Могут ли женщины петь, танцевать и участвовать в театральных постановках на публике



Изучая наставления Шрилы Прабхупады, можно заметить, что по многим темам он подчас давал противоречивые наставления. В одном случае он мог запретить, а в другом наоборот воодушевлял и поддерживал. Так же случилось и с темой танцев, пения и театральных выступлений с участием женщин. С одной стороны, иногда он говорил, что эти вещи должны представляться только мужчинами. А с другой стороны вдохновлял труппы артистов продолжать выступления и даже сам организовывал их поездки. Так что же все-таки правильно? Для того, чтобы это понять, нужно собрать и проанализировать все свидетельства за и против. Вот что я смогла выяснить, изучив доступные в фолио Прабхупады факты по этой теме.

Наиболее яркий случай, который демонстрирует раскол между преданными во мнениях относительно этого вопроса произошел в Маяпуре весной 1975 года:

«Ансамбль «Бхакти Раса Дэнс» состоял преимущественно из Шатарупы, Праджапати, Расаджны, Лохитакши и Махавегавати. Прабхупада увидел танцоров в Лос-Анжелесе и захотел, чтобы они приехали в Маяпур с выступлениями. Но спустя всего лишь два представления поступила жалоба от санньяси о выступлениях женщин в храме, даже не смотря на то, что Шатарупа, которая играла Кришну, была полностью покрыта одеждой от головы до пят. Поэтому остальные представления были отменены.

Это был тяжелый опыт для тех, кто не понимал, что же теперь со всем этим делать. Они гадали, почему же Шрила Прабхупада не сказал санньяси о том, что он сам пригласил труппу и помог оплатить расходы на перелет. Большинство смирились с таким решением, но один член группы столкнулся со сложностью в принятии его и уехал…

Шатарупа д.д.: Мы показывали представления в храме и санньяси запротестовали. Они пошли к Шриле Прабхупаде и пожаловались, что они не хотят видеть танцующих женщин. Прабхупада потратил свои деньги, чтобы привезти нас в Индию, а теперь ему нужно было сказать Праджапати, что мы должны все прекратить. Мы так тяжко трудились, чтобы собрать все воедино, но когда санньяси пожаловались, он остановил это.

На ту ночь мы уже запланировали сбор средств, поэтому Прабхупада сказал, что мы могли бы продолжать выступления в другой комнате, отделка которой к кому времени еще не была завершена.

И так мы провели программу для нескольких важных персон, которые уже ехали по направлению к нам. И Вишнуджана Свами чтобы просто показать, что он не был одним из тех людей, которые пожаловались, пришел и подыгрывал на барабане для нас. Это было сродни заявлению, показывающему, что он не состоял в той группе, потому что он однозначно был тем, кто оказывал большую поддержку культуре и искусству в ИСККОН. Остальные санньяси были расстроены таким его заявлением.

Этот инцидент вызвал раскол в лагере санньяси, который позже еще и усугубился, когда Сварупа Дамодара привез некоторых танцоров Манипури, чтобы показать танец раса-лилы. Однажды вечером эти танцоры Манипури показывали танец раса-лила в храме перед Шрилой Прабхупадой и всеми преданными. Они красиво украсили молодых танцовщиц, которые изображали разные настроения гопи. Прабхупада сидел в аудитории в окружении санньяси и брахмачари, поэтому после выступления он произнес короткую речь». (Ваясаки дас, Радха-Дамодара Виласа, том 2, семнадцатая волна)

Лекция Шрилы Прабхупады после представления, Маяпур, 6 апреля 1975:

«…театральные представления. Это очень хорошо. Шри Чайтанья Махапрабху также проводил такие театральные представления, когда был грихастхой в Навадвипе, и все преданные приходили посмотреть. Но все роли играли только мужчины. Там не было такого, что женщины выступали. Такое участие женщин было позже представлено одним драматургом Гириш Чандра Гхошем, который имитировал западный манер театральной игры. В противном случае в наши детские годы мы никогда не видели ни одной постановки с участием женщины. Поэтому, если вы организуете такого рода выступления, они должны быть по крайней мере одобрены свыше. Санньяси также могут смотреть, но те части, где играют женщины, санньяси не могут смотреть. Это не так…, строго запрещено. На примере Чайтаньи Махапрабху мы можем увидеть, что в храме Джаганнатхи были представления, состоящие из танцев и пения женщин. Конечно, обычные посетители могут смотреть, но для санньяси и брахмачари это строго запрещено. Когда заиграла музыка, Чайтанья Махапрабху пришел в экстаз: «Такая удивительная музыка доносится из храма Джаганнатхи. Я должен пойти туда». Но его личный слуга Говинда преградил Ему путь: «Господин, эти песни поют женщины». «Да? Это поют женщины? Говинда, ты спас мою жизнь». (Смех) Поэтому для санньяси и брахмачари строго запрещено слушать пение женщин или смотреть их танец. Но, конечно же, в вашей стране это очень сложно сделать. Но, по крайней мере, в таких выступлениях санньяси и брахмачари не должны участвовать. Но если какие-то части представляются мужчинами, то каждый может смотреть, прямо перед Божествами. В этом нет вреда».

