ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 51 страница



производства. На этой основе произош­ло расширение предмета эстетики и вы­деление в ее структуре специального раздела — П. э., охватывающей целый комплекс общетеоретических, специаль­ных и пограничных проблем эстети­ческой науки. П. э. рассматривает за­кономерности формирования матери­ально-худож. культуры в конкретно-ис­торическом плане: роль труда в воз­никновении эстетической деятельности, развитие эстетического начала в труде; синкретический характер эстетической и утилитарной деятельности на ранних этапах развития культуры: ремесло как первая форма эстетической деятель­ности в системе материального произ­водства, общность его эстетических принципов с фольклором; развитие прикладного иск-ва на базе мануфак­турного производства: капиталистиче­ское разделение труда и деэстетизация машинного производства: эстетическое освоение новой техники и возникнове­ние дизайна; закономерности развития дизайна в системе капиталистического производства и в условиях социализма. Специфику эстетической деятельности в системе материального производства П. э. исследует в структурном плане: метод худож. творчества и принципы формообразования, их обусловленность задачами и факторами материального производства; продукт эстетической деятельности, его инструментальная и знаковая функции, семантический и эстетический аспекты, критерий эстети­ческой ценности, соотношение в нем красоты и пользы; эстетическая орга­низация среды, проблема стиля: спе­цифика «потребления» материально-ху­дож. культуры, его зависимость от эстетических вкусов публики и гос­подствующей в об-ве системы эстети­ческих ценностей. П. э. поднимает так­же ряд проблем, смежных с теорией нск-ва: взаимодействие нск-ва и дизай­на, роль иск-ва в фоцмировании эсте­тических принципов и методов х\д()ж. творчества; воздействие техники на иск-во, и в частности средств тиражи­рования и массовой коммуникации; проблемы интеграции иск-ва, науки и техники и создания единой эстетичес-

кой культуры об-ва. П. э. и техническая эстетика не исключают и не подменяют, а взаимно предполагают друг друга. Техническая эстетика представляет П. э. конкретный материал, а П. э. высту­пает в качестве методологии по отно­шению к технической эстетике.

«ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИС­КУССТВА» ТЕОРИЯ — эстетико-со-циологическая концепция, сложившая­ся в Советской России в 20-х гг., прог­нозировавшая подъем и преобладание новых отраслей эстетической деятель­ности, связанных с высокоиндустриаль-ным производством социально и утили­тарно полезных предметов, и рассмат­ривавшая грядущее пролетарское иск-во в качестве особого вида промышлен­ности. Разрабатывалась теоретиками Лефа (Левый фронт искусств) Б. И. Ар-ватовым, О. М. Бриком, Б. А. Кушнером, Н. С. Тарабукиным и др. Наиболее полно представлена в книгах Арватова («Искусство и классы», «Искусство и производство», «Об агит- и производст­венном искусстве») «П. и.» т. была своеобразным откликом на поставлен­ную социалистической революцией за­дачу широкой демократизации иск-ва, сближения его с новой жизнью и об­щесоциальным строительством. Но эту историческую задачу теоретики Лефа толковали по-своему, связывая ее реше­ние с пропагандой эстетики социально-технической целесообразности и поощ­рением конструктивизма, практика к-рого внесла первый и очень важный вклад в историю совр. дизайна. Опора на конструктивизм, оценка его как но­вого профессионально-творческого ме­тода, направленного на формообразо­вание реальных функциональных пред­метов, участие в выработке его прин­ципов и др.— все это является истори­ческой заслугой «П. и.» т. и дает извест­ное основание оценивать ее как предте­чу совр. технической эстетики. В более широком плане данная концепция пред­ставляет интерес как самая первая в нашей стране теоретическая попытка выйти за пределы традиционно пони­маемой эстетики («философии изящных искусств») и тем самым расширить предмет эстетической науки. Обновляя

эстетику, «производственники» не из­бежали, однако, серьезных просчетов и противоречий. Это проявилось, с одной стороны, в упрощенном толковании иск-ва («рамочное иск-во», «иск-во-ил-люзия» и т. п.) и даже отрицании его как самостоятельной и самоценной эсте­тической деятельности, а с др.— в пре­увеличении роли новой эстетической деятельности — дизайна как орудия перестройки всей жизни (как «жизне-строения»), что сообщило «П. и.» т. от­тенок эстетической и социальной утопии.

