Тема 8. Средневековое искусство Востока.



 Искусство Китая. Особенности зодчества средневекового Китая. Отражение в архитектуре символики мироздания. Ансамблевый и пространственный характер планировки, органическое соединение с ландшафтом. Строительные материалы. Типология китайской архитектуры средних веков: буддийская архитектура, комплексы императорского культа. Кирпичные пагоды раннего средневековья. Конструктивные особенности китайской деревянной архитектуры: многоярусные деревянные кронштейны «доу-гун». Каркасность. Полихромность. Развитие деревянной архитектуры от старейших сохранившихся построек (храм монастыря Наньчань, 782г. и Большой Восточный зал монастыря Фогуан, 857г., пров. Шаньси) до обширных развитых комплексов (монастырь Дуле, 984г., пров. Хэбей, монастырь Цзиньси, 1023–1087гг., пров. Шаньси). Скульптурные группы в буддийских монастырях: развитие иконографии и стиля. Колоссальные статуи Гуанинь. Разнообразие технологий возведения, типологии пагод. Значение городских и садово-парковых архитектурных ансамблей.   

Строительство огромных архитектурных комплексов, новый этап в развитии искусства в эпоху династии Мин (XIV–XVIIвв.). Архитектура минского времени. Развитие городов, их планировка. Принципы планировки городов на примере дворцового комплекса в Пекине (XV)в. Садово-парковое искусство Китая.

Светская живопись династий Вэй и Тан. Творчество художника Гу-кай-чжи (344–406гг.). «Наставления придворным дамам» (поздняя копия. Британский музей, Лондон), «Мудрые и добропорядочные женщины» (копия X –XIв., музей Гунун, Пекин); «Фея реки Ло» (копия XII –XIIIв., галерея Фрир, Вашингтон). Становление живописной традиции светской живописи (с начала VIIв., период Тан). Императорская академия художеств Ханлинь в Чаньане. Связь живописи, каллиграфии и поэзии. Космическое восприятие природы. Эстетизация природы в искусстве. Жанры станковой живописи: пейзаж, цветы и птицы, портрет, живопись людей. Пейзажисты Ли Ссысюнь (650-716(20) и Ван Вэй(701–761гг.), как родоначальники живописных тенденций. Анималисты Хань Ган (723–787гг.) и Тай Цзун. Придворный художник Чжоу Фан. Искусство периодов Сун (X–XIII вв.), Юань (XIII–XIVвв.). Династии Сун и Юань: золотой век китайской живописи. Академическое направление в живописи. Реалистические тенденции. Эстетика пейзажа, как модели мироздания. Творчество Го Си (1020–1090гг.) и Ми Фэя (1051–1107гг.). Жанровые свитки Ли Лун – мэня (1040–1106гг.). «Живопись цветков и птиц» – Цуй Бо. Тема природы и человека в пейзажах Ма Юаня (1190–1224гг.) и Ся Гуя (ок. 1100–1225гг.). Особое значение живописи в годы правления монгольской династии Юань. Придворные живописцы, выполняющие живописные заказы нового двора, поощрявшего изображения сцен охоты и «портретов» прославленных лошадей (Чжао мэнфу, 1254 –1322гг.); художники, которые предпочли уединение вдали от столицы славе придворного художника. Лирические пейзажи и композиции в жанре «цветы-и-птицы» художника и каллиграфа Ни Цзаня (1301–1374гг.) как образец «отшельнического» стиля династии Юань. Династия Мин: важный этап в развитии китайского фарфора, формирование новых центров в провинции Цзянси. Печи Цзиндэчжэнь– центр производства фарфора для всей империю Типичные для династии Юань предметы с синей (кобальт) и красной (медь) подглазурной росписью. Размеры предметов увеличиваются по сравнению с предыдущей эпохой. Центр Дэхуа в провинции Фуцзянь, производство экспортного фарфора. Развитие ксилографии. Лубок.

