Тема 27. Искусство Пскова в XIV в.



Формирование художественной традиции Пскова в XIIIXV вв. Освобождение от политического и культурного влияния Новгорода, самостоятельность и своеобразие развития искусства Пскова XIV–XV вв. Храмы с пониженными угловыми объемами как наиболее характерный тип псковских церковных построек (Спасо-Преображения Мирожского монастыря середины XIIв.). Использование псковскими мастерами в качестве строительного материала мягкого извястняка, строительство небольших церквей, скромный декор, неповторимая пластичность, мягкость линий. Отражение архитектурных идей XII в. в композиции собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310 г.). Перестройка Троицкого собора в Пскове. Церковь свт. Василия на Горке (1413 г.), Казьмы и Домиана с Примостья, Рождества от Пролома. Роль посадского населения в формировании облика Пскова. Объемно-пространственное решение церкви Успения в Мелетове. Четырехстолпные храмы, с позакомарным покрытием, тремя апсидами и одной главой (церковь свт. Василия на Горке), храмы, подобные новгородским, с восьмискатной кровлей, одной главой и одной (церковь пророка Тлии в Выбутах, XVв.) или тремя апсидами (церковь свт. Николае на Устье, XVв., Архистратига Михаила в Кобыльем городище, 1465 г.), небольшие бесстолпные храмы второй половины XV в. с неповторимой конструкцией перекрещивающихся ступенчатых сводов (придел церкви свт. Василия на горке). Различные пристройки к псковским соборам из камня и дерева, галереи, звонницы в виде плоских арочных пролетов, расположенных над западной стеной, притворы. Разнообразие типов псковских звонниц. Крепостное строительство.

Монументальная живопись Пскова. Программа росписи и стиль фресок собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Сохранившиеся фрагменты живописного убранства храмов Довмонтова города. Черты, сближающие псковские фрески с новгородскими памятниками. Стенная роспись церкви Успения в Мелетове. Стиль живописи и цветовой строй ансамбля. Картины реальной жизни.

Псковская иконопись в контексте новых открытий реставраторов. Излюбленные цветовые сочетания псковских мастеров. Темный колорит, некоторая статичность фигур, суровость ликов. Динамизм композиций, иконы «экспрессивного стиля» XIV–XV вв.(«Сошествие во ад», «Собор Богоматери», «Избранные святые»). Стремление к более изящным утонченным формам в конце XV в. «Богоматерь Великая Панагия с предстоящими свт. Николаем и св. Георгием».

Тема 28. Искусство великокняжеской Москвы в XIV–XV вв.

 Москва как центр политической, экономической и культурной жизни северо-восточной Руси. Известия о ранних московских храмах. Московский Кремль при Иване Калите. Сооружение белокаменного Кремля. Возведение храмов в Коломне, Звенигороде, Дмитрове. Композиционные особенности Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве.

Летописные свидетельства о работах греческих и русских изографов в храмах Московского Кремля. Миниатюры Сийского Евангелия. Основные стилистические направления в развитии московской художественной культуры: ориентация на традиции северо-востока Руси, палеологовский стиль. Стилистика икон «Борис и Глеб с житием» (Коломна), «Борис и Глеб на конях». Образы Иисуса Христа на иконах «Спас Ярое Око», «Спас Оплечный».  Сведения Епифания Премудрого о художественной деятельности Феофана Грека в Москве. Работы мастера и художников его круга. Андрей Рублев и искусство Москвы XV в. Особенности духовного климата Руси эпохи С. Радонежского. Корпус памятников, атрибутируемых А. Рублеву и мастерам его круга. Икона «Троица», ее место в истории отечественного  искусства. Иконографические, живописные особенности произведения.

Высокий иконостас как особый вид алтарной преграды; структура и символика иконостаса. Деисусный и праздничный чины иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля: проблема и гипотезы.

Декоративно-прикладное искусство. Оживление художественных ремесел. Восстановление традиций, технических навыков. Мастера ювелирного искусства, их произведения. Литье. Гравировка и чеканка по металлу. Художественные достоинства окладов Евангелия Симеона Гордого (1343 г.) и Евангелия Ф.А. Кошки (1392 г.). Шедевры лицевого шитья (пелена М. Тверской, Покров с изображением С. Радонежского). Резьба по дереву. Искусство рукописной книги.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!