Тема 33. Искусство России второй половины XIX в.



Общественная полемика о путях развития страны. Оформление новой художественной стилистики. Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Изобразительное искусство в общекультурной ситуации пореформенной России. Поиск положительных начал и ценностей жизни. Искусство критического (демократического) реализма. Нравственно-воспитательная задача искусства. Формирование новой живописной системы. В.Г. Перов и бытовой жанр 60-х гг. Литературность, сатирическая заостренность сюжетов, симпатия к простым людям.   Москвичи  В.В. Пукирев, Н.В. Неврев,  Л.И. Соломаткин и петербуржцы А.И. Морозов, В.И. Якоби.

Система художественного образования в России. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преобразования учебного процесса в Академии художеств (1862 г.). Кризис академической школы. Конфликт между молодыми творческими силами и академическими кругами. «Бунт 14-ти» в 1863 г., создание Петербургской Артели художников. Товарищество передвижных художественных выставок. Члены-учредители. Просветительская программа. Организация выставок. Этапы деятельности. Критические работы В.В. Стасова. Картины художников-передвижников в собрании П.М. Третьякова. Возрастание роли московской    художественной школы (МУЖВЗ).

Морально-философские проблемы в творчестве И.Н. Крамского. Исторические сюжеты и «евангельский цикл» в творчестве Н.Н. Ге. Жанровая живопись передвижников. Тема народной жизни в работах В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова, К.А. Савицкого. Отражение остросоциальных тем и человеческих взаимоотношений в творчестве В.Е. Маковского. Социально-окрашенные портреты-типы Н.А. Ярошенко.

Историческая живопись 60-х годовXIXв.  Интерес к отечественной истории и пути развития России. Влияние идей демократического искусства на художников, близких Академии. К.Д Флавицкий («Христианские мученики в Колизее», «Княжна Тараканова»). Достоверность исторических характеристик, отсутствие идеализированного героя, интерес к личности, психологизм. Включение в картину национального пейзажа. В.Г. Шварц («Иоанн Грозный у тела убитого им сына», «Взятие Казани», «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»).

Историческая живопись 70-х – начала 90-х годов XIX в. Два центра художественных и общественных интересов: прежний Академия художеств и новый, недавно созданный, но уже поддержанный обществом ТПХВ. Их наличие определяло специфику всей художественной жизни. Направления: академизм и демократический реализм. Полемика в печати. Два направления в исторической живописи передвижников. Историко-бытовой аспект в творчестве В.И. Якоби, Н.В. Неврева, В.Г. Перова, И.М. Прянишникова. Глубокий психологизм и драматизм. Н.Н. Ге. И.Е. Репин. В. И. Суриков. Тема русского народа и его судьбы; композиционные и колористические поиски и новации. В.М. Васнецов. Народно-национальные и фольклорные традиции в трактовке исторических образов. Морально-философские поиски в творчестве И.Н. Крамского («Христос в пустыне»), Н.Н. Ге (« Тайная    вечеря», «Что есть истина?» и др.), В.Д. Поленова («Христос и грешница»).                   

Живописный портрет 70-х – начала 90-х годов XIX в. Создание типического образа в портретной живописи передвижников. Создание уникальной галереи изображений  современников. Деятельность Третьякова    по собиранию «дорогих людей нации».Создание обобщённого образа «героя своего времени» – русского интеллигента второй половины XIX в. Творчество Крамского, Ге, Репина, Ярошенко.

Жанровая живопись 70-х – начала 90-х годов XIX в. Новый этап в развитии, связанный с творчеством передвижников. Широкий охват явлений современности, различных социальных слоёв общества. Создание «хоровой» картины.

Расширение тематики, усложнение композиционных и колористических задач. Тенденция к созданию монументальных жанровых композиций. В.М. Максимов. Г.Г. Мясоедов. К.А. Савицкий. В.Е. Маковский. Н.А. Ярошенко.

Пейзаж. 70-х – начала 90-х годов XIX в. Новый этап в развитии русского национального пейзажа. Усложнение эстетических воззрений. Углубление поисков в области колорита, передачи световоздушной среды, новых приёмов живописного изображения. Два направления в пейзажной живописи: лирическое и эпическое. И.И. Шишкин. Эпический образ природы.

Ф.А. Васильев. Поэтический образ деревенской России. А.И. Куинджи. Своеобразие творческого метода. Использование напряжённого звучания цвета, эффектов освещения. А.П. Боголюбов. Поиски воздушности и тонкости колористических решений. В.Д. Поленов. Пленэризм. Слияние пейзажных и бытовых мотивов.

