ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 49 страница
лу интегративной универсальности и ориентированности на «родовое» человеческое начало, удовлетворение П. э. оказывается в состоянии дать, по мысли Луначарского, «максимальную радость человеку». Выступая исходным импульсом для творческого восприятия мира и преобразования его по законам красоты, П. э. способствует самотворческому развитию личности, совершенствованию человека. П. э. является как бы фундаментом, основанием, на к-ром строится эстетическая культура личности, и представляет собой первоначальный компонент в структуре эстетического сознания. С П. э. тесно связано эстетическое чувство; она оказывает влияние на формирование эстетических вкусов и идеалов. отражается в конечном акте процесса эстетического познания — в эстетической оценке. В сфере реального функционирования эстетического сознания П. э. представлена как в осознанной, так и в неосознанной форме, проявляясь в последнем случае преимущественно эмоционально. Формирование П. э. личности обусловлено широким полем факторов эмоционального порядка и начинается с раннего детства, под эстетическим воздействием красоты природы, встреч с подлинно эстетическими объектами. Качественное развитие П. э. продолжается затем в течение всей жизни человека. Уровень П. э.— показатель не только эстетической культуры личности, но и ее культуры в целом, ее «человеческого достоинства» (Толстой). Наглядной иллюстрацией этому может служить история ленинградской блокады, когда истощенные люди заполняли залы филармонии (в таких условиях состоялась премьера знаменитой Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича), театров, утверждая тем самым непобедимость духовного начала в человеке. Общественные П. э. и типологически совмещенные с ними худож. П. составляют основание того аксиологиче-ского (ценностного) «силового поля», к-рое направляет в каждый исторический период развитие эстетической и худож. культуры об-ва.
|
|
ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — одна из центральных категорий эстети-
ки, раскрывающая гносеологическую специфику иск-ва. II. х. не исчерпывается ни «жизнеподобием», ни верностью худож. образов «правде жизни». В достижении П. х. не меньшую роль играет худож. воображение, фантазия, сама творческая личность художника, его умение использовать при худож. отражении жизни всю гамму изобразительно-выразительных средств. Представления о сущности П. х. исторически изменялись. С древности и до конца XVIII в. они формировались под воздействием «подражательной» концепции иск-ва (Мимесис, Подражания теория), согласно к-рой «искусство... есть начало, находящееся в другом, природа — начало в самой вещи...» (Аристотель). Сторонники этой теории считали, что П. х. может быть достигнута путем сочетания в иск-ве правдоподобия и выражения общих универсальных представлений (о космосе, боге, природе, разуме). Большая роль здесь отводится фантазии: с ее помощью устанавливается та мера правдоподобия, к-рая не способна помешать выражению общей идеи. Дальнейшее развитие эта концепция П. х. получила в эпоху Возрождения. Художники и теоретики иск-ва того времени утверждают мысль о единстве красоты и правды («Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной».— У. Шекспир). Источником П. объявляется не «худож. игра», а сам человек, обладающий титанической мощью чувств и разума. Согласно эстетике Возрождения, ум художника-живописца должен быть подобен зеркалу, но при этом он должен не бессмысленно копировать, а опираться на знание природы вещей (Леонардо да Винчи). Вместе с тем эстетике Возрождения не удалось научно постичь диалектический характер взаимосвязи художественности и П. в иск-ве. В результате намечается тенденция противопоставления правдоподобия и истины — реальности. Эта тенденция достигает кульминации в эстетике классицизма. где правдоподобие выступает гл. худож. принципом. Под ним понималось иллюзорное сходство образов иск-ва с действительностью, достигаемое путем ис-
|
|
|
|
пользования при построении произв. иск-ва особых правил единства места, времени и действия (Три единства). С критикой такого понимания П. х. выступили представители эстетики Просвещения. Дидро утверждал, что «правда натуры — основа правдоподобия искусства». Новый шаг в развитии представлений о П. х. был сделан эстетикой в XIX в., когда всесторонней критике был подвергнут сам принцип подражания. Утверждается понимание иск-ва как исторически развивающейся формы духовно-практической деятельности и худож. отражения действительности. Обосновывается положение, что П. х. неразрывно связана с П. жизни. Гегель развивает мысль о П. х. как истине, выраженной в чувственной форме, как идеале, воплощенном в «живой» индивидуальности. Представители материалистической и демократической эстетики отстаивают т. зр., согласно к-рой в основе П. х. должно лежать изображение «человеческой жизни как жизни народной» (Пушкин), идею о «правде как силе таланта» (Чернышевский). Опираясь на положения реалистической эстетики, классики марксизма-ленинизма всесторонне исследовали взаимосвязь П. х. с принципом реалистической типизации и передовой идейности (Маркс, Энгельс), мировоззрением и партийной позицией художника (Ленин). Они показали. что П. х. в совр. иск-ве неотделима от способности художника ставить «великие вопросы» времени, с беспощадной правдивостью вскрывать реальные жизненные противоречия, возникающие на пути свободного развития об-ва и личности. На XXVII съезде КПСС вопрос о правде худож. отражения был поставлен в центр внимания всех отрядов советской интеллигенции. В поворотный период своего развития страна, наш народ, как никогда, нуждаются в объективном, всестороннем видении реальности. «Правда должна быть полной,— подчеркнул М. С. Горбачев на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации и пропаганды (март 1987 г.).—Тогда она будет обладать качеством конструктивности». В иск-ве и эстетике XX в. од-
|
|
Правдоподобие
Праздник
ним из центральных вопросов стала проблема многообразия форм отражения реальности. В полотнах М. А. Врубеля и П. Пикассо, романах М. А. Булгакова и Ф. Кафки, фильмах Ф. Феллини и А. А. Тарковского П. х. раскрывается подчас в сложных, далеких от «жизнеподобия» и реалистической образности формах.
