Тема 35. Искусство России XX в.



Отечественное искусство от 1917 до 1941 г. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Государственная политика в области культуры и вопрос о «пролетарском искусстве». Расслоение творческой интеллигенции, ее отношение к социально-политическим переменам в стране.

Тема «охраны художественного наследия». Национализация художественных музеев, частных собраний и коллекций. Музейное строительство. План монументальной пропаганды, проблема новаторства в искусстве. Агитационно-массовое искусство 1917–1920-х гг.: плакат, фарфор, передвижная агитация, оформление городов.

Поиски нового революционного содержания в произведениях станковой живописи. Работы К.Ф.Юона «Новая планета», «Симфония действия»; Б.М.Кустодиева «Большевик», «Праздник II Конгресса Коминтерна на площади Урицкого»; К.С.Петрова - Водкина «1918 год в Петрограде». Характерные черты времени в сюжетно-тематических произведениях А.В.Моравова, И.А.Владимирова; пейзажах А.А.Рылова; портретах С.В.Малютина.

Искусство 1920 – начала 1930-х гг. Художественные группировки и стилистические направления в искусстве 1920-х гг. Школа художника (К.С. Малевича, П.Н. Филонова) как альтернатива официальной системе художественного образования). «Ассоциация художников революционной России» (АХРР): развитие принципа «художественного документализма» и разработка концепции «героического реализма». Выставочная деятельность. Передвижнический стиль в работах И.И. Бродского, портреты-картины Г.Г. Ряжского, произведения М.Б. Грекова. Отражение новых явлений жизни в произведениях Е.М. Чепцова, Б.Н. Яковлева. «Общество станковистов» (ОСТ): пафос и лирика нового мира. Произведения Д.П. Штеренберга, Ю.И. Пименова, П.В. Вильямса. Станковые и монументальные работы А.А. Дейнеки. Объединение «Четыре искусства»: стилевые особенности, художественный метод. Мастера (К.С. Петров-Водкин, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян). «Общество московских художников» (ОМХ): особенности художественного метода. Натюрморты И.И. Машкова, произведения П.П. Кончаловского.

Многообразие стилей в скульптуре 1920-х гг. Творчество А.Т. Матвеева, И.Д.Шадра. Скульптурные портреты С.Д.Лебедевой.

     Фотография и фотомонтаж 1920–1930-х гг. Кинематограф: взаимосвязь с изобразительным искусством.

     Архитектура 1920 – 1930-х гг. Конструктивизм. Творчество А.А., Л.А. и В.А. Весниных. «Объединение современных архитекторов» (ОСА). Проекты и постройки общественных, жилых сооружений архитекторов К.С.Мельникова, Г.Т.Крутикова, И.А. и П.А.Голосовых. Конструктивистские тенденции в творчестве А.В.Щусева 1920-х гг. Рационализм: архитектурное формообразование в пространстве, психологическое восприятие архитектурного образа. Школа Н.А. Ладовского и «Ассоциация новых архитекторов» (АСНОВА).

Образование Союза советских архитекторов (1932 г.). Активное строительство городов. Неоклассицизм в постройках И.В. Жолтовского и И.А. Фомина. Неоренессансный стиль И.В. Жолтовского и А.В. Щусева. План реконструкции Москвы 1935 г. Московский метрополитен. Конкурс проектов Дворца Советов. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве.

Искусство 1930-х гг. Союз художников СССР (1932 г.). Социальный заказ в официальном искусстве. Мифологизация художественного образа. Официальное и неофициальное искусство. Смена поколений художников и проблема стиля.

Живопись. Сюжетная картина и ее роль в общественной жизни. Произведения Б.В. Иогансона, СМ. Герасимова, А.И. Лактионова, А.А. Пластова.

Тенденции идеализации натуры в скульптурных произведениях 1930 - х гг. Монументальные работы М.Г.Манизера, В.И.Мухиной. Скульптурное оформление Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, станций столичного метрополитена. Развитие анималистической скульптуры.

    Искусство периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Развитие традиций плакатного искусства: произведения И.М. Тоидзе, В.Т. Корецкого, B.C. Иванова. «Окна ТАСС», «Боевой карандаш», «Штыком и пером». Серии графических рисунков Л.В. Сойфертиса, Д.А. Шмаринова, А.Ф. Пахомова. Военно- патриотические произведения А.А. Дейнеки, СВ. Герасимова, К.Ф. Юона. Трактовка тем исторического прошлого и образы героев в работах Е.Е. Лансере, П.Д. Корина, А.П. Бубнова, Н. Ульянова. Отражение темы войны в произведениях бытового и пейзажного жанров. Военно-героические работы скульпторов В.И. Мухиной, Н.В. Томского, СД. Лебедевой, Е.В. Вучетича. Замыслы и проекты памятников.

