Тема 20. Искусство Франции и Испании XVIII в.



Просвещение как общеевропейское идейное движение. Ориентация на естественнонаучное и рациональное мышление. Идеи «естественного порядка вещей», «естественного человека». Просветительские идеи в искусстве. Искусство как средство нравственного совершенствования человека. Идеи Просвещения и эстетика классицизма. Стилевые особенности основных художественных направлений эпохи (классицизм, барокко, рококо, реализм, сентиментализм) и их проявление в различных видах искусств: архитектуре, садово-парковом искусстве, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

Искусство Франции в истории развития мировой художественной культуры. Франция XIX в.

Французская архитектура XVIII в. Первая половина XVIII в. – архитектура регентства и рококо. Первый безордерный стиль в истории классической архитектуры. Контраст между простотой экстерьера и декоративной насыщенностью интерьера. Парижские отели первой половины века (отели Субиз, Матиньон, Бирон). Своеобразие декорации интерьера рококо. Преобладание в декоре криволинейных контуров, изысканная цветовая гамма, вытянутые пропорции, увлечение экзотикой («шинуазри», «тюркери»). Салон принцессы в отеле Субиз (1736–39гг., архитектор Ж.Боффран, живописные панно Ж.Натуара) – пример интерьера в стиле рококо. Роль декоративно прикладного искусства в интерьере. Площадь Станислава в Нанси (1752–1761гг., архитекторы Ж.Боффран и Э.Эре де Корни) – пример большого ансамбля в стиле рококо.

Французская архитектура неоклассицизма. Жак Анж Габриэль (1698–1782 гг.). Источники формирования стиля – традиция А.Палладио, изучение античности (труды Витрувия), традиция французского классицизма XVII в. Основные постройки – Военная школа (Эколь милитер); площадь Людовика XV (площадь Согласия), эволюция от замкнутой площади, предназначенной для торжественного "обрамления" статуи короля, к площади «открытого типа»; Малый Трианон в Версале, традиция палладианских загородных вилл.

Жан Жермен Суффло (1713–1780гг.) – строительство церкви Св. Женевьевы (Пантеона, 1763–1790гг.). Влияние Браманте, монументальных форм римского Пантеона, особая роль непрерывной, не декорированной ордером стены. Клод-Никола Леду (1736–1806гг.). 1760–1770 гг. – ранний период творчества Леду. Интерьеры модных парижских кафе (кафе Милитер). Новое отношение к античному наследию в проектах театра в Безансоне и города Шо – от цитирования отдельных мотивов к интерпретации, обращение к определенным типам сооружений, восходящим к античности (амфитеатр, храм). Простота форм как особое архитектурное качество, архитектура, понимаемая как текст. Проблема «говорящей архитектуры» – противоречие функции здания и репрезентации. Проект «Парижских застав» (начат в 1782г.) – «Пропилеи» города Парижа. Застава Ла Вийетт и дю Трон. Влияние архитектурной мысли Леду на «бумажную архитектуру» конца ХVIII в., архитектуру XX в.

Этьен-Луи Булле (1728–1799) – романтический неоклассицизм, субъективная интерпретация античности, архитектуры древнего Египта и Востока. Трактат «Архитектура, эссе по искусству», текст как комментарий к проектам архитектора. Проекты мавзолея, цирка, библиотеки (гигантская базилика), монумента (кенотафа) Ньютону. Мегаломания, эмоциональное воздействие света (архитектура «теней»), эмблематический характер проектов.

