На всех уровнях существования есть возможность свободной инициативы, но только в пределах ограничений, накладываемых законами вышележащих уровней. 6 страница



Качество проявления, связанное с художественным опытом, хорошо чувствовал сам Микеланджело. Оно признавалось всеми, кто пытался понять значимость искусства в жизни человека, хотя отсутствие адекватной метафизики обычно мешало формулированию его в терминах Факта и Ценности. Так, Огден пишет: "Расположение к чувствованию полноты переживаемого события как правильного и уместного составляют то, что мы назвали эстетическим фактором восприятия". [32]

Хотя для иллюстрирования нашей темы мы взяли проявление художественных ценностей, понятно, что те же аргументы относятся ко всему ценностному опыту. Мы мгновенно видим, когда шаг в математическом рассуждении не только правилен, но плодотворен - и потому значим. Наши суждения одобрения и неодобрения, моральные или эстетические, осуществляются вне времени и "нипочему". Суждение "проявляется", и мы встречаем его нашей осведомленностью о нем. Если "мы" но готовы его встретить, оно проходит мимо нас, но мы не "производим" суждения. Проникая более глубоко во вневременность суждений, мы больше поймем о реальности ценностей; но прежде чем это может быть осуществлено, мы должны изучить вневременность, как она действует в районе, лежащем между Сферами Факта и Ценности.

 

10.26.2.  Синхрония

 

Понятие "уместности" /"пригодности", fitness / относится к проявляющему качеству, которое находится между фактом и ценностью. Мы говорим, что "ключ подходит к двери", и это утверждение фактично. Государственный деятель уверяет, что "страна должна годиться для того, чтобы в ней жили герои", и он имеет в виду или должен иметь в виду - не-фактические ценности в системе координат Факта. Священник уверяет нас, что наш друг умер "в состоянии готовности встретить своего Творца", и здесь имеется в виду только ценность. Между этими крайностями слово "fit" имеет ряд значений, связанных с характером проявления.[33]

 Понятие уместности является подходящим введением к нашему изучению проявления, поскольку оно не обязательно подразумевает временные или пространственные отношения. Более того, о ключе, который подходит к двери, нельзя сказать ни того, что замок является причиной ключа, ни того, что он является целью ключа. Чтобы яснее увидеть это различие, достаточно сравнить две фразы: "ключ открывает замок" и "ключ подходит к замку". Первое является только фактическим утверждением; второе, и любое подобное утверждение, такое как "перчатка приходится по руке", относится к пространственной связи, которая имеет весьма неопределенное значение: что, благодаря этой связи "пригодности" или "уместности", некоторый процесс осуществится хорошо. Ключ, который подходит к замку, может быть употреблен для того, чтобы открыть дверь. Перчатка, которая приходится по руке, служит для сохранения ее тепла и для того, чтобы рука выглядела элегантной. Это может быть названо "статической пригодностью". Связь между лошадью и наездником может быть примером постоянного приспособления, которое может быть названо "динамической пригодностью". Лошадь и наездник реагируют друг на друга - и это процесс во времени; они соединяются, воплощая гармоническую организацию в пространстве. Это, однако, не есть истинное качество отношения которое, состоит в том, как наездник управляет движениями людьми, но не является их причиной. Другой пример "динамического соответствия" может быть найден в связи между вечным паттерном живого организма и его физико-химическим процессам во времени. Одно "пригодно" для другого, но связь динамична: она постоянно регулируется в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями жизненного цикла организма. В каждом случае мы можем отделить процесс, происходящий в пространстве и времени, от вне-временной структуры, посредством которой связываются различные циклы и уровни.

Мы будем употреблять термины "синхрония" и "синхронический" для обозначения подобной связности /connectedness / опыта, из которой абстрагированы темпоральные дифференциации; синхрония раскрывает некоторые вне-временные связи, включающие пространство, вечность и гипарксис.[34]

Синхрония тесно связана с проявлением. Если бы не было синхронической связанности, не могло бы быть никакого проявления, кроме как в состоянии чистого сознания, отделенного от функции. Так же как проявление не может быть сведено к терминам актуализируемого факта, синхрония не может быть подведена под причинные законы естественного порядка. Тем не менее, синхронию следует скорое рассматривать как условие проявления, чем как проявляющееся качество. Чистое проявление не только не актуализируется во времени, но оно также свободно от условий присутствия, потенциальности и возвращения. Это момент сознательного опыта "без почему". Тем не менее, мы можем многое узнать о проявлении, рассматривая различные формы вневременной связанности, которые могут быть обнаружены в нашем опыте. Изучение синхронии оказывается сложным из-за положения, которое она занимает на "ничейной земле" между Наукой, Искусством и Религией. Есть, однако, много важных примеров синхронии, которые можно обнаружить в Естественном Порядке. Такова, например, связь между телом и умом. Но именно такие проблемы ускользают от строго научного - то есть наблюдательного - подхода.

