Тема 10. Средневековое искусство мусульманского мира.



Особенности мусульманского искусства. Проблема изобразительности. Коран и хадисы об антропоморфных образах. Иерархия видов и жанров искусства в мусульманской традиции. Особенности, роль искусства каллиграфии, взаимодействие текста с изображением. Особенности книжного искусства в странах ислама.

Мусульманское искусство в период первоначального становления. Древнейшие художественные традиции Аравии. Минейское и Сабейское царство, государство набатеев. Специфика культуры кочевых народов, роль устной литературной традиции. Древняя городская архитектура Южной Аравии (в частности, Йемена) и ее отображение в сохранившихся постройках в Сане (мечеть аль-Кабир с барельефами предположительно из замка Гумдан II–VIII вв. и минаретами, жилая архитектура с ее традициями многоэтажности и полихромии фасадов, отделанных лепниной). Мечеть Джанадиа близ Таиза и традиции древнего зодчества в ее решении. Святыни Мекки. Кааба. Хиджра (622 г.). Дом Мухаммада в Медине как первое молитвенное помещение. Актуализация понятия киблы; ее перенос из Иерусалима в Мекку. Зарождение архитектурной формы михраба.

Искусство Арабского Халифата. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада. Архитектура Омейядов (661–750гг.), проблема римских и сасанидских прообразов. Первые сохранившиеся сооружения исламского культа (Купол скалы в Иерусалиме (689–691гг.), мечеть Омейядов в Дамаске (706–715гг.): античные архитектурные формы, мозаичный декор. Реконструкция пространственных композиций, архитектурного декора «замков пустыни» в Сирии (Каср аль-Хайр аш-Шарки, 728г.), Палестине (Хирбат аль-Мафджар в Иерихоне, ок. 740–743гг.), Иордании (Кусайр-Амра, между 724 и 743гг.); фигуративная стенопись в последнем из них. Аббасидская архитектура (750–945гг.), связь с предшествующей месопотамской и иранской традицией; новые материалы (кирпич-сырец), образные решения. Архитектура халифов: круглая планировка Багдада (762г.), дворец в Ухайдире (ок. 780г.), мечети Самарры – Большая (848–851гг.) и Абу-Дулаф (859–861гг.). Разновидности стуккового декора, особенности композиции больших гипостильных мечетей. Сиди Окба в Кайруане (836–875гг.), Ибн-Тулуна в Каире (876–879гг.), в Кордове (ок.785–987гг.). Архитектура Фатимидов (969–1171гг.): планировка, здания и сакральная топография Каира. Архитектура и декор мечетей аль-Азхар (970–972гг.) и аль-Хаким (990– 1010гг.). Мамлюкская архитектура Каира. Формирование сложных мемориальных комплексов из мавзолея, мечети, медресе и сабиль-кутаба, влияние местных образцов, крестоносной архитектуры. Комплексы бахритских султанов Калауна (1283– 1285гг.) и Хасана (1356–1363гг.) в Старом городе, бурджитских султанов Фараджа (1399– 1412гг.) и Каит-бея (1472–1474гг.) на Восточном кладбище. Архитектура Магриба и аль-Андалуса: сочетание общеарабских, местных исламских и народных (берберских и др.) элементов. Фрагменты построек Альморавидов в Марракеше – Кубба аль-Барадийин (1117г.), минбар из мечети Кутубийя (1135–1143гг.). Великие минареты эпохи Альмохадов в Севилье (1184–1198гг.), Марракеше (1196 г.) и Рабате (1195–1199г.). Ансамбль дворца Альгамбра в Гранаде (XIV в.) – уникальный образец светской архитектуры ислама. Сложение канонических форм марокканской архитектуры в эпоху династии Маринидов – погребальный комплекс Шеллах близ Рабата (1284–1351гг.) и медресе Бу-Инания в Фесе (1351–1356гг.). Архитектура персидского мира: Иран, Центральная Азия, Турция, Индия.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ислама. Каллиграфия и миниатюра. Особенности и роль искусства каллиграфии. Книга в контексте мусульманской культуры. Приемы оформления книжных обложек и страниц. Важнейшие канонические почерки арабского письма: куфи, насх, сульс, насталик, дивани. Организация и разделение труда в миниатюрных мастерских. Проблемы авторства в миниатюре. Ранние Кораны. Основные школы миниатюры: сирийская, багдадская. Материалы, техника иллюминирования рукописи. Бумага, веллум и пергамент. Живопись: Основные школы индийской миниатюры XVI–XVIII вв: могольская, Раджастан и Пахари: Бабур-намэ (конец XVI в.) из Национального музея в Дели, Британского музея; Акбар-намэ (1595 г.) из музея Виктории и Альберта в Лондоне; Радха и Кришна. 1650 г. Миниатюра из Раджастана. Калькутта. Индийский музей; Радха и Кришна. 18 в. Школа Пахари. Калькутта. Индийский музей. Выдающиеся исламские рукописи. Декоративно-прикладное искусство ислама. Бронзовые изделия и текстильное искусство эпохи Омейядов. Развитие техники люстровой керамики и художественного стекла. Художественный металл. Изделия из хрусталя. Коптские традиции в текстильном искусстве. Инкрустации, резной камень, ювелирное искусство. Расцвет керамики в XI–XIII вв. (сельджукский период); керамика «монгольского стиля», сине-белая. Сложение типа керамики «минаи». Архитектурная керамика: изразцы эпохи Тимуридов. Ковроткачество, его техники. Иконография изображений на коврах, региональные варианты. Расцвет искусства ковра в эпоху Сефевидов: школы и шедевры.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!