Тема 21. Искусство Англии и Германии XVIII в.



Искусство Англии XVIII в. Проблемы хронологии и стиля, не «совпадение» с рамками классфикаций, принятых в Европе, сосуществование различных стилей и направлений. Соединение черт барокко и классицизма в архитектуре Англии в ранний период, развитие палладианства, неоклассицизма, раннее обращение к традициям готики. Преобладающая роль философии и литературы в культуре Англии.

Английская архитектура XVIII в. Запрет на художественную деятельность в период протектората Кромвеля после революции 1647 г. Развитие архитектуры в конце ХVII в. (К.Рен). Творчество И. Джонса, его проект дворца в Лондоне, постройки: Банкетинг – хауз и Куинс-хауз, церковь св. Павла.

Первое поколение палладианских архитекторов-дилетантов – лорд Берлингтон, Колин Кемпбелл, Уильям Кент. Издание архитектурных увражей – «»ританский Витрувий". Вилла в Чизике (1725г.) – сотрудничество лорда Берлингтона и Кента (интерьеры, парк) – своеобразная архитектурная программа.

Английская архитектура второй половины XVIII в. Планировка Бата (1729–1775гг.). Английское градостроительство в XVIII в. – архитекторы Джон Вуд старший и Джон Вуд младший. Город, выстроенный по единому плану. Традиции регулярной планировки, восходящие к французским площадям XVII в.,  ансамблю Ковент Гарден в Лондоне. Площади Ройал Кресент и Сиркус.

Работы У. Чемберса (1726–1796гг.), восточные мотивы в архитектуре построек. Сомерсет Хаус – блестящая вариация на тему фасада ренессансного дворца. Сады Кью и архитектура малых форм (китайская пагода, мечеть, руины готической церкви). Роберт Адам (1728–1792гг.). Путешествие по Франции и Италии, дружба с Пиранези, Винкельманом, Клериссо. Загородные усадьбы: Кеддлстон-хаус, Кенвуд-хаус, Остерли парк. Тип палладианской загородной усадьбы, связь архитектуры и пейзажа как средство достижения «движения» в архитектуре. Интерьеры Р.Адама: использование античных мотивов, изысканный линеарный стиль (библиотека в Кенвуд-хаус, прихожая в Сайон-хаус, «этрусская комната» в особняке Остерли парк (влияние ранней греческой вазописи на мотивы декора). Градостроительные проекты, продолжение традиций регулярной застройки Бата. Квартал Адельфи в Лондоне (не сохранился); площадь Фитцрой в Лондоне с единообразно декорированными фасадами; участие в строительстве «нового города» в Эдинбурге (ансамбль площади Шарлотты).

Классицизм в архитектуре Англии XVIII в. Особенности развития английской архитектурной традиции. Сохранение элементов готики, ее «сосуществование» с архитектурой Возрождения, классицизмом. Специфика стиля классицизм в английской архитектуре различных периодов: «Анны стиль» («барочный классицизм»), «георгианский стиль» («неопалладианство», «греческое возрождение» и «готическое возрождение»). Творчество К. Рена, его крупнейшая постройка – собор св. Павла в Лондоне: репрезентант «барочного классицизма». Специфика «неопалладианства»: Чизвик-хаус. Дом в поместье Грэйндж – репрезентант «греческого возрождения». Поместье Арбери Холл как репрезентант «готического возрождения». Садово-парковое искусство Англии: особый резонанс в Европе.

Английская живопись XVIIIв. Отсутствие  национальной школы в английской живописи в ХVII в.: ведущая роль иностранцев (А. Ван Дейк, П.Лели).  Развитие изобразительного искусства во второй половине XVIII в.. Отсутствие традиции академического обучения, дилентантизм. Своеобразие жанровой иерархии – почти полное отсутствие исторической живописи, особая роль портрета и пейзажа.  Становление и расцвет английской национальной живописи в XVIII в. Связь изобразительного искусства с литературой и философией.

Творчество У.Хогарта (1697–1764гг.). Ранний период, обучение у художника У.Торнхилла. Связь Хогарта с современным романом – Г.Филдинг, Дж.Свифт. Работы в жанре conversation piece (Портрет семьи Хервей, Портрет семьи Чомли). Живописные и графические серии Хогарта как отражение различных сторон жизни английского общества. Критический и сатирический реализм в живописи Хогарта. Серия «Модный брак». Серии картин на «современные морализирующие сюжеты». Своеобразная реакция на исторический жанр, важна новизна сюжета, его драматургическая разработка – «моя картина – моя сцена», роль деталей в раскрытии действия. Цикл «Карьера распутницы» 1731–32 гг. Серия «Модный брак», 1743г. – выбор образов и ситуаций, рассчитанных на узнавание, сатира нравов. Циклы создавались для перевода в гравюру, значительное увеличение аудитории зрителей. 

Цикл «Времена суток», активное введение «топографии» Лондона. Усиление политической дидактики в поздних сериях картин и отдельных работах – «Ворота Кале» («Ростбиф старой Англии»), 1743г., серия «Выборы в Парламент», «Суд» – связь с традицией Босха и Брейгеля, с графикой Калло.

Особенности английского портрета XVIII в. Портреты Хогарта. «Портрет детей Грехем» и традиция conversation piece, портреты друзей, «Портрет слуг в доме Хогарта». «Продавщица креветок» и «Свадебный бал» – картины, написанные «для себя», эффект незаконченности, особенности колорита Хогарта. Эстетические взгляды Хогарта: «Анализ красоты».

