ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 53 страница



ческого реализма с психологией чело­века» (Р. Роджерс). Др. считают, что совр. риторическая теория должна быть «постфрейдистской» (В. Пауло), а пси­хоанализ должен быть рассмотрен в ка­честве одной из ветвей риторики (Б. ван Хьюзден). Третьи воспринимают П. как интеграцию психоанализа с когнитив­ной психологией, способствующую соз­данию «общей теории текстов» (М. Гри-мод). Будучи ориентированной на выяв­ление смысловых значений поэтического текста (Герменевтика и искусство) пу­тем его психоаналитической интерпре­тации, П. фактически противостоит направлениям эстетической мысли, ак­центирующим внимание на понимании и объяснении социально-исторического контекста как важной и необходимой задачи, связанной с раскрытием содер­жания худож. произв., природы' поэти­ческого творчества, механизмов воздей­ствия поэзии на человека.

ПУБЛИКА (от лат. publicus - об­щественный) — социально-психологи­ческая общность потребителей иск.ва, связанных между собой и с художника­ми многообразными отношениями по по­воду иск-ва и через него; неотъемлемое звено худож. культуры об-ва, благода­ря к-рому и посредством к-рого реали­зуются социальные функции иск-ва. П.— активный участник худож. процес­са, борьбы вкусов, направлений, стилей. Для отдельного воспринимающего иск-во субъекта (реципиента) П.— источ­ник авторитетных норм и оценок, под­держки способов восприятия и пове­дения в отношении иск-ва. П. исторична по своей структуре, по типам и формам своих внутренних связей, по характеру отношений с художниками, по возмож­ностям воздействия на иск-во и дейст­вительной роли в худож. жизни об-ва, по содержанию худож. сознания, вку­сам и по субъективным представлениям о себе (самосознание П.). Структура П. включает исторически подвижную про­тиворечивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, со­циальным, политическим, мировоззрен­ческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно худож. параметрам (предпочтение определен-

ных видов, жанров, направлений, от­дельных произв. иск-ва; господствую­щие худож. установки, типы восприя­тия, идеалы, нормы, оценки и пр.). В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организо­ванной и диффузной, стабильной и си­туативной. П. может институализиро-ваться в объединения и организации. Взаимные отношения художников и П., реализуемые в их деятельности, опос­редствуются многообразными организа­ционными зависимостями, институтами. В исторической эволюции П. важней­шая роль принадлежит самому разви­вающемуся иск-ву, к-рое, по точной характеристике Маркса, формирует «публику, понимающую искусство и спо­собную наслаждаться красотой» (т. 46, ч. 1, с. 28). В деятельности художников и ее продуктах — произв. иск-ва — за­креплены определенные типы отноше­ния к П. (реальной и воображаемой). П. является объектом воздействия ху­дож. критики, средств информации, це­ленаправленного эстетического воспи­тания (в т. ч. и воспитания худож.).

ПУДОВКИН Всеволод Илларионо­вич (1893—1953)—советский киноре­жиссер и теоретик кино, один из осно­воположников советской кинематогра­фии. В 1920 г. поступает в киношколу, одновременно сотрудничает в экспери­ментальной мастерской Л. В. Кулешо­ва, ведет и самостоятельную работу сценариста, режиссера, актера, ищет новые пути построения фильма, новые возможности монтажа для усиления эмоционального и духовного воздейст­вия киноискусства на зрителя. В своей кинотрилогии («Мать» по роману А. М. Горького, 1926; «Конец Санкт-Петербурга», 1927; «Потомок Чингис­хана», 1928) П. выступил как поэт ре­волюции, внесший большой вклад в формирование ее киноэпоса. Стремле­ние к эпической широте соединяется в творчестве П.-режиссера с рельеф­ной обрисовкой характеров, персона­жей. Многозначность метафор и поэти­ческих символов (напр., ледоход в фильме «Мать») выразительно исполь­зуются П. в контексте экранного повест­вования, рассказывающего историю со-

