ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 41 страница
Народное искусство НАПРАВЛЕНИЕ, ТЕЧЕНИЕ в искусстве — исторически сложившаяся общность худож. явлений, характерная для определенных эпох и творчества художников, объединенных относительным единством идейно-эстетических ориентаций и принципов худож. воспроизведения действительности. В совр. эстетике и искусствознании нет единства взглядов на субординационные взаимоотношения между Н. и Т. Одни исследователи рассматривают Н. как наиболее широкую категорию родового характера, к-рая включает в себя различные Т.; др., наоборот, полагают, что родовой характер носит именно Т., вбирающее в себя отдельные Н. Однако как в СССР, так и за рубежом наиболее широким признанием пользуется первая из названных позиций: Н. оценивается как категория, фиксирующая сложившиеся характеристики общности худож. явлений; в то время как Т.— менее устойчивое, становящееся или достаточно устойчивое, но выступающее как частное по отношению к целостному Н. явление. Разные Н. являются «узловыми пунктами» худож. постижения действительности, а история иск-ва в обобщенном виде выступает историей худож. Н. В иск-ве нового времени центрирующими худож. творчество Н. были классицизм, романтизм, реализм. Весомое место в худож. творчестве занимали и такие Н., как Ренессанс, барокко, а начиная со второй половины XIX в. натурализм. В XX в. осн. худож. Н. стали реализм и модернизм. Наиболее существенной отличительной особенностью любого худож. Н. является присущий ему творческий метод (творческий метод в искусстве). Именно худож. методом определяются характер отбора жизненных явлений и пути их идейно-эстетической интерпретации. Худож. Н. отличаются и характерными для них системами средств выразительности, открытостью или замкнутостью худож. текста (Текст художественный), своеобразием стилевых манер, В пределах одного и того же Н. существуют различные стили, выступающие разными формами объективации худож. метода и отнюдь не сводимые лишь к определенной совокупности изобразительно-выразительных средств иск-ва. Худож. Н. динамичны как в вертикальном (различные его этапы), так и в горизонтальном (различные Т. и стилевые потоки) срезе. Таковы, напр., этапы реалистического Н.— просветительский, критический, социалистический. Или различные Т. в модернизме XX в.— кубизм, абстракционизм, сюрреализм и т. д. В индивидуальном творчестве художников могут проявляться черты различных худож. методов и Н. Так, реалистом О. Бальзаком был создан романтический роман «Шагреневая кожа», а романтиком М. Ю. Лермонтовым — реалистический роман-«Герой нашего времени». Т. обр., ч в рассматриваемой здесь области явление богаче закона. В связи с этим у иных авторов возникает порой сомнение в самой реальности Н., а следовательно, и в целесообразности введения этой категории в науку. По их мнению, худож. реальность — это лишь художник и его произв. Исследованием этих последних только и должна якобы заниматься наука. Такой своеобразный «эстетический номинализм» ос- нован на отрицании диалектики общего, особенного и единичного, отказ от к-рой лишает науку возможности выявлять ведущие тенденции и закономерности в развитии иск-ва. Творчество художников, примыкающих к определенным Н., может и должно быть предметом анализа в различных отношениях — индивидуально-неповторимом и типологическом. Такое разграничение неабсолютно: в индивидуальной неповторимости заключено типологическое содержание, а в типологии в обобщенном виде отражаются конкретные реалии худож. процесса. В этом смысле Н. образует эстетическую категорию, типологическую по своему характеру. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО—синтетическое по характеру иск-во, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Н. и. восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции; носит преимущественно эпический характер (Эпос), к-рый определяется и самим типом творчества, коллективным методом работы над образом, основанном на подробности, повторе и вариации. Образная структура Н. и. сохраняет изначальный образ, входящий в синтезе с его вариациями и новыми элементами в единую худож. целостность произв. Синтез заложен в самой образности Н. и., в принципах формообразования, где определяющими являются родовая сущность и функция. Синтетичность проявляется также в соединении в одном произв. пластического, живописного, графического, архитектонического начал. На основе синтеза в Н. и. формируется образ-тип, определяются образные системы, возникают ансамбли, складывается эстетический критерий. Буржуазная наука не изучает народное творчество как особый род иск-ва, т. е. в аспекте его худож. специфики и изобразительно-выразительных средств. Рассматриваемое исключительно в свете концепций фрейдизма, этнопсихологизма. структура- лизма, оно определяется как творчество «безличное», «бессознательное» и только как продукт городской культуры, опускающийся якобы в крестьянские массы, хотя оно во все эпохи питало городское иск-во. Так, канадский социолог М. Маклюэн усматривает в народном