ПРОМЫСЛЫ НАРОДНО-ХУДО­ЖЕСТВЕННЫЕ — форма организации худож. труда, основанного на коллек­тивном творчестве, развивающем мест­ную культурную традицию и ориенти­рованном на продажу промысловых из­делий. Принципами творчества в рам­ках П. н.-х. являются варьирование ху­дож. образа, преемственность мастер­ства, регулируемая законом традиции. В процессе развития П. н.-х. отрабаты­ваются технические способы и худож. приемы обработки материала, образная система худож. языка. Как показывают раскопки, П. н.-х. существовали в Рос­сии со времен Киевской Руси и разви­вались на базе домашнего худож. ре­месла (Ремесло художественное) под влиянием культурных традиций рус. городов и торговых отношений ярмар­ки. Расцвет П. н.-х. относится ко второй половине XVII в. (изразцовое произ­водство, резьба и росписи по дереву, плетение кружев, ткачество, гончарство, серебряное дело и пр.). По характеру народные П., основанные на ручном труде, неоднородны: мелкие и крупные; монастырские, городские, сельские, со­четающиеся с трудом земледельца. Рост производительных сил с начала XVIII в. приводит к возникновению мануфактур, затем к развитию П. н.-х. в рамках фабричной промышленности, постепен­но поглощающей мелкие промыслы. Со второй половины XIX в. в результате капиталистической конкуренции подры­вается экономическая основа П. н.-х., а в результате их офабричивания, дроб­ления производственных операций, сни­жается творческое начало, качествен­ный уровень изделий. В книге «Разви-

Пропорция

Просвещения эстетика

тие капитализма в России» В И Ленин дал анализ этого процесса на примерах Семеновского ложкарного и Красно сельского ювелирного промыслов, под черкивая сохранение тем не менее «духа ремесла» После Октябрьской револю­ции были приняты меры, направленные на возрождение П н -х Луначарский считал это одной из первоочередных задач культурной политики В 1917— 19 гг воссозданные П н х были орга­низованы на базе артелей К 30 м гг объем их худож продукции значительно возрос Сохраняя структуру артели, в дальнейшем они развивались в рамках промысчовой кооперации, а в 1965 г вошли в систему местной промышлен носги Однако промышленная система, не соответствующая творческой струк туре П н -х , сковывала их худож раз­витие Принятое в 1974 г постановле ние ЦК КПСС «О народных художест­венных промыслах», др решения наме тили пути перестройки -)той области на родного творчества, утверждения его как части худож культуры об ва

ПРОПОРЦИЯ (лат proportio—со­размерность) — закономерное соотно шение частей предметов или явлений между собой и целым Учение о П вос­ходит к практике измерений (меры — пядь, фут, локоть, сажень), приведшей к эмпирическому обнаружению П че ловеческого тела (не позднее XXX в до н э в Египте) Разработка эстетических основ теории П традиционно приписы вается пифагорейцам, связавшим кате гории красоты и гармонии через П Пропорциональность, соразмерною ь предмета считалась в период антич ности одним из обязательных условий красоты Древнегреч скульптору По ликлету (V в дон э ) приписывали создание статуи, к-рая была названа «Канон» и в П к рой представлен об разец совершенного человеческого тела (Канон) В эпоху Возрождения эсте тическое осмысление П связано с раз витием архитектуры и естествознания Разработка учения о П принадлежит Пьеро делла Франческо, Л Пачоли, введшему понятие золотого сечения, Леонардо да Винчи, подчеркивавшему, что «красота прекрасного лица заклю

