На всех уровнях существования есть возможность свободной инициативы, но только в пределах ограничений, накладываемых законами вышележащих уровней. 5 страница



Таким образом, мы продолжаем следовать методу Последовательного Приближения, принятому вначале, понимая, что можем надеяться лишь на частичное прояснение качественных принципов, управляющих трансформациями Ценности.

 


ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РАЙОН

 

Поскольку Сфера Факта и Сфера Ценности предполагаются соразмерными, мы можем ожидать, что обнаружим район, общий им, где факты переходят в невозможное, а ценности приближаются к незначимому. Такой район действительно существует, и чтобы изучить его свойства, мы должны вернуться к диаграмме Главы 13 [25], в которой опыт представлен сочетанием четырех элементов: Единства, Бытия, Функции и Воли:

 

                                           U

 

                                              B

 

       F

 

                                   W

 

U - Единство

F - Функция

B - Бытие

W - Воля

 

Рис.25.5. Четырехэлементное представление опыта.

Пока мы занимались изучением Факта, наше внимание было в основном направлено на район, окружающий вершину F, где функциональные характеристики преобладают над различиями Бытия и Воли. Факт "в основном" ограничен нижним треугольником BWF , где трансцендентальное Единство Бытия не играет роли.[26] Различные уровни существования, постулируемые в естественных науках, простираются в направлении FB . Линия FW указывает на изменяющуюся степень воздействия условий системы координат в соответствии с формой и функцией. Точка B представляет Бытие как простое существование. Точка U, которая, рассматривается "снизу", видится как Трансцендентальное Единство, а "сверху" - то есть с точки зрения Ценностей - есть нулевая точка, где Сущность лишается содержания. В точке U Бытие, Функция и Воля объединены; но Ценности, которые могут быть реализованы благодаря этому объединению, все еще "виртуальны", поскольку они лишь начали проявляться в шестимерной системе координат детерминирующих условий, таким образом, линия BU может быть принята как представляющая путь, который ведет от Существования к Сущности.


Чтобы представить Реализацию, мы должны дополнить тетраэдр так, как показано на рис. 25.6:

 

 

                   V1                                    V2              СФЕРА

                                                                                           ЦЕННОСТЕЙ

 

 

                                                          V3

 

                                    U

 

                      B

                                                                                           СФЕРА

                                                                                           ФАКТА

                   W

                                                             F

 

 

Рис.26.6. Факт и Ценность.

 

В этой диаграмме точка U представляет уже точку Сущностного Ничто / Essential Nullity /, что выражается предложением: "В Факте нет Ценности". Это – кульминация "проявления" и начало истинной реализации. Треугольник V1V2V3 представляет ультимативные ценности, природа которых еще не стала явной. Мы можем, однако, предположить, что V1 должно быть ценностным аспектом функции, V2 - Бытия, а V3 - Воли.

Возвращаясь к тетраэдру UBWF и помня о "нечувствительности к вечности" человеческой самости, мы можем приписать все "полностью познаваемые" факты треугольнику WBF. Феномены вообще занимают внутреннюю часть тетраэдра, будучи "реальными", они должны быть причастными Трансцендентальному Единству Бытия U. Таким образом, мы можем рассматривать район, окружающий U, как переход от Факта к Ценности.

Сведение Феномена к Факту [27] состоит в проецировании феноменов в район "простого существования" WFB. Чтобы проиллюстрировать это, мы можем взять проблему, которую будем обсуждать позже - соотношение "ума" и "тела". Будучи сведенным к Фактическим терминам, отношение не может быть обнаружено и, действительно, "не существует". Ум оказывается, как пишет Райл, "богом из машины". [28]

 Когда наше внимание направлено на феномены, как они даны в нашем непосредственном опыте, мы всегда обнаруживаем в них ценности и в то же время признаем свою несостоятельность в согласовании Ценности с законами Факта.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ

 