творчестве разновидность «коллективного сна». Иногда народное творчество трактуется на Западе настолько расширительно, что к нему причисляется даже реклама. Советские эстетика и искусствознание утверждают содержательный подход к изучению Н. и. Оно рассматривается как живой феномен худож. культуры, как особый тип худож. творчества, взаимодействующий с др. типом — индивидуализированным творчеством. Если раньше не выделялась специфика Н. и. как самостоятельного явления культуры и оно приравнивалось или к художественной промышленности, или к самодеятельному творчеству, то в настоящее время оно получило самостоятельный, родовой статус, что открывает новые перспективы не только в его изучении, но и в решении проблем худож. практики. На совр. этапе Н. и. имеет четыре формы бытования и развития. Первая форма —- Н. и., не вычлененное из своей этнографической среды, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Это Н. и. отдаленных районов СССР, замкнутых в силу особых географических условий. Отвечая эстетическим запросам, Н. и. обслуживает и практические нужды населения (кошмы, гончарная посуда и пр.). Представленное этой формой Н. и. живет как элемент национального сознания людей. Вторая форма — творчество единичных мастеров, основанное на коллективном опыте, сохраняющее и развивающее худож. традицию. Осн. его стимулом является потребность в самом творчестве. В каждой советской республике есть своя мастера — резчики, гончары, мастера ткачества, вышивки. Третья форма — худож. промысел (Промыслы художественные), вырастающий стихийно на почве местной культурной традиции, поддерживаемый спросом извне. Четвертая форма — худож. промысел на Народность искусства Натурализм базе мастерских с необходимым оборудованием. Существуя в указанных четырех формах, Н. и. сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированного на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче. Оно отражает культурно-психологические структуры, связанные с этническим самосознанием, базируется на культуре мастерства, на коллективном опыте. НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА — категория эстетики, выражающая совокупность взаимоотношений худож. творчества и народа. Проблема Н. и. имеет ряд аспектов, гл. из к-рых следующие: народ как субъект и объект иск-ва; глу-. бина и адекватность отражения интересов народа в иск-ве; социальная и эстетическая доступность .иск-ва широким народным массам. Народ является создателем, носителем, хранителем языка и культуры, в поле к-рых только и могут осуществляться худож. процесс, его социальные результаты. Именно народ вырабатывает в своей практике и храпит в исторической памяти социально-эстетические предпосылки иск-ва, благодаря чему условность худож. образов, изобразительно-выразительные средства оказываются всеобще значимыми и понятными для представителей разных эпох и этносов. Народная сущность иск-ва прямо проявляется на мифологическом уровне его развития (Мифология, миф), а также в более поздних его фольклорных формах, повествующих о народе с т. зр. народа и создающихся народом для народа. Не случайно просветители (Вико, Гердер. Гумбольдт и. др.), одними из первых начавшие теоретическую разработку категории Н. и., верно подчеркивали связь профессионального искусства с народным мышлением, фольклором, из арсенала к-рого художники-профессионалы черпают свою образную систему. Однако Н. и.-категория конкретно-историческая, ее содержание социально-исторически обусловлено. Порой в истории эстетики смысл Н. и. трактовался весьма примитивно, когда «народное» сводилось к «простонародному». Неоправданность, порочность такого понимания Н. и. по- казали представители рус. революционно-демократической эстетики, связавшие категорию «Н. и.» с отражением в иск-ве существенных сторон жизни народа, с борьбой за его интересы и придавшие тем самым этой категории социальную определенность. Иными словами, не в предмете изображения заключен осн. критерии Н. и. Чтобы обладать качеством народности, иск-во совсем необязательно должно, по мысли Белинского, делать предметом своего изображения «мужиков и баб, бородатых купцов и мещан», воспевать армяки и сарафаны. Важно иное — чтобы интересы народа определяли жизненную и творческую позицию художника, его эстетические взгляды, чтобы художник, как точно заметил Добролюбов, умел прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ. Поскольку народ предстает и как осн. адресат, потребитель (реципиент) произв. иск-ва, непременным условием Н. и. является его доступность народным массам, предполагающая, однако, не упрощение образной системы худож. произв., а ее соответствие строю народного мышления. Идея Н. и. противостоит сословной замкнутости, элитарности иск-ва (Элитарное искусство). Раздвоение в буржуазном об-пе худож. творчества на элитарное и массовое (Массовая культура) .