Тема 14. Искусство Германии XV–XVI вв.



Германия XV в. Раздробленность страны, развитие обособленных местных школ. Реформация. Влияние мистики на изобразительное искусство (иконография, появление небольших, предназначенных для индивидуального пользования алтарей). Изобретение книгопечатания и появление печатной графики. Формирование новых художественных принципов.

Живопись северонемецких городов в начале XV в. Связь с традициями позднеготической миниатюры. Мастер Франке. Иллюстративные тенденции: интерес к жанровым подробностям, выразительность деталей, жестов, характерный типаж. Наглядность, достоверность изображения как способ превращения зрителя в соучастника события. «Алтарь св. Фомы Кентерберийского» (1424 г., Гамбург, Кунстхалле).

Искусство Германии в 3040-е гг. XV в. Ведущая роль южнонемецких областей, Швабии. Влияние Нидерландов, новые стилистические тенденции в живописи. «Покорение зримого мира» (М. Либман). Л. Мозер (первая четверть XV в.). «Тифенброннский алтарь» (Алтарь св. Магдалины, 1431г., Тифенбронн, Церковь): передача окружения, тенденция к построению глубинного пространства. Г. Мульчер (ок.14001467гг.). Скульптор, резчик и живописец. Интерес к передаче пластики формы, материальности предметов. Экспрессия, драматизм сцен. «Вурцахский алтарь» (1437г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея). Конрад Виц (ок.14001446гг.). Объединение в творчестве мастера тенденций Мозера и Мульчера. Проблема взаимоотношения фигур и их окружения. Глубинное эмпирическое пространство и объемная, статуарная форма. Материальность бытия. Прием контраста как средство раскрытия пластического своеобразия формы, ее «индивидуализации». Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок.1435г., Базель, Публичное художественное собрание, отдельные части в Городском музее в Дижоне и в Картинной галерее в Берлине), «Благовещение» Нюрнберг, Германский национальный музей). Обращение к пейзажу и интерес к передаче освещения: «Св. Христофор» (ок.1435г., Базель, Музей), «Алтарь св. Петра» (1444г., Женева, Музей истории искусств) Изображение конкретного ландшафта (Женевское озеро с горой Моль), близость искусству Нидерландов. С. Лохнер (ок.14101451гг.). Крупнейший представитель кельнской школы. Слияние в живописи Лохнера верхнерейнской (интерес к жесту, мимике), нидерландской (пластика, глубинное пространство, тонкая прописанность деталей) и кельнской (детскость образа Марии, драгоценность цвета, текучесть линии, лиризм) традиций. Новая лирически-интимная трактовка религиозных сюжетов. Триптих «Поклонение волхвов» (1440г., Кельн, Собор), «Мадонна в беседке из роз» (Кельн, Музей Вальраф-Рихартц), «Рождество» (Мюнхен, Старая пинакотека).

Искусство Германии второй половины XV в. Основные тенденции: рационалистическая (на юге страны), готизирующая (на севере и северо-западе Германии). Начало книгопечатания, развитие графики в Германии. Распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.

Готизирующая тенденция в немецком искусстве. М. Шонгауэр (ок.14351491гг.). Живописец, гравер. Влияние Р. ван дер Вейдена, Г. ван дер Гуса. Живопись М. Шонгауэра. Драгоценность живописной поверхности, готическая утонченность рисунка, хрупкость форм. Обращение к маленькому по размерам типу домашнего алтаря. «Мадонна в беседке из роз» (1473г., Кольмар, Церковь св. Мартина); домашние алтари «Поклонение пастухов» (Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), «Св. Семейство» (Мюнхен, Старая пинакотека). Графика Шонгауэра. Мастер гравюры на меди. Мастер Домашней книги.

Рационалистическая тенденция в искусстве Германии второй половины XV в. М. Пахер (ок.14351498гг.). Живописец, резчик. Связь Пахера с искусством Северной Италии. Влияние Мантеньи. Принципы построения пространства. Использование «лягушачьей перспективы». Архитектура как средство усиления эффекта глубинности композиции. Форсированный, динамичный характер пространства Пахера. Отношение к фигуре как элементу пространства. Интерес к сложным, смелым ракурсам. Мантеньевский скульптурный характер фигур. Преодоление немецкой склонности к деталям. Концентрированный рассказ о событии. Монументальность. Живописные и скульптурные работы Пахера. «Алтарь св. Вольфганга»(14791481гг., паломническая церковь в местечке Санкт-Вольфганг близ Зальцбурга), «Алтарь Отцов церкви» (закончен в 1483г., Мюнхен, Старая пинакотека).

