Тема 11. Искусство эпохи Возрождения.



«Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, «Комментарии» Лоренцо Гиберти, «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим», «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Философские основы Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, рационализм.

Становление нового художественного видения: ориентация на подражание природе и изучение античности, освоение линейной перспективы, научные основы художественного творчества. Сложение теории и истории искусства в работах Л. Гиберти и Л. Б. Альберти. Основоположники ренессансного стиля в живописи (Мазаччо), в архитектуре (Ф. Брунеллески, Л.-Б. Альберти), в скульптуре (Донателло).

Искусство проторенессанса (конец XIII – первая половина XIV в.). Зарождение ренессансных традиций: интерес к античному художественному наследию, влияние романского и готического стилей, роль византийской художественной традиции.  Церковь Сан Миньято и баптистерий во Флоренции – сооружения проторенессансного типа. Основные художественные школы (Пиза, Флоренция, Сиена, Рим, Венеция).

Формирование нового художественного языка в скульптуре, живописи Проторенссанса. Рождение нового художественного языка скульптуры, его повествовательность и экспрессивность (Н. Пизано, Дж. Пизано, А. ди Камбио, А. Пизано, А. Орканья).  Обращение к античным традициям, интерес к передаче пластического объема и материальной плоскости фигур. Соединение готических и проторенессансных тенденций в творчестве Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио. Рождение европейской школы живописи Нового времени, Мозаики и фрески мастеров римской школы (П. Каваллини, Я. Торрити), сложение флорентийской школы.  

Ведущая роль флорентийской школы в живописи Проторенессанса. Живопись: темы, сюжеты, стилистические особенности. Тонкость линейной и колористической структуры живописных произведений Чимабуэ, тактичное выявление пластического объема и пространственных отношений. Джотто ди Бондоне – реформатор итальянской живописи XIVв. Джотто: росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (проблемы авторства, особенности нового художественного языка).  Основные работы Джотто: капелла дель Арена в Падуе, церковь Санта Кроче во Флоренции. Новаторские тенденции в росписи Капеллы дель Арена в Падуе – центральной в творческом наследии Джотто. Создание единого живописного цикла, основанного на взаимосвязи эпизодов исторического рассказа, сочетающего эпическое повествование с лирическими и драматическими интонациями. Разработка проблемы пространства, передача пластического объема, выразительность композиционных решений, звучность нежного колорита. «Поцелуй Иуды». «Воскрешение Лазаря». Расширение возможностей живописного рассказа в росписях Джотто в Капеллах Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции. Станковые произведения Джотто. Влияние Джотто на развитие монументальной и станковой живописи Италии. Архитектурный проект Джотто (колокольня собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции).

 Расцвет флорентийской школы монументальной живописи: Б. Дадди, Мазо ди Банко, Т. и А. Гадди. Последователи Джотто на севере Италити. Мастера – монументалисты сиенской школы (С. Мартини, братья Лоренцетти). Церковная архитектура и скульптура (Арнольфо ди Камбио, Н. и Дж. Пизано). Гражданское зодчество.

Архитектура. Творчество Ф.Брунеллески: синтез ренессансных и классических форм, поиски концепции внутреннего пространства культового сооружения, отвечающего эстетическим идеалам эпохи; решение фасада общественного сооружения; теория и практика линейной перспективы. Архитектура городского палаццо в творчестве Микелоццо ди Бартоломео. Творчество Л. Б. Альберти; ориентация на римскую античную архитектурную традицию; решение фасада и внутреннего пространства культового сооружения, решение фасада городского паллацо; трактат «Десять книг о зодчестве», его флорентйиские постройки и их влияние на современную флорентийскую архитектуру. Постройки Л. Б. Альберти за пределами Флоренции, их влияние на итальянскую архитектуру.

Скульптура. Преобразование традиций интернациональной готики, благодаря обращению к античности и творчеству мастеров Проторенессанса. Освоение новых материалов и технологий: монументальное литье из бронзы, майолика, терракота. Открытие сплющенного рельефа. Творческие поиски художников рубежа XIV–XV вв.: между средневековым драматизмом и античным спокойствием и гармонией – Н. ди Банко, Л. Гиберти. Творческий путь Донателло – освоение античного пластического опыта в решении отдельно стоящей круглой статуй, разработка разнообразных композиций рельефа; конный монумент, его осмысление в пространстве города (Статуя Гаттамелаты в Падуе). Следование творческим принципам Донателло в сер. XV в.: Микеллоцо, Лука и Андреа делла Роббиа, Б. Росселино, Д. да Сеттиньяно – рельеф, гробница, портрет. Творчество А. дель Веррокио, А. Поллайоло как синтез достижений предшествующего периода.

