ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 46 страница
ПАС (Paz) Октавио (р. 1914) — мексиканский поэт, культуролог и эссеист, оказавший большое влияние на развитие совр. латиноамер. эстетической и худож. культуры. Эстетические воззрения П. основаны на осмыслении и теоретическом обобщении собственной поэтической практики. Он пытается в частности, осмыслить, что такое поэма, и на этом основании выяснить, что такое поэзия. К поэмам
П. относит и произв. пластического иск-ва (Пластика) при том условии, что они отвечают двум требованиям: с одной стороны, возвращают материал в первозданное состояние, отрицая тем самым мир утилитарности (эта идея выражена П. в образной формуле: «Камень торжествует в скульптуре и принижается в лестнице»), с др.— трансформируют его образы, превращая в специфический вид коммуникации (Коммуникация художественная). Поэзия, согласно П., посвящает себя актуальному моменту, преображая преходящее в архетип: поэма — история и отрицание истории одновременно (читатель борется и погибает вместе с Гектором, узнает с Одиссеем скалы Итаки). Создавая образ, поэзия как бы отрицает реальную хронологию событий. Зато в ней оживает чистое время — настоящее. Поэма, по П.,.— это место встречи человека с поэзией. Никакая поэтическая техника не наследуется. А если поэт обретает к.-л. стиль, то он испускает дух как поэт, превращаясь в конструктора артефактов лит-ры. Полемизируя с Леви-Стросом, П. утверждает, что поэзия преображает совокупность подвижных и взаимозаменяемых знаков в некое последнее слово и потому превосходит уровень обычного языка. Качество поэтичности — не функция сообщения, потому что язык, к-рого коснулась поэзия, ее образы, теряет смысл обычного языка. Эстетические воззрения П. получили отражение в работах: «Лук и лира» (1956), «Клод Леви-Строс, или новое пиршество Эзопа» (1967), «Марсель Дю-шан» (1968) и др.
|
|
ПАТЕТИЧЕСКОЕ, ПАТЕТИКА (от греч. pathetikos — страстный, взволнованный, полный чувства, воодушевления)—эстетическая категория, отражающая борьбу, столкновение возвышенного и низменного. П. проверяется сила и глубина пафоса-, она служит своеобразной мерой пафоса, выражением его способности к борьбе, преодолению как духовно-негативных сил во внутреннем мире личности, так и низменных устремлений вовне. Соот-
ветственно можно выделить П. внутреннего и внешнего рода. Через отражение духовных коллизий П. предстает как определенный аспект драматического. В системе эстетических категорий П. связано с героическим, в к-ром проявляется положительная направленность всякой борьбы. Своей крайней степени П. достигает в трагических ситуациях, к-рые в плане духовном, субъективном определяются, по словам Герцена, «теми внутренними столкновенияяи, противоречащими уму, с которыми человек борется, а одолеть их не может». Одухотворенный характер природы иск-ва предопределяет возможности широкого обращения к П. всех его видов. Ярче, отчетливее проявляется она там, где духовно-эмоциональный мир людей выступает более непосредственно (Музыка), а также там, где человеческая личность предстает не только предметом, но и средством худож. отображения (театр, хореография, прежде всего — балет) . В эмоционально-психологическом плане П. отличает смятенный, напряженный, экстатический характер звучания, чем определяется сила его воздействия на слушателя и зрителя. Примерами П. в иск-ве могут служить гамлетовская тема «Быть или не быть?» в трагедии У. Шекспира «Гамлет», «Патетическая соната» Л. ван Бетховена, ария-монолог Бориса Годунова о совести из одноименной оперы М. П. Мусоргского, «Поэма экстаза», «Прометей» А. Н. Скрябина, скульптурная группа Ф. Фивейского «Сильнее смерти». В жизни П. часто служит наглядным фоном, на к-ром могут разворачиваться нравственно-эстетический прогресс или деградация личности в зависимости от того, какие духовные начала (возвышенное или низменное) способны взять верх в сложном, противоречивом мире человеческих чувств и потребностей.
|
|
ПАФОС (греч. pathos — чувство, страсть, возбуждение) — идейно-эмоциональное осмысление и оценка изображаемого, «господствующий строй чувств» (Шиллер) в худож. произв..
