Раздел 4. Западное искусство XVIII–XX вв.



Тема 19. Искусство Италии XVIII в.

Искусство ХVIII в.: общая характеристика. Поиски новых форм контакта между художником и зрителем. Важнейшая составляющая художественной жизни – выставки (Салоны в Париже, выставки в Королевской Академии художеств в Лондоне. Рождение художественной критики, критик как арбитр вкуса. «Салоны» Дени Дидро. Сложение художественного рынка. Развитие форм и жанров искусства, доступных широкому зрителю – искусство, которое «доступно по цене», проблема «искусство и коммерция». Расцвет рисунка, распространение гравюры, особенно репродукционной; популярность мелкой пластики (терракота, бисквит), в которой, также как в гравюре тиражируются наиболее известные произведения. Значение антикварного рынка, влияющего на современное искусство (воздействие «малых голландцев» на французскую живопись последней трети XVIII в.), мода на коллекционирование старого и современного искусства.

Изменение традиционной иерархии жанров – историческая живопись отходит на второй план (до 1770-х гг.). Развитие бытового жанра в разных его модификациях, натюрморта, появление новых жанров (галантное празднество, conversation piece). Расцвет эскиза, тенденция к стиранию границ между эскизом и большой картиной (Ж.О.Фрагонар). Проблема «стилей» в ХVIII в. – рококо и неоклассицизм. Отсутствие единой точки зрения на трактовку стилей в ХVIII в. Категория стиля в применении к тому или иному крупному художнику (стиль Ватто, Фрагонара, Тьеполо, Гейнсборо).

Архитектурное барокко Италии XVIII в. Особенности архитектурной итальянской традиции. Специфика барочной архитектуры Италии. Свое-образие фасадного итальянского барокко: фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Ансамбли позднего барокко. Лестница Испанской площади, фонтан Треви. Роль археологических раскопок. Консолидация художников классицистского направления на основе общего интереса к античности. Творчество П. Батони. Архитектурный пейзаж Дж. П. Панини. Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778 гг.). Пиранези – теоретик: трактаты «О римской архитектуре», «Диалог об архитектуре». Гравюры Пиранези как источник архитектурных замыслов. Циклы «Различные архитектурные произведения» ок.1750 г., «Виды Рима» (начата в 1747г.) – мечта об архитектуре, способной нести героические идеи. Цикл «Карчери» (фантазии на темы темниц), издание 1745, 1761–1763 гг.

Итальянская живопись рубежа XVII – XVIII вв. Североитальянские живописцы первой половины XVIII в: А. Маньяско, Д. М. Креспи. Барокко в Венеции. Общий характер венецианской живописи в XVIII в. Венецианская школа: (Дж.Б.Тьеполо и Д.Тьеполо). Отсутствие четкой границы между искусством XVII и XVIII вв. в Италии. Ряд крупных мастеров принадлежит XVII и XVIII вв.: А.Маньяско, Дж.М.Креспи, С.Риччи.  Продолжение традиции барокко в архитектуре. Ведущая роль живописи в итальянском искусстве XVIII в. (монументально-декоративная и станковая). Возрастает роль графики и живописного эскиза. Влияние итальянских художников и архитекторов за пределами Италии – Германия (Бавария, Саксония), Россия, Испания.

Джузеппе Мария Креспи (1665–1747гг.) и болонская школа в первой половине XVIII в. Портреты Джузеппе Гисланди (фра Витторе дель Гальгарио, 1655– 1743 гг.) – соединение венецианского колоризма с «натурализмом» школы Бергамо.

Венецианская школа. Джованни Баттиста Тьеполо (1696– 1770 гг.). – один из крупнейших живописцев XVIII в. Универсальность дарования Тьеполо – фресковая монументальная живопись, станковые картины большого и малого формата, эскиз, рисунок, офорт. Обращение к технике фрески. Росписи Тьеполо как заключительная фаза развития итальянской монументально-декоративной живописи. Монументальные произведения Тьеполо, созданные для венецианских, германских, испанских дворцов. Станковые картины мастера. Тьеполо – портретист, график, офортист.

Сложность стилистического определения живописи художника, субъективное претворение предшествующей, более чем двухвековой традиции итальянской живописи (Веронезе, Караваджо, маньеризм, барокко). Особенности иконографии – соединение реальности и мифа, роль Венеции XVI в. (Веронезе) в иконографии. Связь образов Тьеполо с оперой.