Формирование и расцвет английской портретной школы XVIII в. Создание Английской академии художеств. Теоретическое и живописное наследие Дж. Рейнолдса – первого президента Академии. Мастерская Рейнолдса. Серия портретов представителей английской знати, политических и военных деятелей, ученых, художников, артистов. Парадные портреты. Рейнолдс как теоретик искусства. Томас Гейнсборо – выдающийся мастер портретной живописи и крупнейший пейзажист Англии XVIII в. Портреты представителей высших слоев общества, семейные портреты. Сочетание портретного жанра с пейзажем. Новое понимание живописных проблем в преддверии открытия пленэрной живописи. Портретное творчество Рейнолдса и Гейнсборо: отражение двух тенденций художественного мышления эпохи Просвещения – рационалистического и эмоционально-роман-тического. Художественные открытия Дж. Констебла и У. Тернера, их влияние на развитие европейского искусства XIX в.

1720-е гг. – появление нового типа портрета – conversation piece (портрет-беседа, разговорный жанр). Филипп Мерсье (француз по происхождению, связь с традицией «галантного празднества») и Артур Дэвис.

Традиция парадного портрета. Джошуа Рейнолдс (1723–1792 гг.). Влияние А. ван Дейка, барочного портрета, «цитирование» известных композиций, античных прототипов. Роль атрибута в портретной концепции Рейнолдса (портрет адмирала Кеппеля, полковника Тарлтона, лорда Хитфилда). Женские портреты – портрет леди Кокберн с сыновьями, портрет Нелли О'Брайан). Исторические композиции Рейнолдса. Написанная по заказу Екатерины II картина «Геркулес, удушающий змей». «Речи» Рейнолдса, произнесенные в Королевской Академии живописи, академическая теория живописи.

Томас Гейнсборо (1727–1788 гг.). Ранний период и традиция conversation piece (Портрет Роберта Эндрюса с женой). Работа в Ипсвиче и Бате (1759–74гг.), формирование концепции портрета (портреты дочерей). Зрелый период: своеобразие композиционных построений (портреты в рост на фоне пейзажа, «портрет-прогулка», парные портреты), особенности колорита (предпочтение холодной гаммы), живописной манеры. Близость портретов Гейнсборо к идеалам сентиментализма. Портрет четы Халлет («Утренняя прогулка»), Портрет миссис Робинсон («Пердита»). Пейзажи Гейнсборо – от подражания голландскому пейзажу в ранний период к поздним пейзажам, близким по манере и эмоциональному строю пейзажам Констебла («Повозка, едущая на рынок»).

Искусство Германии XVIIIв. Сохранение политической раздробленности. Основные художественные центры – Берлин, Вена, Дрезден, Мюнхен. Значение архитектуры. Влияние итальянских мастеров на юге Германии, в Австрии, Франции на севере. Роль церковного искусства. Особенности художественной среды в Германии XVIII в. Специфика проявления барочных архитектурных традиций Европы в разных географических регионах Германии: католический юг и протестантский север. Основные черты архитектуры барокко в Германии. Бальтазар Нейман (1687-1753 гг.) Дворец архиепископа в Вюрцбурге (1719–1753 гг.), церковь Фирцейнхайлиген в Вюрцбурге 1743–1771 гг. (паломническая церковь) – ощущение подвижности форм, доминанта вертикали, роль света и цвета в интерьере.  Своеобразие «саксонского барокко»: комплекс дворцовых зданий Цвингер в Дрездене (Даниэль Пёппельман, 1711–1722 гг.). Соединение черт барокко и рококо. Основные черты культовой барочной архитектуры Германии: церковь в Фирценхайлигене и Фрауэнкирхе в Дрездене. Рококо в Саксонии. Роль Фридриха II, поклонника Ватто и мастеров галантных празднеств, влияние французского искусства. Стиль «фридерианское рококо»: дворец Санс- Суси. Дворец Фридриха II Сан-Суси в Потсдаме, архитектор Георг Кнобельсдорф (1745–1747гг.). Баварское рококо. Французский архитектор Франсуа Кювилье – дворец Амалиенбург близ Мюнхена (1734-1739гг.). Сравнение интерьеров немецкого и французского рококо (перегруженность декора, обилие цвета, отсутствие границы между стеной и потолком).

Архитектурное барокко Австрии XVIII в. Особенности развития австрийской архитектурной традиции. Специфика проявления западноевропейских архитектурных традиций в творчестве австрийских архитекторов XVIII в. Основные черты светской барочной архитектуры Австрии. Императорская резиденция в Шёнбрунне Иоханн Фишер фон Эрлах (1656–1723гг.). Основные черты культовой барочной архитектуры Австрии: Церковь святого Карла Борромея в Вене, соединение стилистически разнородных элементов.

Живопись в Австрии в XVIII в. Отличительные черты: эзкальтация, склонность к надрыву (Х. В. Э. Дитрих). Неоклассицизм. Элементы классицизма, сентиментализма, барокко в творчестве Ф. А. Маульберча (1724 –1796гг.). Влияние венецианского колоризма и светотени Рембрандта, пестрый колорит, основанный на контрастах, экспрессивность художественной манеры. Роль живописного эскиза в творческом методе. Развитие портретного жанра. И.Г. В. Тишбейн (1751–1829гг.). Пейзаж. Я.Ф. Хаккерт (1737–1807гг.).  К.Д. Фридрих (1774 –1840гг.). Идеи синтеза искусств в творчестве Ф. О. Рунге (1777– 1810гг.). А. Кауфман (1741–1807гг.).

Австрийская скульптура. Франц Ксавер Мессершмит (1736–1783гг.)  Серия «характерных голов», изображающих различные «аффекты», связь с барочной традицией.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!