|
|
Переживание эстетическое
Персонализма эстетика
оказывающий эмоциональное воздействие на воспринимающих его людей. По мнению Белинского, П. есть непременное условие создания подлинно худож. творения, ибо он «простое умственное постижение идеи превращает в любовь к идее, полную энергии и страстного стремления». В античной эстетике с П. («патос»— в отличие от понятия «этос», обозначавшего устойчивое нравственное начало, постоянство, определенность в характере человека) связывались изменения в состоянии героя под влиянием трагических обстоятельств, напряженная и бурная реакция на них, разрушение внутреннего равновесия. Аристотель, рассматривая П. как необходимый элемент трагедии, характеризует его как страдание, страх, претерпевание. Содержательную определенность понятие «П.» приобретает в эстетических теориях Шиллера, трактующего его как преодоление страдания и обретение человеком внутренней свободы, Лессинга и особенно Гегеля, к-рый вводит П. в систему категорий эстетики, видя в нем «подлинное средоточие, подлинное царство искусства», фактор эмоционального взаимодействия между творцом худож. произв. и субъектом его восприятия. В развитии теории П. обозначились две тенденции: одна связана с разработкой поэтического и ораторского стиля (Риторика), выразительных средств создания эмоционально насыщенной патетической речи (в жанрах оды, трагедии, гимна), др.-— с пониманием П. как элемента собственно худож. содержания (Со-дер.жание и форма в искусстве), идейно-эмоционального отношения художника к изображаемому миру. В этом смысле П. выступает в произв. в единстве с его темой и идеей. Заключая в себе эмоционально выраженную субъективно-оценочную позицию ху дожника, П. придает произв. иск-ва определенную этико-эмоциональную атмосферу, объединяя все уровни и элементы содержания. Это мера эмоционального напряжения, с к-рым художник утверждает в произв. свои мировоззренческие принципы. Ав-
|
|
торское переживание идеи-чувства, «указующий перст, страстно поднятый» (Достоевский), сообщает худож. произв. ту эмоциональную силу. благодаря к-рой устанавливается глубинный духовный контакт с аудиторией, прокладывается путь «от сердца к сердцу» (Шиллер). Истинный П. всегда есть результат освоения серьезных и значительных проблем, событий, объективное содержание к-рых находит адекватное выражение в субъективно-оценочной позиции художника, пронизывающей и организующей собой всю ткань произв. иск-ва. В совр. искусствознании и эстетике принято различать следующие типы П.: трагический, драматический, героический, сентиментальный, романтический, лирический, сатирический, юмористический (напр., героический П. поэмы Пушкина «Полтава», эпопеи Толстого «Война и мир», трагизм поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин», саркастический П. произв. Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, революционный романтизм Горького, сентиментальное звучание «Старомодной комедии» А. Н. Арбузова и пр.).
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — см. Чувство эстетическое.
ПЕРСОНАЖ (от лат. persona — маска, лицо) — худож. образ человека, совершающего поступки в определенной ситуации. В отличие от повествователей и лирических героев в литературе. а также носителей эмоций, запечатлеваемых в музыке и хореографии. П. помимо переживаний наделен 'определенным внешним обликом и чертами поведения. Своего рода П. могут становиться и образы животных, растений, фантастических существ, уподобленных человеку. Являясь способом худож. освоения характерного в человеке, П. первостепенно значимы в эпических и драматических родах лит-ры, театре и кино, скульптуре, сюжетной и портретной живописи, графике. В составе П. можно выделить духовное ядро личности, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, волевую энергию, формы сознания и поведения. Черты П. обладают раз-
ной мерой определенности: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении или прямом словесном обозначении, др. же присутствуют в худож. произв. косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей и читателей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных ассоциаций. П. составляют основу предметно-изобразительного слоя худож. формы произв. иск-ва и воплощают авторскую концепцию личности. В лит-ре, театре, кино, сюжетной живописи они соотнесены друг с другом, образуя своего рода систему, к-рая является центром худож. построения, важнейшим аспектом композиции. По значимости и занимаемому в произв. иск-ва месту П. делятся на гл. ii второстепенные, а применительно к драме и театру можно выделить также внесценические П. (лишь упоминаемые по ходу действия). Система И. содержательно значима и воплощает идею произв. Такое понимание П. противостоит характерным для формальной школы представлениям о нем как нейтральном и пассивном «жизненном материале» и мотивировке композиционно-речевых приемов. Составляя важнейшее звено худож. структуры, П. вместе с тем способны жить в сознании воспринимающей публики и независимо от конкретных произв. иск-ва, переосмысляясь заново в различных культурно-исторических ситуациях, таковы «вечные типы» {Типическое). На архаических этапах развития иск-ва, опиравшегося на мифологию, II. были «бесхарактерными» вершителями действий. Позднее они стали средством оценки человеческих характеров, но долгое время оставались схематическими, подобными маскам; вплоть до классицизма преобладали П. однолинейные и не меняющиеся по ходу действия (что и поныне присуще сатире). В реалистических произв. XIX—XX вв. (особенно в романах и подобных им жанрах) воссоздаются П. многоплановые и незавершенные, раскрывающие человеческую индивидуальность через внутренние мотивы поведения, через осмысление