Искусство Германии первой трети XVI в. Сложность и противоречивость эпохи. Эсхатологические настроения на рубеже столетий, усиление мистических настроений. Локальный характер гуманизма в предшествующем столетии (Конрад Цельтис, Родольф Агрикола, Себастьян Брант), его распространение в эпоху Ворождения. Своеобразие гуманизма в Германии в соединении филологических штудий с обсуждением религиозно-нравственных вопросов («христианский гуманизм»). Реформация и Крестьянская война. Перелом в изобразительном искусстве на рубеже столетий, расцвет ренессансной культуры. «Золотой век» в развитии немецкой живописи. Сближение искусства Германии с итальянской традицией. Преобладание в искусстве Германии экспрессии, сохранение пристального внимания к конкретному, индивидуальному. Ведущие виды искусства – живопись и графика.

Альбрехт Дюрер (14711528гг.). Начало нового этапа в развитии немецкого искусства. Научная основа искусства Дюрера. Сложность эволюции. Становление нового видения: преодоление перечислительного принципа, тенденция к большему обобщению: эволюция акварельных пейзажей, от топографической точности к более целостному восприятию мотива. «Вид города Триент» (1495г., Бремен, Кунстхалле). Сложное взаимодействие готических и новых тенденций в работах раннего периода. Ранние живописные и графические работы художника (Паумгартнеровский алтарь, портреты). «Автопортрет» (1498г., Мадрид, Прадо). Серия гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498г.). Образная экспрессия и мистическая тональность серии. Расширение технических, изобразительных возможностей ксилографии (появление горизонтальных линий, перекрещивающейся штриховки). Новый, монументальный характер серии. Обращение к античной тематике. Интерес к конструкции, пропорциям человеческого тела. Изучение искусства итальянского Возрождения. Поиски образа гармонически совершенного человека (гравюра на меди «Адам и Ева», 1504г.; диптих «Адам и Ева»,1507, Мадрид, Прадо;«Поклонение Троице», гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним», «Меланхолия»). Освоение математической перспективы: «Паумгартнеровский алтарь» (не ранее 1496г., Мюнхен, Старая пинакотека), серия гравюр на дереве «Жизнь Марии» (1502–1505гг.). Проблема ренессансной композиции – мюнхенский «Автопортрет» (1500г.), «Поклонение волхвов» (1504г., Флоренция, Уффици), «Праздник четок» (1507г., Прага, Национальная галерея), «Оплакивание» (ок. 1500г., Мюнхен, Старая пинакотека). 1507 г. – начало расцвета резцовой гравюры (введение промежуточного серого тона). Гравюры на меди (Meisterstiche): «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513г.), «Св. Иероним» (1514г.), «Меланхолия» (1514г.). Портреты Дюрера 20-х гг. Обобщенность, красота, выразительность пластической формы. «Портрет молодого человека» (1521г., Дрезден, Картинная галерея), «Портрет Иеронима Хольцшуэра» (1526г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея). Господство в портретах определенного типа. Собирательный образ эпохи: напряженность взгляда, суровость, целеустремленность. «Четыре апостола» (1526 г., Мюнхен, Старая пинакотека) – одна из самых ренессансных работ Дюрера. Монументальность, значительность образов. Использование традиционного для Германии принципа контраста, как средства образной индивидуализации. Теоретические сочинения Дюрера.

Маттиас Грюневальд (ок.1470/75-1528). Представитель антиклассического искусства (А.-М. Фогг). Экспрессия, трагизм его образов. Особенности стиля мастера. Мистический, визионерский характер образов. Природа как духовный соучастник события. Свободное варьирование элементов традиционной художественной системы и новой, ренессансной (глубинное пространство и уплощенность, объемная и дематериализованная форма). Форма, цвет как пластический, колористический эквивалент содержания. Деформация, цвето-свет Грюневальда. Колористический дар мастера. Новые композиционные решения: равновесие при отсутствии симметрии, создание внутренней динамики. Монументальность. Тема Распятия – главная в творчестве художника. «Изенгеймский алтарь» (1512–1515гг., Кольмар, Музей). Программа алтаря. Другие работы: «Поругание Христа» (ок.1510г., Мюнхен, Старая пинакотека); самые гармоничные произведения мастера – «Мадонна в саду» (1517–1519гг., Штуппах, Приходская церковь), «Встреча св. Эразма и св. Маврикия» (1521–1523гг., Мюнхен, Старая пинакотека).