чена в божественной пропорциональ ности КОУ1ПОЗИЦИИ его элементов», А Дюреру и др Худож поиск «совер тонной» П не прекращается ни в новое время («линия красоты» у Хогарта), ни в XX в («модулор» Ле Корбюзье — применяемая в строительстве и худож конструировании система величин, ос нованных на П человеческого тела) Соблюдение пропорции — одно из усло­вий стройной композиции худож про изв Вместе с тем сознательное нару­шение П (Дефор шцчя) испочьзуется в совр иск ве как прием для дости /кения худож выразительности (Изоб-разигельно выразительные средава)

ПРОПП Владимир Яковлевич (1895— 1970) — советский литературовед фольк лорисг и теоретик иск ва На мате­риале исследования структуры вол шебной сказки впервые в гуманитар ных науках П применит точные методы анализа для выявления единой схемы, лежащей в основе фольклорных текстов П показал, что во всех рус волшебных сказках обнаруживается одинаковый набор персонажей, связанных между собой однотипными сюжетными отно­шениями (функциями), благодаря чему сюжетная схема цля всех сказок единообразна (однако возможен либо пропуск нек-рых необязательных отно­шений, либо их циклическое повторе ние) Для выражения установленной им на основе индуктивной обработки материала схемы П ввел формальную запись Этот ею груд («Морфология сказки», 1928), задуманный в духе «морфологии» Гете, эпиграфы из к рого предпосланы каждой из глав книги, по лучил мировое признание как первый опыт структурного анализа худож тек стов Продолжение и развитие радра ботки П нашли в У1ногочисленных ис с1едованиях ар ученых, применявших те же или сходные методы (в т ч и (-испольадваниеУ1 компьютеров) не толь ко для анализа фольклора, но и для иных типов худож тексчов Истори ческ)ю интерпретацию выявленной им морфологической структуры сказки П дал позднее на основе идеи об отраже нии в ней древн обряда инициации (посвящения юноши в тайны племени)

В ряде статей П привлекает фольклор ный материал и типологические сопос­тавления с архаическими обрядами для объяснения мифологических сюжетов древн лит-ры (в частности, мифа об Эдипе) Предложенное им истолкова­ние ритуального смеха над смертью ока­зало влияние на разработку эстети­ческой теории карнавала Представ­ляют интерес курс лекций П по эстетике смешного и комического, исследование о мотиве змееборства в изобразитель ном искусстве Ладоги в сопоставлении с фольклорными стихами Соч П «Ис торические корни волшебной сказки» (1946), «Русский героический эпос» (1955), посмертно опубликованы «Фольк­лор и действительность» (1976), «Проб­лемы комизма и смеха» (1976)

ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭСТЕТИКА—эс тетические воззрения представителей европ идейного движения (XVIII — начало XIX в), отличавшегося анти­феодальной направленностью и полу чившего название П Просветителей от личали безграничная вера в разум чело­века, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию об-ва через П людей, развитие их творческого на­чала. Идеалы Свободы, Равенства, Братства и Мира определили интерес западноевроп просветителей к катего­риям красоты, гармонии, эстетического вкуса, проблемам искусства П, э. носи-•па .наступательный и_д^мокр_а1ИЧЈския характер, борясь с разного рода элитар ными (Элитарное искусство) и гедо нистическими (Гедонизм в искусстве) взглядами на иск-во, утверждая в нем антифеодальные нравственные идеады,. В Западной Европе П развивалось в различных исторических условиях (ком­промисс буржуазии и аристократии в Англии, канун буржуазной революции во Франции, феодальная раздроблен ность в Германии), и его представите ли придерживались разных философ ских ориентаций (первый англ просве титель Шефтсбери — идеалист, такие деятели фр П , как Дидро, К А Гель-веций,—материв чисты) Но всех их объединяло новое понимание человека как «естественного», наделенного богат­ством и рациональных, и чувственных

