Проведение женщинами ягьи (огненного жертвоприношения)



Вопрос: Прочитала Вашу статью на сайте о попытках изменения положения женщин (спасибо огромное за служение!) и прошу Вас попытаться разобраться еще и с вопросом о проведении огненных ягий женщинами-вайшнави. Нигде не встречали цитат Шрилы Прабхупады по этому поводу?

Ответ: В ИСККОН женщины могут проводить ягьи. В Шримад Бхагаватам (6.19.8) даются инструкции как женщины должны соблюдать обряд пумсавана и там говорится о проведении ими ягьи: «Шукадева Госвами продолжал: Проведя обряд поклонения Господу Вишну всеми упомянутыми выше дарами, нужно двенадцать раз возлить топленое масло в священный огонь, повторяя следующую мантру: ом намо бхагавате маха-пурушуйа махавибхӯти-патйе сваха».

В другом месте Кашьяпа Муни говорит своей жене Адити: «О целомудренная и благочестивая женщина, может быть, пока я находился вдали от дома, ты была охвачена таким беспокойством, что не возливала топленого масла в огонь?» (Бхаг., 8.16.8)

В письме к своему ученику Вайкунтханатху и его жене Шарадие Шрила Прабхупада пишет по случаю посвящения мужа в гаятри-мантры (жена получила их ранее): "Попроси свою жену произнести эту мантру и слушай ее (мантру), а также по возможности проведи огненную церемонию такую же как ты видел во время твоей свадьбы и одень этот священный шнур на свое тело. Шарадия или любой дваждыинициированный преданный может провести эту церемонию". (Письмо Вайкунтханатху и Шарадие, 4 апреля 1971, Бомбей)

По факту в ИСККОН женщины уже проводят ягьи. В России это пока одна матаджи из Москвы. В свое время, когда вокруг этой темы поднялись обсуждения, двое Джи-Би-Си по Москве отстояли это право для нее.

И на самом деле даже в традиционной Индии это не является чем-то необычным или запретным. В Южной Индии существуют отдельные школы, где девочек обучают проводить ягьи.

Если вдруг в будущем кто-то что-то найдет из невиданной никем доселе Пураны, запрещающее женщинам проводить ягьи, то для Гаудия-вайшнавов главным писанием, регламентирующим их деятельность, является Хари-бхакти-виласа. И она говорит на этот счет:

ато нишедхакам йад йад вачанам шруйате спхутам

аваишнава-парам тат тад виджнейам таттва-даршибхих

«Поэтому какие бы ни были найдены ограничения в шастрах (относительно шудр или женщин), эти указания понимаются учеными душами как применимые только к непреданным».

(Хари-бхакти-виласа 5.453)

Но если уж нужны какие-то еще свидетельства из Вед, разрешающие женщинам проводить ягьи, то нетрудно найти и их:

«Женщина-брахман имеет право на получение священного шнура, проводить огненные жертвоприношения, изучать Веды и право собирать пожертвования». (Харита-смрити)

В Ведах сказано, что мужчина не должен проводить любые ведические ритуалы если он стал вдовцом. Мужчина может проводить ведические жертвоприношения только если его жена присутствует рядом. В Атхарва-веде (14.1.64) говорится: «Пусть мужчина возносит молитвы из Вед прямо перед ней и позади нее. Если он поступает таким образом, пусть божественная нерушимая благодать освещает ее дом удачей и достоинством». Аналогичным образом в Риг-веда (3.53.4) однозначно просит каждого мужчину быть сопровождаемому женой во время огненных жертвоприношений.

В Раямаяне Валмики (4.16.12, 2.20.15) мудрец говорит о том, что Каушалья и Кайкея также проводили агнихотры (ягьи).

 

 

Женский дандават

С самого начала проповеди на Западе и до своего ухода Шрила Прабхупада учил женщин в Движении сознания Кришны предлагать полный поклон, дандават. С течением времени этот аспект практики, как и некоторые другие, касающиеся женщин-преданных, оказался под осуждением или запретом. Далее представлены свидетельства священных писаний о предложении полных поклонов вайшнави.

«Слово данда означает «палка» или «жердь». Палка или жердь падает прямо. Подобно этому, когда человек простирается в поклоне перед старшим, касаясь земли всеми восемью ангами, или частями тела, это называется дандават. Бывает, что дандават делают только на словах, не простираясь ниц. В действительности же дандават значит падать перед старшим, как палка». (Ч.-ч., Мадхья, 1.67, комм.)