 Перед нами стоит задача дать такое объяснение Ценности, чтобы оно, с одной стороны, соответствовало всему корпусу фактического знания, а с другой - схватывало весь ценностный опыт, доступный нашим человеческим формам сознания. Ибо мы должны принять во внимание динамическое качество, присущее Ценности и отсутствующее у Факта. Этот динамизм связан со свойством Реализации, которое связывает Сущность с Существованием. Наше предварительное исследование, таким образом, должно содержать попытку прояснить значение, которое мы приписываем словам Реальность и Реализация и выражению Реализация Ценностей. На следующей диаграмме показано, каким образом могут быть соотнесены понятия, вводимые в этой главе:

 

                                                       Бытие как Конец


Невозможность                                                                             Существование

 

Качество                                        Проявление                                   Количество

 


Ценность                                        РЕАЛИЗАЦИЯ                              Факт

 

Сущность                                       Гармония                                       Возможность

 

                                                       Бытие как Источник

 

 

Рис.25.7.Реализация и Гармония.

 

На данной стации исследования у нас нет средств, чтобы узнать, соответствуют ли направления, показанные стрелками на диаграмме, истинным ситуациям, или между различными элементами могут возникать, и возникают, взаимодействия. Мы даже не знаем, представляют ли различные термины объекты сходного рода и принадлежат ли они к одной и той же области рассуждения. Особенно важно помнить, что различные "пары противоположностей" достигались весьма различным путем. Мы не знаем ни логических, ни субстанциональных отношений, которые могут существовать между ними.

Для целей систематики удобно подойти к изучению Ценности, следуя последовательности категорий. В этом смысле Вторая книга первого тома может рассматриваться как изучение ценностей в соответствии с категорией целостности. Хотя предмет был ограничен Естественным Порядком, мотив, заставлявший нас предпринимать исследование, состоял в том, чтобы найти ответ на вопрос, каково значение человеческого существования на Земле. Ценностное качество - общий интерес, который все мы имеем к познанию себя и мира, насколько это возможно.

Наше исследование будет осуществляться посредством последовательного рассмотрения свойств многочленных систем от диады до додекады. В этой главе мы начали изучение Диады Ценности и Факта. Мы можем предположить, что тотальная и ультимативная Ценность, которая придает значимость всем частичным ценностям, требует для своего выражения не менее чем бесконечной системы элементов всего Существования. Будучи крайне далеким от способности постижения Бесконечной Сложности Всеобщей Ценности, мы, с нашими ограниченными человеческими способностями, не можем пойти много далее трех- или четырехчленных систем. Есть даже основание предполагать, что Двенадцатичленная система - додекада - представляет собой предел человеческой способности постижения единства многообразия.


Схема нашего исследования может быть представлена в виде таблицы, показывающей ряд многочленных систем, которые будут вехами на нашем пути.

 

Ряд многочленных систем:

 

МОНАДЫ. Изучение Опыта как целого без различения качества. Естественный порядок от корпускул до галактик постигается, таким образом, как взаимоподдерживающееся циклическое или возвращающееся целое, подвластное детерминирующим условиям. На этой стадии Ценность может быть приписана только всей Вселенной в том смысле, что мы стремимся понять ее и лучше приспособиться к ней.

 

ДИАДЫ. Опыт как двойственная Реальность. Две Сферы - Факт и Ценность. Диады Сущности и Существования, Проявления и Свершения, Возможности и Невозможности, Качества и Количества, Бытия как Источника и Бытия как Конца. Ценности рассматриваются здесь как качества, содержащиеся во всем.

 

ТРИАДЫ. Опыт как цепь трехчленных Отношений. Различия трехчленных систем. Воля как источник Закона. Взаимосвязанные Миры Воли. Ценности здесь следует понимать как качества, свойственные различным модусам воления.

 

ТЕТРАДЫ. Субсистенция и Бытие. Тетрады Энергии. Творение посредством Тетрад. Универсальная Шкала Бытия. Божественная Тетрада.

 

ПЕНТАДЫ. Потенциальность и Ценность. Пентады Сущностей. Космическая Драма. Здесь Ценность рассматривается как значимость, содержащаяся как в том, чего нет, так и в том, что есть.

 

ГЕКСАДЫ. Возвращение как Реализация Ценностей. Эволюция и Исторические Гексады. Реализация в отличие от Процесса. Ценность теперь рассматривается как растущее развивающееся качество.