Архитектура военных лет. Маскировочные работы. Деятельность Комиссии по учету и охране памятников искусства (1942 г.). Реставрационно-восстановительные работы. Образование Государственного комитета по делам архитектуры при СНК СССР (1943 г.). Реконструкция разрушенных городов. Смена архитектурного стиля.

    Изобразительное искусство и архитектура середины 1940 – конца 1950-х гг.

Художественная жизнь страны первых послевоенных лет. Тема войны в живописных произведениях Кукрыниксов, Б.М.Неменского, Ю.М.Непринцева, А.И.Лактионова, В.Н.Костецкого. Тематическое разнообразие портретного жанра. Отражение мирной, трудовой жизни народа в работах Т.А.Яблонской, Ю.И.Пименова, А.А.Пластова. Тема национального своеобразия русской природы в пейзажах С.В.Герасимова, Н.М.Ромадина. Творчество Г.Г.Нисского.

Графика. Серии рисунков Б.И.Пророкова. Развитие жанра политической карикатуры. Произведения Кукрыниксов, В.Н.Горяева, Л.Г.Бродаты. Работы художников - плакатистов А.А.Кокоренина, В.С.Иванова. Книжная графика. Творчество В.А.Фаворского.

Скульптура послевоенных лет. Увековечивание памяти погибших в годы войны. Мемориальный ансамбль в Кенигсберге (Калининграде). Монументальные памятники Е.В.Вучетича, Н.В.Томского. Работы А.П.Кибальникова (памятники Н.Г.Чернышевскому, В.В.Маяковскому). Развитие станковой пластики. Творчество С.Т.Коненкова.

Разработки архитекторами генеральных планов восстанавливаемых после военных разрушений городов: Сталинграда, Киева, Минска. Специфика проекта по восстановлению Новгорода. Развитие массового жилищного строительства. Разработки серий проектов индивидуальных квартир. Поиски облика жилого многоэтажного здания. Проектирование и возведение крупнопанельных домов. Высотные здания Москвы.

Смена идеологии в середине 1950-х гг. и политики в области искусства. Отрицание эстетики сталинской эпохи. Изобразительное искусство и архитектура 1960 — 1980-х гг. Искусство периода «оттепели»: возвращение к наследию русского авангарда, западные влияния и индивидуальные творческие решения.

Академия художников СССР и художники - «шестидесятники»: идейное противостояние. Неформальные художественные объединения и возникновение искусства «анде-граунда». Творчество художников-нонконформистов, формирование альтернативного искусства, художественной эмиграции.

Искусство «сурового стиля» и ценности молодого поколения 1960-х гг. Работы Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, Т.Т. Салакова, В.Е. Попкова, Г.М. Коржева. Творчество И.С.Глазунова.

Живопись 1970-1980-х гг.: смена тематики. Формирование художественного рынка: проблема ориентации на образец и этический выбор. Официальные и неофициальные выставки. Преобладание индивидуальных манер и символических сюжетов. Неопримитивизм и профессиональное искусство: работы Л. Пурыгина, Н. Нестеровой, Д.А. Пригова.

Скульптура 1960-1980-х гг. Синтез скульптуры и архитектуры в мемориальных па- мятниках-комплексах. Разработка принципов решения современного памятника. «Пушкиниана» O.K. Комова. Скульптура и монументы Л. Кербеля, Д.Ю. Митлянского. Контраст между официальным и нонконформистским искусством. Творческий феномен В. Сидура. Творчество И.Э. Неизвестного.

Архитектура 1960-1980-х гг. Сооружение общественных, культурных и спортивых центров. Трансформация исторической застройки городов, новые города-спутники, города науки. Работы М. Посохина, А. Меерзона, Ю. Платонова. Архитектура 1990-х гг. Проблема заказа и художественного качества. Постмодернизм, игра элементами классических стилей. «Бумажная архитектура». Реконструкция городской среды. Полемика относительно художественных и социальных проблем архитектуры.

Основные тенденции станкового искусства последних лет. Постмодернизм в изобразительном искусстве. Концептуальное искусство. Элитарное, традиционное, массовое искусство. Новые технологии и творческие процессы. Компьютор и искусство. Тенденция к историческому, классическому реализму. Компьютер и искусство. Художественная полемика, искусствоведческая рефлексия итогов истории, перспектив  отечественного искусства на рубеже  XX– XXI вв.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!