Мы будем искать законы синхронии, но эти законы имеют что-то от эстетического качества, заставляющего архитектора принимать "золотое сечение" как закон пропорции. Трудность согласования изучения синхронических законов с современной "ортодоксальной" наукой очевидно в случае тех форм опыта, которые являются предметом психологических исследований и обычно называются психофеноменами.

Вряд ли можно сомневаться, что такие феномены действительно имеют место, и что они могут быть продемонстрированы в экспериментальных методах - в частности, методами экстрасенсорного восприятия.

Большинство феноменов экстрасенсорного восприятия имеют две общие черты:

 

1. они функциональны по своему характеру; и можно, следовательно, ожидать, что они сводимы к факту; но

2. они трудноуловимы и, как правило, невоспроизводимы, и их не легко ввести в систему координат естественного порядка.

 

Мы назовем парэстетическими [35] те феномены, которые родственны чувственному опыту, но все же не могут быть описаны в терминах одного только чувственного опыта. Определенные таким образом, парэстетические феномены должны включать все вечностные и гипархические внутренние отношения сложных сущностей и различного рода ситуации, которые могут возникать в результате взаимодействия различных сущностей без актуализации обмена хилэ во времени. Парэстетические феномены особенно трудно поддаются научному исследованию, и их сравнительная редкость и маловажность в Сфере Факта может, по-видимому, быть достаточным основанием для того, чтобы игнорировать их, если бы они не были родственны другим феноменам, имеющим решающее значение для любой возможной интерпретации естественного порядка - таким, как связь между вечным паттерном и соматическим организмом живых животных.

Рассмотрение парэстетических феноменов поможет нам прояснить связь между Фактом и Ценностью, а также установить неустранимость Ценности как таковой. Такое изучение требует нового подхода к детерминирующим условиям. До сих пор мы постулировали шестимерную систему координат пространства, времени, вечности и гипарксиса, чтобы дать последовательное объяснение феноменов, доступных чувственному наблюдению.

Теперь мы должны обратить процесс и искать в феноменах, наблюдаемых в пространстве и времени, путеводную нить для установления законов, управляющих "ненаблюдаемыми" измерениями вечности и гипарксиса.

Признание того, что ненаблюдаемые качества, несомненно, являются конституентами Реальности, заставляют нас принять подлинность качественных различений и вне-временной связанности, которые не могут быть непосредственно выражены в терминах чувственных впечатлений. Качества "правильности" и "уместности" не могут быть о легкостью сведены к пространственным соответствиям или темпоральной одновременности; такие слова имеют значение по отношению к потенциальности и возвращениям, которые их связанность делает возможными. Мы ищем законы, которые дадут нам возможность обобщить наш опыт и соединить уникальность Ценности с универсальностью Факта. Эти Законы Синхронии должны принимать во внимание реальность проявления; следовательно, они не могут иметь количественного характера, к которому мы стремимся в законах естественных наук. Последние основываются на предположении, что все феномены могут быть сведены к фактам и, таким образом, сделаны полностью познаваемыми к постижимым для человеческого ума; в то время как в синхронической связанности есть эстетическое качество, выходящее за пределы знания и включающее способность суждения.

 

10.26.3Законы синхронии

 

Наша геометрия, развитая во Второй книге, имеет, по-видимому, значимость как система координат для физических и даже биологических событий.

Шесть измерений - это нечто большее, чем удобная система отнесения для целей описания, ибо они принимаются для выражения универсальных законов природы. Ими, следовательно, Факт считается находящимся в системе координат трех родов времени и трех родов пространства. [36] Одно из трех условий пространства - то, которое содержит направления моментальных движений - связано со временем. "Пространство" силовых полей и градиентов потенциальной энергии тесно связано с вечным паттерном и мало что прибавляет к нашему пониманию синхронии. Поэтому мы остановим свое внимание на третьем пространственном направлении, которое в простой ситуации ассоциируется со спином и осью углового момента, на макрокосмической же шкале связано со свойствами формы, масштаба и пропорции.