 

ГЕПТАДЫ, ОКТАДЫ, ЭННЕАДЫ. Полные События и Модусы Гармонии. Ценность реализуется в Индивидуумах и Сообществах.

 

ДОДЕКАДА. Символ Гармонии. "Триада Тетрад", посредством которой согласуются Воля и Бытие. Идеальное Сообщество.

 

СООБЩЕСТВА. Многочленные системы с бесконечным числом элементов. Здесь реализуется как единство в разнообразии.

 

Если нам удастся провести исследование так далеко, не потеряв связь с почвой опыта, мы совершим все, на что можем надеяться. Мы можем в лучшем случае обнаружить лишь проекции в области опыта, доступные нашим человеческим способностям, опыта Великой и Универсальной Гармонии, в которой Ценность и Факт вечно и непрерывно согласуются.

Облако Непознаваемого окутывает Области Реальности, лежащие за пределами различения Факта и Ценности: там Источник и Конец, Цель и Свершение остаются позади как несовершенные выражения Непостижимого и Необусловленного.

 


Глава 26.

 

СИНХРОНИЯ

10.26.1. Проявление

 

Сфера Ценностей - это та часть реальности, где значимо только качество, в отличие от Сферы Факта, которая управляется количественными законами, включая законы системы координат. Это предполагает, что "чистые" ценности должны быть свободны от детерминации условиями пространства и времени. Если ценности "вневременны", мы сталкиваемся с вопросом, может ли быть "вневременной опыт". Мы легко можем помыслить такие вневременные понятия, как равенство или такие вневременные формы, как треугольник, не так легко решить, можем ли мы испытывать в опыте равенство или треугольность иначе как конституенты событий, которые имеют продолжительность во времени. Александер[29], возможно, прав, утверждая, что даже когда мы только мыслим такие идеи в своем воображении, мы наделяем их пространственно-временной формой. Он, конечно, заходит слишком далеко, утверждая на этом основании, что весь наш опыт необходимо пространственно-временной: это тема, относительно которой можно ждать решения от самого опыта. Мы видели во Второй книге, что сам факт не подвластен условиям только лишь времени и пространства. Мы можем с уверенностью заключать на основании наших наблюдений во времени и пространстве, что каждый живой организм нацелен "вечным паттерном", который вневременен, хотя, возможно, пространственно-протяжен. Если бы мы могли непосредственно сознавать эти вечные паттерны, мы имели бы вневременной опыт; но если мы попытаемся обнаружить, как можно было этого достичь, то увидим, что это за пределами наших возможностей. Мы не можем исключить возможность, что могут существовать существа, функциональные органы которых настолько отличны от наших, что они способны воспринимать хилэ в ее виртуальных и чувствительных состояниях.

Для таких существ "вечные паттерны" были бы воспринимаемыми факторами, а "гипархические возвращения" - объектами, изучаемыми путем наблюдения. Для опыта таких существ разделение Универсального Многообразия на измерения Времени, Пространства, Вечности и Гипарксиса были бы совсем иными, чем для нас. Различие между ними и нами было бы аналогичным - хотя и более глубоким - тому, которое описывается в специальной теории относительности, и в соответствии с которым два тела в относительном движении разделяют пространство-время различным образом.

Следовательно, не может быть теоретического определения "вневременности" и мы, таким образом, должны обращаться прямо к суду опыта. Если мы тщательно рассмотрим, каким образом мы принимаем ценности, то обнаружим, что это принятие не есть результат процесса. Иногда - хотя и не всегда - мы обнаруживаем, что говорим "это верно", или "это красиво", или "как жаль", выражая таким образом целостные суждения, не сознавая ни процесса чувственного восприятия, ни процесса умственных ассоциаций, посредством которых осуществлялось бы суждение.