Лукас Кранах Старший (1472–1553гг.). Человек и природа – главная тема в творчестве Кранаха. Родоначальник искусства пейзажа в Германии. Единение человека и природы. Открытие естественной красоты растительных форм: «Отдых на пути в Египет» (1504г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), «Распятие» (1503г., Мюнхен, Старая пинакотека). Портретный диптих «Иоганн Куспиниан и его жена Анна» (1502«Отдых на пути в Египет» (1504г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея – 1503г., Винтертур). Освоение новой тематики и художественной проблематики современного итальянского искусства. Античные темы – гравюры на дереве «Суд Париса» (1508г.), «Венера с амуром» (1509г., цветная ксилография, первым использовал при печати две доски). Обращение к изображению обнаженного тела, следование классическим пропорциям в картине «Венера и амур» (1509г., Санкт-Петербург, Эрмитаж). Использование классических приемов передачи пространства, мотивов ренессансной архитектуры («Алтарь церкви Марии в Торгау», 1509 г., Франкфурт-на-Майне, Институт Штеделя)). 1515– 1530гг. –  сложение классически кранаховского стиля. Воплощение в образе Мадонны своего представление об идеальной красоте – «Мадонна с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина), «Мадонна под яблоней» (С.-Петербург, Эрмитаж). Новая трактовка обнаженной фигуры, отношение к пластике человеческого тела, как органической, природной форме, человек как часть мира Природы –  «Нимфа источника» (1518 г., Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Суд Париса» (1529г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Аполлон и Диана» (1530г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея). «Серебряный век» (1530г., Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Усиление декоративности, литературной занимательности в поздних работах мастера – «Венера», (1532г., Франкфурт-на-Майне, Институт Штеделя), «Охота на оленей» (1529г., Вена, Музей истории искусств). Портретный жанр в творчестве Кранаха: «Портрет бургомистра города Вейссенфельс», 1515г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), «Портрет отца Лютера» (1530г., Вартбург), графический портрет «Мартин Лютер в образе юнкера Йерга».

Ганс Бургкмайр (1473– 1531гг.). Представитель классической тенденции в искусстве Германии. Соединение ренессансной монументальности с немецкой интимностью. Попытка создания идеального образа в духе итальянского Ренессанса. «Марии с Младенцем» (1509г., Нюрнберг, Германский национальный музей), «Алтарь с Иоанном на Патмосе» (1518г., Мюнхен, Старая пинакотека) Маньеристические тенденции в поздний период творчества («Эсфирь перед Артаксерксом»,1526г., Мюнхен, Старая пинакотека). Разработка цветной ксилографии

Дунайская школа. Города – Регенсбург, Пассау, Линц, Кремс. «Космическое» мироощущение. Восприятие человека как части природы. Ренессансный пантеизм и открытие красоты природного мира. Создание «чистого» пейзажа. . Крупнейший представитель Дунайской школы Альбрехт Альтдорфер (ок.1480–1538гг.). Создание первого в европейском искусстве образа леса. Создание пейзажно-тематической картины – человек и природа как два равноправных и взаимосвязанных начала.

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498–1543гг.). Творчество Г.Гольбейна, его значение для немецкого и английского искусства. Близость Гольбейна к итальянскому Возрождению. Достижения в области рисунка и портрета. Живописные и графические портреты Гольейна. Крупнейший немецкий портретист XVI в. Придворный художник Генриха VIII. Идея многообразия мира в контексте портретного жанра в творчестве Гольбейна. Портрет как воплощение микромира человека. Изображение среды в качестве своеобразного атрибута модели, как отражение рода ее занятий, интересов. Раскрытие в композиционном решении портрета социального статуса модели, обусловливающего разные формы ее взаимоотношения с внешним миром. «Портрет Эразма Роттердамского» (1523г., Париж, Лувр), «Портрет купца Георга Гисце» (1532г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), «Портрет Моретта» (1533г., Дрезден, Картинная галерея). Второй тип гольбейновского портрета: гладкие нейтральные фоны, поясные композиции, модель изображена в трехчетвертном повороте, сдержанный колорит, образ делового человека («Портрет купца Германа Ведига»,1532, Нью-Йорк, Музей Метрополитен и др.). Создатель репрезентативного портрета: «Портрет Генриха VIII» (1539-1540, Рим, Палаццо Барберини), «Портрет королевы Джейн Сеймур» (1536, Вена, Музей истории искусств). Портретные рисунки мастера. Два типа рисунков: подготовительные к живописным портретам и самостоятельные портретные рисунки («Портрет мужчины в широкополой шляпе», Базель, Публичное художественное собрание). Графическая серия «Пляска смерти».

Особенность архитектуры Возрождения в Германии. Сочетание готических и ренессансных форм, многообразие местных вариантов архитектурных решений. Регулярная планировка загородных дворцов. Издание альбомов с образцами и книг по теории архитектуры. Рост культуры строительства. Рельефная пластика, ажурные украшения фасадов (на примере ратуши в Падерборне).

Разнообразие архитектурных приемов как следствие раздробленности страны. Устойчивость готических традиций в архитектуре. Городское строительство. Дом Пеллеров в Нюрнберге, ратуши. Загородное строительство. Замки в Гейдельберге и Ашаффенбурге.  


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!