттини «Некоторые мысли о кино» и др. его работах.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!