бытий и людей революции. Фильм «Мать» стал одним из высших достиже­ний революционной кинематографии 20-х гг. Переход к звуковому кино ока­зался для П. нелегким. Обновление вы­разительных средств киноиск-ва в филь­мах 30-х гг. сопровождается у П. огор­чительными поражениями в использо­вании языка поэтических обобщений, возможностей монтажного метода для психологической обрисовки совр. ха­рактеров. Киноленты, созданные П., в последующее десятилетие («Минин и Пожарский», 1939; «Суворов», 1941; «Адмирал Нахимов», 1947), сыграли большую роль в развитии советского исторического кинематографа, соеди­нившего достижения киноэпоса и психо­логического фильма. Разработка совр. темы в послевоенные годы («Возвраще­ние Василия Бортникова» — по моти­вам романа Г. Николаевой «Жатва», 1953) сопровождается углубленным ис­следованием процессов духовного и нравственного развития советского че­ловека. Эстетический арсенал киноиск-ва обогатили теоретические статьи и книги П.: «Кинорежиссер и киномате­риал» (1926), «Актер в фильме» (1934) и др.

ПУРИЗМ (от лат. purus—чистый)— направление в изобразительном иск-ве, существовавшее во Франции в 1918— 25 гг. Его основатели — художник А. Озанфан, архитектор и художник Ш. Э. Жаннере (с 1921 г. известный под именем Ле Корбюзье) в совмест­ном манифесте «После кубизма» (1918) заявили о вырождении синтетического кубизма в чисто декоративное иск-во и представили П. как новое направле­ние, возрождающее здоровое иск-во на принципах функционализма, утверж­давшего зависимость формы от функ­ции. Они считали, что живопись в абст­рактных, холодных формах должна от­ражать черты инструментов, посуды, орудий, к-рые приобрели классический в своей законченности вид, став пред­метами-типами, предметами-стандар­тами. удовлетворяющими потребность разума в единстве и порядке, являясь в то же время вполне понятными для всех без усилий. Пуристы переоцени-

Пушкин

вали непосредственное воздействие на зрителей цвета и геометрических фигур, представляя человека как «геометри­ческое животное», а живописное по­лотно трактуя как снаряд, «машину для возбуждения». Схематизированное изоб­ражение вещей с его «математическим лиризмом» призвано было лишить по­лотна пуристов возможности вызывать привычные ассоциации и чувства, к-рые, как считали адепты П., лишь связы­вают и лишают художника свободы творчества. Отразив влияние машинной эстетики, П. не вылился в сколько-нибудь значительное худож. движение, оставив след в творчестве Ле Корбюзье. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799—1837) — рус. писатель, родона­чальник новой рус. лит-ры, создатель рус. литературного языка. Оказал глу­бокое воздействие на развитие рус. эстетической мысли и худож. критики последующего периода. Хотя П. не оста­вил специальных трудов по эстетике и теории иск-ва, а его высказывания по проблемам худож. культуры при его жизни не публиковались, осмысление худож. наследия П. явилось одним из решающих стимулов развития рус. эсте­тической мысли от Белинского до наших дней. Да и взгляды самого писателя на вопросы теории лит-ры были настоль­ко глубоки и оригинальны, что по мере их публикации активно влияли на раз­витие идей в этой области. Начальный период развития эстетических воззрений П. был связан с идеями рус. и фр. прос­ветителей (Просвещения эстетика). Влияние предромантических и роман­тических эстетических концепций {К.а- ' рамзина, В. А. Жуковского) подкреп­лялось у него прекрасным знанием фр. лит-ры XVI—XVII вв., творчества Валь­тера, Руссо. Отличительной чертой эсте­тических вкусов П. была их широта: в начале 20-х гг. в его поэтический мир одновременно вошли Байрон и Дан­те. Сближение с декабристами вовлекло П. в полемику по вопросам романтизма и народности в иск-ве, в к-рой он занял самостоятельную и вполне определен­ную позицию. Тезису А. А. Бестужева: «У нас есть критика и нет литературы» П. противопоставил важную мысль о