«диалектики души», исследование духовных возможностей человека, не получающих реализации в его деятельности и судьбе (Индивидуализация). П. нередко выступает в реалистических произв. как своего рода партнер автора в худож. диалоге. В ряде модернистских худож. течений (Модернизм), напротив, имеет место нивелирование и даже отрицание П. (лит-ра «потока сознания», театр абсурда, фр. «новый роман», где воссоздастся своего рода панорама единого кризисного состояния). П. часто создаются на основе исторического предания или традиционных образов (мифологических, фольклорных, литературных), что в наибольшей мере присуще дореалисти-ческим стадиям иск-ва. В творчестве романтиков 1!., являясь зеркалом личного опыта художников, создавались при активном участии фантазии, воображения (Вымысел художественный). В реалистическом иск-ве важнейший источник П.— наблюдение над близкой художнику реальностью и активная опора на прототипы изображаемых лиц. Как синоним термина «П.» нередко используется словосочетание «действующее лицо» (применительно к лит-ре, театру, кино). Бытует терминологическая традиция, согласно к-рой П.—- это лишь второстепенное лицо в произв., центральные же фигуры при этом обозначаются как герои худож. произв.
ПЕРСОНАЛИЗМА ЭСТЕТИКА (от лат. persona — личность, лицо) эстетическая концепция, разрабатываемая во Франции персоналистами — представителями левого католицизма (Э. Мунье, П. Рикёр, М. Недонсель, Ж. М. Доменак и др.), группирующимися вокруг журнала «Эспри» (основан в 1932 г.). П. складывался в кризисное для капитализма время 30-х гг. пол влиянием идей Бергсона, Н. А. Бердяева и особенно фр. католического поэта и мыслителя IU. Пеги, задавшегося целью с помощью иск-ва переделать анонимное, обезличенное буржуазное об-во в мир гармоничных отношений творческих личностей. Испытавший также воздействие экзистенциализма и марксизма, П. поставил в
Перспектива
Перформенс
центр своих искании универсально развитую личность с атрибутами творчества, свободы, саморазвития, подлинно человеческого общения. Однако религиозный идеализм, являющийся главенствующим методологическим средством П., заставил теоретиков «личностной» философии пойти по пути утопического описания человека и перспектив его развития, опираясь на иск-во и худож. творчество. Тенденция обоснования философии через иск-во вытекает, с одной стороны, из близости П. феноменологическо-экзистенциалистскому направлению совр. западной философии, в известной мере соединяющему философию и иск-во, а с др.— ^ из давней традиции конструктивного отношения католицизма к сфере эстетического, признающего художническое воздействие духа на материальное бытие онтологической функцией человека. Центральной категорией П. является трансценденция, трактуемая как божественный по своему существу предел человеческих возможностей, вовлекающий индивида в перспективу личностного отношения к богу. Последнее выступает целью человеческого существования, наиболее полно реализующейся в иск-ве. В итоге персоналисты осмысливают все виды человеческой деятельности с т. зр. худож. творчества, а личностный опыт в их учении в значительной мере совпадает с опытом художника, вдохновленного религиозными идеалами. Т. обр., именно в эстетической концепции конкретизируется смысл таких понятий П., как «личность», «творчество», «коммуникация», «культура». Персоналист-ская философско-эстетическая теория 30-х гг. была близка к элитарным представлениям о худож. культуре {Элитарное искусство) и концепциям массовой культуры и «массового потребления». В «новой серии» исследований журнала «Эспри», начавшейся в 1977 г., нынешние приверженцы П. (П. Тибо, О. Монжен, А. Симон и др.) высказываются за переворот в культуре и за пересмотр эстетической концепции, разработанной их предшественниками. Выступая против культур-
ной элитарности, засилья массовой культуры и массовых коммуникаций в совр. буржуазном об-ве, они пытаются строить свою исследовательскую программу на изучении народной культуры и народного худож. творчества в их взаимодействии с профессиональным искусством. При этом идеологи П. апеллируют к «религиозному долгу» художников-профессионалов и непрофессиональных творцов, призывая их .всемерно содействовать еван-гелизации совр. мира, рехристианиза-ции широких народных масс. Идеи философско-эстетического учения П. используются в совр. худож. практике: в кикокритике и кииоэстетике — А. Ба-зеном, А. Ажелем, А. Эйфром; в литературоведении и худож. критике — А. Бегеном, Р. Гольди. А. Симоном; а также кинорежиссерами И. Бергманом, ф. Феллини и др.