Основные законы синхронии должны быть законами системы координат, модифицированными требованием, что они должны соответствовать свойству проявления. Они, следовательно, должны быть выводимы из рассмотрения различных сочетаний, которые могут возникать при рассмотрении пространства, вечности и гипарксиса как трех компонентов триады. Это ведет к шести Синхроническим Триадам, составляющим все возможные сочетания, в которых время не выражено.

Употребляя символы П, В и Г для обозначения проявляющихся качеств пространства, вечности и гипарксиса, мы имеем:

П     влияние формы, масштаба и пропорции;

В     влияния потенциальности, организации и паттерна;

Г     влияния возвращения, регуляции и проявления.

 


Может возникнуть шесть комбинаций в соответствии с тем, какой элемент триады ассоциируется с каждым из влияний. Формальная схема показана на диаграмме 26.1.

 

Законы       Символ      Доминирующий    Подчиненный        Посредствующий

 

1.                П-В-Г         Пространство        Вечность                Гипарксис

2.                П-Г-В         Пространство        Гипарксис              Вечность

3.                В-П-Г         Вечность                Пространство        Гипарксис

4.                В-Г-П         Вечность                Гипарксис              Пространство

5.                Г-П-В         Гипарксис              Пространство        Вечность

6.                Г-В-П         Гипарксис              Вечность                Пространство

 

 

Рис.26.1. Шесть Законов Синхронии.

 

Прежде чем детально обсуждать эти шесть законов, попытаемся дать их предварительную формулировку, принимающую во внимание качество проявления. Примеры, иллюстрирующие законы, будут приводиться далее.

 

1-й Закон. П-В-Г. Закон Общего Присутствия

Пространственная совместимость вызывает общее присутствие в вечных паттернах в данном районе, и это общее присутствие проявляется как распознаваемое качество, общее всем сущностям в районе.

 

2-й Закон. П-Г-В. Закон Взаимного Приспособления.

В каждом районе пространства есть взаимное приспособление регулирующих влияний различных сущностей, производящее мгновенный паттерн, более или менее независимый от отдельных присутствующих сущностей.

 

3-й Закон. В-П-Г. Закон Организации и Дезорганизации

Посредством взаимного действия организующих и дезорганизующих влияний на различных уровнях в вечности сущности проявляются как уникальные манифестации Бытия в пределах ограничений, накладываемых формой, размером и пропорцией.

 

4-й Закон. В-Г-П. Закон Множественного Существования.

Каждая сущность есть вневременной ряд симультанных существований, имеющих одинаковые внешние условия, но различающихся упорядоченной последовательностью в отношении их внутреннего качества или содержания.

 

5-й Закон. Г-П-В. Закон Связанности и Независимости

Есть взаимное регулирующее действие между сущностями - такое, что все они как связаны, так и независимы; интенсивность как связанности, так и независимости соответствует их уровню существования в вечности.

 

6-й Закон. Г-В-П. Закон Нормальности

Любая сущность обусловлена нормой, являющейся источником ее проявляющегося качества, которое, однако, может манифестироваться только в соответствии с возможностями, предоставляемыми окружением.

 

Эти формулировки - не более чем предположения; и теперь мы попытаемся найти способ выразить значение законов более ясно.


10.26.4.  Закон Общего Присутствия. П-В-Г

 

Человеческие отношения различными способами иллюстрируют первый закон синхронии. Первый - и в некоторых отношениях самый важный - пример можно обнаружить, сравнивая человека как "объект научного изучения" и человека как "человеческое существо". Употребляя последнее выражение, мы подразумеваем, что перед нами нечто большее, чем функциональный механизм - но такое "нечто", которое мы можем знать и знаем. Таинственность невидимой сущности отвергает эту наивную уверенность и оставляет нас перед дилеммой: человек как Факт находится перед нами, его можно видеть; человек как Ценность непознаваем. Одно ли и то же эти два человека или они различны? Из повторяющегося опыта столкновения с этой тайной появляется осведомленность об общем присутствии, которое не является ни фактом, ни ценностью, но есть опыт синхронической реальности: Я и Ты.

