Тема 15. Искусство Испании XV–XVI вв.



Ренессанс в Испании. Политическое и экономическое возвышение Испании в конце XV – первой половине XVI в. Объединение страны, становление абсолютной монархии. Географические открытия, колонизация Нового Света. Завершение борьбы в арабами. Формирование абсолютизма. Идея всемирной христианской монархии, религиозность культуры.

Кратковременность, противоречивость Возрождения в Испании. Перелом в искусстве на рубеже XV – XVI вв. Совмещение в искусстве различных художественных тенденций (готика, раннеренессансная традиция, маньеризм). Вторая половина XVI в. – время наивысших достижений.

Архитектура Испании XVI в. Архитектура на рубеже столетий, ее ведущая роль. Переходный характер архитектуры – стиль платереско. Особенности стиля: ковровое заполнение стены скульптурной декорацией. Зрелый стиль: соединение художественных принципов мавританской культуры (орнаментальность) и итальянского Возрождения (элементы ордера, растительного орнамента, статуи античных божеств и т.д.). Фасадные композиции – главные достижения стиля. Творчество Х. Де Эррера: итальянское влияние, строгость ордерного решения. Отсутствие пластического декора – дворец Эскориал, собор в Вальядолиде, биржа в Севилье. Художественная политика Карла V: посещение Италии испанскими художниками, популярность маньеризма. Двор Филиппа II: требование классических образцов. Западный фасад Университета в Саламанке (1515–1535гг.), ратуша в Севилье (начало1527г., архитектор Диего дель Рианьо). XVI в. – сохранение за архитектурой ее ведущей роли. Обращение к традиции итальянского Высокого Возрождения, создание нового, монументального стиля. Дворец Карла V в Гранаде (начало 1526г., архитектор П. Мачуна). Архитектурный комплекс Эскориал, резиденция Филиппа II, как образное воплощение идеи централизованной абсолютной власти. Проект (1563г.) Хуана да Толедо.

Скульптура XVI в. Постепенное вытеснение готики ренессансными элементами. Чуждость образной концепции Высокого Возрождения. Стремление испанских мастеров к повышенной образной экспрессии и обращение к стилистике маньеризма. Алонсо Бурргете (ок.1490–1561гг.), один из крупнейших скульпторов Испании. Овладел языком классических форм. Использовал художественные принципы маньеризма. Драматизм образов. Работал в области деревянной полихромной скульптуры. Рельефы сидений хора собора в Толедо (1539–1549гг., Музей Вальядолида).

Живопись Испании XVI в. Стилистическая связь с итальянским искусством. Отсутствие крупных мастеров в первой половине XVI в. Основные тенденции в испанской живописи второй половины XVI в. Направление романизма. Обращение к произведениям художников Римской школы как образцам для подражания. Влияние маньеризма. Возникновение национальной школы портретистов при дворе Филиппа II. Алонсо Санчес Коэльо (ок.1532–1588гг.), его ученики и последователи. Сложение типа портрета на основе традиционных сословных представлений, придворного этикета (скованность, статичность, тщательная проработка деталей костюма). Заимствование приемов маньеристического стиля. А. С. Коэльо. «Портрет Филиппа II» (ок.1575г., Мадрид, Прадо). Мистические тенденции в живописи Испании – Л. Моралес (ок.1509–1586гг.), «Богоматерь с младенцем» (ок.1570г., Мадрид, Прадо).

Доменико Теотокопули (Эль Греко, 1541–1614гг.), крупнейший испанский художник XVI в. Тенденция к спиритуализму. Истоки стиля – византийская икона живописи, поздний Микеланджело, Тинторетто. Особенности стиля – вытянутые пропорции фигур, бесконечное пространство, его ирреальный характер, иррациональная природа света. Особая роль колорита. Эффект свечения цвета. «Погребение графа Оргаса» (1586 г., Толедо, церковь Сан-Тома), «Св. Мартин и нищий» (после 1604 г., Вашингтон, Национальная галерея), «Благовещение» (1509–1603гг., Будапешт, Музей изящных искусств), «Апостолы Петр и Павел» (1614 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж). Усиление мистического начала в работах позднего периода: «Сошествие св. Духа» (после1610 г., Мадрид Прадо), «Вид Толедо» (1610–1614гг., Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Портреты Эль Греко, близость их образного строя сюжетным композициям мастера: «Портрет инквизитора Ниньо де Гевара» (1601г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Портрет Ортенсио Парависино» (1609г., Бостон, Музей).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!