 Возрождение Императорской Академии живописи в 1420–30-е гг. Портретная живопись и жанр «цветы-и-птицы». Художники Бянь Цзинчжао (Вэньцзинь)(1410–35гг.), его ученик Линь Лян (ок. 1401–ок. 1490гг.), Люй Цзи (ок. 1439–ок.1505гг.), создавший «минский академический стиль». Императоры – живописцы династии Мин (император Чжу Чжаньцзи, 1399–1435гг.). В жанре пейзажной живописи ведущие, независимые от Академии школы: школа У во главе с Шэнь Чжоу (1427–1509гг.), школа Чжэ (художник Дай Цзинь, род. Ок. 1430гг.) и Хуатинская (или Сунцзянская) школа во главе с художником и теоретиком живописи Дун Цичаном (1555–1636гг.). Прославленный мастер в жанре исторической и жанровой живописи, художник-самоучка Цю Ин (ок. 1475–ок. 1552гг.).

Искусство Индии. Раннее средневековье (VII –VIIIвв.). Развитие индуистской архитектуры при Гуптах. Храм Лад Кхан. План храма Дурги в Айхоле. Уникальные ансамбли индуистской архитектуры и скульптуры (пещеры на о-ве Элефанта и скальные храмы Эллоры в Махарашатре, храмовые комплексы юга – Махабалипурам и Паттадакал). Формирование канонического типа индуистского храма, его декорации.  Канонические изображения Вишну. Эволюция шикхары. Санскритские трактаты по архитектуре и строительству. Формирование стилей архитектуры: южный, северный, смешанный. Устройство индуистского храма. Крупные храмы второй половины I тыс. н.э. Храм Кайласанатха в Элуре. Храм Кайласанатха в Канчи. Другие сооружения в Канчи. Прибрежный храм в Мамаллапураме, Панчаратха и рельеф «Ниспадение Ганги». Храм Махабодхи. Пещеры на Элефанте. Шива-Тримурти из Элефанты. Раннее средневековье (VII –VIIIвв.). Храмы Бхубанешвара (Орисса). Храм Солнца в Конараке. Храмовый комплекс в Кхаджурахо. Джайнская архитектура. Храмы в Шатрунджае. Башня победы в Читоре. Храм Минакши в Мадураи. Храмовые «города». Сикхские гурдвары с точки зрения произведения искусства.

Искусство Японии V–VIIвв.: активное взаимодействие с буддизмом, пришедшим через Корею из Китая. Новый самобытный стиль буддийского японского искусства: архитектурные комплексы периодов Асука и Нара (VI –IX вв.); скульптура периода Асука и Нара. Столичные комплексы первых столиц. Особенности японской архитектуры. Культовое и дворцовое зодчество. Придворное искусство эпохи Хэйан (794–1184гг.). Оформление самобытных школ в литературе, каллиграфии, живописи, скульптуре и архитектуре. Светское и религиозное искусство сосуществуют в тесном взаимодействии, оказывая влияние друг на друга. Китайские образцы в градостроительной программе при строительстве новой столицы Хэйан-кё (современный Киото) и императорского дворца. Светская архитектура: синдэн-дзукури. Амидаизм и распространение эзотерического буддизма: храм Феникса в монастыре Бёдоин в Удзи (1053г.). Сложение живописи ямат-э: «Повесть о Гэндзи»(XIIв.). Искусство сёгуната периода Камакура (1185 –1333гг.) и Муромати (1333–1573гг.). Новая волна китайского влияния с распространением дзэн-буддизма. Местная школа деревянной скульптуры в Китора (мастер Ункэй и его сын Тонкэй). Активные контакты с Китаем, оказавшие значительное влияние на формирование японской школы монохромного пейзажа XVв. Садовое искусство в виде сухого сада (карэ-сан-суй), чайная церемония (тя-но-ю), оказавшая влияние на формирование новых школ в керамике. В архитектуре периода Муромати складываются основные формы и элементы оформления кабинета, гостиной японского дома (стиль сёин-дзукури). Дворцовая архитектура: павильон Кинкакудзи (1394г.) и Гинкакудзи (1489г.). Садовое искусство. Роль декоративных садов, как принцип развития микрокосмоса. Пути развития архитектуры в период развития и расцвета феодализма (XV –XVI вв.). «Золотой павильон» в Киото (конец XIV в.). Развитие крепостного зодчества. Буддийская скульптура и ее роль в храмовых ансамблях средневековья.