Французская живопись первой половины XVIII в. Антуан Ватто (1684–1721гг.). Истоки живописи Ватто – традиция венецианского колоризма, Рубенс (особая роль цикла «Жизнь Марии Медичи» в Люксембургском дворце), учеба у К.Жилло. Раннее творчество – «военные жанры» («Бивуак»), мифологические сюжеты («Юпитер и Антиопа», «Купание Дианы»). Особенности работы Ватто над композицией, роль рисунка в творческом методе. Отсутствие фабулы, приоритет эмоциаонального строя над сюжетом. Жанр «галантного празднества»: история создания картины «Паломничество на остров Киферы» (1717г.), появление термина. Пастораль («Пастухи»), театральные сюжеты, неопределенность границ между «галантными жанром» и театральными сценами («Меццетен», «Жиль»). «Лавка Жерсена» – история создания, картина-размышление об искусстве живописи. Ученики и последователи Ватто. Жанр «галантного празднества» во французской живописи (Никола Ланкре, Жан-Батист Патер).

Живопись французского рококо. Франсуа Буше (1703–1770гг.). Ранний период – влияние Рубенса («Геркулес и Омфала»). 1730–1750-е гг. – расцвет творчества Буше. Особенности художественного языка – условный колорит с преобладанием холодных оттенков, «гладкая фактура», декоративность. Универсальность дарования Буше. Декоративная живопись на мифологические сюжеты (тема «Триумфа Венеры»), картоны для серии на сюжеты «из китайской жизни» в музее Безансона и тема «шинуазри» во французской живописи. Портреты (портрет мадам де Помпадур, портрет мадам Буше); сцены в интерьере («Утренний туалет»); пейзажи, увлечение темой пасторали. Влияние Ф. Буше на Ж.-Б.Натуара, Ж.-Б.Ван Лоо.

Французская живопись второй половины XVIII в. Французская скульптура XVIII в. Роль Салона в истории французского искусства. Организация Салона, иерархия жанров, роль Академии художеств, художественной критики. «Салоны» Дидро, их роль в восприятии живописи Шардена и Греза современниками и потомками. Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779гг.). 1730–1733гг. – ранние натюрморты Шардена с кухонной утварью («Медный бак»). Переход от натюрморта к бытовому жанру. Связь сюжетов картин с голландской жанровой живописью («Мыльные пузыри», «Карточный домик»). Образы детей в живописи Шардена («Девочка с воланом», «Ребенок с волчком»). Семейные сцены («Утренний туалет», «Молитва перед обедом») – отсутствие сюжетной фабулы, слияние предмета изображения, живописной техники. Поздние натюрморты, 1650–1660 гг. («Бриошь», «Банка абрикосового варенья», «Корзина с земляникой»): изысканные и дорогие предметы, роль отражений и цветовых рефлексов, иное соотношение предмета и пространства. Поздние пастели («Автопортрет с козырьком»).

Жанровая живопись. Жан-Батист Грёз (1725–1805гг.).  Искусство Греза как социальный и эстетический феномен – ориентация на нового зрителя, жанр, обращенный к ориентированному на чувства зрителю. Литературность, предпочтение сюжетов из семейной жизни, интерес к темам воспитания, взаимоотношениям отцов и детей, связь с сентиментализмом. «Деревенская помолвка» (Салон 1861 г.) – роль жеста, мимики, сценическая композиция, связь с драмой, стремление возвысить жанровую картину до уровня исторической. Однофигурные жанровые картины Грёза: «Прачка» (картина в манере Шардена); «Разбитый кувшин», «Девушка, разбившая зеркало» – предложение зрителю «домыслить» сюжет. Роль рисунка в творчестве Греза. Портреты Греза (портрет А.Шувалова, Портрет Наполеона ок. 1792г.). Русские заказчики Греза.

Французский пейзаж XVIII в. Клод-Жозеф Верне (1711–1789гг.) – традиция Клода Лоррена и топографической ведуты. Пейзажи, созданные в Риме в 1734-1753 гг. («Понте Ротто»), серия «Порты Франции» (после 1753). Особый интерес к морскому пейзажу, а в поздний период к изображению «Бури на море». Юбер Робер (1703–1808гг.). Традиция пейзажа с руинами. Топографические пейзажи и архитектурные каприччо. Интерпретация архитектуры в живописи Робера – античность, итальянский ренессанс, египетские мотивы. Серия «Античные памятники Франции», топографические пейзажи, фиксирующие важные события в городской жизни («Снос домов на мосту Нотр-Дам»). Робер как планировщик пейзажных парков – работы в парке Версаля, парк для маркиза де Жирардена в Эрменонвиле («Вид храма философии в Эрменонвиле»). Робер – хранитель королевского собрания живописи в Лувре (с 1784г.), проект перестройки Большой галереи Лувра. Робер и русские заказчики (ансамбли декоративных панно по заказам Павла I, Н.Б.Юсупова, А.С.Строганова).

