ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 44 страница
НОРМЫ художественные (от лат. norrna — руководство, правило, образец) — исторически сложившиеся способы и правила, на основании к-рых создается произв. иск-ва. Н. х. находят выражение в требованиях творческого метода в искусстве, стиля, жанра, способов организации пространства и времени в искусстве, соотношения пропорций и т. п. Н. иск-ва иногда сознательно формулируются, находя выражение в эстетических трактатах (напр., сформулированные Буа-ло «три единства» в иск-ве классицизма), иногда возникают стихийно и не осознаются, бывают устойчивыми и преходящими, обязательными и необязательными. Они могут носить как содержательный, так и формальный характер. Существовали эпохи и направления, в к-рых Н. х. была жесткой и строго системной, выступала в форме канона (средневековое иск-во, классицизм). В то же время всякое отступление от правил возможно лишь на основе Н., создающих условия для восприятия нового явления иск-ва, исходя из предшествующего. Н. в иск-ве есть не только признание инварианта, т. е. повторяющейся неизменной структуры (высокий стиль и его атрибуты в классицизме), но и допущение вариантов (индивидуальные стили в системе реализма, облегченные стопы рус. классического стиха, в частности ямба). Жанр развивается в постоянном взаимодействии Н. х. и отступлений от них. Иногда эти отступления столь значительны, что создают принципиально новый жанр, новую ху-дож. структуру, в течение нек-рого времени функционирующую в качестве новой Н. Нормы творчества исторически меняются под влиянием потребностей общественного развития, утверждения определенных стереотипов психофизиологического восприятия особенностей языка искусства, состояния науки и техники и, наконец, закономерностей развития иск-ва как относительно самостоятельной системы. ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — см. Абстракция художественная, Типизация, Идеализация. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника {Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мими-ческой, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего иск-во зрителя, читателя, слушателя. В отличие от др. типов О. (напр., фотодокументального или абстрактно-геометрического) О. х., отражая те или иные явления действительности, одновременно несет в себе целостно-духовное содержание, в к-ром органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру. Это дает основание ученым говорить об образном языке искусства, необходимом ему для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познавательные представления, эстетические идеи и идеалы. Чувственная конкретность и обобщенность органически соединяются в О. х., но в разных пропорциях: превалирование первой проявляется наиболее ярко в портретном изображении, доминирование второй — в символическом О. (Символ), а их равновесие — в О. типическом. В каждом виде искусства О. х. имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с др.— характером ма- териала, в котором содержание это воплощается {Материал искусства). Так, О. х. в архитектуре статичен, а в лит-ре динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке — интонационен (Интонация); в одних жанрах О. х. предстает в О. человека, в др.— выступает как О. природы, в третьих — вещи, в четвертых — соединяет представление человеческого действия и среды, в к-рой оно развертывается. Но во всех случаях способом восприятия О. х. является не одно только созерцание, а и переживание. Последнее как раз и свидетельствует, что воспринимаемое зрителем, читателем, слушателем произв. имеет отношение к иск-ву, является худож. произв. О. х. имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб, т. наз. «микрообраз»,— это мельчайшая единица худож. ткани произв. иск-ва (тропы в поэзии — метафоры, метонимии, сравнения и т. п.: мелодические полевки в музыке). Более крупный масштаб О. х., «макрообраз», — это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или О. действия — сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произв. Еще более крупный масштаб представляет собой О. произв. иск-ва в целом — описываемого события в повести, в фильме, в театральном спектакле, О. природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и человека в мире. Таковы, напр., целостный О. творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произв. А. П. Чехова, совокупный О. х., Одоевский
|
|
|
|
|
|
Оп-арт
рождающийся в музыке Ф. Шопена, в отличие от образа творчества Ф. Шу-берта или Ф. Листа. Многомасштаб-ность значения О. х.—- одно из свидетельств того, что в иск-ве все имеет худож.-образный характер. Иными словами, мысленный разрез произв. иск-ва на любом уровне и в любой плоскости обнаруживает образную структуру его худож. ткани.
