Тема 4. Искусство Древнего Востока.



Тема 2.

Монументальное искусство эпохи палеолита (гравировки, барельефы, живопись на стенах пещер и гротов) и искусство малых форм, «мобильное искусство» (декорированные изделия из кости, рога, камня, статуэтки, изображения). Первые памятники художественной деятельности первобытного человека. Наскальные росписи (пещеры Альтамира, Ласко). Пещерные росписи на территории западной Европы.

Мезолитическая живопись Испанского Леванта.

Искусство неолита. Появление новых материалов (керамика, ткань), ремесел (ткачество, гончарство). Петроглифы, скульптура. Принципы стилизации. Эволюция изобразительных форм. Переход от схематического изображения к знаковому. Преобладание орнаментальных форм изображения.

Искусство бронзового века на территории Европы. Расписная керамика (сосуды Кукутени-Триполья). Основные орнаментальные элементы и мотивы (круги, спирали, ромбы, «меандры»). Искусство бронзового века на территории Азии. Урал и Сибирь. Писаницы. Пластика. Керамика.

Зарождение архитектурной деятельности человека.Появление мегалитических сооружений – менгиров, дольменов, кромлехов – связанных с религиозным сознанием. Проблемы датирования, дискуссии о назначении и функциях. Стоунхендж: этапы строительства, композиция, функция и семантика архитектурной формы.

Тема 3. Искусство древних цивилизаций. Египет. Месопотамия. Эгейский мир.

Египетская архитектура: устойчивость иконографических схем, символические концепции форм зодчества. Погребальные сооружения. Мастаба: основные элементы, строительная техника, система декорирования. 

Искусство Древнего царства (XXVIII–XXIV вв. до н.э.). Появление новых изобразительных черт (монументальность формы, фронтальность композиции, вписанность в  каменный блок, отбрасывание второстепенных признаков). Расцвет монументального зодчества. Новый тип погребальных сооружений– пирамиды. Заупокойный ансамбль фараона Джосера (архитектор Имхотеп). Ступенчатые пирамиды. Великие пирамиды  в Гизе, их конструкции, пропорции «золотого сечения». Устройство и декор заупокойных храмов.

Скульптура, ее ритуальное значение. Каноны, система пропорций. Статуи фараонов Хефрена, Микерина, писцов. Два типа рельефов – барельеф и врезанный рельеф. Общие черты скульптуры  Древнего царства: статичность, стремление к подчинению образа геометрическим формам каменного блока (в том числе, при работе мягкими материалами), идея колоссальности, простота изобразительных и многозначность содержательных категорий). Основные материалы и технология их обработки, применяемые в скульптуре Древнего царства. Применение раскраски и инкрустации статуй как средства усиления условности и магической выразительности. Формирование  и развитие разнообразных типов статуй. Скульптурное изображение как создание в камне неразрушимой оболочки для души.

Искусство Среднего царства (XXIII–XVII вв. до н.э.). Эволюция стиля в скульптурном портрете (выявление индивидуальных черт, выработка характерных стилистических приемов). Статуи фараонов Сенусерта III, Аменемхета III. Стенописи Среднего царства.

Искусство Нового царства (XVI–XI вв. до н. э.). Эпоха Эхнатона. Время религиозной реформы, глубоких изменений в культуре, появление новой, «светской» струи, акцент на эмоциональных, чувственных моментах. Острая утонченность изощренной формы; одутловатые, круглящиеся и вытянутые пропорции; отсутствие прежнего понимания красоты при особой одухотворенности и чувственной живости образов. Мастерская Тутмоса, творческий метод египетских скульпторов.

Синтез искусств в храмах Нового царства. Храмы Амона в Луксоре, царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Сложение «египетского ордера» как определенной системы взаимосвязи конструкции, ее художественного истолкования. Особенности ордера в Древнем Египте: монументальность, атектонизм, изобразительность. Типы «египетского ордера». Храмовая скульптура, рельефы. Новые композиционные принципы искусства: передача движения, декоративное осмысление монументальных форм архитектуры. Увеличение значения стенных росписей. Понятие декоративности в росписях. Скульптура и рельефы. Комплекс памятников из гробницы фараона Тутанхамона. Оформление гробницы, произведения прикладного искусства из этого комплекса.

