Тема 25. Искусство Киевской Руси IX в.



 

Истоки древнерусского искусства. Языческие верования восточных славян, балтийских и угро-финских народов. Памятники праславянского и древнеславянского ремесла как исторические источники. Виды художественных ремесел восточных славян. Синкретизм отечественной художественной культуры, ее византийский, скандинавский, «иранский» компоненты. Стилистическая характеристика, орнаментальные мотивы, их семантика искусства славян.

Формирование государственности в восточно-славянском мире. Образование единого государства со столицей в Киеве. Киевский «пантеон» князя Владимира. Крещение, обращение Руси к восточно-христианской культуре.  Византийская культура как источник заимстования художественных традиций, формирование отечественной средневековой культуры. Соединение языческой и христианской традиций, сложение художественного стиля в искусстве домонгольской Руси (X – середина XIII в.). Монументальное каменное строительство. Крестово-купольный тип храма (происхождение; символика; основные понятия и термины, принятые для его описания). Пластика фасада. Появление и развитие новых видов искусства. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Роль приглашенных мастеров.

Строительная деятельность князя Владимира в Киеве. Гражданские и культовые постройки из камня и дерева. Первые каменные храмы и переработка византийских образцов. Особенности строительной техники, основные строительные материалы (плинфа, цемяночный раствор), конструкции (арки, своды, купола).. Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь).  Расширение и укрепление Киева при Ярославе Мудром. Собор святой Софии в Киеве, композиционное и конструктивное решение, убранство интерьера. Утверждение идей государственности и упрочение авторитета великого князя средствами архитектуры в городах, подчиненных Киеву. Строительство Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Собор святой Софии в Новгороде (1045–1050 гг.), общность и различия в архитектуре. Формирование феодальных усадеб и монастырей. Киево-Печерский монастырь и его место в русской истории. Успенский собор Киево-Печерского монастыря как образец соборного храма. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Влияние зодчества Киевской Руси на дальнейшее развитие русской архитектуры.

Традиции византийского искусства в украшении церковных зданий. Сохранившиеся фрагменты росписи Десятинной церкви. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Система расположения изображений на стенах и сводах храма. Светские мотивы в живописном убранстве лестничных башен. Монументальная живопись Успенского собора Киево-Печерского монастыря по данным письменных источников. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря. Проблема датировки купольной росписи и живописи Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде.

Икона как вид средневековой живописи. Термины и понятия, принятые для описания иконы. Символика икон. Основные сюжеты. Икона «Богоматерь Владимирская», значение для отечественной культуры. Киевское иконописание по письменным источникам. Икона «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»): близость к мозаичным изображениям. Древнейшие русские иконы: особенности описания и атрибутирования.

Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси. Оформление рукописных книг. Миниатюры «Остромирова Евангелия», «Изборника Святослава», «Мстиславова Евангелия». Связь книжных миниатюр с ювелирным искусством Киева. Техника «перегородчатых эмалей», «выемчатых эмалей», чернение, филигрань. Стеклоделие, костерезное искусство.

 

Тема 26. Искусство периода феодальной раздробленности (XI–XII вв.).

Экономическая, политическая и культурная ситуация в Древней Руси XI –XII вв. Появление нзависимых княжеств в древнерусском государстве. Рост городов. Организация новых епископий. Становление архитектурных школ. Трансформация стиля монументального историзма.

Своеобразие Галицкой архитектурной школы. Связь местного зодчества с архитектурой Польши и Венгрии. Скульптурный декор галицких храмов. Успенский собор Галача по данным археологии. Романские мотивы в архитектурном облике церкви Пантелеймона. Строительная деятельность князя Даниила в Холме. Художественное убранство холмской церкви Иоанна Златоуста.

Архитектура северо-западных русских княжеств. Зодчество Полоцкого княжества. Изучение архитектурного облика церкви Благовещения в Витебске, Спасо- Преображенского собора Ефросиньева монастыря в Полоцке. Утверждение в архитектур ном проектировании новых композиционных и конструктивных принципов. Объемно- пространственная структура церкви Параскевы Пятницы в Чернигове. Строительная деятельность смоленских князей. Архитектурные особенности церкви Архангела Михаила в Свирской слободе. Характерные черты декора в смоленском зодчестве.

Искусство Новгорода и Пскова как пример формирования местной художественной традиции. Архитектура Новгородской земли. Изменение социальной структуры населения Новгорода в первой половине XII в. Возрастание роли боярства и архиепископа. Превращение Детинца в общегородской религиозно-политический центр. Зависимость мону- ментального строительства от социального заказа и строительного материала. Типологи- ческие и художественные особенности церковных сооружений. Боярско-купеческие храмы Новгорода. Влияние посадской архитектуры на княжеское строительство. Появление новых архитектурных идей в монастырском строительстве. Композиционные особенности Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове и церкви Климента в Старой Ладоге. Первые башнеобразные композиции в новгородском культовом зодче- стве. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу как образец нового архитектурного мышления и контактов Новгорода с городами Приднепровья. Стилевые черты церкви Спаса на Нередицы.

