Тема 23. Искусство Франции середины и последней трети XIX в.



Искусство Франции второй половины XIX в. Франция после Парижской коммуны. Наступление реакции. Спад революционно-демократического движения. Противоречивый характер развития французской художественной культуры этого времени. Зарождение символистско-декадентских течений. Особенности развития французского реалистического искусства последних десятилетий ХIХ в. Расширение тематики реалистической живописи. Изображение разнообразных мотивов современной жизни. Поиски новых средств художественной выразительности, начало формальных экспериментов. «Салонное искусство».

Эдуард Мане (1832–1883гг.) – мастер французской реалистической живописи. Ранние работы: «Лола из Валенсии» (1862 г.), «Викторина Меран в костюме эспада» (1862г.), «Уличная певица» (1862г.). Связь с классической традицией искусства прошлого: «Завтрак на траве» (1863г.), «Олимпия» (1863 г.), «Флейтист» (1866 г.). Сцены современной жизни как предмет живописного изображения: «Завтрак в мастерской» (1868г.), «Балкон» (1868–1869гг.), «У папаши Латюйля» (1879г.), «Бар в «Фоли-Бержер» (1881–1882гг.). Пейзажи Э. Мане: «В лодке» (1874г.), «Аржантёй» (1874г.). Портреты кисти Э. Мане: «Портрет Золя» (1868г.), «Портрет мадам Мане на голубой софе» (1874–1878гг.), «Портрет Берты Моризо» (1872г.), «Портрет Дебутена» (1875г.), Живость и тонкость психологической характеристики. Исторический жанр – «Расстрел императора Максимилиана» (1867г.).  Натюрморты Мане. Особенности живописного мастерства Мане.  Обновление цветовой палитры, смелость и свобода колористических решений, обобщение формы. Значение творчества Мане для формирования и развития импрессионизма.

Импрессионизм как социокультурное и художественное явление. Импрессионизм как художественное течение, связь с реалистическим искусством, протест против академизма. «Академики» и «Салон отверженных». Импрессионизм в литературе и музыке. Импрессионизм в живописи. Эстетические идеалы. Сюжеты и жанры. Повседневность и природа в творчестве художников. Особенности выразительных средств. Роль цвета и света. Технические приемы.

 

Живопись направления импрессионизм. Теоретическая программа импрессионизма Стилевая определенность импрессионизма. Визуализация идеи энергетической наполненности мироздания. Техника раскрытия истинности сюжета в пространстве плоскости холста. Идея цвета как материализованного света. Метод работы на пленере : сотворчество художника и солнца. Аналитический метод импрессионизма;рефлексы, раскрывающие взаимоотражение сфер бытия. Принцип серийности в создании целостной картины мира. Вариативность художественного значения единых живописных приемов: парцелированность живописного целого.

Творчество импрессионистов - живописцев К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега.

Клод Моне и развитие импрессионистического пейзажа. Ранний период творчества, связанный с реалистическим искусством середины XIX в. Творчество Моне как наиболее полное выражение принципов импрессионизма. Образы природы в живописи Моне. Свежесть, красочное богатство образов природы в лучших произведениях Моне. Стремление запечатлеть быстро изменяющуюся природу. Пейзажи, портреты, жарновые сцены: «Камилла» (1866г.), «Завтрак на траве» (1865–1866гг.), «Женщины в саду» (1866г.), «Лягушатник» (1869г.). Развитие городского пейзажа – «Впечатление. Восход солнца» (1872 г.), «Бульвар капуцинок в Париже» (1873г.). Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1877г.) Свежесть и красочное богатство образов природы в лучших пейзажах Моне: мотивы Аржантёя: «Парусные лодки. Регата в Аржантее», «Мост» (1874г.), «Сад художника в Аржантёе»(1877г.), «Скалы в Бель-Иле»(1886г.). Позднее творчество Моне, стремление запечатлеть быстро меняющиеся аспекты природы: серии пейзажей «Стога» (1891г.), «Тополя» (1892г.), «Руанские соборы» (1894г.). Отход от пленэра, развитие декоративных поисков в ряде поздних работ: серия пейзажей «Кувшинки» (1899г.). Значение Моне в европейском искусстве.

Эдгар Дега (1834–1917гг.), его значение в развитии французского искусства. Связь с классической традицией (в особенности, особенно в ранний период). Исторические картины: «Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание» (1860г.), «Семирамида, строящая Вавилон» (1861г.). Развитие в живописи художника реалистических тенденций французского искусства XIX в. Портреты. Изображение современной жизни. Колористические искания Дега. Острота характеристик в портретах Дега: «Дама с хризантемами» (1865г.), «Портрет графа Лепика с дочерьми» (1874–1875гг.). Точность в передаче движения и жеста. Изображение скачек (1960-е г.). Театральная тема, репетиции оркестров и балета: «Оркестр» (1868г.), «Танцевальный класс» (1875г.). Изображения певиц в кафе-концертах, работающих прачек, модисток. Критические тенденции, отражение социальных контрастов жизни Парижа: «Абсент» (1876–1877гг.), «Гладильщицы» (ок. 1884г.), «Прачки» (ок. 1876–1878гг.). Однофигурные композиции: «За туалетом» (ок. 1885г.), «После ванны» (1885г.). Мелкая пластика Дега: композиции из воска и глины, изображения балерин, жокеев, фигурки обнаженных.