Общие присутствия не являются ни результатом предшествующей причины, ни исполнением какой-либо цели. Они могут проявляться как преходящая совместность сущностей в ограниченном районе пространства. Это можно наблюдать в поведении толпы возбужденных людей, когда возникает связь общего чувствования, без причины или цели. В такой ситуации действия людей, если их рассматривать как отдельные сущности, выглядят часто необъяснимыми с точки зрения прошлой истории этих людей или с точки зрения их будущих целей. Они полностью подпали под влияние переходящего паттерна поведения, распространяющегося на весь район пространства, занятого толпой.

 В таких примерах чувственные восприятия, очевидно, играют роль в передаче влияний, но они не объясняют общее присутствие, которым обладает толпа. Это присутствие не актуализируется: оно возникает и исчезает в соответствии с законами, которые не могут быть сведены к научным формам, на что указывает часто употребляемая фраза "непредсказуемой поведение толпы". Подобное сообщество присутствия можно наблюдать в полете птиц, когда вся стая поворачивается или спускается со связанностью, которая кажется преходящей, но вместе с тем более совершенна, чем то, чего мог бы достичь любой механизм темпоральной координации.

Поразительные примеры общего присутствия без личного отождествления можно видеть в мире насекомых. Термитник ясно определен в пространстве; его размеры, форма и пропорции - это очень сложная видимая структура. Но есть невидимый и непостижимый фактор, дающий возможность колонии термитов, которая может состоять из более полумиллиона отдельных насекомых, манифестировать паттерн поведения, обладающий изумительной степенью координации и единства. Это единство не сразу бросается в глаза, когда мы стоим перед белой колонной в речной долине Южной Африки, и мы не можем наблюдать его в актуальном процессе жизни, проникая внутрь термитника. Только длительное терпеливое изучение, которое больше похоже на искусство, чем на науку, дает возможность ощутить общее присутствие в термитнике. [37]

Известно около 2.600 видов термитов, и каждый из них имеет свой характерный паттерн существования. Не следует, однако, путать общее присутствие термитника с паттерном существования, общим всем членам вида, совершаем первое с чувством реального присутствия, которое проявляется благодаря способности возвращения в ограниченном районе пространства.

Общее присутствие манифестируется как способность "дать почувствовать свое присутствие", и оно может быть распознаваемо как пространственно-протяженное свойство, которое не актуализировало. Мы можем признать в этом качественном факторе обогащение просто пространственного присутствия проявляющимся фактором, который дает общему присутствию собственную ценность. Поэтому мы приняли термин "общее присутствие" для обозначения того нечто, которое разделяется без обмана.

Этот проявляющийся фактор может быть верифицирован в психологическом опыте, когда два человека близко подходят друг к другу. При этом имеет место осведомленность об общем присутствии Я и Ты, качественно отличная от того, что дано видом и звуком, и изменяющаяся, если близость вырождается в простой физический контакт посредством тактильных ощущений и запаха.

Общее присутствие существует "моментально". Оно не имеет истории. Оно не актуализируется. Общее присутствие данного момента обладает собственным составом, который может измениться, медленно или внезапно, постепенно или бессвязно, в другой состав, не имеющий видимого сходства с предыдущим. Эта непредсказуемость общего присутствия делает его трудно схватываемым в какой-либо "научной" рабочей гипотезе и указывает, что оно принадлежит к парэстетическому району.

 

10.26.5.  Закон Взаимного Приспособления, П-Г-В

 

Мы должны начать с различения синхронического взаимного приспособления, которое проявляется во взаимной связанности сущностей, от темпорального эффекта взаимодействия между сущностями. Последний - общее место научных наблюдений, поскольку он является результатом тенденции систем двигаться к наиболее стабильному состоянию. Поскольку второй закон синхронии не количествен, он глубоко "ненаучен". Он выражается в бесчисленных пословицах и поговорках, древних и народных, созданных людьми более чувствительными, чем современные "образованные" и "цивилизованные" люди, к проявляющимся вневременным качествам опыта. Мы находим, например, странную значимость в поговорках, что "Бог смягчает ветер для стриженой овцы" или что "Удача благоприятствует смелым". Во множестве таких случаев мы выражаем уверенность, что есть взаимное приспособление событий, которое не может быть объяснено действием причинных законов.

Многие случаи связанности без взаимодействия могут быть отнесены к Закону Взаимного Приспособления, который утверждает, что есть скрытое регулирующее влияние, смягчающее напряжения, которые возникли бы иначе между несовместимыми паттернами отдельно актуализирующихся целых.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!