Из-за привычки предаваться ментальным ассоциациям, мы - если только наше внимание привлекается каким-либо внутренним или внешним ценностным опытом - склонны смешивать его с последующими ментальными или чувственными ассоциациями к этому опыту. Необходимо внимательное и настойчивое самонаблюдение, чтобы установить вне всякого сомнения, что ценностный опыт сам по себе вневременен. Поскольку мы сейчас интересуемся не реализацией ценностей, а их вкладом в смысл и цель человеческого существования, мы примем в качестве предпосылки данного исследования, что в человеческом опыте действительно имеется осведомленность о вневременных ценностях. Ценности "проявляются" в опыте до некоторой степени подобно тому, как мы узнаем, что некоторая форма, которую мы видим перед собой, есть треугольник.

Проявление может показаться на первый взгляд сравнительно простым понятием; оно ассоциируется с "Проявляющейся Эволюцией" Ллойда Моргана и представлениям других философов о темпоральном прогрессе от неживого к живому, или от бессознательного к сознательному. В действительности же это тонкое и наиболее неуловимое свойство опыта, которое не может быть выражено или описано в фактических терминах. То, что "проявляется", не есть ни усовершенствованная функция, ни более высокий уровень существования; это - более значимая тождественность.[30]

Качество проявления легче всего может быть обнаружено в оценке произведений художественного творчества, искусство мы стремимся к гармоническому равновесию факта и ценности, актуальное содержание воспринимается как тематический материал, принимающий форму, будь то в динамической неполноте танца и музыки или в статическом совершенстве живописи и скульптуры. Мы признаем, что сами ограничения каждой формы искусства являются условиями их способности вызвать художественный опыт. Это становится очевидным, когда художник, такой как Вагнер, стремится преодолеть ограничения своего искусства попыткой синтеза зрелищной формы с формами звука, поэзии и архитектуры. Результатом оказывается великая неудача. Ценностное содержание произведения искусства переживается в опыте не посредством чувственного восприятия, а посредством проявления. Проявляясь вневременно во внутреннем опыте художника, оно должно и передаваться воспринимающему как качество, которое проявляется безвременно в его собственном внутреннем опыте. Темпоральная актуализация, вечный паттерн и гипархические возвращения играют свою роль в возникновении опыта; но художественное качество проявляется скорее посредством их, чем в них. То, что проявляется, не становится актуальным - оно не существует. Это даже не вечный паттерн и также не наше представление паттерна, несовершенно выраженного в видимом произведении; это качество, которое недетерминировано и поэтому не может ни быть описано, ни сведено к факту.

Я впервые увидел "Pieta" Микеланджело, когда был маленьким ребенком и потом несколько раз возвращался к ней на протяжении почти шестидесяти лет. Во всем этом опыте проявляется безвременное качество, которое было там о самого начала, хотя углубляется и становится более полным понимание, которое привело Микеланджело к религиозным размышлениям в поздние годы. В моей юности это помогло мне осознать, что есть невидимая реальность, которая не может быть удерживаема в пределах ограничений пространства и времени. 

 Образ, как я сегодня его воспринимаю, не прост - он соединяется с Узниками, проявляющимися выходящими из мрамора, которые стоят в том же зале; он обретает голос в сонете Микеланджело "Рифма":

 

Non ha l’ottimo artista alcun concetto

Ch’un marmo solo in se non circonscriva

Col suo coverchio

 

"The best of artists hath no thoughts to show

Wich the rough stone in its superfluous shell

Doth not include. [31]

 

Этот частный опыт некоторым существенным образом связан с образом донателловского Св. Георгия - как будто бы необходимо опираться на одного великого художника, чтобы понимать работу другого, или как будто в Кватроченто чувствуется закваска, из которой вытекает искусство Микеланджело.

Эти строки написаны в далекой Уэлльской деревушке; и настоящий момент, с его воспоминаниями, составлял одно целое с бесчисленными впечатлениями от Флоренции, воспоминаниями о гармонии итальянской поэзии и живым ощущением в настоящем непосредственных религиозных прозрениях, пережитых величайшими художниками на закате их жизни. И все же он - ни одна из этих вещей и не все они вместе. Проявляющееся качество наличествовало уже для ребенка, который еще не умел говорить; оно обновилось у пятнадцатилетнего школьника, вновь приехавшего во Флоренцию в 1912 году; оно стало частью понимания взрослого мужчины - и оно ни то же, ни отличное от того, каким было вначале.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!