Искусство древних цивилизаций Месопотамии. Архитектура Двуречья в III тыс. до н.э. Особенности архитектуры для региона Месопотамии: простые кубические объемы; редкое применение отдельно стоящей опоры; вертикальное членение плоскости стены, создающее строгий линейный ритм. Широкое распространение сводчатых конструкций (ложные своды, клинчатые своды, купол на квадратном основании, тромпы). Раннешумерский храм на высокой платформе со святилищем прямоугольной (иногда овальной формы) и открытым внутренним двором как отличительная черта древнейших месопотамских городов. Сложение и эволюция типа «храм на платформе». Главный элемент архитектурного декора: членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Применение росписи и «мозаики» из глиняных гвоздей. Появление во второй половине III тыс. до н.э. храма на нескольких платформах, постепенное превращение зиккурата в типичное сооружение месопотамской культовой архитектуры. 

Дворец в Кише как один из ранних примеров дворцового строительства: особенности планировки, выделение трех композиционных центров, использование круглой опоры. Градостроительство как стихийная жилая застройка вокруг дворцово-храмовых комплексов.

Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты раннединастической скульптуры: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица (глаза, уши), функциональная выразительность всего художественного образа в целом. Важность позы, взгляда и жеста. Начало усиления символичности, переход к схематизму, уход в сторону условных изобразительных черт. Основные стили глиптики («парчовый стиль», «линеарный», «декоративно-рельефный») и школы («натуралистическая» – мастерские Ура и Урука; «схематическая» – мастерские Фары и Ура; «классическая» – мастерская Ура). Появление новых образцов и сюжетов («фризы сражающихся», сцен «превращения», человека-быка, быка андроцефала) как свидетельство записи мифологических текстов.

Аккадский период (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э.). Общегосударственный пантеон. Новое значение личности правителя. Введение понятия богоподобности царя и установление прижизненного культа во время правления Нарам- Суэна. Появление новых черт в скульптуре: отсутствие символической жесткости в подаче образа; индивидуальные черты в рамках типажа, передающие обобщенно, но точно аккадское представление о герое-победителе; впечатление жизнеподобия, умение правильно передавать пропорции. Новые черты в аккадском рельефе: расположение композиционных мотивов снизу вверх, но не по регистрам (свобода и динамичность композиции); высокий объемный рельеф; живописность за счет контраста светотени, отказ от стилизации.

Развитие глиптики.

Искусство Ассирии. Город Дур-Шаррукин и дворец царя Саргона II. Придворное искусство. Скульптура и рельефы. Канон как организующее начало в искусстве Ассирии. Проблема расположения фигур и предметов в пространстве. Ярусные фризы. Рельефы Ашшурбанапала в Ниневии –заключительная фаза в развитии ассирийского рельефа: создание замкнутых, геральдических композиций, свободное расположение фигур в пространстве, образная характеристика для каждого изображенного.

Вавилон: «ворота богини Иштар» и «дорога процессий».

Искусство Ирана эпохи Ахеменидов. Эволюция ахеменидского рельефа от Пасаргад к Персеполю как постепенное формирование на основе различных формальных языков общего идеологического художественного языка. Персеполь как единый архитектурно-скульптурный комплекс, создавший в полной мере «имперский ахеменидский стиль». Рельефы дворцов Персеполя – связный рассказ о медленном шествии воинов и покоренных народов (динамика шага и одновременно остановленность ритма как вечная фиксация могущества державы).

Эгейский мир

Образование централизованного государства под властью Кносса. Архитектура Крита дворцового периода. Появление в начале II тыс. до н.э. на Крите дворцов (полифункциональной постройки, состоящей из святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленных предприятий). Своеобразие художественного облика критских дворцов: система внешнего декоративного убранства и живописно-декоративный характер интерьера. Монументальная живопись (Крит, Санторин). Кносский дворец: четкая последовательность в наборе основных элементов архитектурной композиции, системе их взаиморасположения; программа живописного и скульптурного декора.