Восемь частей тела описываются следующим образом: «Нужно кланяться обеими руками, обеими стопами, обеими коленями, грудью, головой, глазами, сердцем и словами. Это называется предложением поклонов восемью частями тела». (Хари-бхакти-виласа 8.360)

Другой способ выразить почтение вовлекает только 5 частей тела: колени, руки, голову, интеллект и слова (Хари-бхакти-виласа 8.361). А самой простой формой выражения почтения является анджали-мудра или пранам-мудра, когда преданный складывает вместе ладони и склоняет голову.

В «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите» в разных местах используются разные слова для обозначения поклонов: намаскар (Б.-г., 18.56), дандават (Бхаг. 4.9.3), вандана (Ч.-ч., Ади 1.103) и др.

Есть много примеров как в «Шримад Бхагаватам», так и в «Шри Чайтанья-чаритамрите» когда женщины предлагали поклоны именно в форме дандавата.

Один из самых первых примеров – Адити, жена Кашьяпы Муни. «Шримад Бхагаватам» (8.17.5) описывает это таким образом: «Когда Верховный Господь явил Себя взору Адити, она, переполненная духовным блаженством, вскочила на ноги, а потом, словно палка, простерлась ниц перед Господом, выражая Ему почтение». В данном стихе Шукадева Госвами использовал слово дандават, описывая ее поклон.

Описывая обряд пумсавана, предназначенный исключительно для женщин, Шукадева Госвами упоминает, что нужно предлагать поклоны Верховному Господу. Тут он также использует слово дандават: пранамед дандавад бхумау… (Бхаг., 6.19.10)

В Гаудия-вайшнавской традиции мы видим как женщины приносят поклоны в форме дандавата: «Все жители деревни отправились посмотреть на Гопалу-Свидетеля. Увидев, что Господь действительно стоит на том месте, они простерлись перед Ним ниц». (Ч.-ч., Мадхья 5.109) …гопала декхина лока дандават каре. Как правило половину жителей деревни составляют женщины…

Кришнадаси (Лакшахира), проститутка, пришедшая совратить Харидаса Тхакура, но закончившая тем, что стала его ученицей, также приносит дандават: дандават хана паде тхакура-чаране… «Проститутка, уже просветленная, упала к лотосным стопам Харидаса Тхакура и призналась, что Рамачандра Кхан заставил ее опорочить его». (Ч.-ч., Антья, 3.131)

А среди 64 анг преданного служения, тринадцатая анга – предложение поклонов Божеству (дандаван-нати). (Ч.-ч., Мадхья 22.122) Будь все 64 анги предназначены только для определенной категории людей, а не для всех преданных, ачарьи обязательно упомянули бы об этом.

Шрила Прабхупада также учил всех своих последователей и в том числе учениц выражать свое предание через предложение дандаватов. Можно заметить, что в некоторых областях Индии современные местные обычаи диктуют, что женщины могут предлагать только поклоны, состоящие из пяти частей или какие-то другие формы поклонов, производные от дандавата, в отличие от описанного метода в священных писаниях. Такие местные традиции почему-то стали также нормой в ИСККОНе, не смотря на то, что прямые свидетельства говорят о том, что Шрила Прабхупада ввел такую практику среди своих последовательниц. Эта практика одобрялось даже в последние годы его пребывания на земле. Например, Рамания Деви Даси описывает случай своей инициации в Новом Маяпуре в 1976:

«Когда первых преданных вызывали получать свои четки от Шрилы Прабхупады и произнести четыре регулирующих принципа, они кланялись перед Шрилой Прабхупадой, но не делали полный дандават. Поэтому Прабхупада сказал, что все должны предлагать полный дандават когда они выходят вперед получать свои четки.

Я была следующей и спросила свою сестру в Боге что я должна сделать. Должна ли я поклониться в дандавате или нет? Она сказала: «Поэтому нет?» Поэтому я вышла и предложила полный дандават перед Шрилой Прабхупадой. На фотографии можно увидеть сари на полу напротив Прабхупады. А у Прабхупады была большая улыбка. Он был очень доволен мной из-за того, что я последовала его наставлению».

И в завершение хотелось бы привести несколько цитат прославляющих предложение дандавата. Рупа Госвами говорит о результате такого поклона: «Тот, кто однажды выразил почтение, склонившись перед Божеством, уже не вернется в этот мир, потому что он отправится прямиком в обитель Кришны». (Нектар преданности, 9 глава) «Хари-бхакти-судходая» утверждает: «С преданного, который падает ниц на землю, предлагая дандават Господу Вишну, на том же месте спадают все грехи. И они никогда не вернутся к нему снова».

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!