- одно из проявлений искажения народной сущности иск-ва. Буржуазное иск-во для масс становится все более псевдонародным, предлагая по большей части упрошенные, вульгаризированные эрзац-произв. Иной характер должно носить иск-во в социалистическом оо-ве. Воплощая в жизнь мысли Ленина о том, что иск-во «должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», что «оно должно быть понято этими массами и любимо ими», «должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их», социалисгическое об-во стремится создать необходимые условия для широкого приобщения народа к высоким достижениям культуры и иск-ва, способствует преодолению раздвоения худож. деятельности на элитарную и массовую. Воедино слитая с партий- ностью искусства, Н. и. становится неотъемлемым принципом социалистического иск-ва. При этом об-во видит призвание художника не в том, чтобы идти за аудиторией, всегда и во всем подстраиваясь к ней, а в том, чтобы быть впереди, поднимая худож. восприятие публики на новый уровень, воспитывая у народа высокие эстетические вкусы. НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — см. Чувство эстетическое. НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - явления худож. культуры прошлого, т. наз. «вечные ценности», осваиваемые и переосмысляемые современностью, образующие состав худож. традиции (Традиция и новаторство). С понятием Н. связан ряд проблем и трудностей. Во-первых, распространенное представление, согласно к-рому «вечные ценности» отбирает само «время», отвеивая случайные заблуждения и ставя все «на свое место», сильно стилизует действительность. Можно, по-видимому, считать, что, оценивая в настоящее время трагедию Софокла «Эдип-царь» так же высоко, как в свое время Аристотель, мы тем самым признаем это произв. «вечной ценностью». Но ведь в течение ряда эпох европ. культуры, в т. ч. такой эпохи, как Ренессанс, «Эдин-царь», как и вообще греч. трагедия, был отодвинут на задний план, и возвращение интереса к Софоклу — результат не просто действия «времени», но деятельности определенного литературного движения — веймарской классики с Гёте во главе. Эстетическая ценность рус. иконы была открыта в полной мере лишь тогда, когда развитие иск-ва начала XX в. поставило в порядок дня пересмотр по-слеренессансной абсолютизации линейной перспективы. Ни Данте, ни Шекспир не были еще для времен Вальтера признанными общеевроп. классиками (Классика в искусстве), в этом ранге их утвердила эстетическая мысль нем. романтизма на протяжении жизни одного поколения. Изменения эстетических вкусов, запросов и мировоззренческих установок настолько радикально перестраивали иерархию «вечных ценно- 8 Эстетика стей», что их «вечность» оказывается под вопросом. Во-вторых, очевидно, что каждое поколение подходит к Н. со своими интересами: «Сикстинская мадонна» Рафаэля, в к-рой Шпенглер увидел динамический мир новой физики,— это как бы не та картина, к-рой посвящали свои излияния нем. писатель-романтик В. Г. Ваккенродер и В. А.Жуковский. Что же именно живет в веках — сохраняющий свою идентичность шедевр или простое присутствие этого шедевра как предлог для самовыражения новых поколений? Ответ на этот вопрос должен быть диалектичным: в веках живет не шедевр, понятый как вещь, замкнувшаяся в себе и недоступная ис-.торическому диалогу, но и не пустая фикция этого шедевра, не имеющая объективного бытия и служащая пассивным экраном, на к-рый последующие поколения могут проецировать самих себя, а диалог между классическим творением и новыми поколениями. В ходе этого диалога не только меняется и обогащается смысл классического творения, но и люди, воспринимающие иск-во, получают то, что отсутствовало в их сознании. Отсюда продуктивность Н., его поражающая способность «воскресать» и «возвращаться» к людям: как говорил Бахтин, «у каждого смысла будет свой праздник возрождения». НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura— природа) — худож. метод, на формирование к-рого решающее влияние оказала философия и эстетика позитивизма. Эстетика Н. разрабатывалась Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкур, Золя и др. авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей — Конта, Спенсера, П. Люка, К. Бернара, Ш. Летурно и др. Наиболее последовательно натуралистический метод творчества был воплощен во Франции — в произв. братьев Гонкур, раннего Золя и писателей его круга (А. Сеар, П. Алек-сис, Л. Энник и др.), в Германии — в драматургии А. Хольца, И. Шлафа и др., в России — в прозе П. Д. Боборы-кина и др. В границах Н. в лит-ре XIX в. существовали различные тенденции, объединяемые враждой к идеализирующей эстетике романтизма и клас- Национальное и интернациональное в искцсстве Негро-африканская эстетика сицизма, а также стремлением превзойти достижения классического реализма путем перенесения в иск-во методов и целей эмпирического естествознания. В отличие от «метафизического» и «психологического человека», представленного в реалистическом иск-ве, в Н. предметом наблюдения объявляется «весь человек», о к-ром натуралисты намерены сообщить «всю правду». При этом эстетика Н. внедряла в иск-во позитивистский детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды, к-рое понималось механистически: социальные конфликты объяснялись