том, что в России худож. практика идет впереди эстетической мысли. В спо­ре с тем же Бестужевым и В. К. Кюхель-бекером он утверждал, что народность заключается не в тематике и не в ар­хаизме, простонародности языка, а в воспроизведении народной психологии, народного взгляда на жизнь, отражаю­щихся «в зеркале поэзии». «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обы­чаев, поверий и привычек, принадле­жащих исключительно какому-нибудь народу»,—отмечал П. Под влиянием творчества Шекспира он утвердился в представлении о том, что жизнь есть источник поэзии и объект худож. изоб­ражения, что поэт вправе черпать вдох­новение во всех сферах действитель­ности, не разделяя ее на «высокую» и «низкую», «поэтическую» и «непоэтиче­скую». Эти представления и определили демократизм худож. мира П., его расту­щее тяготение к прозе, а в сфере поэти­ки — позицию, к-рую точно охарактери­зовал И. В. Киреевский, назвав П. «поэтом действительности» (П. согла­сился с этой характеристикой в рецен­зии на статью Киреевского). Дальней­шее развитие эстетических взглядов П. протекало под знаком историзма, к-рый он толковал как зависимость характе­ров людей, их поступков и психологии от исторических, культурных и нацио­нальных условий. Одновременно поня­тие исторического прогресса связыва­лось П. с прогрессом гуманности. Еще в 1826 г. в черновиках романа «Евге­ний Онегин» появилась строка: «Герой, будь прежде человек», а в 1830 г. мысль эта получила четкую формулировку:

Оставь герою сердце' Что же Он будет без него? Тиран... («Герой»)

Трагическое противоречие между «жес­токим веком» и человеческой личностью определило не только политические, но и эстетические размышления П. о роли иск-ва в обновлении человечества (в 30-х гг.). Демократизм и гуманизм по­зиции П. сделали его творчество одним из осн. источников эстетических идей Белинского 40-х гг., повлияли факти­чески на всю последующую духовную жизнь России.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — рус. революционный мыслитель, писатель. В теоретическом и поэтическом наследии Р. заключены идеи, складывающиеся в достаточно стройную систему философско-эсте­тических и теоретико-худож. воззрений, наиболее полно представляющих пози­цию рус. Просвещения. В соч. Р. обна­руживается глубокое знание и творче­ское усвоение идей западноевроп. фило­софии (Локка, Руссо, Монтескье, Дид­ро, Гельвеция, Гердера, Шкфтсбери, Баумгартена и др.), вместе с тем его собственная концепция оригинальна, поскольку сложилась в соответствии с потребностями развития общественного сознания России, является своеобраз­ным итогом предшествующих приобре­тений отечественной философско-эсте­тической мысли и содержит творческий импульс для ее последующего развития. Р. утверждает материалистический те­зис о том, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Соответственно прекрасное трактуется им как объективное свойство природы, причем «первый мах в творе­нии всесилен был; вся чудесность мира, вся его красота суть только следствия». Эстетические категории совершенства и гармонии выступают у Р. как определе­ние закона природы, цель и критерий становления природных форм. «Что бы представляла тогда природа, кроме сме­си нестройной (хаоса), ежели лишена была бы она оной пруЖины? Поистине она лишилась бы величайшего способа как к сохранению, так и к совершенст­вованию себя». При этом постижение «пружины» мироздания,' переживание и

10 Эстетика

сознательное действование по сохране­нию и утверждению совершенства в об­щественном, нравственном и худож. со­зидании есть, по P., сущностная способ­ность человека, определяющая его центральное место в философско-эсте­тической «картине мира». Ибо без мыс­лящего существа «вся красота мира ничтожествовала бы». Связь человека с окружающим миром трактуется Р. как органическое единство: в акте эстети­ческого переживания человек «проявля­ет» красоту природы и сам в своей физической и духовной сущности высту­пает как ее часть, являя собой высшую меру совершенства «вещественности». Полученные человеком от рождения способности: рука, речь, особые свойст­ва восприятия, сопряженного с эмоцио­нально-оценочным суждением, способ­ствуют удовлетворению его стремления к познанию, действию, совершенствова­нию. Закон стремления к совершенству и гармонии, действующий в природе, нравственном мире и худож. творчест­ве, проявляется и в общественной истории. Он ассоциируется у Р. с поня­тием «вольность». Вольность — сила, от к-рой зависит благосостояние госу­дарств, «цветение» наук и художеств; ею определяется успех творческого ге­ния, гражданская ценность его творе­ний. Как существо свободное, человек «всегда стремится к прекрасному, вели-че.ственному, высокому». Его природная способность к эстетическому пережива­нию — мощный стимул нравственного и общественного совершенства. Разви­вая просветительское учение о совер­шенном человеке, Р. дополнил его идеей гражданского долга. Сына отечества