|
|
ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803/04—69)—рус. литератор, эссеист, философ, литературный и музыкальный критик. Эстетические воззрения О., сформировавшиеся под влиянием Шеллинга, тесно связаны с его общефилософскими и естественнонаучными изысканиями. В философских и эстетических трактатах О. иск-ву отводится роль наравне с наукой и религией. Только при гармоническом развитии всех этих видов духовности об-во, считает О., может процветать. В гармоническом развитии духа мыслитель видит историческое основание: «от начала мира каждый век был подготовлен предыдущим» и «лестница различных степеней духа человеческого параллельна лестнице его произведений». Поскольку же «дух человеческий», по О., пребывает в различных сферах в зависимости от степени развития, постольку иск-во как одна из сфер духа имеет свою собственную историю. Начав с простейших форм, оно стремится к идеалу, к-рый находит выражение в красоте как высшем творческом акте духа, «созерцающего себя в предмете». В традициях эстетики романтизма и будучи сам композитором и музыкальным критиком, О. относил к высшей форме проявления духа в иск-ве музыку. На материале музыки он по преимуществу и строит свою эстетическую концепцию, рассматривая музыку как творческий акт, в результате к-рого происходит материализация духа («Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», 1823—25). Одна из наиболее характерных черт ранних эстетических воззрений О.— последовательное проведение принципа полярности в музыке (Оппозиция эстетическая).
По словам О., «как в природе всякое явление есть совокупность двух противоположностей, так и в музыке всякая фраза есть совокупность созвучий и противозвучия». Эта идея обосновывается им не только на базе анализа соотношения диссонансов и консонансов в музыке и человеческих голосах, но и ссылкой на полярные противоположности в природе •- на магнетизм и электрические явления. В согласии с романтической традицией О. утверждает превосходство древн. музыки над иск-вом нового времени, отводя ей ту роль, какую позднее приобретает философия. Ибо музыка. считает он, более др. иск-в приближается к «внутреннему языку», на к-ром может быть выражена «сущность существования», не передаваемая обычным языком. Возрождение былого значения музыки О. относит к будущему, когда в ней сольются «все способы выражения». В своих статьях (в частности, о Пушкине, близким другом к-рого он был) и музыкально-критических эссе О. не раз обращался к проблемам психологии художественного творчества. Осмысление личной трагедии художника стало темой и мн. его романтических повестей (о Дж. Б. Пиранези, И. С. Бахе, Л. Бетхо-вене и др.), вошедших в сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Эту книгу можно рассматривать как худож. выражение эстетической концепции О., в к-рой он предвосхитил ряд моментов, характерных для понимания худож. творчества в XX в. (роль интуиции и архетипа, психологическая детализация худож. образов в романе, множественность этнических эстетических традиций, применение полярных бинарных оппозиций и др.). Философско-эстетические воззрения О. оказали значительное влияние на мн. представителей новой эстетической мысли, в т. ч. на Выготского.
ОДУШЕВЛЕНИЕ, или АНИМАЦИЯ (от лат. anirna — душа) — уникальный способ моделирования кинематографического действия, применяемый в мультипликации-, осуществляется путем
смены статических состояний изображаемого объекта с последующей фиксацией их — кадр за кадром — на кинопленке, в результате чего во время проекции возникает иллюзия движения. Предметом О. может быть любой материал (рисунок, кукла, бумажная вырезка, песок и т. д.), что открывает перед художником-мультипликатором, выступающим в качестве актера, чрезвычайно широкие возможности образного «перевоплощения» в заданный персонаж. Специфика его работы как актера заключается в том, что он одушевляет не только сам персонаж, но и среду, в к-рой тот действует. Сложились две эстетические концепции мультипликационного кино. Первая рассматривает О. как особую форму существования изобразительного искусства и выводит в качестве осн. носителя худож. идеи графический образ, его символические и трансформативные значения; вторая отдает приоритет драматургическому началу с присущим ему тяготением к повествовательности, психологическому раскрытию характера персонажей. Наиболее плодотворным оказалось взаимопроникновение этих двух подходов. Совр. мультипликация располагает различными методами О. и соответственно подразделяется на несколько самостоятельных видов: рисованный фильм, техника перекладки (плоская марионетка), бескамерная анимация (рисование прямо на кинопленке), «игольчатый экран» (принцип растрового изображения), «ожившая живопись» (рисование под съемочной камерой), компьютерная анимация (создание и преобразование подвижного изображения с помощью электроники) и т. д. Открытие новых технологий О. ведет к постоянному обновлению языка мультипликации.