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806гг.). Необычность положения Фрагонара в художественной жизни Франции – ориентация на частного заказчика, отказ от экспонирования в Салоне. Подвижность границы между картиной и живописным эскизом, особая роль графики, роль фантазии в творческом методе. Ранние работы Фрагонара, влияние живописи Буше, пребывание в Италии (1765–1761гг.), дружба с Робером, рисунки итальянского периода (виды виллы д’Эсте в Тиволи). Период 1766–1770 гг. – «Фрагонар между добродетелью и пороком». «Поцелуи», «Бараночка»/ «La gimblette», «Счастливые возможности качелей». Серия «вымышленные головы» («воображаемые портреты»). Серия декоративных панно для павильона в Лувесьенне по заказу мадам дю Барри (1771–73гг.) – продолжение традиции Буше. Поздний период творчества – влияние жанровой живописи малых голландцев, работ М.Жерар в «голландском вкусе» («Поцелуй украдкой»). Проблемы атрибуции картин позднего периода.

Французская скульптура. Появление новых форм и жанров скульптуры, скульптуры малых форм (термин «статуэтка»), новых материалов – терракоты, бисквита (мануфактура в Севре). Проблема тиражирования в скульптуре. Скульптура первой половины XVIII в. Гийом Кусту («лошади Марли») :  связь с монументальной скульптурой XVII в. Поколение скульпторов, работавших в середине и второй половине XVIIIв. Эдм Бушардон (1698–1762гг.): фонтан «Времена года» на ул. Гренель в Париже и традиция римских фонтанов. Этьен Морис Фальконе (1716–1791). Два периода деятельности. Связь с эстетикой рококо до отъезда в Россию, любимый скульптор Мадам Помпадур, директор Севрской мануфактуры. Преобладание декоративной скульптуры, которая тиражировалась в бисквите («Купальщица», «Пигмалион и Галатея»). «Грозящий Амур» Фальконе (Салон 1757 г.) – самый знаменитый из многочисленных «амуров» XVIII в. Переезд в Россию. История заказа «Медного всадника».

Французский скульптурный портрет XVIII в. Жан Антуан Гудон (1741–1828гг.) Портреты Ж.Ж.Каффиери, традиция светского, парадного портрета (портреты мадам Дю Барри). Метод работы Гудона над портретом: использование гипсовых масок, предпочтение мягкого материала (скульптура как лепка), выявление фактуры, интерес к мимике, умение передать взгляд (портреты Бюффона, Глюка, Т.Джефферсона, Дж.Вашингтона, портрет жены, сына архитектора Броньяра). Русские заказчики Гудона (надгробия Голицыных).

Декоративная скульптура. Огюстен Пажу. Декорация королевской оперы в Версале (1768–70гг.). Терракотовая скульптура. Клодион (Клод Мишель) Тема вакханалии в работах Клодиона: юные нимфы и амуры, камерность образов, стирание грани между мелкой пластикой и предметом декоративно-прикладного искусства.

