Тема 5. Искусство Древней Греции.



Архитектура Древней Греции в VIIIв. Появление элементов будущего классического храма. Вазопись. Геометрический стиль вазовой живописи– вариант абстрактно-орнаментального стиля. Субмикенская, «промежуточная» керамика.  Широкое распространение геометрической вазописи в раннегеометрическом этапе, появление многочисленных версий в системе росписи. Усиление тектоники формы, монументальности сосудов. Сосуд как архитектурная конструкция. Среднегеометрический этап («строгий стиль») в геометрической вазописи: основные черты. Позднегеометрический этап в геометрической вазописи. Сосуды «дипилоновского стиля». Связь художественно-образной программы сосудов с погребальным культом. Появление сцен мифологического характера в вазописи как окончательный поворот в сторону изобразительно-повествовательного и фигуративного искусства.  Скульптура: основные материалы, «сюжетная пластика».

Развитие архитектурной системы и монументальной скульптуры. Происхождение ордерной системы. Специфика художественного языка греческой архитектуры. Дорический и ионический ордеры. Коринфский ордер: отличительные признаки. Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль. Периптер как универсальный тип греческого хрма. Архаическая скульптура. Типы статуй. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Проблема архаической улыбки. Роль скульптуры в греческом храме. Значение материала в скульптуре. Особое значение цвета в архитектуре, его взаимосвязь с работой конструкции. Полихромия как основной прием в декорации храмов эпохи архаики. Вазопись. Типы ваз. Стили росписи керамики. Ориентализирующий тип: характерные черты. Чернофигурная роспись, краснофигурная роспись.

Греческое искусство периода классики (V–IV вв. до н. э.). Ранняя классика (490–450-е гг. до н. э.). Архитектурная программа классической эпохи. Фронтонные композиции (храм Афины Афайи на острове Эгина). Скульптура («Дельфийский возничий», «Зевс-громовержец»). Постепенное овладение пространством в скульптуре, развитие движения. Вазопись.

Высокая классика (450–410-е гг. до н. э.). Художественная программа Афинского акрополя – одна из вершин мировой культуры. Роль Перикла и Фидия в сложении программы Афинского акрополя. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, Пинакотека, храм Афины – Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Фидий и его школа. Скульптура Парфенона. Создание физического и духовного идеала классики в произведениях Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор»). Основные этапы, особенности творчества Поликлета. Стремление к отражению идеальной формы, абсолютного совершенства пропорций – важное составляющее творчества Поликлета. Основные положения трактата «Канон» Поликлета. Творчество Фидия. Колоссальные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Основные черты художественно-образной концепции греческого «портрета». Вазопись. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи: «строгий стиль», «свободный стиль», «роскошный стиль».

Поздняя классика (конец V–IV вв. до н. э.). Отход от возвышенно идеальных образов высокой классики. Утрата в художественном образе цельности и  жизненной полноты. Передача в скульптуре противоречивых переживаний человека. Скопас – основатель патетического и динамического направления в греческой пластике.  Творчество Скопаса («Менада»), Праксителя («Гермес с Дионисом»), Лисиппа («Апоксиомен», «Портрет Александра Македонского»). Стремление к передаче в пластике абстрактных идей, аллегорий.  Творчество Леохара: стилистические характеристики. Архитектура (Галикарнасский мавзолей, театр в Эпидавре). Вазопись. Разрушение взаимосвязи сосуда и изобразительных приемов, значительное разнообразие форм сосудов. Постепенное исчезновение композиционного равновесия, изысканности линий.

Искусство эллинизма (III–I вв. до н. э.). Активное развитие зодчества в эпоху эллинизма. Потеря архитектурными ордерами лаконичности и монументальности. Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Проникновение декоративных форм в архитектуру эллинизма. Активное применение традиций древневосточной архитектуры.

Скульптура. Подъем спроса на памятники скульптуры, сопровождаемый падением качества исполняемых произведений. Начало широкомасштабного производства копий с шедевров классической эпохи. Скульптура эллинизма как предтеча многих последующих художественных стилей. Центры эллинистической культуры (Пергам, Александрия, Родос, Греция), особенности искусства. Пергамская школа. Алтарь Зевса в Пергаме –пример синтеза архитектуры и скульптуры эпохи эллинизма. Родоссская школа. Статуя Ники Самофракийской: художественно-образная программа. Лаокоон (скульпторы Агесандр, Полидор и Афанадор). Александрийская школа. Обогащение красочной палитры в вазописи: введение синей, фиолетовой, пурпурной красок. Искусство Северного Причерноморья.

Тема 6. Искусство Древнего Рима. Искусство этрусков и древних италиков. Градостроительство и архитектура. Изобразительное искусство. Монументальные росписи. Расписная керамика.

Архитектура Древнего Рима. Строительная техника, типы конструкций. Римская архитектурная революция. Появление арки и сводов, их типология. Римские ордера, связь с греческими. Применение четырех ордеров. Градостроительство Древнего Рима в период Республики и Империи. Традиции этрусков. Различные типы планировки городов (на примерах Рима, Остии, Помпей, Пальмиры, Тимгада, Великого Лептиса). Типы жилиш (атриумный и атирумно-перистильный дом, инсула, разные виды вилл). Архитектура форумов периода Республики и Империи: от рыночной площади к программному ансамблю. Храмовая архитектура в Риме в период Республики и Империи. Наследство этрусков: храм Юпитера на Капитолии, храмы форума Ларго Арджентина. Периптеры sine postico и пвсевдопериптеры: римское развитие греческого типа. Пантеон в Риме. Базилики и курии. Зрелищные сооружения италийской и греческой традиции: амфитеатры, театры, цирки. Колизей. Архитектура терм эпохи Республики и Империи: тип и развитие. Погребальная архитектура Республики и Империи (катакомбы, колумбарии, мавзолеи). Триумфальная архитектура (трофеи, триумфальные колонны, триумфальные архи, их типология, культура триумфа). Инженерная архитектура Республики и Империи (мосты, акведуки, дороги).

Изобразительное искусство Древнего Рима. Скульптура античного Рима. Римский скульптурный портрет. Римское надгробие: отличительные черты. Особенности композиции, «диалога» со зрителем. Особенности художественно-образной программы скульптурного портрета времени Августа. Проблема сходства в римском портрете эпохи империи. Расцвет реалистического портрета.

Создание конной статуи императора Марка Аврелия (170г.), послужившей образцом для последующих монументов в Европе. 

Стенная живопись и интерьер древнеримского дома. «Золотой дом» Нерона. Четыре стиля помпейских росписей. Фрески виллы Мистерий. Архитектура Помпеи. Римская мозаика: основные техники, сюжеты, особенности художественно-образной программы. Прикладное искусство.

Римское искусство в эпоху принципата. Начало правления солдатских императоров, переход античной культуры в новое качество. «Обнаженность» художественного языка в показе модели, «варваризация» портретов III в. н.э. Минимализация художественно-образной структуры. Эпоха домината. Кризис античной художественно-образной программы, постепенный отказ от античного представления о пластическом. Фаюмский портрет. Искусство римских провинций. Развитие живописного портрета под воздействием эллинистического римского искусства. Техника энкаустики. Естественный поворот головы. Античные сюжеты и образы в мировом искусстве. Искусство скифов античной эпохи. Прикладное искусство скифов. Основная тема сюжетных изображений – животных–  обитателей степных и лесостепных районов. «Звериный стиль» в скифском орнаменте.   


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!