Огюст Ренуар (1841–1919гг.). Своеобразие импрессионизма Ренуара. Особенности его живописных исканий и техники. Интерес к жанровым сюжетам и портрету: «Купание на Сене» («Лягушатник», 1869г.), «В ложе» (1874г.), «Обнаженная» (1876г.), «Мулен де ла Галетт» (1876г.), «Завтрак гребцов» (1881г.). Портреты: «Лиза» (1867), портреты артистки Жанны Самари (1877г., 1878г.), «Портрет коллекционера В. Шоке» (1875г.), «Девушка с веером» (ок. 1881г.), «Габриэль с розой» (1911г.). Скульптурные композиции Ренуара: медальон с изображением сына художника Коко (1907г.), бронзовый барельеф «Суд Париса», скульптурная группа «Мать и дитя» (ок. 1916г.), статуя «Венера». Декоративные тенденции в поздних работах Ренуара.

Творчество Альфреда Сислея, Камиля Писсарро. Кризис импрессионизма. Развитие французской живописи в последние годы XIX в. Альфред Сислей (1839 – 1899гг.). Интимный, лирический характер его искусства. Утверждение обыденности в творчестве Камиля Писсарро (1830 – 1903гг.). Создание обобщенного образа французской природы. Его городские пейзажи. Кризис импрессионизма, наметившийся в середине 1880-х годов. Развитие французской живописи в последние годы ХIХ в.

Неоимпрессионизм как художественное течение. Творчество Жоржа Сёра и Поля Синьяка, теория «научного импрессионизма» («пуантилизм», «дивизионизм»). Восьмая выставка импрессионистов, появление термина «неоимпрессионизм» (критик Феликс Фенеон). Жорж Сёра (1859–1891гг.) – глава движения молодых художников, осваивавших научные теории цвета. Разработка Сёра новой живописной системы. «Дивизионизм» или «пуантилизм» – письмо раздельными мазками в виде точек, полосок или мелких квадратов, рассчитанными на оптическое смешение красок. Произведения Ж. Сёра: «Купание в Аньере» (1883–1884гг.), «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884 – 1886гг.), «Порт-ан-Бессена» (1888г.). Монументальность построения, новая техника письма. Стремление возродить благородство египетских и греческих композиций, соединив классический идеализм с современными выразительными средствами. Создание плоскостно-декоративных картин: «Парад» (1887–1888гг.). «Цирк» (1890-1891). Особенности манеры письма художника, интерес к ритмической организации холста. Творчество Поля Синьяка (1863 – 1935гг.), яркого представителя неоимпрессионизма, «пропагандиста» направления. «Гавань в Марселе» (около 1906–1907гг.), «Сосна» (1909г.). Книга П. Синьяка «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899г.). Морские пейзажи Франции: Сен-Тропеза, Коллиура – «Гавань в Марселе» (1906г.).

Скульптура в искусстве Франции второй половины XIXв. Творчество Огюста Родена (1840–1917гг.). Новые пути в пластике, отступление от схем и догм официального искусства; соприкосновение пластического языка скульптора с живописью импрессионистов. Традиции и современность в произведениях Родена: «Человек со сломанным носом» (1864г.), «Идущий» (1877г.), «Бронзовый век» (1876–1877г.), «Иоанн Креститель» (1878г.), «Памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов» (1879г.). Заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже «Врата ада» (1880–1917гг.) – бронзовые барельефы по мотивам «Божественной комедии» Данте. Самостоятельное художественное воплощение отдельных персонажей произведения Данте: «Мыслитель» (1880г.), «Три тени» (1880г.), «Адам» (1882г.), «Ева» (1882г.), «Уголино» (1882г.), «Старуха – та, которая была прекрасной Амиер» (1885г.), «Вечная весна» (1897г.), «Поцелуй» (1886г.). Работа над памятником «Граждане Кале» (1884–1886гг., 1913г.). Роден – создатель галереи портретов выдающихся современников: бюст Жюля Далу (1883г.), «Портрет Виктора Гюго» (1883г.), «Портрет Пюви де Шаванна» (1892г.), «Портрет Фальгьера» (1897г.), «Потрет В. Елисеевой» (1906г.), «Портрет Бернарда Шоу» (1906г.). Монументальные произведения Родена: памятник Гюго (1886г.), памятник Бальзаку (1893–1897гг.).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!