способностей Ьольшое место в П э за­нимало учение о красоте, поиск ееябт,) ективных оснований «Красота состоит в многообразии единого»,— писал Вин-кельман Качество, «наличие которого делает предметы прекрасными», искал Дидро Теоретик изобразительного иск-ва Хогарт обнаруживал это качество в волнистой линии Но все просветители сходились в том, что объективные осно­вания красоты открываются только ак­тивно стремящемуся к ней человекуэ вооруженному и интеллектом и эмо­циями Не случайно именно П э подни­мает проблему не только объективного, но и субьекчивного характера эстети ческого суждения (Суждение эстети­ческое) Намеченная Баумгартеном, эта проблема разрабатывается затем Кан­том, предельно остро, как относитель ность прекрасного, анализируется Юмом l^ai£ratma_ggJgJ<gwfu станови^я_ _ в.Л- Э^-не только показателем 'целост­ности^ .упоря^рчеш^сти 0рлв.одь^лдр-изв. иск ва, по и характеристикой рав-новесия-рационального и эмоциональ-' ного начала в человеке, обоснованием возможное^ снятия социальных анта­гонизмов. ^Очень важная для П э ка­тегория эстетического вкуса развивает­ся от обоснования истинности вкуса разумом у И К Готшеда («Книга о немецком стихотворстве», 1751) к ана­лизу его психологических механизмов у Юма («О норме вкуса», 1739—40) и выведению характеристик, делающих вкус субъекта подлинно эстетиче­ским, у Канта («Критика способности суждения», 1790) Фр просветители под черкивали социальную обусловленность эстетического вкуса, предлагали более демократическую его трактовку Ра^ра-ботка этой категории — заметный вклад П э в развитие эстетической мысли Иск во для просветителей — прежде в"его следств^ утверждения эцтТЯфгц^ ' дальных нравственных .и,д,еал.оа-«ЈЈ1йЕ1-. венного» человека^Оня поддерживали ен1имешалиэм и реализм (живопись Хогарта и Ж Б Грёза, «мещанскую трагедию» в Германии и «слезливую ко­медию» во Франции, просветительский роман) к рые несли новую мораль Кри­тикуя академизм, П э не чуралась вы-

Про<.1ранс1во и время в ис^цсстие

Пространство и время в искусстве

сокой классики в искусстве Она выде ляла в нем познавательную и воспита тельную функции, считала его помощ ником в преобразовании об ва Эпоха Просвещения —время демократизации иск-ва, расширения "его" аудиюрии^ и рождения худож критики как института культуры, 'pетулиpующeгo отношения иск"ва с публикой—Блестящими крити ками в западноевроп П были Дж Ад дисон («Спектейтор» «Зритель», 1711— 14), Дидро («Салоны» 1759—79), Лессинг («Гамбургская драматургия», 1767—69) Национальным вариантом европ просветительского движения яв ляется П в России (вторая половина XVIII в ) — завершающий этап разви тия рус культуры от средневековья к новому времени Эстетическая теория, выступающая как важнейший аспект философии и идеологии pvc П, скла дывается в разви гии традиций оте чественной теоретике худож мысли и в творческом усвоении и интерпретации эстетических идей западноевроп прос ветителей Ранний период рус П э (до середины XVIII в ) представлен тру дами Ф Прокоповича, А Д Кантемира В Н Татищева, Тредиаковспого Ломо носова, зрелый этап — творчеством Но викова, Радищева, Карамзина, Я П Ко зельского и др И 1ейно политическая ориентация рус П — противостояние деспотизму государственной и церков ной власти, борьба против крепостного рабства, феодальной замкь'тости неве жества, тормозящих 1виж1:ние России по пути европеизации Философская платформа — деизм При ^гом теорс тики рус П э тракговли чр^ьрашос как свойство природы ви-ii е1ин(-тво мира в действии законы всеобщего стремления к совершенс-гвц Категория совершенства выступает ^ нн\ в )ни версальном значении «пру/шшл» и «це ли» бытия, критерия оценки яв1ении действительности Центры ii. нос звено этико эстетической теории р с просве тителей—)чение о 1.овер['1>.нном чечо веке ^гражданине. Сыне отс '^тва) oh предстает как физически н ^\\odHO rap моничное, нравственное с\1цигчо фор мируемое обвом само1.ов<:Ц11ен(_тв\ю щееся и деятельное Paunoi тизм опре