ОЛЬМИНСКИЙ (Александров) Михаил Степанович (1863—1933) —деятель российского революционного движения, публицист, историк лит-ры и критик. Еще в работах дооктябрьского периода, опубликованных в большевистских изданиях, О. отстаивал принципы реализма и идейности иск-ва,
обнажил социальный смысл теории «искусства для искусства» и выступил против предательства демократических идеалов авторами «иудиной беллетристики» (В. Винниченко, М. Арцыбашев и др.). Наибольшее значение имеют литературно-критические работы .0. о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его статья «Культурные люди и нечистая совесть» получила высокую оценку Ленина, считавшего крайне важным «вспоминать, цитировать и растолковывать... Щедрина и других писателей «старой» народнической демократии» (т. 48, с. 89). Бескомпромиссное разоблачение крепостничества в творчестве Щедрина О. противопоставлял непоследовательной, лицемерной критике самодержавия в либерально-буржуазной публицистике; подготовил справочник «Щедринский словарь» (1837). Отстаивая классовый подход к лит-ре, О. видел в ней отражение социальной борьбы. Ему принадлежит анализ классового содержания понятия «свобода печати». Однако в 20-е гг. эстетические взгляды О. не были свободны от элементов социологического схематизма. Его резко отрицательное отношение к творчеству Толстого, попытки критику толстовства как философско-эстетического учения автоматически распространить на худож. произв. гениального писателя объективно явились отступлением от ленинских позиций в эстетике, от ди-алектико-материалистической методологии, к-рую не смогли воспринять деятели РАПП, к числу к-рых в то время принадлежал и О. В обширной деятельности О. как историка важное место принадлежит собиранию и научной обработке литературного наследия Плеханова и Ленина.
ОП-АРТ (англ. opart, сокр. от optical art -— оптическое иск-во) — течение в европ. и амер. живописи и графике 40—60-х гг. XX в., неоавангардистская разновидность абстрактного иск-ва. Произв. представителей О.-а. строятся на различных визуальных эффектах, оптических иллюзиях, когда посредством тщательного подбора цвета и формы удается
Оппозиция эстетическая
Ортега-и-Гасет
создать на плоскости впечатление удаления и приближения планов, динамики абстрактного пространства. В качестве материала могут быть использованы также специально сконструированные источники света, наборы оптических стекол, зеркала, металлические пластины; нередко эти сооружения демонстрируются в движении. Опыты художников О.-а. очень скоро приобрели характер зрелищных аттракционов, нашли применение в световой рекламе, повлияли на развитие прикладного иск-ва и художественного конструирования. Эта эволюция О.-а. обнаружила, что свои позитивные возможности абстракционизм в наибольшей мере может проявить не в качестве новой формы станкового иск-ва. а в прикладных сферах совр. худож. культуры. В частности практические и экспериментальные результаты О.-а. могут способствовать повышению культуры использования света для организации городского пространства и интерьеров (Эстетическая организация среды), в др. декоративно-прикладных целях.
ОППОЗИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (лат. oppositio — противоположение) — наличие в эстетическом объекте и субъекте противостоящих элементов. противодействующих процессов, фиксируемых (или нефиксируемых) разумом, возбуждающих противоположно направленные аффекты в психике человека, результатом действия к-рых является эстетический катарсис. С древн. времен мн. мыслители и художники отмечали, что в иск-ве важную роль играют приемы контраста, перипетии (Аристотель), противоположения, антитетичности (Псевдо-Лонгин), оппозиционности (Августин), коллизии (Гегель). В советской эстетике роль О. э. как важной закономерности худож. структур подчеркивали Эчзенш-тейн, Бахтин и др. Психофизиологическую основу О. э. выявил Выготский, показав, что в худож. произв. всегда заложено нек-рое противоречие, внутреннее напряжение между формой и содержанием, вызывающее эстетическую реакцию, катарсис. Существует два осн. типа О. э.: О. структуры эс-
тетического объекта (применительно к иск-ву — худож. произв.) и О. структуры эстетического восприятия. Оба противочлена О. э. первого типа находятся в структуре эстетического объекта и в рамках данной культуры в той или иной мере воздействуют практически на каждого воспринимающего субъекта. В произв. иск-ва такие О. э. заложены в системе его изобразительно-выразительных средств. Напр., в живописи к О. э. этого типа относится вся система цветовых отношений (контрасты хроматические, светлотные, по терлоте, тяжести, активности и т. п.), контрасты между цветом и формой, между элементами формы; в музыке — контрапункт, в словесных иск-вах многообразные семантические противоположения. В процессе культурно-исторического бытия произв. иск-ва нек-рые из этих О. э. могут утрачивать свое значение. О. второго типа имеют один свой член в эстетическом объекте (произв. иск-ва), др.