Пейзаж 1850-х – начала 1870-х гг. Разнообразие форм эстетического отношения к русской природе, приёмов её образного воплощения. Развитие и использование традиций русского и европейского пейзажа. Два основных направления: романтическое (творчество маринистов) и национальный реалистический пейзаж, отвечающий общественным запросам времени. И.К. Айвазовский. Мощь, богатство и разнообразие цветовых отношений. Л.Ф. Лагорио. Итальянские, кавказские и северные мотивы. Поэзия повседневности в пейзажах А.Г. Саврасова. Стремление к гармоничному слиянию природы и человека, ведение элементов жанра в видовой пейзаж, поэтизация непритязательных мотивов. Л.Л. Каменев. Лирико-эпический характер композиций. Лирический пейзаж Ф.А. Васильева. М.К. Клодт. Повествовательно-жанровая трактовка. Национальный пейзаж в живописи И.И. Шишкина. Творчество А.И. Куинджи и его учеников. Пейзаж в исторических картинах В.Г. Поленова. Творчество И.И. Левитана. Русская пейзажная школа в системе мирового искусства.

Позднее творчество передвижников. Исторические композиции и психологические портреты И.Е. Репина. Образы русской истории в живописи В.И. Сурикова. Академическая живопись. Жанровая структура, иконография, особенности стиля. Реалистические и салонные тенденции. Творчество Г.И. Семирадского, К.Е. Маковского. Академические традиции в развитии батальной живописи. Мастерская Б.П. Виллевальде. Совмещение батального, исторического и бытового жанров в работах И.М. Прянишникова, П.О. Ковалевского, А.Д. Кившенко. Документ и символ в творчестве В.В. Ве- рещагина (серии картин Туркестанская, Балканская, Индийская, «1812 год. Наполеон в России»).

Элементы фольклорной и сказочной тематики в исторической живописи 1860–1890-х гг. Сказка и миф в творчестве В.М. Васнецова. Декоративное решение исторических и религиозных сюжетов у М.В. Нестерова (цикл картин, посвященный Сергию Радонежскому, картины о женской судьбе).

Скульптура второй половины XIX в. Академическое и реалистическое направления. Проблематика жанров. Новые сюжеты и мотивы. Развитие форм портретной, жанрово-бытовой и мелкой пластики. Жанровые произведения С.И. Иванова, Ф.Ф. Каменского, М.А. Чижова. Поиски композиционных и образных решений. И.П. Витали (бюсты К.П. Брюллова, Н.А. Майкова). Н.С. Пименов («Парень, играющий в бабки», «Мальчик, просящий милостыню»). Н.А. Рамазанов («Фавн с козленком», бюст Н.В. Гоголя).  Работы Е.А. Лансере, А.Л. Обера, И.Я. Гинзбурга. Монументальная скульптура. Проекты памятников М.О. Микешина. Творчество А.М. Опекушина. М.М. Антокольский – крупнейший мастер отечественной скульптуры.

Сатирическая графика 1860-х гг. Развитие литературной иллюстрации (работы К.А. Трутовского, П.И. Лебедева, П.П. Соколова, художников-передвижников). Офорты В.Е. Маковского, И.И. Шишкина. Гравюры на металле Ф.И. Иордана. Мастера репродукционной гравюры Л.А. Серяков и В.В. Матэ. Продолжение традиций «натуральной школы» и новое обличительное направление реализма. Появление многочисленных сатирических изданий. Московские журналы «Развлечение», «Зритель» и петербургские – «Искра» и «Гудок». Н.А. Степанов, Н.В. Иевлев. Острота и злободневность их сатиры. П.М. Боклевский и его иллюстрации к «Ревизору» и «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. К.А. Трутовский и обличение пороков современного общества в иллюстрациях к «Басням» И.А. Крылова. Иллюстрации к «физиологическим очеркам» П.М. Шмелькова, его сатирические рисунки в московских журналах и станковая графика. М.С. Башилов – ведущий московский иллюстратор 60-х гг. Журнальная графика и литературная иллюстрация.

Архитектура второй половины XIX в. Сложность и противоречивость развития. Столкновение композиционно-плановых схем классицизма и требований нового времени. Появление новых материалов (чугун, железо), новых инженерных конструкций (перекрытия Александринского театра, Исаакиевский собор, металлические мосты через Неву). Стилистические поиски. Эклектичность. А.А. Монферран и Исаакиевский собор как пример синтеза различных искусств. Александровская колонна как центр ансамбля Дворцовой площади. К.А. Тон и Большой Кремлевский дворец в Москве. Частное строительство. Идеи рациональной архитектуры. Подготовка квалифицированных специалистов. Ориентация на ретроспективное стилизаторство европейской архитектуры при возведении жилых и общественных зданий. Сооружения А.И. Резанова, К.М. Быковского, В.А. Шретера. Поиски национального стиля. Сочетание форм классицистской и древнерусской архитектуры. Изучение и интерпретации русского зодчества XVI–XVII вв. Использование мотивов деревянного русского зодчества в творчестве В.А. Гартмана, И.П. Ропета (И.Н. Петрова). Сооружения в псевдорусском стиле архитекторов В.О. Шервуда, Д.Н. Чичагова, А.Н. Померанцева. Разработка проекта и возведение храма Воскресения Христова («Спаса на крови») в Петербурге. Предпосылки перехода от эклектики к модерну.

Особенности декоративно-прикладного искусства XIX в.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!