Реализм

Революционно-демократическая эстетика

участвовать в благоденствии себе по­добных, в борьбе с «деспотичеством» и рабством. Художник как истинный Сын отечества призван своим творче­ством служить согражданам. Размыш­ляя о возможностях отдельных видов искусства (архитектуры, музыки, жи­вописи, скульптуры), Р. неизменно под­черкивал их роль в эстетическом, сле­довательно, гражданственном воспита­нии соотечественников. Осн. соч., в к-рых представлена эстетическая кон­цепция P.: «Слово о Ломоносове» (1780), ода «Вольность» (ок. 1783), «Беседа о том, что есть Сын отечества» (1789), «Письмо к другу, жительствую­щему в Тобольске...» (1790), «Путеше­ствие из Петербурга в Москву» (1790), трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792, опубликован в 1809 г.).

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis— вещественный, действительный) — творческий принцип, на основе к-рого характеры и обстоятельства в худож. произв. объясняются социально-истори­чески, а их закономерная причинност-ная связь (социальный детерминизм) раскрывается в качественном и само­ценном развитии (историзм) посредст­вом типизации фактов действительно­сти, т. е. соответственно первичной реальности. По выражению Энгельса, «реализм предполагает, помимо прав­дивости деталей, правдивое воспроизве­дение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (т. 37, с. 35). В реали­стических произв. человек предстает общественным существом, взаимодейст­вующим с объективными условиями жизни (социальный детерминизм — это и есть типическая связь характеров и обстоятельств). Р. возник как преем­ник-оппонент романтизма. Первые ху­дожники-реалисты — писатели Пуш­кин, Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Дик­кенс и др.— не называли себя так; теория не сразу осознала значение переворота в иск-ве: до 20—30-х гг. XIX в. все мировое иск-во объясняло человека и об-во вне конкретных усло­вий социальной среды определенного исторического времени. В Р. человече­ский характер раскрывается гл. обр.

опосредствованно, через отдельное как проявление общего, акцент при этом переносится на ценность исторически неповторимого; социально-исторические проблемы как таковые, в их собственном содержании, предстали здесь как осн. в магистральной линии иск-ва. В конце 40—50-х гг. XIX в. литературные про­тивники фр. писателя Шанфлёри и его единомышленников называли их остро-критическое творчество «реализмом». Шанфлёри принял это название, закре­пив в сборнике статей «Реализм» (1857), хотя и истолковывал его во мн. натуралистически и неисторично. В Рос­сии термин «P.» первым применил к лит-ре критик П. В. Анненков (1849), но Белинский, Добролюбов, Писарев не пользовались им в этом значении, характеризуя реалистиччское иск-во др. терминами и описательно. В значе­нии осн. худож. принципа (понятие «метод» закрепилось за ним лишь в со­ветской худож. критике на рубеже 20—30-х гг.) этот термин вошел в оби­ход в России и Европе с 60-х гг. XIX в. Мн. зарубежные теоретики до сих пор понимают Р. плоско, как отражение наличной действительности, и не отли­чают его от натурализма. В советской эстетике и искусствознании идут споры о временных границах Р. Одни теорети­ки распространяют это понятие на иск-во Возрождения, XVII в. и Просве­щения, др. связывают его нач. с кри­тическим реализмом XIX в., в к-ром худож. постижение характера связано с историческим временем, с отражением его социальных проблем. Мн. искусство-• веды признают наличие Р. в изобрази­тельном искусстве XVII—XVIII вв. (творчество Рембрандта, Хогарта и др.), иногда и предшествующих столе­тий. В живописи Р. теснее, чем в лит-ре, связан с изобразительными средствами, создающими иллюзию зрительной до­стоверности, но и здесь его гл. при­знак — постижение социального харак­тера человека, в к-ром художник осо­знанно воплощает тревоги и радости своего неповторимого времени, и выра­жение соответствующего настроения (особенно в сюжетах, где портрет не играет решающей роли). Поэтому мож-

