Плиний Младший (61 или 62 – около 114 гг.)



Общественный деятель и писатель.

* * *

Телевидение – наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств. Эстетика телевидения воплощает в себе два принципа:

* мозаичность изображения, представляющего весь мир в качестве несвязанных логической связью сообщений (например, за короткий отрезок времени появляется разномасштабная и разноплановая информация из различных областей жизни);

* резонанс (взаимоусиление) поступающих в сознание телезрителя сообщений, который преодолевает их мозаичную раздробленность, объединяемое в смысловое единство.

Человек может контролировать, «фильтровать», сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово или зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает – «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда – образов, снятых «на месте события». Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с тестом.

«Тот, кто полагает, будто удовлетворяет все желания публики,

чаще всего устанавливает низкий уровень вкуса,

на который затем сам же и опускается».

Джон Рейт, генеральный управляющий Би-Би-Си с 1922 по 1938 года.

    Телевизионная информация – это, прежде всего, эстетическая информация. Телевизионному, аудиовизуальному информационному потоку чужды ценности логики: последовательность, аргументация, осмысленный контекст, если они мешают или определенным образом «настраивают» публику. Телеобразы – есть «отображение» реальной жизни, но инсценируются они как часть этой реальности. Эта реальность часто преподносится без логической связи и аргументации речей. Таким образом, у аудитории складывается такой же взгляд на окружающий мир, как им внушает образная телекоммуникация.

    Люди, включая телевизор, ожидают в первую очередь развлечений, именно поэтому телевидение, следуя этим желаниям, выбирает события с простой структурой, с конфликтом в центре события, с большой степенью привязки к той или иной персоне. То, что не попадает в должную схему, телевидением отбрасывается или переводится на второй план.

«Из свидетелей лучше один видевший, чем десять слышавших»

Плавт Тит Макций (около 250 – около 184 гг. до н.э.), комедиограф

        

Одним из часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. Сюда можно включить:

- фабрикацию фактов,

- манипулятивную семантику,

- упрощение,

- стереотипизацию.

Почти всегда, искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь нужно отметить такие проблемы, как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие альтернативной информации).

        

Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это дорого и опасно. «Какой смысл лгать, если того же можно добиться, тщательно дозируя правду?» Искажение реальности достигается чаще через процесс аккумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении.

    « Honesty is the best polisy » - всегда выгоднее быть честным, если речь идёт о фактах, чем их сознательно замалчивать.

    Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тоталитарность воздействия – полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнений. Идеальный случай – когда удается создать радикальные оппозиционные источники информации, которые, однако, ограничивают свою информационную борьбу с режимом вопросами, которые не затрагивают сути главных программ манипуляции.

    Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности. СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать в хаотическом потоке бессмысленной, поступорожней информации. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще более осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла.

        

Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказываний или видеоряда. При этом меняется контекст и из того же создается совершенно иной смысл. Отдельные «крупицы» сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер, может не иметь с действительностью ничего общего. Политические эвфемизмы, маскирующие истинный смысл явлений, создаются и с помощью терминов. Это специальные слова, имеющие точный смысл, причём аудитория резко разделяется на тех, кто знает точное значение термина и на тех, кто не знает. Но, главное, что термины обладают магическим воздействием на сознание, имея на себе авторитет науки.

 

Упрощение, стереотипизация. Средства массовой информации сыграли важнейшую роль в процессе «толпообразования» в обществе. Человек массы, продукт мозаичной культуры, был в значительной степени создан прессой. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены для связи между простотой сообщения и его восприятием. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение.

    Под этим эмпирическим правилом лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.

«А теперь давайте встанем на четвереньки и посмотрим

на проблему с точки зрения телезрителей»

Американские рекламодатели.

        

Процесс восприятия – это всего-навсего механическая подгонка ещё неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения. Редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщения без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

    Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» - форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания все «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.

    СМИ приучают человека мыслить стереотипами и постепенно снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превращают в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.

   

Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов, начинаешь проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.

        

Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приёмов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

    Одним из условий и, как бы, оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми.

    Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил, растратах и забастовках, сильной жаре и т.д. мешают составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесс сортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, не в состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений.

        

Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Сенсации – это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспоминали.

    Подготовка сенсации – кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире и т.д., как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», не отобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Это иллюзия достоверности – сильное свойство телевидения.

«Если нам плохо, то не всегда так будет и впредь»

Квант Гораций Флакк (65 – 8 г.г. до н.э.),поэт.

        

Новость – это временное создание информационной асимметрии. Она базируется на возможности освещения события, исходя из различных его аспектов, создавая различные виды новостей. Например, война может интерпретироваться или с патриотических, или с домашних, семейных позиций. В первом случае будут сильнее официальные источники, во втором – неофициальные. Когда асимметрия становится общеизвестной, новость следующего дня вычеркивает новость дня прошедшего, поддерживая принцип информационной асимметрии. Она может объяснить любовь СМИ к чрезвычайным ситуациям. С одной стороны, такие события идеально стирают прошлые сообщения из общественного сознания, спасая нашу память. С другой стороны, экстремальная ситуация всегда является проявлением асимметричности, ибо не является прогнозируемым, а именно это отвечает сущности новостей, как таковых.

    Новости поддерживают распределение сил в обществе. Это касается, в первую очередь, официальных новостей. Неофициальные новости в качестве исходящих от оппозиционных источников, наоборот, стараются раскачивать это распределение. Для пропагандистских целей информационная асимметрия всегда найдет свое место, поскольку в каждом обществе существует противопоставление официальной и неофициальной идеологий.

 

ГЛАВА II .

«Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это»


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!