Тема 30. Искусство России XVII в.



Историко-культурные факторы, определившие характер искусства России XVII в. Проблема «обмирщения» искусства. Культовое зодчество. Основные типы деревянных храмов. Распространение многоглавия. Эволюция форм каменного шатрового зодчества (церковь в усадьбе князя Д. Пожарского в Медведкове, Успенская («Дивная») церковь в Алексеевском монастыре в Угличе). Появление новых архитектурных тенденций (церковь Рождества Богоматери в Путинках, церковь Троицы в Никитниках). Развитие и усложнение системы декоративного убранства строений. Строительная деятельность патриарха Никона. Историческое и политическое значение возведения Воскресенского монастыря (Новый Иерусалим). Ансамбль архиепископского двора в Ростове. Купеческие храмы Ярославля. Формирование архитектурных ансамблей в Толчковской и Коровниковой слободах. Реализация новых идей в столичном зодчестве. Стилистические особенности «московского барокко». Сооружения Я.Г. Бухвостова (церкви Троицы Живоначальной в с. Троице-Лыкове,  храм Спаса Нерукотворного Образа в с. Уборы). Архитектурное решение церкви Покрова в Филях. Использование западно-европейских образных средств в архитектурном решении церкви Знамения в с. Дубровицы.

Гражданское зодчество. Крестьянские и посадские деревянные жилища. Живописная композиция дворца в с. Коломенское. Распространение каменных сооружений. Палаты купцов Поганкиных, дом Лапина («Солодежня») в Пскове. Декоративные приемы оформления окон и дверей. Новые принципы планировки зданий. Монастырские постройки нецерковного обихода. Строительство Теремного дворца Московского Кремля. Возведение в Москве зданий промышленного назначения (Хамовный (Полотняный), Печатный, Монетный дворы). Гостиные дворы в Москве и Архангельске. Сооружение М. Чоглоковым Сретенских ворот (Сухарева башня) в Москве.

Особенности монументально-декоративной живописи XVII в. Стенописные работы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля. Особенности росписи Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире. Тематические циклы и иконографические особенности фресковых изображений церкви Троицы в Никитниках. Монументальная живопись Ярославских храмов. Мастера (Г. Никитин, С. Савин, Д. Плеханов). Фрески церкви Ильи Пророка. Использование иконографических схем гравюр «Лицевой Библии» Н. Пискатора. Сюжеты росписи церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Росписи храмов Ростова. Торжественно-зрелищный характер фресок церкви Спаса на Сенях. Композиционное мастерство и насыщенный колорит росписи церкви Иоанна Богослова.

Развитие в иконописи традиций «строгановской» школы. Художественная школа при царском дворе. Создание Иконописного приказа (1620 г.). Ведущие мастера. Произведения Назария Истомина Савина. Новые направления в искусстве второй половины XVII в.; первые русские эстетические трактаты И. Владимирова и С. Ушакова. Борьба в искусстве прогрессивных и консервативных тенденций. Вопросы иконописания на церковном соборе 1666–1667 гг.

Оружейная палата Кремля: функции, структура, основные мастера иконописи и живописи. Произведения И. Безмина. Творчество С. Ушакова. Участие в росписях московских храмов и дворцов. Традиции и новаторство в иконописи. Особенности техники. Сложные эмоциональные интонации в «Спасах». Интерес к реальной предметности окружающего мира («Троица»). Икона «Древо государства Московского» и ее идейно-политический смысл. Рисунки С. Ушакова. Педагогическая и административная деятельность.

Развитие парсунного жанра (переход к портрету). Деятельность в Москве иностранных художников (С. Лопуцкий, Д. Вухтерс). Портреты стольника В.Ф. Люткина, боярина Л.К. Нарышкина и Н.К. Нарышкиной. Утверждение в искусстве светских реалистических мотивов.

Декоративно-прикладное искусство. Резьба по дереву. Орнаменты иконостасов. Культовые предметы из золота и серебра (оклады икон, раки). Появление новых форм посуды. Становление усольской школы эмальерного искусства. Декоративное шитье в царициной мастерской. Изразцовое производство.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!