деляет стремление рус просветителей к построению всеобщей системы наук и художеств что в свою очередь, приво дит к вычленению эстетики как само стоятельной дисциплины, имеющей свой предмет, методы и общественные функ ции (80 е гг ) К концу XVIII в скла дывается понятийный аппарат эстети ки, определяется круг проблем, к рые она рассматривает, ставится вопрос об общественной роли эстетического воспи­тания Худож теория рус П — состав ная часть мировоззренческой концеп ции иск-во выступает как особая фор ма познания и творчества, способ ут верждения природных, социапьных, нравственных совершенств, как средст во воспитания сограждан Наиболее полно мировоззренческие идеи рус П воплотил классицизм — ведущий твор ческий метод эпохи Вместе с тем ху дож эстетическая теория П повлияла и на др направления и течения в рус иск ве — на просветительский реализм сентиментализм, ранний романтизм Ис торическая ограниченность (как запад ноевроп так и рус ) просветителей, к рые по словам Ленина, «искренне не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий» в нарождающемся бур жуазном строе, не умаляет их дела П э сыграла заметную роль в духовной культуре, явилась важным этапом в раз витии общеевроп эстетической мысли

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в ис­кусстве — категории, с помощью к ры\ в истории эстетики ктассифицировались виды искусства (определяемые соот ветственно как пространственные и врс менные) К пространственным обычно ОТНОСИ1И тамк иск ва, в к рых не обна р\живается 1вижения — архитектуру спульптцру живопись графику toi id кaкму^ыha пантомима и балет драча разные ВИ1.Ы сювссного иск ва относи 1ись к иск вам временным Несмогря на на чичие определенных основчнии t .~ i » такой классификации она пошери^тся пересмотры в совр эстетике и искусство знании Бы [о показано что человь че^кое восприятие пространственных изображений всегта осуществ]яется во В оно всегга дискретно (прерывно) художник o6iei4aeT это восприятие

обозначая в своем произв те временные границы, в соответствии с к рыми наше восприятие членится на отдельные рит мические такты Эйзенштейн подчерки вал, что живописные произв (напр портрет М Н Ермоловой кисти В А Се рова) содержат членения на части, сое диняемые при их восприятии, что позво ляет считать построение этих произв подобным монтажному (Монтаж) При менительно к творчеству таких худож­ников, как М А Врубель, П Н Фило­нов, можно говорить даже об относи тельной независимости отдельных мик рофрагментов их картин Т обр , изоб разительное иск-во, описывавшееся обычно вне В, оказалось по способу восприятия связанным с ним Пере смотр суждений традиционной эстетики о Пив был связан также с широким применением по отношению к словесно му иск ву представлений о неразрывной связи П и в , выработанных естествен ными науками в первой четверти XX в В трудах Бахтина понятие хронотопа (от греч chronos — время, topos — мес то) применено для описания и класси фикации разных видов литературных текстов (Текст художественный), в частности исторически сменявшихся ти­пов романа По словам англ драма турга Д Б Пристли, характерное для большинства его пьес представление фабулы вне хронологической последо вательности (со смещением временных границ и с перенесением из одной эпохи в др ) было подсказано ему книгой П Д Успенского о новой модели мира в совр науке Изменение представле ния о В обнаруживается и в романс XX в, где (как, напр, в эпопее фр писателя М Пруста «В поисках утра ченного времени») оно оказывается «центральным персонажем» Известный и ранее прием несовпадения последо вательности сюжетного изображения событий с развертыванием фабулы в реальном В особенно широко приме няется в прозе испочьзующей «поток сознания» героя, в к ром все реальные временные интервалы могут деформи роваться Параллельно с течениями в психологии, акцентирующими внима ние на самых ранних образах отпеча


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!