Детали внешнего вида разных категорий женщин



В ведической культуре можно понять положение человека просто по его одежде и внешнему виду. В ИСККОН мы знаем, что, если мужчина одет в шафрановые одежды, то это брахмачари. Если в белые с цветной каймой или с цветной куртой – это грихасха. Полностью белые – ванапрастха. А если в шафрановые и с бахирвасой («фартук» санньяси), то он в статусе санньяси. Точно так же ведическая культура предусматривала отличия во внешнем виде женщин.

«По одежде женщины можно понять кем она является: живет ли она с мужем или она вдова, или она не замужем, или ее муж находится вне дома, или же она проститутка. Культура настолько замечательная: просто по одежде можно понять, что «Вот женщина: ее муж находится дома. Вот женщина: она вдова. Вот женщина: она проститутка». Точно таким же образом: «Вот женщина: она не замужем». По одежде можно понять. Этот вермильон (красный порошок на проборе волос) означает, что она замужем. Когда она красиво одета, о, значит ее муж дома. Когда она в белых одеждах без никаких украшений – она вдова. Когда семанта… Как на английском сказать семанта? Это, разделение (пробор волос). Когда он не посередине, а сбоку значит, что она проститутка. Поэтому женщина должна одеваться таким образом, чтобы мужчины могли понять. А если не замужем, у нее не будет платка (на голове). Она должна быть открыта. Так или иначе, таковы социальные обычаи ведической цивилизации». (Лекция по ШБ 1.8.47, 9 мая 1973, Лос Анжелес)

Незамужние

Незамужние девушки согласно традиции носили некоторое количество украшений, но не так ярко, как это делали замужние. И они не покрывали голову. Но если пытаться применять это правило сейчас в обществе ИСККОН, то справедливо будет следовать также остальным нормам поведения для незамужних: они не смешивались с другими мужчинами, точно так же как и не занимали активной социальной позиции. Если незамужняя девушка, так или иначе, общается с противоположным полом, будет лучше прикрывать свои волосы как элемент женской красоты, который обладает свойством привлекать внимание противоположного пола.

Но само побуждение незамужних девушек одеваться красиво не предосудительно. Далее Шрила Прабхупада объясняет мотив, стоящий за этим:

«Такова психология, что если женщина не одета красиво, она не будет выглядеть привлекательно. Она будет избегать чрезмерного привлечения внимания. Но женщины естественным образом… ее психология одеваться красивым образом, чтобы привлечь мужчину. Потому что они хотят обрести защиту. В этом вся психология». (Беседа в комнате, 6 сентября 1976, Вриндаван)

Замужние

Главные признаки замужества женщины это: синдур (красная краска на проборе волос), мангала-сутра (особый медальон, который она получает на свадьбе от мужа) и в некоторых местностях Индии это кольца на средних пальцах обеих стоп. В наши дни в ИСККОН признак замужества женщины почему-то получило красное бинди (красная точка между бровей), однако в Индии такую бинди могут носить как замужние, так и незамужние девушки. Причина распространения такого признака замужества может состоять в том, что бинди легче "одеть" и "снять" в отличии от синдура, для "снятия" которого требуется мыть голову.

Есть еще несколько интересных правил внешнего вида для замужних женщин:

«Согласно религиозным наставлениям Ягьявалкьи, женщине, муж которой находится вдали от дома, ни при каких обстоятельствах не следует принимать участие ни в каких общественных торжествах, украшать свое тело, смеяться и посещать дома родственников. Таковы обеты женщины, чей муж находится вдали от дома. В то же время говорится, что жене не следует показываться мужу в нечистом виде. Она должна надеть украшения и хорошее платье. В присутствии мужа жена всегда должна быть счастливой и радостной». (Бхаг., 1.11.31, комм.)

Женщина в статусе ванапрастхи

В Шримад Бхагаватам (4.28.44, комм.) описываются также правила для женщины-ванапрастхи: «Аскетичность жены проявляется прежде всего в том, что она перестает думать о красивых нарядах и стремиться к роскоши. Она должна ограничиваться только самым необходимым, сведя к минимуму еду и сон. … На этапе ванапрастхи женщина должна перестать расчесываться, из-за чего ее волосы скатаются в космы. Тогда жена перестанет казаться своему мужу привлекательной и сама не будет испытывать полового возбуждения. Это поможет им обоим обрести духовное сознание». 

Вдовы и женщины-аскеты

Вдовы и женщины, ведущие отреченный образ жизни не украшаются и одевают белое (вдовы или монахини) или шафрановые (отреченные) одежды без цветной окантовки. Некоторые ортодоксальные вдовы состригают или полностью сбривают свои волосы, отказываясь даже от этого элемента женской красоты.

«Просто держитесь подальше от мужчин, воспевая святые имена как можно больше, читайте книги, поклоняйтесь Божествам. Я очень доволен этой девушкой Свати – она приняла эти белые одежды. Она, должно быть, выглядит совсем не примечательно. Вдове запрещено одевать украшения, красивые сари, укладывать волосы. Эти же вещи запрещены для женщины, которая находится без мужа». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, Маяпур, 21 февраля 1976)

 

Главные украшения вайшнави

Главные украшения женщин-вайшнави - это тилака и кантхималы. Они украшают не только внешнее, но и духовное тело. Даже Шримати Радхарани носит тилаку:

«Украшающая потенция наслаждения имеет девять проявлений. Пять из них проявляются распространением красоты Ее трансцендентного тела, украшенного гирляндами цветов. Ее невозмутимое спокойствие сравнивается с покровом одежд, омытых камфарой. Ее тайные муки по Кришне - это узел в Ее волосах, а знак тилаки на Ее лбу - это Ее удача». (Учение Господа Чайтаньи, гл.31 Высшее совершенство)

Хотя Шримати Радхарани носит тилаки разной формы, вайшнави в традиции Гаудия-вайшнавизма носят тилаку, состоящую из двух вертикальных линий, обозначающих стопу господа и листика туласи, нарисованного вниз от переносицы. Тилака рисуется глиной, взятой из особого священного места.

