Танцы девушек во время киртана
Изначально Шрила Прабхупада ввел в танце только свами-степ и поднятые руки. Позже также научил преданных прыгать на киртане. Больше ничего. Но со временем в разных храмах на западе преданные стали добавлять что-то свое.
Вот одно из воспоминаний из книги Тамал Кришна Госвами «Слуга слуги»: «Во Вриндаван ненадолго приехала одна паломница и научила девушек танцу по кругу, напоминающему танец гопи с Кришной во время раса-лилы. На протяжении нескольких дней после ее отъезда все наши девушки-преданные исполняли именно этот танец в дальней части алтарной, вместо того чтобы танцевать так, как учил нас Шрила Прабхупада. Разумеется, брахмачари отвлекал этот фальшивый танец, но они боялись критиковать ту женщину-садхви, поскольку она вроде как была близким другом Шрилы Прабхупады. Но вот пришло письмо от Шрилы Прабхупады, и эти танцы немедленно прекратились. Мы чувствовали какую-то неловкость и раньше, Прабхупада же полностью прояснил ситуацию. Тогда мы поняли, насколько легко мы поддаемся влиянию майи, когда наш духовный учитель не с нами. Мы уже не были так в себе уверены и осознали, что должны прикладывать больше усилий для того, чтобы всегда помнить о наставлениях Шрилы Прабхупады». (Март, 1969-й год)
В 1976 году в личной беседе Шрила Прабхупада объяснил принцип танцев во время киртана:
«Тамала Кришна(читает письмо): «Ритм нарастает до темпа экспресс-поезда и атмосфера начинает походить на старомодное футбольное ралли. Некоторые из участников стараются идти в ногу с центральной группой, хлопая в ладоши, покачивая тела, выбрасывая руки вверх, а некоторые из младших приспосабливают современные танцевальные шаги к ритму. Когда алтарь открывается, преданные преклоняют колени и склоняют головы... »
|
|
Шрила Прабхупада: Кто ввел этот танец?
Хари-шаури: Он просто сам развился. [смеется]
Рупануга: Мы говорили об этом на днях. Изначальный стиль танца, который вы показали нам, изменился. Стал слишком похожим на современные танцы.
Шрила Прабхупада: Хмм. Я думаю, что это не хорошо.
Тамала Кришна: Должен ли я читать дальше, Прабхупада? «Служба стала ...» Каким образом мы должны танцевать, Шрила Прабхупада? С вытянутыми руками? Иногда преданные любят прыгать. Это нормально?
Прабхупада: В экстазе можно делать что угодно, это другое ... Но искусственно делать что-то нехорошо.
Тамала Кришна: Но если кому-то хочется попрыгать это нормально?
Шрила Прабхупада: Не рекомендуется делать ничего искусственно.
Рупануга: Так бегать туда-сюда не ...
Шрила Прабхупада: Нет, нет, это не должно быть искусственным».
(Беседа в комнате, 10 июля 1976 г., Нью-Йорк)
|
|
Главная мысль, о чем тут говорит Шрила Прабхупада: когда человек танцует из-за экстатических чувств, тогда правил нет, но в обычное время танцы не должны быть искусственными.
Хотя в «Нектаре преданности» написано, что преданный должен научиться красиво танцевать перед Божествами, скорее всего имелись ввиду классические профессиональные танцы вроде Бхарат-натьям или Одисси, а не общественные танцы в стиле Болливуда. К слову не всегда такие танцы в храме выглядят действительно красиво, так как не все могут подстроиться под ведущего танцора, делать это красиво, у кого-то просто нет к такому способностей или физического здоровья. Поэтому попав на киртаны с такими танцами, особенно где не хватает места, некоторые преданные чувствуют себя отделенными от общего числа преданных, изгоями.
В конце концов в чем смысл киртана? Разве не в повторении святых имен и в медитации на Кришну? Но когда нужно делать замысловатые движения, еще и подстраиваться под общий ритм, тогда большая доля внимания уходит именно на эти вещи, а не на святое имя. А если танец быстрый или если это продолжительная харинама, то просто физически не хватает воздуха в легких, чтобы еще и петь при этом. И тогда смысл киртана теряется.
|
|
Кроме того, танцы девушек привлекают внимание противоположного пола. Особенно, если алтарная небольшая. Либо сами девушки отвлекаются на противоположный пол, чтобы посмотреть как оценивают их танец. Хотя можно понять девушек, которым и так трудно выйти замуж в обществе преданных, потому что мужчин как правило меньше, чем числа женщин в общинах. Но все же в результате атмосфера на киртане заметно меняется.
На это можно возразить, что ради проповеди, например, харинам, Шрила Прабхупада разрешал многое. Но подумайте сами: если человек приходит в общину, привлекшись красивыми танцами девушек в храм, то что он будет искать в таком обществе? В то время как истинно разумные люди привлекаются не внешней красотой – они смотрят на сознание человека. И если в какой-то группе харинамы акцент поставлен больше на внешнюю привлекательность, красоту нарядов и танцев, но не уделяется внимание именно внимательному воспеванию святых имен (либо девушки танцуя не воспевают совсем), такая харинама привлечет в местный храм больше поверхностных людей, чем ищущих истинный духовный путь. А люди, практикующие медитацию, поймут, что в такой харинаме медитации нет.
Высокие стандарты и серьезность привлекают людей с подобным складом ума и ценностями.
|
|
«Главный смысл (принцип) публичного воспевания в том, чтобы прославить Господа, но не в том, чтобы привлечь внимание толпы. Если Кришна будет удовлетворён, Он Сам пошлёт в это место искренних людей, ищущих путь преданного служения». (Письмо Шрилы Прабхупады Субале – 12 ноября 1967 г.)
«Суть практического действия – в самом киртане (воспевании). От нас не требуется превращения в артисты. Главный наш принцип – служение Кришне, а не желание удовлетворить окружающих нас людей. Нам не следует также уделять большого внимания музыкальным ухищрениям. У людей не должно складываться представления, что мы являемся какой-то бродячей труппой артистов и музыкантов. Они должны чётко понять, что мы – преданные Кришны. Наша практика преданного служения и наша чистота должны быть столь очевидными, что простое воспевание должно оказывать на окружающих немедленное впечатление от преданности Кришне». (Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 30.10.1969)
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!