Этнографические данные о времени возникновения тотемизма



Выдвинутая выше концепция происхождения тотемизма во мно­гом расходится с преобладающими в настоящее время в советской науке взглядами. Расхождение, в частности, касается и вопроса о времени возникновения тотемизма. Общепризнано в настоящее время в советской исторической науке, что тотемизм возник в эпоху родового общества. Такого взгляда придерживались и придерживаются А. М. Золотарев (1934), Д. К. Зеленин (1935б, 1937б), В. И. Равдоникас (1937, 1939, I), П. П. Ефименко (1953), Д. Е. Хайтун (1954, 1956, 1957, 1958), С. А. Токарев (1955, 1956, 1964), П. И. Борисковский (1957а), А. Ф. Анисимов (1958а, I960), Ю. П. Францев (1959), А. Г. Спиркин (1960) и др.

Иной точки зрения придерживались многие крупнейшие за­рубежные исследователи, в частности Дж. Мак‑Леннан (Мс Lennan, 1886, р. 58), В. Робертсон Смит (Smith Robert­son, 1885, p. 187), Б. Спенсер и Ф. Гиллен (Spencer and Gillen, 1899a, p. 418‑421; 1899b; 1927, I, p. 71‑73, 311, 320), А. Хауитт (Howitt, 1904, p„ 151), Дж. Фрезер (Frazer, 1914, IV, p. 9—16). Все они относили возникновение тотемизма ко вре­мени, предшествовавшему возникновению экзогамии, т. е. к до­родовой эпохе. Наиболее глубоко эта точка зрения была обосно­вана в трудах Б. Спенсера и Ф. Гиллена. Последние исходили из данных австралийской мифологии, прежде всего преданий пле­мени арунта (аранда).

В преданиях арунта, как уже указывалось, речь идет о жизни и похождениях их тотемистических предков в мифическое вре­мя — альчера (альтжира). Согласно преданиям арунта, в эпоху альчера существовали тотемистические группы, причем иной ор­ганизации людей, кроме тотемистической, в то время не было. «Мужчины и женщины альчера,— пишут Б. Спенсер и Ф. Гил­лен (1927, I, р. 73),—представлены в традициях как объединен­ные в группы, каждая из которых состоит из определенного чис­ла индивидов, принадлежащих к одному особому тотему».

В историческое время у аборигенов Австралии существовала строжайшая экзогамия. Нарушение экзогамного запрета рассмат­ривалось как тягчайшее преступление против общества и сурово каралось. Виновных нередко убивали. Брачные отношения в эпо­ху раннего и среднего альчера носили совершенно иной харак­тер. Согласно преданиям, экзогамия в это мифическое время полностью отсутствовала. Существовавшие тотемистические группы не были экзогамными. «Одна вещь кажется совершенно ясной,— пишут Б. Спенсер и Ф. Гиллен (1899а, р. 419).— Она состоит в том, что мы не видим в ранних преданиях ни следа того, чтобы в то время тотемы регулировали брак, как это характерно для многих австралийских племен. Не имеется ни одного факта, ко­торый указывал бы что мужчины одного тотема должны были жениться на женщинах другого. Наоборот, мы постоянно встре­чаемся исключительно лишь с группами мужчин и женщин од­ного тотема, живущих вместе, и в этих ранних традициях кажет­ся совершенно нормальным условием для мужчин иметь женой женщину своего тотема… Мы никогда не встречаемся со случаем, когда бы мужчина жил с женщиной не своего тотема». «Пора­жающая черта преданий об альчера,— подчеркивают они в дру­гой работе,— состоит в том, что мужчины почти всегда описы­ваются женатыми на женщинах своего собственного тотема» (1927, I, р. 71).

Столь разительное противоречие между брачными отношения­ми, реально существовавшими в историческое время у арунта, и теми, которые описываются в их преданиях, можно объяснить, лишь допустив, что у далеких предков арунта действительно не было экзогамии и что данные мифы являются воспоминаниями о времени, предшествовавшем возникновению рода. Такое объясне­ние и было предложено Б. Спенсером и Ф. Гилленом. «Наиболее поражающий и наиболее интересный факт,— пишут они,— как уже отмечалось, состоит в том, что мужчины свободны жениться на женщинах своего тотема... Мы можем даже сказать, что сви­детельства говорят о времени, когда мужчины действительно всегда женились на женщинах своего тотема. Ссылки на мужчин и женщин одного тотема, всегда живущих вместе группами, яв­ляются слишком частыми и настолько ясными, чтобы для них можно было бы найти какое‑либо другое удовлетворительное объ­яснение» (1899а, р. 421).

На основании всех этих данных Б. Спенсером и Ф. Гилленом был сделан вывод, что тотемизм возник задолго до возникнове­ния экзогамии (1899в, р. 277—278). И этот вывод нельзя не признать правильным. Предания арунта, рассказывая о времени, когда еще не было экзогамии, но уже существовал тотемизм, су­ществовали тотемистические группы, свидетельствуют тем самым о том, что возникновение тотемизма предшествовало появлению экзогамии, что тотемизм возник до появления рода, т. е. в эпоху первобытного человеческого стада.

Необходимо отметить, что все ученые, придерживающиеся взгляда на тотемизм как на религию родового общества, обходят свидетельства австралийской мифологии о существовании тоте­мизма до экзогамии полным молчанием. Ни один из них даже не попытался дать этим фактам какое‑либо другое объяснение.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!