Искусство Испании в XVIIIв.: общая характеристика, влияние Франции, Италии. Многоликость архитектуры Испании эпохи барокко. Испанский вариант архитектуры барокко «чурригереско». Расцвет хурригуверизма, «плитного стиля». Династия мастеров Чурригера. Многоликость архитектуры Испании эпохи барокко. Испанский вариант архитектуры барокко «чурригереско». Династия мастеров Чурригера. Композиции типа ретабло (пышная и перегруженная декорация: витые и канделябровые карнизы, стилизованные виноградные лозы, занавесы, раковины, медальоны). Ретабло Х. Б. Чурригеры. Ретабло Сан Эстебан в Саламанке (1692–1694 гг.; Саламанка, церковь Сан Эстебан), позолоченное в 1730–1740 гг. Использование «соломонова ордера». Ретабло Сан Эстебан как один из наиболее выдающихся примеров синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Тесная связь с национальной традицией, стилем платереск, сформировавшимся во взаимодействии с итальянским искусством. Акцент на декоративной составляющей. Игра объемов и светотени на поверхности архитектурно-скульптурных форм. Ансамбль Пласа-Майор в Саламанке (Х.Б. Чурригера, в соавторстве с А. Г. де Киньонесом, др.). Чурригреско в архитектуре испанского севера и юга. Ученик Хурригверы П. де Рибера. Фасад королевского дворца Сан-Фернандо (1721–1726гг.) в Мадриде, фасад Осписио Провисиаль, Провинциальный дом призрения (1722г.). Стиль барокко в творчестве архитекторов Н. и Д. Томе (фасад университета в Вальядолиде; капелла Эль-Транспаренте (1721–1732гг.), в Толедском соборе. Л. Де Фигвероа (средний выступ дворца Сан Тельмо в Севилье, проект 1725г.; отстроенный А. М. де Фигвероа после 1775г.; Х. де Бада (хоровой обвод собора Гранады, проект 1741г.); Ф. М. Васкеса и скульптура Л. Де Аревало (ризница Картезианского монастыря в Гранаде, 1727–1764гг.). Сочетание хурригверизма с «плитным стилем»: Сант-Яго де Компостелла, центр католического паломничества на северо-западе Испании (А.Ф. Казас – и– Новоа); С. Родригес (церковь Сан Франциско, 1748г.). Частная постройка XVIII в.: дом марика де Д.А. Валенсии (пример декорации наружных стен, итальянское высокое барокко в испанском варианте).

Переход от барокко Хуригверы к барокко Витрувия и классицизму (собор Кадикса, 1722–1838 гг., проект В. Ацеро); В. Родригес; Ф. Санхес, М.М. Родригес; Ф. Сабатини (Адуана, таможня 1769г.); Х. де Вильянуэва(ионический портик музея Прадо, 1785г.). Античные образы в испанском искусстве XVIIIв. (фасады дворцов короля и грандов, площади и улицы столицы, декор садово-парковых ансамблей). Восточный дворец в Мадриде (новая постройка после пожара 1734г., проекты декорации Д. Оливьери, Дж. Б. Саккетти, М. де Самьенто. Ж. Февр). Утверждение в национальном самосознании представления о римской античности как одном из звеньев испанской истории. Неоклассицизм в архитектуре Испании. Музей Прадо (1785–1830 гг., Х. де Вильянува); Королевская обсерватория (1790–1808 гг., Мадрид, Х. де Вильянува).

Особенности архитектуры южно-испанского барокко. Гранада и Севилья. Расцвет андалузского барокко. Творческий метод Леонардо де Фигероа и формирование в его архитектуре стиля барокко «севильяно». Сохранение конструктивных принципов, характерных для ренессансной и маньеристической архитектуры, при широком использовании барочных орнаментальных форм. Фасад семинарио Сан Тельмо.

Творческий метод Франсиско Уртадо де Изкиердо и Хосе де Бада в формировании стиля барокко «грандино». Ассимиляция классического стиля Алонсо Кано и новое прочтение мусульманской орнаментальной формы. Ансамбль картезианского монастыря в Гранаде. Новый стиль позднего барокко в Восточной Андалусии второй четверти XVIIIв. Эклектичный стиль Х. де Бады. Сакристие картезианского монастыря. Утрата тектонического понимания архитектурных форм.