Живопись. Ведущая роль флорентийской художественной школы в пер. пол. XV в. Живопись интернациональной готики во флорентийской живописи XIV– начала XV вв.: (Г. Старнина, Л. Монако, Дж. Да Фабриано) и решительный разрыв с ней в творчестве Мазаччо, фра Анджелико, фра Филиппо Липпи. Обновление системы монументальной живописи за счет внедрения перспективы, элементов античной архитектуры, светотеневой моделировки, физиогномической экспрессии. Монументальные циклы Б. Гоцолли. Освоение новой парадигмы живописи в творчестве Паоло Уччелло и А. дель Кастаньо. Переход от полиптиха к алтарной картине нового типа в творчестве фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, Доменико Венициано.  

Сиена как центр раннеренессансной культуры. Художественное своеобразие сиенской живописной школы XIV. Творчество Т. Мазаччо и формирование нового тончайшего колорита, роль пространственных архитектурных фонов в достижении достоверности и жизненной убедительности живописного рассказа. Основные работы Мазаччо («Изгнание Адама и Евы», «Уплата подати» или «Чудо со статиром», «Троица»). Мазаччо – основоположник реалистической живописи XV в. Развитие традиций Джотто, основные выразительные средства живописи Мазаччо.

Живопись сиенской школы XV  в. Творчество Симоне Мартини – ведущего мастера сиенской готической живописи.

Урбино. Художественная политика герцога Федерико да Монтефельтро. Герцогский дворец в Урбино (Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини) как памятник ренессансной архитектуры. Интернациональный круг живописцев при урбинском дворе (П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Йос ван Гент, Педро Берругете).

Раннее Возрождение в Северной Италии. Преодоление готического наследия и утверждение ренессансных принципов в мастерской Ф. Скварчоне и раннем творчестве А. Мантеньи. Основные школы живописи. Флорентийская школа (С. Боттичелли). Умбрийская школа (Пьеро делла Франческа, Перуджино). Северо-итальянская школа (А. Мантенья). Сандро Боттичелли – крупнейший живописец позднего кватроченто. Сандро Боттичелли (1445–1510гг.) – крупнейший живописец Флоренции конца XV в. Картины «Весна», «Рождение Венеры», «Клевета».

 

Высокое Возрождение в Риме. Воплощение архитектурных идеалов эпохи в творчестве Д. Браманте, реконструкция ватиканских строений. Проектирование и строительство собора Св. Петра как итог архитектурных достижений Высокого Возрождения: проекты Д. Браманте, Рафаэля, А. да Сангалло Младшего, Б. Перуцци, Микеланджело. Римский городской дворец Высокого Возрождения: проекты Д. Браманте, Рафаэля, А. да Сангалло Младшего. Новая концепция виллы у Рафаэля и Б. Перуцци: особенности композиционной и пространственной организации виллы и городского палаццо в Риме; обмеры и издание увражей, посвященных римским древностям. Я. Сансовино, А. да Сангалло Младший. Римские проекты Микеланджело: проект гробницы папы Юлия II, росписи плафона Сикстинской капеллы.

Творчество Леонардо да Винчи. Многогранность личности Леонардо: живописец, теоретик, естествоиспытатель. Художественная концепция Леонардо, считавшего живопись высшим из искусств. Новаторство Леонардо в трактовке традиционных сюжетов. Ранние работы Леонардо: «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение Волхвов», «Св. Иероним». Леонардо в Милане. «Мадонна в скалах» – особенности пространственных построений, гармония человека и природы. Два варианта картины: Париж, Лувр; Лондон, Национальная галерея. Подробный анализ главных шедевров Леонардо: «Тайной вечери» и «Джоконды». Способы выражения высокого духовного и этического содержания в «Тайной вечере» (закономерность композиции, строго разработанная система жестов и мимики персонажей, гармоничная уравновешенность форм, контрастное сопоставление фигур, значение Христа в композиции). Трагическая судьба фрески. «Мона Лиза» («Джоконда») – вершина творчества художника. Зарождение в европейской живописи жанра психологического портрета. Открытие Леонардо воздушной перспективы сфумато. Значение творчества Леонардо да Винчи.

Творчество Рафаэля. Рафаэль как идеал художественной гармонии для современников и потомков. Величие и стройность композиционных построений Рафаэля. Ранние работы – «Сон рыцаря», «Обручение Марии». Развитие образа Мадонны: ранняя «Мадонна Коннестабиле», мадонны флорентийского периода: ( «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница»), ранние римские мадонны («Мадонна Альба»).

«Сикстинская мадонна» – вершина творчества Рафаэля. Подробный анализ полотна: идейное содержание, композиция, колорит, система образов.