в духе социал-дарвинизма — борьбой за существование и др. биологическими закономерностями. Между этими «причинами» и судьбой человека устанавливалась фатальная зависимость. Понятый т. обр. человек выступает в произв. приверженцев Н. не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и т. п.). Согласно эстетике Н., факты, события, описываемые в произв., не должны искажаться вмешательством худож. воображения, уводящего за пределы непосредственно данного. Т. обр., Н. стремится преодолеть условность иск-ва, пытаясь превратить худож. произв. в точную копию факта. В духе позитивистского агностицизма Н. изменяет осн. принципам реализма, и прежде всего принципу обобщения, типизации. В угоду максимальной «объективности» художник-натуралист устраняется от эстетической и нравственной оценки героев, превращая произв. иск-ва в фотографию куска жизни, сохраняющую все ее мельчайшие подробности и детали. Бездуховность и объективизм Н. были подвергнуты критике, с одной стороны, буржуазной клерикально-мистической эстетикой (Брюнетьер, Гюисманс, Бурже, Бергсон), а с др.— революционно-демократической и марксистской эстетикой, утверждавшей принципы реализма (Герцен, Салтыков-Щедрин, Лафарг. Меринг. Плеханов, Либкнехт). Энгельс указал на превосходство социального реализма в духе Бальзака перед всеми «Золя прошлого, настоящего и будущего». Тенденции натуралистической эстетики в различных комбинациях усвоены мн. позднейшими буржуазными течениями в иск-ве — вплоть до поп-арта. В сюрреализме, акцентировав внимание на патологических состояниях сознания, особенно на эротических галлюцинациях, Н. объединяется с формализмом. Натуралистические тенденции обнаруживаются и в тех случаях, когда в худож. произв. излишне откровенно изображаются физиологические отправления, сцены насилия и жестокости или когда худож. изображение не сопровождается эстетической оценкой фактов жизни. Н. обычно ведет к гипертрофии объекта, к мно-гословности, фотографичности формы. Однако было бы ошибкой отождествлять с Н. всякую изобразительность в иск-ве, в т. ч. отображение действительности в формах, близких самой жизни, но раскрывающих при этом подлинный ее смысл. Н.— понятие многозначное, характеризующее содержание и форму произв. иск-ва, идейно-творческую установку художника. Марксистско-ленинская эстетика, опирающаяся на ленинскую теорию отражения с ее идеей об активной, деятельной природе субъекта, противостоит пассивно-созерцательным принципам Н., его антиисторическому, биологизирующему пониманию человека. НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве (от лат. па-tio — народ и inter — между) — отражение в конкретном произв. иск-ва, творчестве к.-л. художника и худож. развитии об-ва диалектической взаимосвязи особенного, специфически-неповторимого, присущего национальной худож. культуре, и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимозависимости наций, взаимодействию лациональных культур. Осн. источник Н. своеобразия иск-ва — социально-историческое бытие во всей его конкретности, особенности духовной жизни об-ва, национальный характер культуры. ее традиций. Н. проявляется как в содержании, так и в форме худож. произв. (Содержание и форма в искусстве). В классово-антагонистическом об-ве общенациональные устремления наиболее полно выражаются в деятельности и идеологии прогрессивного класса. Поэтому Н. опосредствовано классовым характером иск-ва (Классовое и общечеловеческое в искусстве). Для того чтобы выявить и закрепить Н. в содержании иск-ва, используются национальные особенности формы, в т. ч. худож. языка. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями для воспроизведения Н. (в музыкальном иск-ве—ладово-инто-национный строй, ритм, в живописи --особенности цветовой гаммы, в поэзии — традиции стихосложения, образно-ассоциативный ряд и т. п.). Поскольку осн. аспекты жизни нации на протяжении длительного времени сохраняются, то и Н. в иск-ве также обладает устойчивостью. Вместе с тем в ходе исторического развития Н. в иск-ве обогащается новыми особенностями. Не существует герметически «чистого» Н. иск-ва, недоступного восприятию др. народа. Чем выше культурный уровень национального бытия, чем шире международные связи, тем более активно иск-во включается в интернациональные контакты, обогащается традициями др. национальных худож. школ. В то же время устойчивые национальные традиции, вкусы являются факторами, регулирующими предпочтения в процессе отбора и освоения худож. ценностей, созданных др. народами. Процесс взаимовлияния и взаи-мообогашения национальных худож. культур социально обусловлен и исторически изменчив. В эпоху развития капитализма интенсивность интернациональных контактов усиливается, «национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными...» (Маркс К., Энгельс ф., т. 4, с. 428). В условиях классово-антагонистического об-ва происходит внутренняя дифференциация каждой национальной культуры, возникновение «двух культур» и И. сближение тех школ, направлений в иск-ве, к-рые
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!