Испанская скульптура XVIIIв. Пышные алтари в стиле Хурригверы: богатая скульптурная декорация, в соединении с избыточной орнаментикой: синтез пластики и архитектуры (Н. Томе, «Транспаренте» Толедского собора, восьмое чудо света). П. Рибера ( портал «Осписио», Мадрид). Скульптурная школа Сант-Яго. Андалусская школа (староиспанская полихромная деревянная пластика, ваяние из камня). П. Корнехо (скамьи хора собора в Кордове. 1757г.). Новая южноиспанская школа в Мурсии. Национальная деревянная пластика. Ф. Зарсильо-и-Алькарас (св. Иероним, группы Страстей Господних в церкви Эрмит де Хесус). Школа Грегорио Гернадеса. Х. и А. Рон, Л. С. Кармона, Ф. Гутьеррес в Мадриде.

Испанская живопись XVIIIв. Приход к власти Бурбонов, художники иностранного происхождения (Л. Джордано, Т. Ардеманс, Ян ванн Кессел II, А. Прокачини, Ж. Ранк, М. Анж Уас, Л. М. Вандло, Дж. Амигони, Дж. Батиста, Я. Амигони, К. Джаквинто, А.Р. Менгс, Дж. Б. Тьеполо). Устройство Королевской шпалерной мануфактуры в монастыре Санта-Барбара в Мадриде, открытие во второй половине XVIIIв. в Мадриде Академии художеств. Особенности возникновения и развития испанской живописной школы. Процесс унификации стиля, Жанровое своеобразие испанской живописи: бытовая картина, историческая картина, портрет, натюрморт, пейзаж. Творчество Ф. Байеу («Пикник в деревне»), Л. Парет-и-Алькасара («Пуэрта дель Соль в Мадриде»), Л. Мелендеса («Натюрморт с куском рыбы»). Специфика проявления рококо, сентиментализма, классицизма в творчестве испанских художников.

Ведущий жанр испанской живописи – портрет (Ф.И. Руис де ла Иглесия, А. Паломино, М. Х. Мелендес, Х.Г. де Миранда). Концепция портрета Мелендеса («Портрет Филиппа V», 1712г.). Выпускники Академии Сан-Фернандо М. Маэлья, А. Г. Веласкес, А. Вильядомат, Ф. Байсу-и- Субиас, Ф. Гойя. (Я. Амигони, К. Джаквинто, А.Р. Менгс, Дж. Б. Тьеполо). Особенности, развитие испанской религиозной живописи. Церковная живопись испанских художников (фрески, росписи алтарей). Севильская школа. А. М. де Тобар, Б. Г. де Льоренте (влияние Мурильо). Барселонская школа. А. Виладомат. Мадридская школа. Пейзажист П. Р. Миранда. Братья Гонсалес Веласкес. Ф. Байеу-и-Субиас (Сарагоса), М. С. Маэлья (Валенсия). Ф.Х.де Гойя-и-Люсьентес (сарагосская школа). 

Рубежное в истории искусства Испании творчество Франсиско Хосе Гойи (и-Лусьентеса). Особенности сложения художественного языка Франсиско Гойи. Специфика проявления рококо, сентиментализма, классицизма в его творчестве. Жанровое своеобразие творчества Гойи: бытовая картина, историческая картина, мифологический жанр, религиозный жанр, портрет, натюрморт, пейзаж. Специфика предромантизма в живописи Ф. Гойи. Основные произведения: «Осень», «Исабель Косос де Порсель», «Королевская семья», «Одетая маха» и «Обнаженная маха», «Расстрел мадридских повстанцев». Портреты, картины и монументальные работы на сюжеты церковной истории, размышления художника о человеке и его духовном пути в сатирических офортах «Капричос», «Диспаратес». Возврат испанской живописи к академизму классической традиции. Романтизм в творчестве А. Хулия и-Алеварасии, В. Лопес-и-Портанья.

Декоративно-прикладное искусство в Испании. Художественные влияния и традиции в испанском стеклоделии XVI –XVIII вв.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!