—в психике субъекта восприятия, реципиента (напр., такая О.: условно изображенный предмет и «знание» его реальной формы зрителем). Они более динамичны, подвижны, чем О. э. первого типа, и возникают не у каждого реципиента: они во мн. определяют многозначность худож. текста. Можно выделить несколько классов О. э., характерных для восприятия иск-ва: а) между иконическими (изобразительно-выразительными) элементами худож. произв. и представлениями о реальных вещах и явлениях в психике реципиента, сложившимися в результате его личного опыта и под воздействием социокультурной, идеологической ситуации; б) между ожиданием определенной логики развития действия в худож. произв., обусловленной некоторыми начальными предпосылками, и принципиальным неосуществлением этого «ожидания» в процессе акта эстетического восприятия: в) между значимыми элементами произв. и вызванным ими худож. ассоциативным «переживанием» у субъекта восприятия. Речь идет прежде всего о многозначных. символических, парадок-
сальных и т. п. элементах худож. языка, к-рые возбуждают у реципиента разнообразные ассоциации (напр., изображение Красного коня в картине К. Пет-рова-Водкина или специфические, «юродские» семантика и синтаксис языка «Котлована» А. Платонова).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. ori-ginalis — первоначальный, первичный) — самобытность, неповторимость эстетического объекта и субъекта, проявляющаяся в богатстве и своеобразии содержания и формы произв. иск-ва, в глубине и нестандартности эстетического восприятия мира, в оценке и критической интерпретации явлений иск-ва. Интерес к проблеме худож. О. усиливается в период становления буржуазного об-ва в связи с возрастанием социальной дифференциации и личной обособленности людей. В эстетике Просвещения О. выступает прежде всего как свойство худож. вкуса, основанного на доводах разума и изучении образцов иск-ва. У Канта — это первое свойство «гения», т. е. художника. Но поскольку «оригинальной» может быть и бессмыслица, гений — тот, кто создает образцовую О., влияющую на дальнейшее развитие иск-ва. Против романтического отождествле-. ния О. с худож. произволом и пустым манерничаньем выступал Гегель. Он считал, что подлинная О. худож. произв. и самого художника заключается в их одушевленности глубочайшими человеческими интересами. По Гегелю, О. предполагает гармоническое слияние субъективного с объективным, причем субъективность автора выступает как свойство изображаемого им предмета. Буржуазная эстетика XX в. в лице Бергсона, Кроче и др. пытается дать субъективистскую и ир-рационалистическую трактовку проблемы О., абсолютизируя единичное, интуитивное, личное в противовес общему, интеллектуальному, социальному. В иррационалистической эстетике интуитивизма О. понимается формально, как голая уникальность. Объявляя такую О. критерием худож. ценности, иррационалистическая эстетика тем самым поощряет и крайнюю экстра-
вагантность модернистов (Модернизм), ведущую к эпатажу публики. В полемике с младогегельянцами Маркс показал ошибочность метафизически-абстрактного противопоставления худож. творчества как «единственной» абсолютно оригинальной деятельности др. формам труда. О. всякого творчества, в т. ч. и худож., относительна. Напр., как отмечали Маркс и Энгельс, «не сам Моцарт, а другой композитор сочинил большую часть моцартовского «Реквиема» и довел его до конца...» (т. 3, с. 392). Маркс указывал также на то, что содержание, форма, интенсивность худож. деятельности даже самых оригинальных талантов связана с общественно-историческими (материальными и духовными) условиями эпохи. Т. обр., понятие оригинального в иск-ве выражает диалектику личного и внеличного, случайного и закономерного, новаторского и традиционного, индивидуального и типологического. Утверждаемый марксизмом гуманистический идеал равенства социальных возможностей для всестороннего развития способностей всех членов об-ва, по Марксу и Энгельсу, отнюдь не означает стандартизации худож. творчества, утраты личных его особенностей: «Если бы даже при известных общественных отношениях каждый индивид был отличным живописцем, то это вовсе не исключало бы возможности, чтобы каждый быы также и оригинальным живописцем...» (там же, с. 393).
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gas-set) Хосе (1883—1955)—испанский философ и публицист, в мировоззрении к-рого противоречиво сочетались мотивы неокантианства, философии жизни и феноменологии; сам он характеризовал свой способ философствования как рациовитализм. В основе эстетических воззрений О. лежит мысль о «расширении реальности» в иск-ве путем вовлечения «неизменной материи» в процесс «ирреализации», обособления форм живой жизни от их вещественного содержания с помощью погружения их в мир творческой субъективности художника — мир его чувств
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!