Раздел 3. Искусство средних веков и эпохи Возрождения



Тема 7. Искусство средневековой Европы.

Символика раннехристианского искусства. Раннехристианское искусство (росписи кактакомб, рельефы саркофагов, круглая пластика). Раннехристианская архитектура (базилика, баптистерий, мавзолей). Христианство в Византии и Западной Европе. Особенности раннехристианского искусства Италии, его отличия от искусства христианского Востока. Раннехристианское искусство Рима, Неаполя, Милана и Равенны после 313 г: типы церковной архитектуры (базиликальная, центрическая), монументальный декор. Сложение догматического и нарративного типов изображений. Раннехристианская книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство в Италии. Искусство Малого римского ренессанса и варварских королевств (V– VIIIвв.). Расцвет книжной миниатюры. Культовая архитектура. Обращение к традициям поздней античности, византийское и восточное влияния. Развитие центрического и базиликального типа храма. Монументальная живопись VIII –IX вв. Развитие прикладного искусства, мелкой пластики, расцвет книжной миниатюры.  Каролингский ренессанс. Искусство оттоновского ренессанса. Искусство 950–1050 гг. вне Оттоновской империи: понятие «первого романского стиля». Формирование единого типа церковного здания – сводчатой базилики, его причины (монастырские реформы, сложение практики паломничества). Роль ломбардских мастеров. Архитектура «первого романского стиля» в Северной Италии, районе Пиреней, Нормандии, Бургундии. Книжная миниатюра Испании и довильгельмовской Англии: формирование национальных стилей.

Искусство романского стиля. Архитектура как формообразующий вид искусства. Основные памятники западноевропейской архитектуры романской эпохи. Сводчатая базилика, ее монументальный декор: общие закономерности Параметры характеристики романской базилики: план, продольный и поперечный разрезы, перекрытие, ярусы стены главного нефа, освещение, декор.

Архитектура и монументальная скульптура Франции: основные школы. Паломнические базилики и архитектура Лангедока, Бургундия и школа Клюни, купольные постройки Перигора, Нормандия, Овернь, Пуату, Прованс. Жилой дом 1159 г. в Клюни. Особенности конструкции романских замков. Архитектура Германии (соборы в Майнце, Вормсе). Церковь в аббатстве Мария-Лах – классический памятник германской романики. Замок Вартбург в Тюрингии – типичный пример позднероманской княжеской резиденции.

Художественный язык романской скульптуры. Теории происхождения монументальной романской скульптуры, ее основные типы, связь с архитектурой (элементы перспективного портала, тимпанные композиции, типы капителей и пр.), основные темы тимпанных композиций. Портал церкви Сен Пьер в Муассаке – классический образец композиции романского тимпана. Тимпан портала собора Сен Лазар в Отэне – дальнейшее развитие типа. Тематика, образы рельефов, их символика, стиль. Сравнение трактовки ордерных элементов и человеческой фигуры в романском искусстве. Сложение региональных школ монументальной скульптуры во Франции (Лангедок, Бургундия, Пуату, Прованс).

Скульптура Германии. Статуя льва в Брауншвейге (1165 г.) – редкий образец светской монументальной скульптуры. Рельефы ограды хора Бамбергского собора – новое направление в скульптуре.. Античные и византийские влияния: Рим, Север, Венеция, Сицилия. Монументальная живопись севернее Альп: вопросы техники, стиля, иконографии. Книжная миниатюра романского стиля: региональные стили и школы. Романская миниатюра. Новые типы рукописей («атлантовские библии» и их дериваты и др.). «Иконографический взрыв» XII в. Фрески церкви Сен Савен сюр Гартан – памятник средневековой росписи.

Характеристика культурной и религиозной жизни XII в в Европе, понятие «ренессанса XII в». Этапы развития искусства эпохи готики. Расцвет средневековых городов. Ведущая роль архитектуры, ее влияние на другие виды искусства. Готика – искусство средневекового города. Городской собор. Социальная и культурная роль собора. Идеи христианства и символика архитектурных элементов. Вопросы происхождения готического стиля, его связи с романским и новаторства в конструкции и декоре. Версии происхождения готического стиля. «Готика – романика Иль-де-Франса» (М.Обер). Особенности готической конструкции (крестово-нервюрный свод, контрфорсы, аркбутаны, стрельчатые арки и башни). Франция – родина готического искусства.  Шедевры ранней готики: церковь аббатства Сен-Дени, собор в Шартре (1145–1155гг.), собор Парижской богоматери (1163–1234гг.), Реймский собор (1212г.), собор в Амьене (1218г.). Архитектура французской готики: «цветущая», «лучистая», «пламенеющая». «Пламенеющая» готика Англии. Витраж как вид монументальной живописи: техника, типы, роль в общем замысле готического здания.  Роспись алтарей. Готика и искусство XV в в Северной Европе.

Эволюция скульптурного декора французских готических построек XII–XIII вв. Скульптура французской готики: новый принцип соотношения с архитектурой, развитие основных элементов (от статуи-колонны к фигуре в нише, развитие тимпанной композиции, скульптуры архивольтов, скульптурных элементов вне портала). Распространение готики за пределы Франции: периодизация и характеристики английской, немецкой, испанской школ.  Феномен стиля интернациональной готики.

Готика в Италии и проблема Проторенессанса: специфика развития разных видов искусства. Готическая живопись: книжная миниатюра (периодизация, специфика каждого периода, типы рукописей и композиций, проблема перехода заказов к светским мастерским), витраж (периодизация, эволюция техники и композиций, тематика, региональные школы), заалтарный образ (условия формирования типа, ранняя типология). Декоративно-прикладное искусство готического периода: реликварии, литургическая утварь, светское ДПИ.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!