Тема 29. Искусство Русского централизованного государства (конец XV–XVI вв.).



Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Окончательное освобождение от монгольского ига. Расширение политических и культурных связей с Западной Европой.

Проблемы изучения каменного зодчества второй половины XV – начала XVI вв. Возведение Крестовоздвиженской церкви в Московском Кремле (1450-е гг.). Применение кирпича. Поиск новых форм декорирования построек. Деятельность В.Д. Ермолина. Реконструкция Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Возведение поварни и трапезной в Троице-Сергиевом монастыре (1469 г.). Гражданские каменные сооружения в Москве (палаты митрополита, купца Ф. Таракана). Дворец в Угличе. Объемно-пространственное решение Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря. Композиционные особенности храма Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.

Строительство в Московском Кремле при Иване III и Василии III в контексте нового статуса Московского княжества. Возведение Успенского собора и деятельность Аристотеля Фиорованти. Работы в Москве псковских строителей. Возведение в Кремле церкви Ризположения и Благовещенского собора. Сооружение Большой (Грановитой) палаты (архитектор Марко Руффо). Работы Пьетро Антонио Солари по отделке здания. Перестройка Кремлевских укреплений. Архитектурные мотивы Возрождения в Московских постройках Алевиза Нового. Возведение церкви-колокольни Иоанна Лествичника (Ивана Великого). Характер воздействия кремлевской архитектуры на формы русского зодчества XVI в.

Городские и монастырские соборы: семантика, архитектурные особенности. Новые типы храмов. Развитие типа шатрового каменного храма. Строительство церкви Вознесения в с. Коломенское. Мемориальный характер культовых построек Ивана IV. Развитие столпо- образной композиции в объемно-пространственном решении церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове. Своеобразие композиции Покровского (Троицкого) собора на Красной площади в Москве. Внутренняя организация шатровых храмов. Особенности сооружений, возведенных при Б. Годунове (церкви Богоявления в с. Красном, Троицы (Преображения) в с. Большие Вязёмы, Троицы в с. Хорошево).

Градостроительство и крепостное зодчество. Появление огнестрельного оружия, изменение архитектурного облика городских укреплений. Перестройка крепости в Пскове, возведение укреплений Китай-города в Москве (архитектор Петрок Малый). Принципы «регулярности» в крепостном зодчестве Тулы, Коломны, Зарайска. Приказ Каменных дел (1583 г.). Контроль за упорядочением государственного каменного строительства. Деятельность московского зодчего Ф. Коня. Монастыри-крепости (Кирилло- Белозерский, Соловецкий, Троице-Сергиев). Влияние крепостного зодчества на развитие приемов градостроительства.

Складывание «общерусского стиля» в искусстве. Творчество Дионисия. Произведения, атрибутируемые Дионисию и его мастерской. Росписи храма Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. Особенности живописной техники Дионисия. Влияние искусства Дионисия на живопись XVI в.

Монументальная живопись. Проблемы датирования фресковых изображений Благовещенского собора Московского Кремля. Отражение тем русской государственности и военного триумфа в росписях Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Художественные работы в Москве после пожара 1547 г. Росписи Золотой и Грановитой палат в Кремле по свидетельствам С. Ушакова. Программа росписи Архангельского собора Мос- ковского Кремля. Принципы изображения Великокняжеской родословной. Фрески Успенского собора в Свияжске. Ветхозаветные сюжеты в системе росписи. Композиции «Отечество», «Великий вход», «Поклонение волхвов». Переосмысление традиционного оформления церковного интерьера.

Соотношение столичного влияния и местной традиции в искусстве Новгорода и Пскова. Иконы, прославляющие местных святых. Иконы-«таблетки». Усложнение смысловой структуры иконописных произведений: развитие аллегоризма, нарастание повествовательности. Иконы, иллюстрирующие притчи. Икона «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая») как образец историко-аллегорического жанра. Решения церковных Соборов (1547, 1549, 1551 гг.) по вопросам художественной культуры. Канонизация русских подвижников. Церковный и государственный контроль над творчеством мастеров. Композиционные и иконографические нововведения в иконах псковских мастеров («Обновление храма Воскресения», «Четыре праздника», «Страсти Господни в евангельских притчах»). Отражение в иконописи нового драматического восприятия действительности. Изменение внешнего облика икон. Стилистическая эволюция иконописи: «школа Макария», «школа Годуновых», «строгановская школа». Художественный строй иконы П. Чирина «Никита воин» (1593 г.). Открытие красоты пейзажа.

Книжное искусство. Колористическое богатство миниатюр Лицевого Евангелия (Евангелие И.И. Третьякова), выполненных Феодисием (1507 г.). Миниатюры сборника «Великие четьи минеи». Принципы изображения исторических событий в миниатюрах «Лицевого летописного свода». Нововизантийский, болгарский, старопечатный стили в оформлении рукописных книг. Постепенная замена в художественной практике пергамента бумагой. Появление книгопечатания в Москве. «Апостол» (1564 г.) и деятельность И. Федорова. Развитие искусства книжной гравюры. Работы А. Невежи.

Расцвет декоративно-прикладного искусства. Деятельность царских и митрополичьих мастерских в Москве. Мастерские Новгорода, Сольвычегодска, Великого Устюга. Литье колоколов. Орнаментальные украшения Царь-пушки. Орнаментальная резьба. Рельефы царского места (Мономахов трон) (1551 г.). Ювелирное искусство. Совершенствование технических приемов. Появление новых типов серебряной посуды. Особенности орнаментации. Шитье металлическими нитями. Техника «вприклёп». Близость к иконным композициям. Шедевры («Явление Богоматери Сергию и евангельские сцены», «Знамя Сапеги», плащаница из Благовещенского собора г. Сольвычегодска).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!