Из этой лекции Шрилы Прабхупады можно вынести четыре важных пункта:

1.Чайтанья Махапрабху сам устраивал спектакли о Кришне

2.Танцы и пение с участием женщин имели место еще во времена Господа Чайтаньи, но исполнялось исключительно для Господа в храме. Обычные люди могли прийти туда.

3.Но санньяси и брахмачари запрещено слушать пение женщин или смотреть их танец.

4.Если вы организуете такого рода выступления, они должны быть, по крайней мере, одобрены свыше, то есть должны быть поставлены под руководством опытных преданных, которые помогут сохранить правильное настроение.

Естественно, давая какие-либо практические наставления, даже расходящиеся с традиционно принятыми в Индии, Шрила Прабхупада всегда давал также принцип, которым нужно руководствоваться в применении этих наставлений. Иначе нетрадиционные формы проповеди могут быстро скатиться до обычных мирских развлечений. Понимая принцип, лежащий в основе каких-либо разрешений или ограничений, можно придерживаться сути проповеди, не отклоняясь в сторону чувственных удовольствий.

«Мы ищем подобного счастья, но мы были сбиты с толку похотливыми желаниями. Поэтому я очень рад видеть такие танцы, танцы Манипури, но они должны быть правильно использованы. Они не должны превращаться в похотливые танцы.

(…) На самом деле санньяси запрещено смотреть какие-либо танцы или пение в исполнении женщин, но мы не нарушаем эти правила. Просто помните о том, что Кришна является верховным наслаждающимся и, если мы смотрим и слушаем в этом настроении, тогда это очень хорошо. Иначе это плохо.

(…) Поэтому такие танцы приветствуются повсюду в мире, если мы правильно понимаем Кришну. В этом заключается предостережение. А в противном случае это очень, очень хорошо. И наша цель состоит в том, чтобы представить эти игры Кришны повсюду в мире, чтобы люди поняли, что они ищут счастья, счастья с Кришной, а не в материальном мире. Тогда вы достигнете успеха.

(Лекция по поводу танцев Манипури, Маяпур, 29 марта 1975)

Чтобы создать правильное настроение сознания Кришны как у самих выступающих, так и у зрителей, чтобы танцы, пение или представления с участием женщин не превращались в еще один вид чувственного удовольствия под прикрытием индийской культуры и разрешения Шрилы Прабхупады, можно делать следующие вещи:

- ставить представления на истории, одобренные ачарьями или духовными лидерами

- песни к танцам или сценкам должны быть связанны с преданным служением Кришне, а не с полубогами или мирскими темами и т.п.

- перед исполнением танца или бхаджана можно объяснять их значение или зачитывать перевод, чтобы аудитория могла больше погрузиться в смысл послания, а не в красоту голоса или исполнителя как такового.

- можно отдать предпочтение классическим танцам. Все движения классических индийских танцев имеют определенное значение в отличие от современных стилей, где внимание переключено больше на телодвижения исполнителя.

- современное направление индийского танца вроде Болливуда часто имеет движения, привнесенные из западного стиля танцев вроде «виляния» задней частью тела и т.д. Лично мне сложно понять какой духовный смысл они могут передать и как они могут помочь сосредоточиться на Кришне.

- исполнители танцев, сценок или бхаджанов (киртанов) должны быть целомудренно одеты и украшены, рисуя тилаки на лбу.

- садхана выступающих должна быть примерной. Это поможет им самим быть больше сосредоточенными на Кришне. Настроение выступающего естественным образом передается зрителям или слушателям.

- что бы то ни было делать под руководством опытных вайшнавов

Таким образом Шрила Прабхупада как совершенный ачарья, который проповедует согласно времени, месту и обстоятельствам, в отношении публичных выступлений с участием женщин использовал принцип, изложенный им в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 23.105, комм.):

«Чтобы внедрить культ сознания Кришны, проповедник должен изучить способность кандидатов к отречению в рамках страны и времени... Он должен избегать принципа нийама-аграхи, которое значит, что он не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может не быть возможным в другой. Долг ачарйи состоит в том, чтобы сделать акцент на самой сути преданного служения. Может быть небольшое изменение тут и небольшое изменение там настолько, насколько это может быть применено по принципу йукта-вайрагйи (надлежащего отречения). Должна быть принята во внимание суть преданного служения, а не внешние парафеналии… Вайшнав немедленно становится чистым, так как он следует правилам и предписаниям своего истинного духовного учителя. В этом нет необходимости, чтобы правила и предписания, которым следуют в Индии, были в точности такими же в Европе, Америке и других странах Запада. Простая имитация без эффекта называется нийама-аграхой. Не следовать регулирующим принципам, но вместо этого жить на полную катушку, это также называется нийама-аграхой… Мы не должны ни следовать регулирующим принципам без эффекта, ни терпеть неудачу в следовании регулирующим принципам. Что необходимо, так это особая методика согласно стране, времени и кандидату…"

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!