Влияние богослужебного чина на строй искусства XII в. Программы росписей в храмах Новгородской республики середины – конца XII в. Преобладание линейно – графического начала в стенописи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Характер декорирования центральной абсиды. Принципы размещения изображений в интерьере церкви Георгия в Старой Ладоге. Иконографические нововведения. Особенности стиля. Роспись церкви Благовещения у деревни Аркажи. Иконографические особенности живописных композиций алтарной части храма. Художественное оформление церкви Спаса на Нередице. Композиция «Вознесения» и ее роль в системе росписи. Ран- ние иконы Новгорода («Ангел Златые власы», «Устюжское Благовещение», «Святой Георгий», «Спас Нерукотворный», «Иоанн Лествичник», « Богоматерь Знамение»).

Эпоха монгольского нашествия. Период смены традиций. XIV–XV вв. – расцвет новгородской государственности. Участие купцов и посадских людей в храмовом строительстве. Церковь Николы на Липне и ее связь с постройками предшествующего периода. Сложение «классического типа» новгородского храма (церкви Федора Стратилата «на Ручью», Спасо-Преображения на Ильине улицы). Строительная деятельность архиепископа Евфимия. Перестройка владыческого двора. Евфимиева палата и ее место в Новгородском зодчестве.

Отражение передовых течений византийского и южнославянского искусства в монументальной живописи XIV в., сосуществование разных стилистических направлений. Система росписи церкви Успения на Волотовом поле. Фрески церкви Спаса- Преображения на Ковалеве. Цветовой строй памятника. Особенности содержания и стиля росписи Феофана Грека в церкви Спасо-Преображения на Ильине улице. Роль и место света в творчестве художника. Иконографические и стилистические особенности стенописи церкви Федора Стратилата. Самобытный стиль новгородских икон. Краснофонные иконы. Образы наиболее почитаемых святых Новгородской земли в местной иконографической традиции. Отражение в иконах исторических событий и изображение реальных персонажей. Иконопись новгородской провинции. Особенности культурного развития региона. Крепостное и культовое строительство Юрия Долгорукого. Использование и развитие западнорусских традиций белокаменного зодчества. Возвышение Владимира на Клязьме при Андрее Боголюбском. Утверждение идеи патроната Богоматери над Владимиро-Суздальским княжеством. Возведение Успенского собора во Владимире. Строительство загородной княжеской резиденции Боголюбово. Объемно-пространственное решение и скульптурный декор церкви Покрова на Нерли. Перестройка Успенского собора во Владимире при Всеволоде III. Архитектура, художественное убранство и реликвии Дмитриевского собора во Владимире. Скульптурная декорация фасадов храма.

Основные направления развития зодчества в начале XIII в. Особенности строительной техники. Материалы. Памятники ростово-ярославского и суздальско- нижегородского круга. Первоначальный облик собора Рождества Богородицы в Суздале. Проблемы реконструкции форм и скульптурного декора на фасадах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Различные приемы в технике обработки камня. Влияние традиций византийского и западно-европейского (романского) искусства на культурное развитие региона. Приостановление каменного строительства после 1237 г.

Развитие византийской и киевской живописной традиций в декоре храмов. Сохранившиеся фрагменты росписей в церкви Бориса и Глеба в Кидекше, в Успенском соборе во Владимире. Композиция «Страшный суд» в системе росписи Дмитриевского собора во Владимире. Монументальная живопись в дьяконнике собора Рождества Богородицы в Суздале.

Выдающиеся памятники владимиро-суздальской иконописи: «Богоматерь Боголюбская», «Архангельский чин с Эммануилом» («Спас Эммануил с архангелами»), «Богоматерь, Спас и Иоанн Предтеча», «Дмитрий Солунский». Вопросы датировки иконописных памятников домонгольского периода.

Княжеские и епископские дворы как очаги культуры северо-востока Руси, хранители художественных традиций в условиях татаро-монгольского ига. Формирование «среднерусского» художественного идеала в иконном образе XIII–XIV вв. Стилистические признаки и художественные традиции тверской иконописи. Цветовая палитра, экспрессия образов в иконах «Борис и Глеб», «Спас Вседержитель». Особенности памятников ярославского происхождения (иконы «Спас», «Богоматерь Толгская (Тронная)», поясные варианты, «Спас Златые Власы»). Техника письма, цветовой строй ростовских памятников (иконы «Спас Нерукотворный», «Никола Зарайский с житием»).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!