Работы Рафаэля в Ватикане. Живописные ансамбли Рафаэля и его мастерской (рописи ватиканских станц, лоджий, виллы А. Киджи), новая концепция алтарной картины. Идея синтеза христианской религии и античной культуры. Достижение художником абсолютной согласованности между пространством архитектурным и иллюзорным пространством фресковых композиций.

Рафаэль – портретист. Его портретная концепция, заключавшаяся в том, что внешние формы должны быть выразительными, передавать определенные психологические характеристики: волевое, эмоциональное, интеллектуальное начало, историчность. Художественный анализ нескольких портретных произведений Рафаэля (например, портрет Льва Х с кардиналами).

Рафаэль – архитектор. Совместные работы Рафаэля и Браманте (лоджии Рафаэля в Ватикане). Участие Рафаэля в строительстве собора Св. Петра. Значение Рафаэля. Школа Рафаэля.

Живописные ансамбли Рафаэля и его мастерской (рописи ватиканских станц, лоджий, виллы А. Киджи), новая концепция алтарной картины.

Высокое Возрождение во Флоренции. «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине» Микеланджело. Творчество Микеланджело. Микеланджело – скульптор. Воплощение как человеческих, полных героического пафоса, идеалов Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания. Анализ нескольких скульптурных работ: «Битва кентавров», «Пьета», «Давид», «Моисей», «Умирающий раб» и «Восставший раб», капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.

Микеланджело – живописец. Фрески потолка Сикстинской капеллы в Ватикане как одно из величайших созданий Возрождения. Титанический образ человека, его глубокая жизненная сила и правдивость. «Сотворение Адама», «Грехопадение». Композиционные, стилистические, колористические, смысловые решения Микеланджело в росписях плафона и алтарной стены Сикстинской капеллы. Фрески «Страшный Суд», «Сотворение Адама», «Грехопадение». Микеланджело – архитектор. Строительство собора Св. Петра и оформления площади Капитолия.

Позднее Возрождение в Италии. Проблема маньеризма. Маньеризм (середина и вторая половина XVIв.) как художественное направление. Стилистические особенности искусства маньеризма: содержательные и формальные характеристики. Пармиджанино. Позднее Возрождение во Флоренции. Академия рисунка во Флоренции как прообраз будущих европейских влияний.  Живопись (Я. Понтормо, Пармиджанино), скульптура (Б.Челлини), архитектура (Дж. Виньола, А. Палладио, Дж. Вазари) позднего Возрождения. 

Искусство Венеции в эпоху Возрождения. Особенности венецианского художественного стиля: живописность, синтез искусств, влияние традиций византийского искусства, слабый интерес к античному наследию, цвет как главное средство создания художественной образности. Архитектура Венеции в XV в., ее своеобразие. Дворцовое и церковное строительство. Утверждение нового стиля в венецианской архитектуре: Я. Сансовино и М. Санмикели. Тип венецианского дворца. Архитектурный ансамбль Пьяцетты. Работы по сооружению Дворца дожей. Позднее Возрождение в Венеции и Венето. Архитектура Италии XVI в. А. Палладио (1518–1580 гг.): новая интерпретация античного зодчества и новое понимание возможностей ордерной системы как универсального архитектурного средства («Базилика») в Виченце. Новые планировочные, пространственные и фасадные решения, а также образные концепции городского дворца, загородной виллы, церковного здания. Театр «Олимпико» как высшая точка подражания античному зодчеству и изобретательности мастера.

Влияние византийских художественных традиций, новая техника масляной живописи, тесная связь архитектуры, мозаики, живописи. Живописцы Высокого Возрождения в Венеции: Джорджоне, ранние работы Л. Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Я. Пальмы Старшего. Венецианская школа живописи. Раннее творчество Тициана, Дж. Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции (Я. Тинторетто, П. Веронезе). Тициан. Ранний период творчества. «Любовь земная и небесная», «Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вознесение Богоматери». «Мадонна Пезаро». Работы Тициана среднего периода: «Венера Урбинская», «Даная», портреты (Ипполито Риминальди, папы Павла III, Карла V и его приближенных). Поздний период в творчестве Тициана: новая живописная техника, разработка жанров мифологической и религиозной картины, портрета («Мария Магдалина», «Святой Себастьян»). Колорит Тициана, живописная манера. Влияние Тициана на последующее развитие западноевропейской живописи. Религиозные циклы Тинторетто. Мифологические, религиозные темы в творчестве  Веронезе. Особенности живописной манеры художника – колоризм, монументальность, как основа творческого видения, композиционная фантазия. Значение искусства Высокого Возрождения в развитии европейской художественной культуры Нового времени.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!