Монументальные росписи Хорюдзи. Буддийская религиозная и светская живопись на свитках XI –XIIIвв. Школа ямато-э. Иллюстрации к литературным произведениям (Гэнязи моноготари). Расцвет японской монохромной пейзажной живописи XVв. Творчество Сэссю (1420–1506гг.). Декоративный стиль школы Кано. Росписи дворцов. Расцвет японской монохромной пейзажной живописи XV в. Декоративный стиль школы Кано. Росписи дворцов. Живопись XVII в., новые тенденции. Развитие гравюры на дереве. Главнейшие мастера японской гравюры XVIII – нач. XIX в. – Харунобу, Утамаро, Сяраку, Хиросигэ, Хокусай.

Особенности декоративно-прикладного искусства Японии, его неразрывность с другими видами искусства. Предмет и интерьер как единое художественное целое. Отношение к материалу, стремление выявить его качества. Сочетание узора и формы, принцип контрастности и ассиметрии. Изделия из бронзы. Керамика. Лаковое производство. Ткани и вышивка по шелку. Нэцке. 

Тема 9. Искусство Византии.

Искусство IV–V вв. как предтеча византийского искусства. Архитектура Византии. Типы храмовых сооружений: базилика, крестово-купольный храм. Планировка византийского храма. Памятники византийской архитектуры. Возникновение первых христианских храмов (базилика, центрические постройки). Архитектура христианского Востока и Юга: Малой Азии, Сирии и Палестины, Египта, Северной Африки. Монументальная живопись: мозаика, фреска. Иерархическая система расположения сюжетов. Монументальная живопись IV–V вв.: сложение христианской иконографии.

Искусство VI в. Сложение принципов собственно византийского искусства. Культовая архитектура VI в.,формирование основных типов сооружений (центрально-купольная базилика, крестово-купольный и центрический храмы).  Монументальная живопись V-VII в., развитие христианской иконографии и образного языка.  Византийские мозаики: храмы святого Виталия и Аполлинария в Равенне,(VI в.), Дмитрия в Салониках (VII в.). Монастырь Хосиос Лукас в Фокиде (IX в.) – типичный образец византийского монастырского комплекса. Архитектура и убранство (каноническое расположение сюжетов на стенах храма, представление о цикличности времени в организации храмового пространства). Византийская фреска, икона, миниатюра. Ранневизантийская иконопись (создание икон в технике энкаустики, переход к темперной технике на яичном желтке). Ранневизантийская книжная миниатюра.  Иллюминированные рукописи и ранние иконы V–VII вв. Декоративно-прикладное искусство Византии  V–VIIвв.

Искусство Византии в VII в. Иконоборчество. VII Вселенский собор, его решения. «Купольная базилика», эволюция крестово-купольного храма. Ранняя архитектура стран Закавказья. Формирование средневизантийского искусства. Разработка в послеиконоборческий период новой системы декорации храма. Монументальная живопись IX–X вв. Архитектура средневизантийского периода (X–XII вв.). Миниатюра и иконопись IX–X вв. Феномен «македонского ренессанса». Великие монументальные ансамбли 1030–1050-х гг. Искусство эпохи Комнинов. Монументальная живопись последней трети XI–XII вв. Византийское и византинизирующее искусство в Италии (Сицилия, Венеция). Миниатюры и иконы Комниновской эпохи.

Поздневизантийское искусство. Архитектура Византии и «византийского мира» (Сербии, Болгарии, Руси XIII–XIV вв.). Искусство около 1200.г. его особенности. Иконопись и монументальная живопись первой половины XIII в. Монументальная живопись второй половины XIII в. Искусство Палеологовского Возрождения (1261–1453 г.) Монастырь Хора (Кахрие-Джами) в Кoнстантинополе (XIV в.). Росписи храмов Мистры (XV в.). Искусство Византии периода церковных споров – конец 1330-х – 1340е гг. Искусство Византии Моравской школы. Византийское искусство около 1400.г. и первой половины XV в. Прикладное искусство Византии.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!