ПЕРСПЕКТИВА (от лат. pers-picere — проникать взором, видеть насквозь) — способ построения худож. пространства на плоскости, выражающий представления людей определенной эпохи о его структуре и соответствующий господствующему худож. стилю. Первые попытки построения П. предпринимаются в иск-ве Древн. Греции (с V в. до н. э), что было связано с отказом от условно-символических схем композиции, существовавших у художников первобытного мира и Древн. Востока, и стремлением координировать изображение с эмпирическим опытом, учитывая также открытия живописи в области объемной модели-,ровки тел, научные достижения геометров и иллюзионистические построения театральных декораций. В средневековом иск-ве Европы и Византии распространились символические схемы построения пространства, распадающегося на ряд зон, где предметы, распластываясь на плоскости, увеличиваются в размерах в соответствии с их смысловым значением в худож. произв. В иск-ве Востока (в живописи Китая и Японии) осн. линии П. были параллельны, удаляя центр композиции в бесконечность. Большое внимание к П. проявили художники эпохи Возрож-
дения, к-рые рассматривали ее как особую науку (тогда появляется и сам термин «П.») и важное средство живописи (Ф. Брунеллески, Альберта, Леонардо да Винчи, А. Дюрер). Связанная с открытиями в области оптики и изучения пропорций, выражая стремление к показу материальности изображаемого мира, ренессансная П. (т. наз. прямая П.) строила гармоничный образ действительности. Для нее характерны фиксированная т. зр., единая точка схода линий, указывающих на удаление объектов в пространстве. В последующее время П, обогащается сложными ракурсами {барокко), а к XIX в. начинает трансформироваться, приспосабливаясь к более непосредственному отображению зрительного поля {импрессионизм) или помогая создавать синтетический образ картины мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин). В настоящее время художники свободно обращаются с отдельными приемами П., включая их в общую систему построения худож. образа.
ПЕРФОРМЕНС (англ. performens — представление, действие) — вид концептуального искусства, специализирующийся на изображении переживаний, состояний сознания, социально-психологических явлений, возникающих в процессе человеческого общения. Средством и материалом творчества в П. служат тело, внешний вид, жесты, поведение художника, берущего на себя роль актера. Истоками П. считаются распространенные в начале XX в. действа, живые картины, демонстрации футуристов {Футуризм) и дадаистов (Дадаизм), а также сравнительно недавняя практика хэппенингов. Вместо создания целостных, законченных худож. произв. П. представляет эфемерные действия, события, откликающиеся на актуальные социальные и культурные проблемы, способные непосредственно воздействовать на сознание и поведение зрителя. В качестве самостоятельного направления П. возник на рубеже 60—70-х гг., выражая идеалы контркультуры, молодежного движения на Западе, проникнутого антивоенным, антитехни-
цистским, антирационалистическим пафосом. Контркультура противопоставляла буржуазным ценностям обогащения, ориентациям на достижение и карьеру этические и эстетические идеи и мировоззренческие принципы, почерпнутые в восточных религиях, в частности в дзэн-буддизме. Характерные для последнего проповедь иллюзорности и равноценности всех жизненных явлений, признание возможности внезапного просветления и достижения конечной истины, недоверие к слову и рациональной логике, акцент на жест, поступок, действие восприняты П. в качестве худож.-идеологической модели взаимодействия художника-актера и зрителей. На формирование П, оказали влияние средства буржуазной массовой коммуникации с их культивированием звезд в сфере кино, телевидения, спорта, поп-музыки. Объектом II. преимущественно являются негативные аспекты человеческого общения, выраженные художником-актером в виде демонстрации идей некоммуникабельности, тревоги, одиночества, ностальгии, непонимания, превосходства, угрозы, тоски и т. п. Внешний вид художника, его аксессуары, поступки и действия выступают в качестве знаков определенных состояний, способных, по мнению теоретиков П., содействовать просветлению и преодолению напряженности в человеческих отношениях, а худож. средством служит принцип коллажа. столкновения действий. П. идейно неоднороден. Различные способы общения, выработанные в его практике, используются западной молодежью в демонстрациях протеста. В то же время существует II. и сексуально-эротического содержания или неоконсервативного ритуально-мифологического характера, воскрешающий архаические шаманско-магические обряды, средневековые мистерии. Выступления художников-актеров фиксируются на видеопленку и реализуются на худож. рынке, что свидетельствует о превращении П. в разновидность шоу-бизнеса. Относительно самостоятельным течением П. является боди-арг.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!