ПРАВДОПОДОБИЕ — эстетическое понятие, в к-ром фиксируется особое качество худож. изображения — его подобие действительности, сходство с ней. Стремление к созданию худож. изображений, воспроизводящих жизнь в формах «самой жизни», уходит своими корнями в глубокую древность и опирается на способность человеческого сознания, согласно Ленину, копировать, фотографировать, отображать объективную реальность. Отношение к П. и его роли в худож. творчестве изменялось исторически. Оно высоко ценилось в иск-ве и эстетике древности, ориентировавшихся на принцип худож. подражания (Мимесис, Подражания теория). В этот период нередко издавались даже особые законы для художников (Фивы), требовавшие от них под страхом наказания «лучше подражать природе». Такое отношение к П. сохраняется в эстетике Возрождения. Леонардо да Винчи уподобляет ум живописца зеркалу, хотя и не считает, что следует механически копировать действительность. Принцип «П.», трактуемый как требование иллюзорного сходства условного мира иск-ва с реальностью, является основой эстетики классицизма. Значительно меньшее значение придается П. в эстетических теориях, созданных критиками теории подражания (Кант, Гегель, Гёте). В них в противовес П., рассматриваемому в качестве синонима натуралистического копирования реальности (Натурализм), выдвигается принцип худож. правды (Правда художественная). Во второй половине XIX и XX в., на новом этапе развития худож. реализма, для к-рого было характерно сочетание широких образных обобщений с «объективной манерой» воспроизведения п иск-ве жизненной конкретики («натуральная школа»: И. С. Тургенев, Дос-
тоевский, Толстой, А. П. Чехов, «передвижники» — в России; Г. Флобер, Золя, импрессионисты, веристы — в Европе) , вновь возрождается интерес к проблеме П. Диалектический подход к вопросу о взаимосвязи П. и худож. правды нашел отражение в эстетике рус. революционных демократов (Революционно-демократическая эстетика), прежде всего в работах Чернышевского. Марксистско-ленинская эстетика исходит из диалектического взгляда на соотношение в иск-ве реальности и фантазии, П. и худож. правды. Напротив, в эстетике и иск-ве модернизма (сюрреализм, поп-арт, гипперреализм) П. нередко противостоит реалистической образности.