но считать, что в изобразительных ви­дах иск-ва в целом Р. завоевал прочные позиции также в XIX в., а не ранее. Понятие «P.» применимо не только к худож. лит-ре и изобразительным ви­дам иск-ва, где образное отражение действительности достигает чувствен­но-визуальной достоверности, но и к т. наз. выразительным иск-вам. Так, в му­зыке Р.— это передача настроения. самоощущения личности в обществен­ной среде, к-рую она приемлет или от­вергает в зависимости от характера последней. Р. тесно сопряжен с демок­ратизмом. В социально-исторических рамках Р. мн. теоретики выделяют два осн. творческих метода: критический реализм и социалистический реализм. Нек-рые совр. художники и теоретики претендуют на обоснование др. реалистических методов: напр. «революцион­ного P.» как переходной ступени к со­циалистическому Р. (монгольская лит­ра), «магического P.» в латиноамер иск-ве (Латиноамериканская эстетика), где социально-исторический детерми­низм совмещается с общечеловеческим объяснением действительности по мо­делям мифологических представлений.

РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИ­ЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА-система тео­ретических взглядов на эстетическое в_ действительности и иск-ве, истори­чески складывающаяся в русле нацио­нального революционно-демократиче­ского движения. Будучи органической частью идеологии революционеров-де­мократов, Р.-д. э. тесно связана с их социально-философскими, исторически­ми, экономическими, политическими, эгическими воззрениями, а нередко и неотделима от них. Как и револю­ционно-демократическая идеология в целом, 'Р.-д. э. проникнута идеями демократизма (народовластия) и рево­люционности в широком смысле и нап­равлена в конечном счете против любых проявлений и остаточных форм феода­лизма как общественного строя и духов­ного уклада. В тех национально-исто­рических условиях, где борьба демокра­тических сил против устоев феодально-крепостнической системы и политиче­ского абсолютизма носила затяжной