Тилака может заменить собой все остальные украшения: «В Кали-югу мало кому доступны украшения из золота и драгоценных камней, поэтому сейчас, чтобы украсить и освятить тело, достаточно нанести на тело двенадцать знаков тилака». (Бхаг., 4.12.28, комм.)

Другой признак, обозначающий, что женщина является вайшнави, а не просто женщиной, одетой в индийское красивое сари и украшения - это кантхималы из Туласи. Бхактивинод Тхакур пишет в Кальяна Калпатару: «Нет необходимости в модной ароматической сандаловой пасте – ты можешь использовать простую землю или глину, чтобы нарисовать на лбу тилаку. Твои причудливые ожерелья можно заменить на прекрасную туласи-малу. Живя таким образом в умонастроении простоты, все твои бессмысленные внешние усилия ради так называемого счастья будут сведены на нет и таким образом ты сможешь избежать пожара материального существования». (Бхактивинод Тхакур, Кальяна Калпатару, Песнь 13, стих 4)

По поводу прически в нескольких цитатах уже приводились описание какой она должна быть, поэтому мы не будем повторяться.

Вопрос: Не пахтали ли вы тему такую о покрытии головы матаджи?... Естественно у Шрилы Прабхупады!

Ответ: В практике сознания Кришны есть правила первостепенной важности, а есть второстепенные. В священных писаниях, если что-то повторяется несколько раз, нужно понимать, что это имеет особую важность и ему нужно уделить особое внимание.

Специально долго искала что-то у Шрилы Прабхупады на тему покрытия головы. Но ни разу не встретила ни одной прямой цитаты, в которой бы говорилось, что женщинам важно покрывать голову или почему это важно. В отличие от этой темы, другим моментам, относящихся к женщинам, Шрила Прабхупада посвящал свое время и место в комментариях. Хотя, конечно, можно найти непрямые свидетельства, что Шрила Прабхупада хотел видеть женщин с покрытой головой.

Из следующей цитаты можно понять, что незамужнюю девушку от замужней отличали по тому факту, что она не покрывала своих волос: «А если не замужем, у нее не будет покрывала (на голове). Она должна быть открыта. Так или иначе, таковы социальные обычаи ведической цивилизации». (Лекция по ШБ 1.8.47, 9 мая 1973, Лос Анжелес)

Эту же традицию подтверждает Хари Шаури прабху: «Формально статус женщины можно определить по ее одежде: замужняя женщина хранит свои волосы покрытыми, незамужняя девушка, которая находится под защитой отца не покрывает голову, вдова одевает белое сари без каемок, а проститутка разделяет волосы сбоку, а не посередине. Таким образом в ведическом обществе все хорошо организовано, что можно легко понять статус человека». (Хари Шаури д., Трансцендентный дневник, Том 1, Ноябрь 1975 – Апрель 1976)

На большинстве фотографий Шрилы Прабхупады с ученицами можно увидеть их с покрытыми головами. В том числе во время участия в церемонии установления Божеств. Тем не менее, если бы Шрила Прабхупада строго относился к этому правилу, то как бы могли Ямуна и Малати, которые готовы были пожертвовать за него свою жизнь, находиться очень близко со своим духовным учителем с непокрытой головой, что можно видеть на некоторых фотографиях?

Поэтому похоже, что Шрила Прабхупада не придавал этому правилу большого значения.

Иногда преданные превращают это правило в отличительный знак правильности своего сознания Кришны, разделяя таким образом окружающих на своих и чужих, беспокоясь больше о внешних признаках, чем о внутренних качествах. Лично на мое мнение, конфликты и споры, возникающие при обсуждению данной темы, наносят гораздо больший ущерб Движению и преданным, чем непокрытая голова каких-то женщин.

Насколько важно применять все эти детали женщинам в ИСККОН? Например, делать пробор посередине, а не сбоку как обычно, и так далее.

Эти детали будут увеличивать свою значимость по мере создания вайшнавской общины. Например, в сельхозобщине, построенной по правилам варнашрама-дхармы эффект от их соблюдения будет наиболее заметен, так как в общине и даже в одной семье нужны правила «дорожного движения», чтобы гармонично взаимодействовать друг с другом. Но если это большой город, где вайшнавов мало или они не сплочены, особого эффекта эти правила производить не будут. Однако каждой вайшнави следует учесть, что каждый человек играет для кого-то роль старшего. Будь это свои собственные дети или младшее поколение женщин-преданных, начавших практиковать позже. И нужно понимать, что внешний вид тоже имеет способность проповедовать как положительным, так и отрицательным образом. Поэтому хотя бы как служение Кришне и другим вайшнавам нам лучше уже сейчас показывать лучший пример внешнего вида, закладывая с самого начала в окружающих духовные ценности.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!