ПРАГМАТИЗМА ЭСТЕТИКА (от греч. pragma — дело, действие) — направление в буржуазной эстетике, опирающееся на философию П., господствующую в первой половине XX в. на Западе, гл. обр. в США. Основателем П. считается Ч. Пирс (1839—1914), отождествивший значение понятия с практическим результатом его применения. Хотя эстетикой Пирс занимался мало, тем не менее его идеи (отнесение эстетических знаков к изобразительным, определение предмета изображения как мыслимого, воображаемого, а не реального и понимание иск-ва как языка передачи ценностей) оказали воздействие на развитие в дальнейшем семиотической эстетики. Др. представителю философского П.— психологу У. Джемсу принадлежит учение о «потоке сознания», к-рое было использовано в иск-ве модернизма. Джемс выдвинул принцип, ставший основой всей прагматистской эстетики XX в.: целью всякой деятельности человека является достижение «хорошего опыта», т. е. яркого и сильного жизненного переживания. Последнее, по Джемсу, включает в себя моральную, религиозную и эстетическую ценность. Третий этап прагматистской эстетики связан с деятельностью Дьюи и его последователей, придавших учению о ценностях отчетливо выраженный эстетизирующий уклон: эстетическая ценность понималась как высшая, «снимающая» в себе ценности религи-
озные, утилитарные, научные, моральные, а красота как качество опыта, достигшего внутренней связности и целостности. Стремление установить связь биологического и социального в эстетическом опыте побуждает сторонников П. обратить внимание на социальные функции иск-ва, к-рое понимается как культурно-интегрирующий феномен, как средство передачи социальной информации. Но т. к. при этом отрицается классовый характер иск-ва (Классовое и общечеловеческое в искусстве), П. э. оказывается теоретической основой для пропаганды буржуазной массовой культуры как якобы единой и сплачивающей об-во. 60—80-е гг. в развитии буржуазной эстетики отмечены смешением прагматистских принципов с др. позитивистскими и неопозитивистскими концепциями: аналитической эстетикой, т. наз. «прагматическим анализом» в эстетике Н. Гудмена, семиотикой иск-ва Ч. Морриса, контекстуализмом (Кон-текстуальная эстетика) С. Пеппера. В целом П. в эстетике являет собой субъективно-идеалистическое течение, опирающееся на учение об опыте как единственной реальности. В отличие от европ. форм позитивизма в П. делается особый упор на активность субъекта. Считается, что в процессе эстетического восприятия субъект (зритель, читатель, слушатель) создает каждый раз заново «свое» произв. путем интеграции представляемого ему автором или исполнителем аудиовизуального материала с собственным опытом.
ПРАЗДНИК — форма эстетической и худож. деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Возникает в силу действия мн. факторов, но в целом обусловлена динамикой социального бытия, вытекает из его ритма, в к-ром отдельные периоды (фазы) жизни осознаются и переживаются людьми особым образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, требуют участия в праздновании. П. имеет множество граней и смыслов. Его можно рассматривать и оценивать с разных т. зр., что и делают социология, этнография, культурология и др. дис-
циплины, вычленяя в толковании П. свой аспект. Эстетика утверждает более широкий и универсальный взгляд на П. как на род эстетического творчества, непосредственно вплетенный в саму жизнедеятельность человека как общественного существа. Она видит в нем важную «первичную и неуничтожимую категорию» (Бахтин) эстетической культуры, то звено, к-рое во взаимодействии с высокими формами этой культуры (изящными искусствами) обеспечивает ей нормальное развитие и системное единство. Эстетическое содержание изначально и всегда присуще П. Оно заключено в самом феномене празднования, т. е. в характерной и специфичной именно для П. жизнедеятельности, к-рая всегда: 1) коллективна и возникает там, где уже имеются духовные связи между людьми, ею еще более укрепляемые; 2) так или иначе организована и предстает в виде обряда, ритуала, игры, состязания или какого-то более сложного церемониала; 3) развертывается в свободное от работы время, являющееся, по выражению К. Маркса, «пространством» для развития творческих способностей человека; 4) требует особого, ценностно значимого и красочно оформляемого места; 5) связана с идеальными устремлениями, с социальными чаяниями людей, их надеждами на лучшую и счастливую жизнь, каковые и стремится сделать, пусть кратковременной и даже эфемерной, но реальностью; 6) сопряжена с целым комплексом жизненных, культурных и эстетических реалий, не имеющих места вне П. (особые обычаи, традиции, поступки, вещи, знаки, символы, нормы общения, словесные формулы и жесты, насмешки, шутки, забавы, костюмы, трапезы, дарение и др.). Будучи средоточием такой жизнедеятельности, П. эстетически организует и переоформляет время индивидуальной и коллективно-групповой жизни. Соизмеряя ее с ритмом социально-исторической жизни и с ритмом природы (космоса), он вносит в нее элементы полноты, целостности, гармонии и красоты. П., а по сути сама жизнь, эстетически преображенная, проявляющаяся во всем блеске
Прекрасное
Предвосхищение в искусстве
и переизбытке сил, выступает в свою очередь мощным импульсом для развития худож. творчества. Непосредственно из лона П. родились нек-рые виды искусства (театр, танец и др.). С П. на протяжении тысячелетий были связаны: архитектура и декоративное иск-во; словесное иск-во — поэзия, драма, комедия; музыка ч танец, песня и хороводы: пластическое иск-во—живопись, графика, скульптура и др. Постоянно контактируя и взаимодействуя с иск-вом, обогащая его и от него обогащаясь сам, П., однако, не претендует на отождествление себя с «высоким художеством» даже тогда, когда, казалось бы, строится на основе одних лишь иск-в и их синтезировании — в случае, напр., нек-рых совр. театрализованных представлений. Неоправданно рассматривать этот тип П. в качестве нового синтетического вида иск-ва. Будучи непосредственно вплетенным в саму жизнь, П. ее не отражает и не познает, а эстетически преображает сообразно той концепции идеального мира, с какой в данный момент связан.
ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ в искусстве— проницательное освоение и упреждение будущего средствами худож. творчества. Как одна из форм предвидения худож. П. качественно отлично от научного прогноза (греч. prognosis — знание наперед) и различного рода предсказаний. В основе П. как дескриптивного (описательного) суждения о будущем — установка на опережающее представление вероятных и предпочтительных вариантов, что наиболее отвечает возможностям иск-ва в культурно-историческом постижении грядущего. Традиционно употребляемые понятия «худож. прозрение», «пророчество», «кас-сандровское начало» на правах эквивалента П. приобрели метафорический характер. В истории эстетической мысли «пророческое» предназначение иск-ва нередко истолковывалось в идеалистическом духе. а деятельность художника-провидца наделялась иррациональным, мистическим смыслом (Платон, Шел-линг, Новалис, Вяч. Иванов, Р. Дж. Ко-ллингвуд, Гартман и др.). С марксистской т. зр., объективные предпосылки
предвосхищающей способности иск-ва заложены в его сущностной природе как формы духовно-практического освоения мира. П. способствуют: опережающее отражение, нацеленное на постижение моментов становления и потенциального бытия, худож. познание возможного «по вероятности и необходимости», проницательность худож. таланта, неотъемлемыми компонентами к-рого являются целенаправленное худож. видение, продуктивное воображение, творческая интуиция и антиципация. Худож. освоение грядущего обусловливается уникальным даром иск-ва не только познавать мир, но и переживать его, выражать человеческие стремления и намерения, представлять идеальное и предполагаемое реализованным, худож. объективировать идеалы, надежды, мечты, ожидания людей. При этом будущее предстает не только как свойство времени, к-рое грядет и наступит, а как долженствующее время, органично связанное со смыслом жизни, с жизнедеятельностью человека как субъекта истории. Иск-во оказывается способным раздвигать горизонты перспективного мировидения, постигать то «смысловое будущее», в к-ром заинтересован человек и к-рое отвечает его ценностным установкам. Существенное значение приобретает в иск-ве раскрытие перспектив социального самоутверждения личности, грядущей судьбы человека и человечества. П. совершается специфично, с использованием средств и форм, адекватных худож. деятельности. Острое ощущение намечающихся социальных сдвигов, а также перемен, происходящих в человеческом мирочувствовании, позволяет художникам-предтечам опережать свое время, предвосхищать становление новых человеческих отношений и социально-психологических типов. Социальную зоркость и проницательность творцов иск-ва высоко ценили создатели теории научного предвидения — К. Маркс и ф. Энгельс. Правдивый летописец своей эпохи Бальзак, согласно Энгельсу, не только даст яркую реалистическую историю социального бытия. но и перспективно видит «настоящих людей будущего там, где их в то время
единственно и можно было найти...» (т. 37, с. 37). Способность к худож. П. развивается и совершенствуется в процессе эволюции иск-ва, общественно-исторического становления и развития прогностического сознания. Закономерно, что атрибутивным качеством социалистического иск-ва является исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Борьба за человека и его будущее — важнейший фактор социальной действенности прогрессивного иск-ва.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве— характеристика акта и результата худож. творчества со стороны освоения традиции. Масштаб худож. произв. всегда связан с тем, насколько глубоки его корни в памяти истории и в опыте иск-ва, в «большом времени» (по терминологии Бахтина). И это независимо от того, имеет ли произв. внешнюю при-крепленность к истории, традициона-листскую окраску. Отталкивание от традиции, мятеж против нее тоже может быть актом П., и этим определяется различие между содержательным и бесплодным новаторством (Традиция и новаторство). Предметное выражение П. может встречаться на различных уровнях худож. произв. (П. жанрового канона, П. образа, темы, мотива, часто совмещающаяся с оспариванием образца, П. приема и т. п.). Особенно интересны случаи глубинной, скрытой П. (напр., отмеченное советским музыковедом Б. Л. Яворским отношение музыки А. Н. Скрябина к рус. мелосу — песенно-мелодическому началу в музыке,— характеризовавшееся верностью наиболее общим его основаниям при полном отсутствии фольклорных цитат).
ПРЕКРАСНОЕ категория эстетики, характеризующая явления с т. зр. совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать П., когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы об-ва и человека, способствующие гармоническому развитию личности, возникновению
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!