Ранний период творчества Тьеполо. Росписи Архиепископского дворца в Удине (1726– 28гг.) – -нарочитая театрализация в решении сюжетов, ироническая интонация. Решение темы плафона в 1730– 1740-е гг. От плафона-картины с фиксированной точкой зрения на композицию (1738– 39гг., «Утверждение праздника Мадонны четок») к плафону палаццо Клеричи в Милане (1742г.), в котором достигнуто единство пространственного решения; «центробежная» композиция с пустым центром и фигурами, сосредоточенными по краям. Тема «Антония и Клеопатры»: картина из галереи в Мельбурне, росписи палаццо Лабиа (1746 г.) и проблема соотношения фигур, иллюзорной и реальной архитектуры, роль квадратуриста Джироламо Менгоцци-Колонна. Алтарные композиции 1740–1750-х гг.

Творчество Тьеполо в 1750– 1760 гг. – период расцвета. Работа в архиепископском дворце в Вюрцбурге, построенном Б.Нейманом (1750– 1753 гг., плафон лестницы, росписи императорского зала («Бракосочетание Фридриха Барбароссы с Беатриче Бургундской, Передача инвеституры на княжество Франконию). Иконография фресок, соотношение фресковых росписей Тьеполо с архитектурой Бальтазара Неймана, проблема взаимоотношения с заказчиком. Росписи виллы Вальмарана близ Виченцы (1757 г.). Росписи большого дома («паллацины») – атриум со сценой «Жертвоприношения Ифигении», станцы Илиады, Энеиды, Неистового Роланда, Освобожденного Иерусалима. Отношение Тьеполо к сюжету, связь с венецианской оперой XVIII в. Поздний период творчества Тьеполо. Работа в Королевском дворце в Мадриде, растущая доля участия сыновей Доменико и Лоренцо в исполнении фресок; цикл эскизов на тему «Бегства в Египет». Школа Тьеполо. Популярность Тьеполо за пределами Венеции – север Италии (Милан, Бергамо), Германия, Испания, Россия.

Венецианская «ведута» (городской архитектурный пейзаж). Роль «перспективистов», изучение оптики, геометрии, использование камеры-обскура. Два типа ведуты – топографическая (veduta esatta) и каприччо (veduta di fantasia / ideata). Влияние северных мастеров на сложении жанра –  немец Йозеф Хайнц, Гаспар ван Виттель (Ванвителли), работавший в Риме. Каналетто и Гварди – ведущие живописцы Венеции. Фигурные композиции и пейзажи.

Джованни Антонио Каналетто (1697– 1768гг.). Создатель «классического типа» венецианской ведуты. Обучение в Риме (1719–1720гг.), влияние ван Виттеля и Луки Карлевариса (сборник гравюр "Строения Венеции"). Фиксация важных событий, праздничных моментов в жизни Венеции, создание больших серий пейзажей (избрание дожа, приезды почетных гостей).

Особенности композиционного построения ведут Каналетто – панорамы, угловые точки зрения. Топографические ведуты и каприччо (чаще по мотивам римских памятников). Английский период – 1746–50 гг. , 1751–56гг. («Уилтонский мост», «Процессия перед Вестминстерским аббатством»).

Неоклассицизм в Риме. Разница в восприятии наследия античности в XVII и в XVIII вв.: античность программно противопоставляется искусству современности. Рационализм – осознанное стремление к отдаленному, противопоставленному обыденности идеалу. Термины «классицизм», «неоклассицизм».

Роль Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768 гг.) – «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755 г.). «История искусства древности» (1764 г.). Кардинал А. Альбани (коллекция антиков на вилле Альбани). Интернациональный характер движения.

Роль заказчиков в создании стиля, особая роль английских коллекционеров. Феномен «большого путешествия», паломничество в Рим и на юг Италии, мода на коллекционирование античности. Портретная концепция Помпео Батони – «портрет на фоне античных памятников» (портреты английских путешественников, портрет А.К.Разумовского).

Роль Французской Академии в Риме. Римские работы Жака Луи Давида (1748–1825 гг.) – вершина европейского неоклассицизма. Ранние портреты. «Скорбь Андромахи у тела Гектора», «Клятва Горациев» 1784 г. – тема смерти героя и тема клятвы.

Развитие итальянской школы скульптуры во второй половине XVIII в. Классические традиции в скульптуре А. Кановы (1757–1822 г.). Канова – «современный Фидий». Античные сюжеты, совершенство обработки мрамора, утонченное изящество образов («Поцелуй Амура», «Три грации»). Роль скульптурного эскиза в творческом методе. Русские заказчики Кановы.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!