характер (в Германии, России. Болга­рии и нек-рых др. европ. странах — в XIX в., в Китае и ряде развивающихся стран — в XX в.), Р.-д. э. играла веду­щую роль в развитии всей обществен­ной мысли. Наиболее завершенный, системный вид обрела рус. Р.-д. э., сформировавшаяся в 40-е гг., а затем интенсивно развивавшаяся вплоть до конца 70-х гг. XIX в. Именно она дала развернутые, классические образцы эстетики этого типа, ярко представлен­ные именами Белинского, Герцена, Чер­нышевского, Добролюбова, Писарева. Существенную роль в развитии рус. Р.'д. э. сыграли Н А. Некрасов, Н. П. Огарев, М. Л. Михайлов, М. А. Антонович, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, Стасов. Рус. Р.-д. э. оказала большое влияние на эстетические воззрения представите­лей народов, вошедших после социали­стической революции в состав СССР (на Украине — Т Г. Шевченко, Марко Вовчок, Франка, в Грузии — И. Г. Чав-чавадзе, А. Р. Церетели; в Азербайд­жане — М. Ф. Ахундов; в Армении — М. Налбандян; в Казахстане — Ч. Ч. Валиханов и др.). В идеологии рус. революционеров-демократов эсте­тика не случайно занимала центральное место. Растущее влияние рус. реалисти­ческой лит-ры и иск-ва, идеологическая борьба ^ 'сфере эстетики выдвинули на передний^план в рус. Р.-д. э. проблемы сущности и общественной роли иск-ва, принципоа-худож. отражения действи­тельности, худож. правды, народности искусства. При этом в неблагоприят­ных идеологических и цензурных усло­виях России Р.-д. э. аккумулировала в себе не только собственно эстетиче­скую проблематику, но и социально философские, нравственно-этические, политические и даже экономические концепции, выполняя в общественной жизни функции, непосредственно не свойственные традиционной эстетике,— просветительские, социально-педагоги­ческие, агитационно-пропагандистские и организационные. Как явление ком­плексное, рус. Р.-д. э. была социально-динамичной, революционно-наступа­тельной силой, выражавшей и формировавшей общественное мнение, а подчас и непосредственно влиявшей на ход исторических событий. В процессе по­лемики и борьбы с официозной жур­налистикой, православно-клерикальной ортодоксией, идеалистической норма­тивной эстетикой, теориями «искусства для искусства», консервативными уто­пиями славянофильства (Славянофи­лов эстетика) и почвенничества, а так­же либерально-западнической аполо­гетикой буржуазного пути развития рус. революционеры-демократы уточняли, полемически заостряли свои идейно-эстетические позиции. Ориентация эсте­тической теории и практики рус. рево­люционной демократии на совр. им социальную действительность в ее историческом развитии вызвала к жизни основополагающий для Р.-д. э. принцип конкретного историзма. В тех редких случаях, когда ее представите­лями допускались отступления от этого принципа или когда он претворялся ими в анализе худож. практики недостаточ­но последовательно, Р.-д. э. ждали неудачи (напр., необъективные оценки творчества Пушкина, А. Н. Островско­го, М. Е. Салтыкова-Щедрина у Писа­рева, И. С. Тургенева и Достоевского у Антоновича и др.). Возникали в Р.-д. э. и «разночтения» в трактовке принципов материалистической эстети­ки. Если Белинский в 40-е гг. был убежден, что иск-во «выше» природы, что действительность в нем возведена художником в «перл создания», то Чернышевский в 50-е гг. утверждал, что иск-во «не должно думать быть выше действительности», потому что «действительность выше мечты». В 60-е гг. Писарев выдвинул полеми­ческий лозунг «разрушения эстетики», направленный против теорий «чистого искусства» и понятый реакцией как буквальный эстетический нигилизм. Развивавшаяся в 60-е гг. полемика между революционно-демократически­ми журналами «Современник» (Анто­нович, Салтыков-Щедрин) и «Русское слово» (Писарев, В. А. Зайцев), полу­чившая в консервативно-либеральной печати название «раскол в нигилистах», свидетельствовала, однако, о др.— о стремлении выработать оптимальный ответ Р.-д. э. на наступление реакции в период общественного спада в Рос­сии. Но все же полемические крайно­сти приверженцев Р.-д. э., чреватые уступками вульгарному материализму и позитивизму, метафизике и эклектиче­ским концепциям, обнажили методо­логическую ее ограниченность, неспо­собность подняться до понимания диа­лектического и исторического мате­риализма. Проявился и определенный «литературоцентризм» рус. Р.-д. э., приводивший к недооценке эстетиче­ских возможностей изобразительного искусства и особенно музыки (уже в диссертации Чернышевского, но особенно у Писарева). Все это не дает тем не менее оснований для умаления значения Р.-д. э. в истории мировой культуры. Рус. революционные демо­краты последовательно отстаивали ма­териалистические позиции в эстетике. Утверждение ими объективности прек­расного в природе и об-ве не исключало тезиса о возможности революционного преобразования жизни по законам кра­соты, социальной справедливости и гуманности. Борьба рус. Р.-д. э. за реализм была неотделима от признания за эстетической деятельностью права на объяснение действительности и выне­сение приговора над жизнью (включая критику пассивности и покорности кре­стьянства — того класса, идейным вы­разителем к-рого были рус. револю­ционеры-демократы). Все эти особенно­сти Р.-д. э. позволили ей не только подготовить эстетические теории рус. народничества (П. Л. Лавров, Н. К. Ми­хайловский, П. Н. Ткачев и др.), но и стать одним из источников марксист­ско-ленинской эстетики (в лице Плеха­нова, Ленина, Воровского, Луначарско­го, Ольминского и др.).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!