Живопись позднеминойского периода. Расцвет прикладного искусства. Ювелирное искусство, керамика (основные стили). Стиль «камарес». Культура ахейской Греции. Основные типы микенской архитектуры: дворцы-мегароны, укрепленные цитадели, толосные гробницы. Древние акрополи в Микенах, Тиринфе, Пилосе. Погребальные сооружения. Шахтовые гробницы. Прикладное искусство ахейцев. Художественная обработка оружия.

Тема 4. Искусство Древнего Востока.

Пещерные росписи в эпоху мезолита и позднее (Бхимбетка). Неолитическое поселение Мехргарх в Индии (архитектурные сооружения, погребальная практика, антропоморфная пластика). Скульптура малых форм. Искусство Хараппской цивилизации. Искусство индоариев в ведийский период. Искусство эпохи Маурьев. Последующая «буддизация» искусства Индии. Греческие интенции в искусстве Индии.  Кушанское искусство.

Теснейшее переплетение пространственных искусств в Индии. Природные условия для развития архитектуры и скульптуры в Индии. Материалы (камень, металл, дерево). Монументальная архитектура и скульптура Хараппы. Статуэтка жреца и танцовщицы. Общественные постройки ариев. Искусство династии Маурьев. Архитектура эпохи Маурьев. Дворец царя Чандрагупты. Изображение якшей и якшини. Империя Маурьев при царе Ашоке и первые образцы искусства буддизма. Колонны Ашоки и художественные навершия («Львиная капитель»). Барельефы. Пещеры, подаренные монахам по указу Ашоки.

 Становление и развитие буддийской архитектуры и скульптуры. Ступы в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Сюжеты из джатак. Чайтья в Карли. Развитие иконографии Будды. Канонические позы и жесты. Школы скульптуры в искусстве Индии: гандахарская, матхурская, школа Амаравати. Стенные росписи в пещерах Аджанты. Техника нанесения красок.

Древнейшие индуистские храмы. Типы культовой архитектуры: ступа, пещерные, башнеобразные храмы. Монолитные столбы – стамбха. Ансамбли пещерных храмов – чайтьи и вихара Аджанте. Планировка и конструкция. Роль скульптуры в архитектурном ансамбле храмов. Колонна Гелиодора в Видише. Ранние изображения Шивы. Складывание канона божеств. Антропоморфные изображения Будды и бодхисатв – греческое влияние в  буддийском искусстве.

Китай. Традиционность китайской культуры. Символический характер, значение канона в китайском искусстве. Конфуцианские и даосские основания искусства Китая. Генезис китайского искусства. Начальный этап формирования китайского изобразительного искусства. Искусство эпохи Шан-Инь. Художественное наследие эпохи неолита (росписи по керамике, древнейшие пластические произведения). Предметно-творческая деятельность эпохи Шан-Инь.

Художественное наследие эпохи Чжоу и Цинь. Ханьское изобразительное искусство. Эволюция технико-художественных способов, эстетических принципов оформления изделий. Культурно-идеологические факторы новаторских тенденций в чжоуском и циньском искусстве. Монументальная скульптура. Художественные рельефы. Стенописи. Протостанковая живопись. Погребальное изобразительное искусство традиционного Китая: ведущие памятники.  Искусство гробниц.

Специфика жанров китайской живописи. Пейзаж «горы-воды» («шань-шу»): выражение внутреннего состояния-настроения художника через внешние природные формы; объединение в пространстве картины противоборствующих сил, поддерживающих друг друга; принцип подвижного ракурса, принцип «трех глубин». Жанр «цветы и птицы»: символический характер, отличие от европейского натюрморта. Жанр портрета – «живопись фигур»: связь с природными ритмами, принципы портретной живописи. Живопись эпохи Тан. Живопись эпох Северная и Южная Сун. Живопись эпох Юань и Мин.

Китайско-буддийское культовое зодчество (пагоды, монастыри). Гражданская архитектура Китая. Архитектурно-инженерное, садово-парковое искусство традиционного Китая. Дворцы, деревянные дома – киоски. Великая Китайская стена.

Китайско-буддийское  изобразительное искусство: история формирования. Декоративно-прикладное искусство. Керамика. Ювелирное искусство. Текстиль, костюм.

Раздел 2. Античное искусство


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!